муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Казачемысская средняя общеобразовательная школа
Татарского района
Рабочая программа предмета
«Литература»
для среднего общего образования
10-11 классы
Составитель:
Бахман О.В.,
учитель русского языка и литературы
I кв.категории
Планируемые личностные результаты освоения ООП СОО
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
–неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность
служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, госу-дарству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого- направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и роди-телям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Десятиклассник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Выпускник научится:
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
Повышенный уровень:
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
–сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Десятиклассник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
Выпускник научится:
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
Повышенный уровень:
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Десятиклассник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Выпускник научится:
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Повышенный уровень:
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Десятиклассник на базовом уровне научится:
–демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
Выпускник на базовом уровне научится
–в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Содержание курса
Учебный предмет ЛИТЕРАТУРА 10-11 классы
10 класс
Введение. Повторение изученного. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской литературе XIX века
Из литературы 1-й половины XIX века
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Образ «лишнего человека» и "маленького человека" в русской литературе
Из литературы 2-й половины XIX века
А.Н. Островский.
Жизненный и творческий путь. Пьеса «Бесприданница». Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»
Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»
И.С. Тургенев.
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».
Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Философские итоги романа. Смысл заглавия.
Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева
Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева
И.А. Гончаров.
Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»
Н.Г. Чернышевский.
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»
Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Ф.И. Тютчев.
Жизнь и поэзия.
Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева
А.А. Фет.
Жизнь и творчество.
Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).
Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).
РР Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Н.А. Некрасов.
Основные вехи жизни и творчества.
Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.
Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.
Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова.
РР Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
А.К. Толстой.
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).
А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).
Н.С. Лесков.
Жизненный и творческий путь.
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
М. Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.
«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-
летописи.
Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.
Литература народов России
К.Хетагуров «Осетинская лира»
Ф.М. Достоевский.
Жизненный и творческий путь.
Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.
Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против
р/р Подготовка к написанию классного сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание». Классное сочинение по роману.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир».
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие.
Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.
Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав.
Этапы духовного становления Пьера Безухова. Анализ избранных глав.
«Мысль семейная» и её развитие в романе. Наташа Ростова и женские образы в романе.
«Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа.
Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.
Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.
Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого
Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Р/р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
А.П.Чехов.
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре»)
Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).
«Палата №6», «Дама с собачкой», «Студент»
Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».
Образ сада и философская проблематика пьесы.
Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Новаторство Чехова-драматурга.
Зарубежная литература. Обзор зарубежной литературы 2-й половины XIX века
Ги де Мопассан «Ожерелье»
О.Бальзак «Гобсек»
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом»
А. Рембо. Стихотворение "Пьяный корабль"
Обобщение материала историко-литературного курса.
Контрольная работа по курсу. Нравственные уроки литературы XIX века (защита проекта)
Литературная Сибирь 2-й половины XIX века
11 класс
Введение
Сложность и самобытность русской литературы XX столетия.
Русская литература начала XX века
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. Бунин
Творчество И.А.Бунина. Жизненный и творческий путь И.А.Бунина Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки»).
Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Тема любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и др.)
Р.Письменная работа по творчеству И.А.Бунина.
М. Горький
Творчество М.Горького. Судьба и творчество М.Горького.
Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького («Макар Чудра», «Стару-ха Изергиль»)
Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне».
Спор о правде и мечте в драме Горького.
Нравственно-философские мотивы пьесы.
Р.Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького.
Р. Сочинение по творчеству М.Горького.
А.И.Куприн
Творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый брас-лет».
Талант любви в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
Красота «природного» человека в повести «Олеся».
Мир армейских отношений в повести «Поединок».
Л.Андреев
Своеобразие творческого метода Л.Андреева. «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейско-
го» «Бездны» человеческой ду-ши как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева
«Серебряный век» русской поэзии.
«Серебряный век» русской поэзии. Художественные открытия поэтов «нового времени».
Символизм и русские поэты-символисты Предсимволистские тенденции в русской поэзии.
Предсимволистские тенденции в русской поэзии. Образный мир символизма.
Старшее поколение символистов и младосимволисты.
В. Я. Брюсов
В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. «Юному поэту».
К.Д. Бальмонт
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. (Самостоятельный анализ «Соне-ты солнца»)
Р. Письменная работа по лирике поэтов-символистов. Анализ стихотворения (по выбору)
А.А. Блок
Жизненные и творческие искания А.Блока.
Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.(«Незнакомка», «На железной дороге»). Россия и ее судьба в поэзии А.Блока. (Анализ 5 стх. «На поле Куликовом», «Россия») Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». (Фрагменты статьи Блока «Интелли-генция и революция»)
Символика поэмы и проблема финала.
