10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пахаревская школа- детский сад»
Рассмотрено на заседании МО. Руководитель МО _______Нечипуренко Т.А. Протокол № 4 от 23.08.2019 | Согласовано Зам. директора по УВР ________Тарасенко Т.И. 29.08.2019 | Утверждено Директор МБОУ«Пахаревская школа- детский сад»: ____________ Шнипко П.П. Приказ №247/1 от 30.08.2019 | | | |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
"Юнармия"
для 8-9 классов
на 2019 -2020 учебный год
направление деятельности: духовно-нравственное
Составитель программы:
Ящук Роман Владимирович
учитель ОБЖ.
с. Пахаревка, 2019 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юнармия» составлена для 8 - 9 классов общеобразовательной школы на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, (с изменениями).
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Пахаревская школа» утвержденной приказом №78 от 31.08. 2015г.
патриотического кружка «Юнармия» для общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования детей и молодежи г. Симферополь, 2018 год.
Положения о рабочей программе по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Пахаревская школа- детский сад» утвержденного приказом № 136 от 31.08.2018г.
Учебного плана МБОУ «Пахаревская школа- детский сад» на 2019-2020 учебный год утвержденного приказом №216/1 от 02.07.2019г.
Письма Министерства образования РФ от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации Основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
Приобретение школьниками знаний: - о правилах ведения здорового образа жизни,
- об основных нормах гигиены,
- о технике безопасности при занятии спортом и обращении с учебным и пневматическим оружием;
- о способах и средствах самозащиты;
- о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
-о приятных в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры;
- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;
-о правилах конструктивной групповой работы;
-об основах разработки социальных проектов и организации досуга других людей;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
-приобретение школьником опыта актуализации военно- патриотической, спортивно - оздоровительной деятельности в социальном пространстве;
-опыта заботы о младших и организации их досуга;
-опыта волонтерской деятельности;
-опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
-опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
В процессе занятий у учащихся сформируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
Личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
В результате изучения курса в 8 классе, обучающиеся научатся: -основам военных знаний и воинской дисциплины; - анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов; - использованию традиционных и современных средств ориентирования и навигации, ведению радиосвязи; - распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения с автоматом Калашникова; - практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия; - распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них; - способам контроля параметров физического состояния; - приемам психологического контроля и самоконтроля; - основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях; - специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения; - строевой подготовке.
В результате изучения курса в 9 классе, обучающиеся научатся:
- основам топографии и геодезии;
- основам картографирования и математическому геомоделированию;
- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;
- методам научных исследований в области истории и географии;
- использованию традиционных и современных средств ориентирования на местности;
- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения со стрелковым оружием;
- практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия;
- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;
- способам контроля параметров физического состояния;
- приемам психологического контроля и самоконтроля;
- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;
- правилам поведения в ситуации террористической угрозы
- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;
- организовывать походный лагерь;
- строевой подготовке.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс
Раздел «Военная история родного Отечества» - 4 ч.
Присоединение Крыма. Создание Черноморского флота. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма. Создание Черноморского флота. Подвиг брига «Меркурий». Крымская война 1853-1856 годов. Первая оборона города Севастополь. Подвиг защитников Севастополя (П.С. Нахимов, В.А.Корнилов, В.И. Истомин, матрос П.М.Кошка, Даша Севастопольская).
«От героев былых времен…»Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии как оплота советского государства. Причины, этапы Великой Отечественной Войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Подвиг тружеников тыла. Достижения оборонной промышленности (Танк Т-34,Реактивная установка БМ-13 «Катюша»). Оборона Севастополя. Боевые действия на Керченском полуострове. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Блокада Ленинграда. Освобождение Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Полководцы Великой Отечественной Войны.
Дорогами крымских партизан. Наступление 11 немецкой армии Эриха фон Манштейна. Организация партизанского сопротивления на оккупированных территориях. А.В. Мокроусов. Проблемы обеспечения партизан продовольствием и вооружением. Партизанские районы в Крыму. Соединения партизанских отрядов Крыма. Сражения крымских партизан с фашистами. Бешуйский бой. Помощь многонационального крымского населения партизанским отрядам. Села уничтоженные картелями за помощь партизанам (Лаки, Кокташ, Чермалык, Айлянма).
