СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для 5х классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса: развитие у детей логического и образного мышления, концентрации внимания, скорости восприятия информации и памяти, интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ментальная арифметика» для 5х классов»

Программа курса внеурочной деятельности «Ментальная арифметика»


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

Комплект «Ментальная арифметика. Учебные пособия. Комплект для открытия центра».

Цель: развитие у детей логического и образного мышления, концентрации внимания, скорости восприятия информации и памяти, интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Основные задачи

Обучающие:

-совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметического счета абакус;

-обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

Развивающие:

-развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

-развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

-развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;

Воспитывающие:

- воспитание инициативности и самостоятельности, уверенности в себе.

- воспитание интереса к быстрому счету и ментальной арифметике.

- воспитание потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

Программа рассчитана на 35 часов и ориентирована на формирование комплекса общеучебных умений и способов деятельности.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.

Личностные УУД результаты:

-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;


Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

-умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

-умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


п/п

Содержание


Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение: Инструктаж по ТБ детей.

Знакомство с ментальной арифметикой Знакомство с детьми. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.

практические задания, развивающие игры, кинезиологическая гимнастика, подвижные игры

диалог, индивидуальная работа, работа в парах

2.



Уровень 1 «Просто»: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999.

практические задания, развивающие игры, тренинги,

кинезиологическая гимнастика

диалог, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа

3.

Уровень 2 «Братья»: Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

Вычитание5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».

практикум,

развивающие игры,

кинезиологическая гимнастика, подвижные игры, соревнования на скорость решения примеров на абакусе.

работа на тренажёрах.

4.

Уровень 3 «Друзья»: Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».

Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга».

тренинг внимания.практические задания,

кинезиологическая гимнастика,

соревнования на скорость решения примеров на абакусе.


работа в группахработа на тренажёрах.

5.

Уровень 4 «Брат+Друг»: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.

Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.

тренинг воображения. творческие задачи,

кинезиологическая гимнастика,

соревнования на скорость решения примеров на абакусе.

работа в группах, работа в парах.

6.

Уровень 5 «Анзан»: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика.

практические задания, развивающие игры,

кинезиологическая гимнастика, подвижные игры

диалог, работа в группах, работа в парах.


3.Тематическое планирование






Тема урока

Кол-во

часов

Практические занятия

Презентации

Олимпиады,

Соревнования

I. Введение

1


1-2

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.



II. Уровень 1 «Просто»

1

1

3

Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.



4

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.



5-7

Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.



8

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999.



9-10

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999.



III. Уровень 2 «Братья»

1

1

11-12

Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».



13-14

Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».



15-16

Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».



IV. Уровень 3 «Друзья»

2

1

17-19

Сложение 10: «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».




20-22

Вычитание 10: «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга».

1


23-25

Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга».



V. Уровень 4 «Брат+Друг»

1

2

26-27

Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.



28-29

Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.



30-31

Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом.



VI. Уровень 5 «Анзан»

1

2

32-34

Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом.



35

Диагностика.