СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
На МО учителей зам.директора по УР директор школы-интерната
От «___»____2016г. _____ И.Г.Самохвалова ______ И.П.Чепурышкин
_____ Е.В.Буданова «____»______2016года «____»______2016года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые руки»
Для учащихся 2-4 классов(VII в.)
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Кротова Т.А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуется координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребёнка.
В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на детей от 8 до 12 лет, срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 1 час.
Исходя из этого, была определенна цель программы.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки школьника.
Задачи:
Развитие творческих и конструкторских способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции.
Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
Формирование умений, навыков работы с различными материалами.
Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
Программа «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентиров, целей и ценностей. Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если ребёнок прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Принципы организации занятий
Основные методы работы
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Педагогической идеей, положенной в основу программы «Умелые руки», является развитие у детей творческого мышления, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий. Программа построена, как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости, самостоятельности.
Планируемые результаты
Приобретение навыков работы в коллективе
Овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками.
Изготавливать различные тематические аппликации.
Изготавливать игрушки, украшения, поделки бытового характера.
Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».
Организовывать рабочее место. Изготавливать шаблоны, использовать инструменты для работы.
Составлять композицию из отдельных элементов
Гармонично сочетать цвета.
Формы подведения итогов реализации программы
Выставки детских работ в классе, в школе;
Участие в различных конкурсах;
Творческий отчёт воспитателя на педсовете.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование Разделов, блоков | Всего часов | Количество теория | часов практика | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Работа с природным материалом. | 4 | 1 | 3 | Конструирование поделок из природного материала |
2 | Папье - маше | 4 | 1 | 3 | Ручной труд. Сувенирная тарелка. |
3 | Декупаж | 3 | 1 | 2 | Сувенирная тарелка |
4 | Аппликация из текстиля | 4 | 1 | 3 | Аппликация из ткани, лент, тесьмы, пуговиц, бусин. |
5 | Техника «кунусайга». | 4 | 1 | 3 | Торцевание тканью по пенопласту. |
6 | «Изонить» | 4 | 1 | 3 | Вышивание нитью по картону |
7 | «Картон – конструктор» | 4 | 1 | 3 | Конструирование из картона игрушек с подвижными деталями. |
8 | Квиллинг | 4 | 1 | 3 | Конструирование из бумаги. |
9 | .Пластилиновые фантазии | 3 | 1 | 2 | Рисование пластилином. |
Календарное планирование
№ п/п | № блока | Тема занятия | Дата проведения | Дата по факту | Всего часов |
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с различными природными материалами, их свойствами. Рассматривание готовых работ. Инструктаж по ТБ на занятиях. | 07.09.16 | | 1 |
2 | 1 | Аппликация из природных материалов и крупы «И снова осень». | 14.09.16 | | 1 |
3 | 1 | Конструирование из ракушек «Животные». | 21.09.16 | | 1 |
4 | 1 | Объёмное конструирование из морских ракушек «Земляника». | 28.09.16 | | 1 |
5 | 2 | Знакомство с техникой папье-маше. Виды папье-маше. «Сувенирная тарелка» - наклейка 2-х слоёв, просушка. | 05.10.16 | | 1 |
6 | 2 | «Сувенирная тарелка» - наклейка 3-4го слоёв, просушка. | 12.10.16 | | 1 |
7 | 2 | «Сувенирная тарелка» - Наклейка 5-6го слоёв, окончательная просушка. | 19.10.16 | | 1 |
8 | 2 | «Сувенирная тарелка» - шлифовка, покраска. | 26.10.16 | | 1 |
9 | 3 | Декупаж. Знакомство с техникой выполнения, материалами, инструментами. | 09.11.16 | | 1 |