Практические занятия. Составление исторического портрета личности (Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Г.К. Жуков, А.В. Мокроусов). Экскурсионные выезды по местам боевой славы (поле Альминского сражения, Аджимушкайские каменоломни, 35 батарея, мемориал «Сапун-гора» и т.д.). Участие в военно-исторических реконструкциях.
Раздел «Специальная и тактическая подготовка» - 5 ч.
Основы военной топографии тактики ведения боя. План и карта. Параллель. Меридиан. Топография. Геодезия. Системы координат. Картографические проекции, используемые на военных картах. Условные обозначения на топографической карте и специальные военные условные знаки. Карта как средство военного управления. Ориентирование на пересеченной, горной местности и в лесу. Компас. Буссоль. Теодолит. Нивелир. Дальномер. Топографическая служба вооруженных сил Российской Федерации. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования, предъявляемые к нему.
Основы первой медицинской помощи. Чрезвычайные ситуации. Первая медицинская помощь. Переноска пострадавшего. Раны. Переломы. Отравления.
Туристская подготовка. Методы выживания в условиях дикой природы. Полевой походный лагерь. Питание в походе. Способы устройства бивуака. Обязанности в пешем походе. Типы туристических узлов. Туристское снаряжение.
Практические занятия. Составление кроков, ориентирование на местности. Соревнования по спортивному ориентированию. Вязка туристических узлов. Определение размеров объектов на расстоянии. Проведение реанимации путем непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Перенос пострадавшего. Наложение повязок. Тактические игры.
Раздел «Строевая подготовка»- 4 ч.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение команд «К машинам», «По местам», «Заводи», «Ложись», «К бою», «Встать», «Отделение, положить – ОРУЖИЕ», «Отделение - К ОРУЖИЮ» «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить».Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение строевых приёмов: «Головные уборы – снять (надеть)»Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в стройДвижение с оружием в положении «на ремень», «на грудь», «за спину». Движение с оружием в положении «у ноги». Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Действия личного состава при внезапном нападении противника. Изменение скорости движения. Изменение темпа движения. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.
Практические занятия. Отработка строевых приемов. Участие в торжественных мероприятиях. Участие в почетном карауле «Поста №1».
Раздел «Огневая подготовка»- 4 ч.
Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании оружия. Холодное оружие и приемы его использования. Стрелковое оружие. Материальная часть стрелкового оружия. Боеприпасы. Основы стрельбы. Способы стрельбы. Практические стрельбы из стрелкового оружия. Работа с короткоствольным оружием. Ознакомление с пулеметами. Техники скоростной стрельбы. Техники тактической стрельбы. Техники стрельбы в движении. Техники стрельбы из движущегося автомобиля. Работа в группе. Снайперская подготовка.
Практические занятия. Контрольные стрельбы. Разборка и обслуживание автоматического оружия. Метание гранаты. Экскурсионные выезды в воинские части с ознакомлением с военной техникой. Сдача нормативов комплекса ГТО.
Формы организации и виды деятельности:
- теоретические занятия;
- семинары, практикумы, конференции;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- практические занятия по допризывной физической подготовке и военно-спортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО;
- встречи с участниками событий;
- практические занятия по спортивному ориентированию;
- тренинги по подготовке к военно-тактической игре «Победа» и др.
- туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
- участие в школьных и районных военно-спортивных соревнованиях;
- участие в вахтах памяти, уход за памятными местами.
9 класс
Раздел «Военная история Отечества» - 3 ч.
«Холодная война». Достижения отечественной науки.
Угроза миру – «Доктрина Трумэна». Создание атомной бомбы в СССР как способ защиты от ядерного удара. Наращивание ядерного потенциала. НАТО. Организация Восточного договора. Создание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. Первый искусственный спутник Земли. Полет человека в Космос. Ю.А. Гагарин. Карибский кризис – предпосылки и итоги. Космическая программа «Союз-Аполлон». «Доктрина Рейгана» – военное и политическое давление на советские страны.
Современные военные конфликты. Вооруженный конфликт в Демократической республике Афганистан. Разрушение Социалистической федеративной республики Югославия. Вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 году. Военное вмешательство сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии. Борьба России против террористической организации «Исламское государство». Вооруженный конфликт на Донбассе.
