II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровое питание» для 2 класса разработана как часть основной образовательной программы начального общего образования, на основе приказа Минобразования РО от 20.07.2012г. № 668 «О внеурочной деятельности в ОУ Ростовской области» в соответствии с ФГОС НОО РФ.
Рабочая программа ориентирована на методические рекомендации к авторской программе М. М. Безруких, А. Г. Макеевой» Разговор о здоровом питании» М., Издательство ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по спортивно- оздоровительному направлению, создает условия для полноценного физического и психического здоровья школьников, формирует культуру здорового образа жизни и воспитывает у школьников представление о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, развивает готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. Здоровое питание- одна из главных составляющих здорового образа жизни, первая и важнейшая потребность человека.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей № 56» на 2018-2019 учебный год. Календарному учебному графику, расписанию уроков, рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Здоровое питание» для 2 класса рассчитана на 35 учебные недели (из расчета 1 час в неделю).
Цель программы: воспитание у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
-формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении здоровья, а также готовность соблюдать эти правила;
-освоение детьми практических навыков рационального питания;
-формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
-информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
-развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
-развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Общая характеристика программы
Программа « Здоровое питание» построена в соответствии с принципами:
-научная обоснованность и практическая целесообразность;
-возрастная адекватность;
-необходимость и достаточность информации;
-модульность программы;
-практическая целесообразность
-динамическое развитие и системность;
-вовлеченность семьи и реализацию программы;
-культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"Самые полезные продукты",
"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
"Где найти витамины весной",
"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
"Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
"Плох обед, если хлеба нет",
"Полдник. Время есть булочки",
"Пора ужинать",
"Если хочется пить";
культура питания:
"На вкус и цвет товарищей нет",
"День рождения Зелибобы".
"Где и как мы едим",
"Ты готовишь себе и друзьям";
потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
"Кухни разных народов",
"Кулинарное путешествие",
"Как питались на Руси и в России",
"Необычное кулинарное путешествие".
V. Календарно – тематическое планирование
по курсу «Здоровое питание»
во 2«В» классе учителя высшей категории
Кладиевой Е. В.
на 2018 – 2019 учебный год.
№ | Плановые сроки прохождения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 05.09 | Вводное занятие. | | 1 | |
2 | 12.09 | Давайте познакомимся! | | 1 | |
3 | 19.09 | Из чего состоит наша пища. | 1 | |
4 | 26.09 | Дневник здоровья. Пищевая тарелка. | 1 | |
5 | 03.10 | Что нужно есть в разное время года. | 1 | |
6 7 | 10.10 17.10 | Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего Дня. | 2 | |
8 | 24.10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | |
9 | 07.11 | «Пищевая тарелка» спортсмена. | 1 | |
101112 | 14.11 21.11 28.11 | Где и как готовят пищу. | 3 | |
13 | 05.12 | Как правильно накрыть стол. | 1 | |
14 | 12.12 | Как правильно накрыть стол. (практикум) | 1 | |
1516 | 19.12 26.12 | Молоко и молочные продукты. | 2 | |
17 | 09.01 | Кто работает на ферме? | 1 | |
1819 20 | 16.01 23.01 30.01 | Блюда из зерна. | 3 | |
212223 | 06.02 13.02 20.02 | Какую пищу можно найти в лесу. Экскурсия в лес. | 3 | |
2425 | 27.02 05.03 | Что и как приготовить из рыбы. | 2 | |
262728 | 12.03 02.04 09.04 | Дары моря. | 3 | |
293031 | 16.04 23.04 30.04 | Кулинарное путешествие по России. | 3 | |
3233 | 07.05 14.05 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 2 | |
34 35 | 21.05 28.05 | Как правильно вести себя за столом. | 2 | |
VI. Корректировка часов по курсу «Здоровое питание» во 2 «В» классе в соответствии с годовым календарным учебным графиком
Количество часов по программе | Количество часов по календарному графику |
35 часов – 1 час в неделю | 35 часов – 1 час в неделю |