Р.Подготовка к сочинению по творчеству А.Блока.
Р. Сочинение по творчеству А.Блока.
Преодолевшие символизм
И.Ф. Анненский
Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. Акмеизм и футуризм. Р. Выра-
зительное чтение наизусть.
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.
Н.С. Гумилёв
Поэзия Н.С.Гумилева. Поэзия и судьба.
Лирический герой поэзии Н.Гумилева. «Жираф», «Кенгуру», «Как конквистадор в панцире железном…».
А. А. Ахматова
Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой.
Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Я научилась просто, мудро жить…».
Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».
М. И. Цветаева
Судьба и стихи М.Цветаевой.
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. «Мне нравится, что Вы больны не мной…» и др.
Тема дома – России в поэзии Цветаевой. «Молитва», «Тоска по родине! Давно…» и др. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой. Образно-стилистическое своеобразие её по-эзии.
Р. Письменная работа по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет.
Литературные направления и группировки в 20-е годы. Юмористическая проза 20-х годов. Развитие жанра антиутопии в прозе 20-х годов. Обзор романов Е.Замятина «Мы» и А. Пла-тонова «Чевенгур».
В. В. Маяковский
Творческая биография В.В.Маяковского. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии.
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского. «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзор пьес «Клоп», «Баня».
Любовь и быт в поэзии Маяковского.«Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Ко-строву…», поэма «Про это».
Бунтарский пафос «Облака в штанах»»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная ос-нова поэмы.
Поэма «Во весь голос» (вступление) как попытка диалога с потомками. Р.Письменная ра-бота по творчеству В.Маяковского.
С. А. Есенин
Сергей Есенин: поэзия и судьба.
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта.
Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.
Любовная тема в поэзии С.А. Есенина.
Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».
Р. Сочинение по творчеству С.Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов Произведения отечественной прозы 30-х годов
Произведения отечественной прозы 30-х годов. Н.Островский, М.Шолохов, И.Шмелев, Б.Зайцев.
Лирика 30-х годов. П.Васильев, М.Исаковский, М.Светлов, О.Мандельштам.
Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого.
Личность царя-реформатора в романе А.Толстого «Петр Первый».
М. А. Шолохов
Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова.
Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».
События революции и гражданской войны в романе.
Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».
Судьба Григория Мелехова.
Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.
Р. Сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон».
М.А.Булгаков
Судьба и книги М.А.Булгакова.
Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Взаимодействие трёх повествовательных пластов в романе. Значение «ершалаимских» глав.
Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе
Тема любви и творчества в проблематике романа. Р. Домашнее сочинение по творчеству
М.Булгакова.
Б.Л. Пастернак
Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.
Философские мотивы лирики Б.Пастернака.
Р. Письменная работа по творчеству Б.Пастернака.
А. П. Платонов
Самобытность художественного мира А.Платонова
Герои и проблематика прозы А.Платонова («Возвращение», «Сокровенный человек»)
В.В. Набоков
Жизнь и творчество В.В.Набокова.
Словесная пластика прозы В.Набокова. Роман «Машенька».
Литература периода Великой Отечественной войны.
Лирика и проза военных лет
Лирика военных лет. ( К.Симонов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач и др.)
Проза и публицистика военных лет. (И.Эренбург, А.Толстой, Л.Леонов, О.Берггольц)
А. Т. Твардовский
Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «Василий Теркин», «По праву памяти», «О сущем».
Н. А. Заболоцкий
Н. А. Заболоцкий. Образное своеобразие лирики поэта.
Литературный процесс 50-80-х гг.
Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застой-ных» десятилетий.
Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий.
Герои и проблематика «военной прозы». (Ю.Бондарев, К.Воробьев, В.Кондратьев, Б.Васильев, В.Астафьев)
«Громкая» и «тихая» лирика. Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов.
В.М. Шукшин
Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина. Тип героя-«чудика» в рассказах.
А.И. Солженицын
Этапы творческого пути А.И.Солженицына. Своеобразное звучание «лагерной» темы в по-вести «Один день Ивана Денисовича».
Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
Р/р. Домашнее сочинение по творчеству А.И. Солженицына.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов..
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации.
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.