Воссоединение Крыма с Россией.
Формирование народного ополчения в Крыму. Общественные объединения «Русская община Крыма» и «Русское Единство». Митинг Народной воли в городе Севастополе 23 февраля 2014 года. Организация народных дружин. Роль Вооруженных сил Российской Федерации в сохранении межнационального мира в Республике Крым. Принятие декларации о независимости города Севастополя и Автономной Республики Крым. Референдум о статусе Крыма. Принятие в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя.
Практические занятия. Просмотр фильмов. Посещение музеев боевой славы. Экскурсионные выезды. Встречи с участниками событий.
Раздел «Специальная подготовка» - 9 ч.
Виды вооружений, принятых в Российской Федерации и армиях иностранных государств.Вооружения родов войск Российской Федерации. Стратегические ракеты: МБР «Сотка», «Воевода», «Тополь», «Тополь-М», РС-24 Ярс, РС-26 Рубеж, МБР «Сармат» РС-28, БЖРК Баргузин. Противотанковое оружие: комплекс «Корнет - Д», комплекс «Гермес», МГК БУР, РПГ 32 Хашим. Химическое оружие, его виды. Противогаз. Биологическое оружие, его виды. Ядерное оружие, его виды. Чрезвычайные ситуации. Землетрясения. Наводнения. Эпидемии.
Терроризм как угроза человечеству. Теракты на территории Российской Федерации. Террористический акт в Беслане. Правила поведения в чрезвычайной ситуации и ситуации захвата заложников.
Ориентирование на местности.Виды и свойства карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде.
Туристская подготовка.Методы выживания в условиях дикой природы. Переправа через препятствия. Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.Туристский инвентарь. Виды туристских узлов.
Практические занятия.Вязка туристских узлов (не менее 8). Установка туристической палатки. Устройство кострища. Составление меню 5-и дневного пешего похода. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи. Изучение лекарственных препаратов первой неотложной помощи. Ориентирование на местности. Спортивное ориентирование.
Раздел «Строевая подготовка» - 2 ч.
Перемена направления движения колонны. Перестроение взвода в походном строю. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Повороты в движении. Повороты и движение с оружием. Повороты и движение с оружием строевым шагом. Повороты на месте. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Повороты с оружием в положении «у ноги». Поочередный выход из строя военнослужащих и зачитка текста Военной присяги (обязательства). Исполнение Государственного гимна. Прохождение торжественным маршем. Вынос Знамени. Построение отделения в колонну по одному (по два). Построение, выравнивание, повороты взвода. Перебежки и переползания.
4. Раздел «Огневая подготовка» - 3 ч.
Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании оружия. Стрелковое оружие. Материальная часть стрелкового оружия. Основы стрельбы. Способы стрельбы. Практические стрельбы из стрелкового оружия. Снайперская подготовка.
Практические занятия.Контрольные стрельбы. Разборка и обслуживание автоматического оружия.Метание гранаты. Экскурсионные выезды в воинские части с ознакомлением с военной техникой. Сдача нормативов комплекса ГТО.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Название разделов/тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Военная история родного Отечества: - присоединение Крыма. Создание Черноморского флота; - «От героев былых времен…»; - дорогами крымских партизан. | 4 1 2 1 | 3 1 1 1 | 1 - 1 - |
| Специальная и тактическая подготовка: - основы военной топографии и тактики ведения боя; - основы первой медицинской помощи; - туристская подготовка. | 5 1 2 2 | 1 - 1 | 4 1 2 1 |
| Строевая подготовка. | 4 | - | 4 |
| Огневая подготовка. | 4 | 1 | 3 |
| Итого | 17 | 5 | 12 |
9 класс
№ п/п | Название разделов/тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Военная история Отечества - «Холодная война». Достижения отечественной науки; - современные военные конфликты; - воссоединение Крыма с Россией. | 3 1 1 1 | 2 1 1 1 | 1 - - - |
| Специальная подготовка: - виды вооружений, принятых в Российской Федерации и армиях иностранных государств. -терроризм как угроза человечеству. - ориентирование на местности. - туристская подготовка. | 9 1 1 3 4 | 3 1 - 1 1 | 6 - 1 2 3 |
| Строевая подготовка | 2 | - | 2 |
| Огневая подготовка | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 17 | 6 | 11 |