10 | 3 | Декупаж по сувенирной тарелке. | 16.11.16 | | 1 |
11 | 3 | Завершающий этап техники декупаж – нанесение акрилового лака, контуров, окончательная отделка сувенирной тарелки. Выставка детских работ. | 23.11.16 | | 1 |
12 | 4 | Аппликация из текстиля. Знакомство с техникой работы. Инструктаж по ТБ. | 30.11.16 | | 1 |
13 | 4 | Аппликация из текстиля «Дерево». | 07.12.16 | | 1 |
14 | 4 | Аппликация из текстиля «Мухомор». | 14.12.16 | | 1 |
15 | 4 | Аппликация из текстиля «Животные африки» | 21.12.16 | | 1 |
16 | 5 | Знакомство с техникой «кунусайга». Инструктаж по ТБ. Рассматривание работ в технике кунусайга. | 11.01.17 | | 1 |
17 | 5 | «Цветы». | 18.01 17 | | 1 |
18 | 5 | «Птичий домик». | 25.01.17 | | 1 |
19 | 5 | «Подружки». Выставка детских работ. | 01.02.17 | | 1 |
20 | 6 | Знакомство с техникой «Изонить». Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. | 08.02.17 | | 1 |
21 | 6 | Техника изонить. Заполнение круга и угла. | 15.0217 | | 1 |
22 | 6 | Техника изонить. «Подсолнух». | 22.02.17 | | 1 |
23 | 6 | Техника изонить. «Щенок». Выставка детских работ. | 01.03.17 | | 1 |
24 | 7 | Подвижные игрушки из картона. Материалы и инструменты. Техника выполнения. Инструктаж по ТБ. | 15.03.17 | | 1 |
25 | 7 | Конструирование из картона игрушек с подвижными деталями. «Медвежонок». | 22.03.17 | | 1 |
26 | 7 | «Весёлые человечки». | 05.04.17 | | 1 |
27 | 7 | «Кордовый самолёт». Выставка детских работ. | 12.04.17 | | 1 |
28 | 8 | Знакомство с техникой «квиллинг». Рассматривание готовых работ и образцов. Скручивание рулончика, лепестка. Подготовка мелких деталей. | 19.04.17 | | 1 |
29 | 8 | «Грозди рябины». | 26.04.17. | | 1 |
30 | 8 | «Букет». | 03.05.17 | | 1 |
31 | 8 | «Павлин». Выставка детских работ. | 10.05.17 | | 1 |
32 | 9 | «Бабочки, бабочки, бабочки» | 17.0517 | | 1 |
33 | 9 | «Мандариновое дерево» | 24.05 17 | | 1 |
34 | 9 | «Жираф». Выставка детских работ. | 31.05.17 | | 1 |
№ п/п | дата | Наименование разделов, тем | Всего часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 07.09 | Вводное занятие. «Краски осени» аппликация из природного материала. | 1 | Конструирование из природного материала |
2 | 14.09 | «Ветка рябины» аппликация из мятой бумаги | 1 | Конструирование из бумаги |
3 | 21.09 | Знакомство с техникой папье-маше. «Блюдце». Этап №1 | 1 | |
4 | 28.09 | «Блюдце». Этап №2 | 1 | |
5 | 05.10 | «Блюдце» этап№ 3 | 1 | |
6 | 12.10 | Декупаж. «Сувенирное блюдце» | 1 | |
7 | 19.10 | Аппликация из текстиля и пуговиц «Дерево» | 1 | |
8 | 26.10 | Аппликация из текстиля и пуговиц «Мухомор» | 1 | |
9 | 09.11 | «Кружевная сказка». Работа с бросовым материалом | 1 | |
10 | 16.11 | «Снежинка» Торцевание на пенопласте | 1 | |
11 | 23.11 | «Дворец деда мороза». Торцевание | 1 | |
12 | 30.11 | «Рождественская открытка» | 1 | |
13 | 07.12 | «Снегири и синицы». Аппликация из мятой бумаги. | 1 | |
14 | 14.12 | «Снеговик». Конструирование из бросового материала. | 1 | |
15 | 21.12 | «Зимний лес». Оригами. | 1 | |
16 | 11.01 | «Зимний лес». Оригами.(продолжение) | 1 | |
17 | 18.01 | «Матрёшка».Аппликация с использованием природного материала(горох). | 1 | |
18 | 25.01 | «Мандариновое дерево». Рисование пластилином. | 1 | |
19 | 01.02 | «Бабочки». Рисование пластилином. | 1 | |
20 | 08.02 | Сувениры «Валентинка». | 1 | |
21 | 15.02 | «Летят самолёты, плывут корабли». Оригами. | 1 | |
22 | 22.02 | Сувенир-открытка «23 февраля». | 1 | |
23 | 01.03 | «Букет для мам и бабушек». Торцевание на пенопласте. | 1 | |
24 | 15.03 | «Чудо-дерево». Работа с бросовым материалом. | 1 | |
25 | 22.03 | «Тюльпаны». Работа с бросовым материалом. | 1 | |
26 | 05.04 | «Пейзаж». Аппликация из яичной скорлупы. | 1 | |
27 | 12.04 | «На дне морском». Аппликация из морских ракушек и гальки. | 1 | |
28 | 19.04 | «Море волнуется раз…» Обрывная аппликация. | 1 | |
29 | 26.04 | «Золотая рыбка». Квиллинг. | 1 | |
30 | 03.05 | «Волшебные цветы». Квиллинг. | 1 | |
31 | 10.05 | «Весна.Мать-и-мачеха». Аппликация из мятой бумаги. | 1 | |
32 | 17.05 | «Ландыши» Квиллинг. | 1 | |
33 | 24.05 | «Бабочка, давай дружить». Работа с бросовым материалом. | 1 | |
34 | 31.05 | Подведение итогов. Выставка детских работ. | 1 | |