Пояснительная записка.
Рабочая программа по лепке «Волшебные пальчики» для 1 класса разработана в соответствии -с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), -ООП НОО МАОУ гимназии №33 . Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» .Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1985 г. , Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.
На изучение курса по внеурочной деятельности в 1 классе отводится 26 часов, 1 час в неделю.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
В данной программе используется лепка из пластилина, лепка из глины и лепка из соленого теста.
Актуальность программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.
Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Программа разработана для детей начальной школы.
Основные разделы курса: Лепка из пластилина, Лепка из соленого теста,
Лепка из глины
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развить творческие способности учащихся; развить наблюдательность, расширить кругозор.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
-рассказ, беседа, игра;
-наблюдение, оценивание процесса выполнения;
-индивидуальная творческая деятельность под руководством учителя;
-представление творческих достижений на выставках;
-участие в школьных конкурсах;
-экскурсии в музей нашего города;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- умение работать в парах и малых группах;
-умение качественно выполнять каждую работу;
-научатся пользоваться материалами и инструментами, научатся лепить предметы простой и сложной формы;
-научатся творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. «Дымковская игрушка», Москва, «Мозаика Синтез», 2004 г.
2.Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. «Филимоновские свистульки», Москва, «Мозаика Синтез», 2004 г.
3.Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1985 г.
4.Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.
5.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Календарно-тематическое планирование по лепке
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. | 1 |
2 | Ознакомительная беседа. Что такое лепка? | 1 |
3 | Лепка из пластилина. «Божья коровка». | 1 |
4 | Лепка из пластилина. «Веселая гусеница». | 1 |
5 | Лепка из пластилина. «Плюшевый медвежонок». | 1 |
6 | Лепка из пластилина. «Кукла». | 1 |
7 | Лепка из пластилина. «Китти». | 1 |
8 | Лепка из пластилина. «Мышка». | 1 |
9 | Лепка из пластилина. «Птичка». | 1 |
10 | Экскурсия в музей | 1 |
11 | Лепка из пластилина. «Лягушка». | 1 |
12 | Экскурсия в музей. | 1 |
13 | Лепка из пластилина. «Новый год». | 1 |
14 | Лепка из голубой глины. Знакомство с глиной и ее свойствами. | 1 |
15 | Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. | 1 |
16 | Лепка из глины матрешки. | 1 |
17 | Лепка из глины тарелки . | 1 |
18 | Лепка медальона «Цветок». | 1 |
19 | Лепка из глины. «Золотая рыбка». | 1 |
20 | Экскурсия в музей. | 1 |
21 | Лепка из глины. «Филимоновская игрушка». | 1 |
22 | Работа с соленым тестом. Его особенности и свойства. Лепка жаворонка. | 1 |
23 | Лепка из теста. «Собачка». | 1 |
24 | Лепка из теста. «Лепной пряник». | 1 |
25 | Лепка из теста. «Подсвечник». | 1 |
26 | Организация выставки работ в классе. | 1 |