СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Знатоки русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа доп.образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Знатоки русского языка»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №11 города Ельца»


«Согласовано»

Руководитель МО

______________/…………...../

Протокол №1

от «30 » августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 11

г. Ельца»

______________/……………./

Приказ № _____

от « 30 » августа 2023 г.





Рабочая программа по курсу

«Знатоки русского языка»

к дополнительной общеразвивающей программе

социально-педагогической направленности

«Развивай-ка»

1 класс

педагога

Суховой Л.А.

первая категория



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от « 30 » августа 2023г.










2023 – 2024 учебный год

1. Планируемые результаты освоения курса «Знатоки русского языка»


Содержание программы внеурочной деятельности позволят достичь следующих результатов:


Личностные

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Коммуникативные универсальные учебные действия

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- строить понятные для партнера высказывания;

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

Содержание курса 1 класс (30 часов)


Тема 1. Наш помощник - язык. (1 час)

Тема 2. В мире слов и звуков. (18 часов)


Прямое и переносное значение слов. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие. Транскрипция (звукопись). Замена звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.

Тема 3. Живые буквы( 10 часов)

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

Итоговое занятие (1 час)


Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Курс направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.

В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в различных творческих интеллектуальных конкурсах.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс  позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения  содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.







3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 класс




№№ п/п


Тема урока

Кол-во уроков


Дата

по плану

по факту

1

Наш помощник - язык.

1



2

Прямое и переносное значение слов.

1



3

Что такое слово?

1



4

Понятие слова.

1



5

Знакомство с ребусом.

1



6

В мире звуков.

1



7

Уточнение представления детей о звуках.

1



8

Понятия «фонетика».

1



9

Понятия «фонема», «фонематический слух».

1



10

Игротека.

1



11

Формулировка смыслового значения слова.

1



12

Понятие «рифма».

1



13

Звуки: гласные, согласные.

1



14

Звуки: твердые, мягкие.

1



15

Звуки: глухие, звонкие.

1



16

Транскрипция (звукопись).

1



17

Замена звука (буквы).

1



18

Слабая, сильная позиция.

1



19

Орфоэпия.

1



20

Отличие гласных звуков и букв от согласных.

1



21

Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

1



22

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные.

1



23

Разгадывание метограмм.

1



24

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких.

1



25

Определение ударного слога в слове.

1



26

Упражнение в умении различать гласные и согласные

1



27

Упражнение в умении различать согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости.

1



28

Решение метограмм.

1



29

Рифмование слов.

1



30

Дидактическая игра «Составь слово»

1











4. Формы аттестации и оценочные материалы:

Формы аттестации

Аттестация производится через  устный опрос, тестирование, проект, коллективный анализ работы, викторину, конкурс, игру.

Оценочные материалы.

Текущая проверка осуществляется без оценки.  Работа ребенка оценивается словесно и только положительно.

Для проверки результативности проводится промежуточная аттестация, результаты которой позволяют определить степень усвоения обучающимися программных требований.

По результатам изучения курса «Знатоки русского языка» в рамках промежуточной аттестации на последнем занятии проводится дидактическая игра.


5