Программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Комплект «Ментальная арифметика. Учебные пособия. Комплект для открытия центра».
Цель: развитие у детей логического и образного мышления, концентрации внимания, скорости восприятия информации и памяти, интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Основные задачи
Обучающие:
-совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметического счета абакус;
-обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
-развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
-развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
-развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
Воспитывающие:
- воспитание инициативности и самостоятельности, уверенности в себе.
- воспитание интереса к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитание потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Программа рассчитана на 35 часов и ориентирована на формирование комплекса общеучебных умений и способов деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.
Личностные УУД результаты:
-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. | Введение: Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой Знакомство с детьми. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | практические задания, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры | диалог, индивидуальная работа, работа в парах |
2. | Уровень 1 «Просто»: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | практические задания, развивающие игры, тренинги, кинезиологическая гимнастика | диалог, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа |
3. | Уровень 2 «Братья»: Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | практикум, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа на тренажёрах. |
4. | Уровень 3 «Друзья»: Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | тренинг внимания.практические задания, кинезиологическая гимнастика, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа в группахработа на тренажёрах. |
5. | Уровень 4 «Брат+Друг»: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | тренинг воображения. творческие задачи, кинезиологическая гимнастика, соревнования на скорость решения примеров на абакусе. | работа в группах, работа в парах. |
6. | Уровень 5 «Анзан»: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика. | практические задания, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры | диалог, работа в группах, работа в парах. |
3.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Практические занятия |
Презентации | Олимпиады, Соревнования |
I. Введение | 2ч | 1 | |
1-2 | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. | 2ч | | |
II. Уровень 1 «Просто» | 8ч | 1 | 1 |
3 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. | 1ч | | |
4 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. | 1ч | | |
5-7 | Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. | 3ч | | |
8 | Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. | 1ч | | |
9-10 | Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. | 2ч | | |
III. Уровень 2 «Братья» | 6ч | 1 | 1 |
11-12 | Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». | 2ч | | |
13-14 | Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата». | 2ч | | |
15-16 | Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». | 2ч | | |
IV. Уровень 3 «Друзья» | 9ч | 2 | 1 |
17-19 | Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | | |
20-22 | Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | 1 | |
23-25 | Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». | 3ч | | |
V. Уровень 4 «Брат+Друг» | 6ч | 1 | 2 |
26-27 | Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. | 2ч | | |
28-29 | Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом. | 2ч | | |
30-31 | Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. | 2ч | | |
VI. Уровень 5 «Анзан» | 4ч | 1 | 2 |
32-34 | Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. | 3ч | | |
35 | Диагностика. | 1ч | | |