Таблица тематического распределения часов в 10 классе
Раздел | Тема | Основное содержание |
I. Введение 1ч | Общая характеристика литературы второй половины XIX века | |
| Повторение изученного. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. | |
| Становление реализма в русской литературе XIX века | |
Из литературы 1-й половины XIX века | Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. | Образ «лишнего человека» и "маленького человека" в русской литературе |
Из литературы 2-й половины XIX века | А.Н. Островский (9ч.) | Жизненный и творческий путь. Пьеса «Бесприданница». Драма «Гроза».Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» Написание классного сочинения |
| И.С.Тургенев (9ч.) | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Философские итоги романа. Смысл заглавия. Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева Классное сочинение по творчеству |
| И.А. Гончаров (6 ч.) | Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова» |
| Н.Г. Чернышевский (2 ч.) | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». |
| Ф.И. Тютчев (3ч.) | Жизнь и поэзия.Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева |
| А.А. Фет (4ч.) | Жизнь и творчество.Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.) РР Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
| Н.А. Некрасов (9ч.) | Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова. РР Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. |
| А.К. Толстой (2ч.) | Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.). |
| Н.С. Лесков (2ч.) | Жизненный и творческий путь.Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». |
| М. Е. Салтыков-Щедрин (2ч.) | От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа. |
| Литература народов России (1ч.) | К.Хетагуров «Осетинская лира» |
| Ф.М. Достоевский (13ч.) | Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против р/р Подготовка к написанию классного сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание». Классное сочинение по роману. |
| Л.Н.Толстой (19 ч.) | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав. Этапы духовного становления Пьера Безухова. Анализ избранных глав. «Мысль семейная» и её развитие в романе. Наташа Ростова и женские образы в романе. «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению. Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Р/р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» |
| А.П.Чехов (12 ч.) | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре») Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). «Палата №6», «Дама с собачкой», «Студент». Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Новаторство Чехова-драматурга. |
Зарубежная литература | Обзор зарубежной литературы 2-й половины XIX века (5 ч.) | Ги де Мопассан «Ожерелье» О.Бальзак «Гобсек» Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом» А. Рембо. Стихотворение "Пьяный корабль" |
Обобщение материала историко-литературного курса | Контрольная работа по курсу (1ч.) Нравственные уроки литературы XIX века (защита проекта) (1ч.) | Контроль знаний. Защита проекта |
Литературная Сибирь | Писатели Сибири 2-й пол.XIX века (обзор) | |
11 класс (литература XX века) |
Раздел | Тема | Основное содержание |
I.Введение.1 ч | | Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. |
II. Русская литература начала XX века 1ч. | | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века |
Писатели реалисты нач. XX века . 18ч | И.А. Бунин (5) | Творчество И.А.Бунина. Жизненный и творческий путь И.А.Бунина. Поэтика «остывших усадеб» в прозе. И.А.Бунина («Антоновские яблоки»). Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Тема любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание», «Чистый понедельник»)Р/р. Письменная работа по творчеству И.А.Бунина |
| М.Горький (7ч.) | Судьба и творчество М.Горького. Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне». Спор о правде и мечте в драме Горького. Нравственно-философские мотивы пьесы. Р/р.Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького. Сочинение. |
| А.И.Куприн (4ч.) | Творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И.Куприна. Талант любви в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет». Красота «природного» человека в повести «Олеся». Мир армейских отношений в повести «Поединок» |
| Л.Андреев (2ч.) | Своеобразие творческого метода Л.Андреева. «Иуда Искариот», «Жизнь Ва силия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева |
Серебряный век русской поэзии (1ч.) | | «Серебряный век» русской поэзии. Худо жественные открытия поэтов «нового времени |
V.Символизм и русские поэты- символисты (13ч.) | Предсимволистские тенденции в русской поэзии. (2) | Предсимволистские тенденции в русской поэзии. Образный мир символизма. Старшее поколение символистов и младо-символисты. |
| В.Я.Брюсов (1ч) | В.Я.Брюсов – «идеолог» русского симво- лизма. «Юному поэту». |
| К.Д. Бальмонт (2) | «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. (Самостоятельный анализ«Сонеты солнца»). |
| | Р. Письменная работа по лирике поэтов- символистов. Анализ стихотворения (по выбору) |
| А.А.Блок (8ч.) | Жизненные и творческие искания А.Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.(«Незнакомка», «На железной дороге»). Россия и ее судьба в поэзии А.Блока. (Анализ 5 стих-й). Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». (Фрагменты статьи Блока«Интеллигенция и революция») Символика поэмы и проблема финала. Р.Подготовка к сочинению по творчеству А.Блока. Р. Сочинение по творчеству А.Блока. |
