МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232 г.о. Серебряные Пруды 8 - 496 – 67 – 36 – 166 с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания школьного методического совета от _______ № _________ _________________________ (Ф.И.О. руководителя ШМО, подпись) | СОГЛАСОВАНО. ЗД по УВР __________ Г.К. Лихачева «_____» _______ 201_ г. | УТВЕРЖДЕНО. Директор _____________ Н.С. Иванова Приказ № ________ «____» _______ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ",
3 А, 3Б КЛАССЫ
Учитель:
Симакова Элла Сергеевна,
учитель первой категории.
2017 г.
Рабочая программа на 2017-18 уч. год по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального госу¬дарственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, М.: Просвещение, 2015 г., для 3 классов. УМК.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся.
Создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.
Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.
Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них сопровождается вычерчиванием промежуточных или конечных результатов, учащиеся подводятся к пониманию роли и значения в конструкторской деятельности, у них формируются умения выполнять чертёж, читать его, вносить дополнения и др.
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы:
изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим и их использование для выполнения последующих заданий;
изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Геометрическая составляющая.
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: равносторонний, разносторонний, равнобедренный.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование.
1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника
2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).
3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”
4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”
5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”
6. Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей
8. Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку
9. Изготовление из деталей конструктора подъёмного крана.
10. Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, её усовершенствование по заданным условиям.
Формы организации:
- практические занятия;
- игра, загадка, сказка, рассказ;
- диалог;
- игровые ситуации;
- наблюдение;
- практикумы;
- моделирование;
- исследование;
- конструирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Примечание |
3а | 3а | 3б | 3б |
по плану | фактически | по плану | фактически |
1 | 1 р.н. | | 1 р.н. | | 1 | Повторение изученного. Отрезок. Многоугольники. Практическая работа: «Построение многоугольников» | |
2 | 2 р.н. | | 2 р.н. | | 1 | Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля. Практическая работа. | |
3 | 3 р.н. | | 3 р.н. | | 1 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный. Игра | |
4 | 4 р.н. | | 4 р.н. | | 1 | Построение треугольника по трем сторонам, заданными их длинами. Игра «Собери фигуру» | |
5 | 5 р.н. | | 5 р.н. | | 1 | Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками. Соотношение между сторонами треугольника. Игра «Змейка» | |
6 | 6р.н. | | 6р.н. | | 1 | Конструирование фигур из треугольников. Игра «Фантазёры» | |
7 | 7р.н. | | 7р.н. | | 1 | Виды треугольников по углам. Игра «Дорисуй недостающую фигуру» | |
8 | 8 р.н | | 8 р.н | | 1 | Представление о развертке правильной треугольной пирамиды.Исследовательская практическая работа. | |
9 | 9р.н | | 9р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды». | |
10 | 10р.н | | 10р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексагон-«гнущийся многоугольник»). | |
11 | 11р.н | | 11р.н | | 1 | Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата). Практическая работа. | |
12 | 12р.н | | 12р.н | | 1 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей. Практическая работа. | |
13 | 13р.н | | 13р.н | | 1 | Вычерчивание прямоугольников на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Практическая работа. | |
14 | 14р.н | | 14р.н | | 1 | Чертёж. Практическая работа: «Изготовление по чертежу аппликации «Домик»». | |
15 | 15р.н | | 15р.н | | 1 | Закрепление пройденного. Учебная игра. | |
16 | 16р.н | | 16р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер»». | |
17 | 17р.н | | 17р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». | |
18 | 18р.н. | | 18р.н. | | 1 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Практическая работа. | |
19 | 19р.н. | | 19р.н. | | 1 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника. Моделирование. | |
20 | 20р.н | | 20р.н | | 1 | Презентация: «Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей». Практическая работа. | |
21 | 21р.н | | 21р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление многолепесткового цветка». | |
22 | 22р.н | | 22р.н | | 1 | Презентация: Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей». Практическая работа. | |
23 | 23р.н | | 23р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление модели часов с круглым циферблатом». | |
24 | 24р.н. | | 24р.н. | | 1 | Практическая работа: «Взаимное расположение окружностей на плоскости». | |
25 | 25р.н | | 25р.н | | 1 | Практическая работа: «Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений». | |
26 | 26р.н | | 26р.н | | 1 | Взаимное расположение фигур на плоскости. Урок - игра | |
27 | 27р.н | | 27р.н | | 1 | Практическая работа: «Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку». | |
28 | 28р.н | | 28р.н | | 1 | Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление фигур из её элементов. Практическая работа | |
29 | 29р.н. | | 29р.н. | | 1 | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. Практическая работа | |
30 | 30р.н. | | 30р.н. | | 1 | Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. Практическая работа: «Город» | |
31 | 31р.н. | | 31р.н. | | 1 | Практическая работа: «Город». Сбор композиции и подготовка к выставке работ. | |
32 | 32р.н. | | 32р.н. | | 1 | Организация выставки работ. | |
33 | 33р.н. | | 33р.н. | | 1 | Математическая игра «Счастливый случай» | |
34 | 34р.н. | | 34р.н. | | 1 | Обобщение изученного материала. | |
Всего: | 34 |