VI. Преодолевшие символизм 13 ч | И. Ф. Анненский (2) | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. Акмеизм и футуризм. Р/р. Выразительное чтение наизусть. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. |
| Н.С. Гумилёв (2) | Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Н.Гумилева. «Жираф», «Кенгуру», «Как конквистадор в панцире железном…». |
| А. А. Ахматова (4) | Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Мотивы любовной лирики. «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Я научилась просто, мудро жить…». Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». |
| М.И.Цветаева (5) | Судьба и стихи М.Цветаевой. Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. «Мне нравится, что Вы больны не мной…» и др. Тема дома – России в поэзии Цветаевой. «Молитва», «Тоска по родине! Давно…» и др. Поэт и мир в творческой концепции Цве таевой. Образно-стилистическое своеобра зие её поэзии. Р. Письменная работа по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой |
VII. Октябрьская революция и лите ратурный процесс 20-х годов (15 ч) | Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений (3ч.) | Октябрьская революция в восприятии ху- дожников различных направлений. Лите ратура и публицистика послереволюцион ных лет. Литературные направления и группировки в 20-е годы. Юмористическая проза 20-х гг. Развитие жанра антиутопии в прозе 20-х годов. Обзор романов Е.Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». |
| В.В.Маяковский (6ч.) | Творческая биография В.В.Маяковского. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии. Отражение «гримас» нового быта в сати рических произведениях Маяковского. «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзор пьес«Клоп», «Баня». Любовь и быт в поэзии Маяковского. «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», поэма «Про это». Бунтарский пафос «Облака в штанах»»: четыре «долой!» как сюжетно- композиционная основа поэмы. Поэма «Во весь голос» (вступление) как попытка диалога с потомками. Р.Письменная работа по творчеству поэта |
| С.А.Есенин (6ч.) | Сергей Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Нравственно-философское звучание поэмы«Анна Снегина». Р. Сочинение по творчеству С.Есенина. |
VIII.Литературный процесс 30-х – на чала 40-х годов (24 ч) | Произведения отечественной прозы 30-х годов (1ч.) | Н.Островский, М.Шолохов, И.Шмелев, Б.Зайцев. Лирика 30-х годов. П.Васильев, М.Исаковский, М.Светлов, О.Мандельштам. Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого. Личность царя-реформатора в романе |
| М. А. Шолохов (8 ч) | Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова. Цикл «Донские рассказы». Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». События революции и гражданской войны в романе. Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова. Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова. Р. Сочинение по роману М.Шолохова | |
| М.А.Булгаков (6ч) | Судьба и книги М.А.Булгакова. Трагизм «смутного» времени в романе«Белая гвардия». «Мастер и Маргарита» как «роман лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трёх повествовательных пластов в романе. Значение «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова. Тема любви и творчества в проблематике романа. Р. Домашнее сочинение по творчеству М.Булгакова |
| Б.Л. Пастернак (5 ч) | Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. Философские мотивы лирики Б.Пастернака. Р/р. Письменная работа по творчеству Б.Пастернака. |
| А.П.Платонов (2ч.) | Жизненный и творческий путь А.Платонова. Самобытность художественного мира. Герои и проблематика прозы А.Платонова («Возвращение», «Сокровенный человек») |
| В.В.Набоков (2ч.) | Жизнь и творчество В.В.Набокова. Словесная пластика прозы В.Набокова. Роман «Машенька». |
IX. Литература периода великой отечественной войны (5 ч.) | 1. Лирика и проза военных лет (2) | Лирика военных лет. ( К.Симонов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач и др.) Проза и публицистика военных лет. (И.Эренбург, А.Толстой, Л.Леонов, О.Берггольц) |
| А.Т.Твардовский (2 ч.) | Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. «По праву памяти», «О сущем». |
| Н.А.Заболоцкий (1ч.) | Н. А. Заболоцкий. Образное своеобразие лирики поэта. |
X. Литературный процесс 50-80-х гг. | 1.Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели», «застойных» десятилетий (1 ч.) | Общая характеристика литературы после военных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий. Герои и проблематика «военной прозы». (Ю.Бондарев, К.Воробьев, В.Кондратьев, Б.Васильев, В.Астафьев) «Громкая» и «тихая» лирика. Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов. |
| Б.Васильев (2 ч.) | Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие» |
| В.В.Быков (1ч.) | Повесть «Сотников» |
| В.П.Астафьев (1 ч.) | Роман «Царь-рыба» |
| А.И. Солженицын (2 ч.) | Этапы творческого пути А.И.Солженицына. Своеобразное звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). |
| В.Т. Шаламов (1 ч.) | В.Т. Шаламов. "КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» |
| В.Г. Распутин ( 1ч.) | Повесть «Живи и помни» (обзор) |
| Защита проекта по литературе XX века | |
XI. Литература последнего десятилетия | Т.Н. Толстая | Т.Н. Толстая Роман «Кысь» (обзор) |