17
|
|
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Ляшкова Галина Николаевна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2018 / 2019 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 10 | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного предмета | Литература | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год | | 102 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю | 3 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
| |

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд.5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.:«Русское слово», 2009.
Для реализации программы используется учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений в двух частях: «Литература» под редакцией С.А. Зинин, В.И. Сахаров. Издательство «Русское слово», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.
На изучение предмета «Литература» в 10 классе МБОУ «ЗСШ» отводится 102 часа в год (3 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 01-16/371.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В XX классе выделяется 103 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ века;
- авторов и названия изученных художественных произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретические понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3) самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4) определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Раздел 1. Введение
Требования к уровню подготовки:
Знать место русской литературы в контексте мировой культуры
Уметь вступать в речевое общение, использовать различные источники информации.
Раздел 2. Литература первой половины XIX века
Требования к уровню подготовки:
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, принципы его творчества, основы стихосложения, основные этапы жизненного и творческого пути, особенности лирики М.Ю. Лермонтова, стихотворения на тему жизни и смерти, их философский смысл.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, воспринимать и анализировать текст, формулировать философские проблемы произведения, выявлять авторское отношению к героям поэмы, анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта, анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.
Раздел 3. Литература второй половины XIX века
Требования к уровню подготовки:
Знать понятия историческая ситуация, общественные течения, журнальная и издательская деятельность, литературно-художественные направления, классическая литература, основные факты жизни и творчества писателей , понятие трилогия, типичный герой, диалектика, антиподы, типичность, идеал, авторская позиция. историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие; внутренний монолог как приём психологической характеристики героя; особенности анализа эпизода в произведении, понятия истинного и ложного патриотизма; понятия народ и народное сознание; народность как нравственный критерий оценки личности, героизм и патриотизм русского народа, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм; особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста; особенности образа Родиона Раскольникова; истоки теории Раскольникова, её суть; понятия «двойники» и «антиподы», жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества; особенности драматургии Чехова.
Уметь формулировать идею, подбирать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное; анализировать эпизод произведения, давать характеристику образа, определять авторскую позицию и способы её выражения. анализировать эпизоды драмы, определять тематику и проблематику произведения, аргументировано высказывать своё мнение, используя текст, цитировать, ссылаться на мнение автора, анализировать стихотворения поэтов с точки зрения их идейного содержания и формы; определять проблематику и композицию поэмы, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней, анализировать сказки, выявляя проблематику, анализировать рассказы с точки зрения художественного своеобразия; определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей; определять смысл символов в пьесе «Вишнёвый сад».
Раздел 4. Из зарубежной литературы
Требования к уровню подготовки:
Знать основные этапы жизненного и творческого пути Ги де Мопассана, принципы его творчества, основные этапы жизненного и творческого пути Артура Рембо.
Уметь формулировать идею, подбирать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное; анализировать эпизод произведения, давать характеристику образа, определять авторскую позицию и способы её выражения. анализировать эпизоды драмы, определять тематику и проблематику произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Введение (2 часа)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Раздел 2. Литература первой половины XIX века (26 часов)
2.1 Александр Сергеевич Пушкин (10 часов). Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
2.2 Михаил Юрьевич Лермонтов (8 часов). Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
2.3 Николай Васильевич Гоголь (7 часов). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Раздел 3. Литература второй половины XIX века (69 часов).
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.
Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин).
Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
3.1. Иван Александрович Гончаров (3 часа). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
3.2. Александр Николаевич Островский (6 часов). Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
3.3. Иван Сергеевич Тургенев (8 часов). Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
3.4. Федор Иванович Тютчев (8 часов). Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
3.5. Афанасий Афанасьевич Фет (2 часа). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
3.6. Алексей Константинович Толстой (1 час). Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
3.7. Николай Алексеевич Некрасов (8 часов). Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
3.8. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 часа). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
3.9. Лев Николаевич Толстой (14 часов).. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
3.10. Федор Михайлович Достоевский (8 часов). Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
3.11. Николай Семенович Лесков (3 часа). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
3.12. Антон Павлович Чехов (8 часов). Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Раздел 4 Из зарубежной литературы (5 часов).
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Список произведений для заучивания наизусть
1. А.С.Пушкин. «Деревня». «Вольность». «Вновь я посетил». (По выбору учащихся 1 стихотворение).
2. М.Ю.Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…». «Выхожу один я на дорогу…».
3. А.Н.Островский. Отрывок из пьесы «Гроза».
4. Ф.И.Тютчев. «Не то, что мните вы, природа…». «Я встретил вас…»
5. А.А.Фет. «Шёпот, робкое дыханье.». «На заре ты её не буди..».
6. Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». «Пророк». Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
7. Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы |
1. | Введение. | 2 | |
2. | Литература первой половины XIX века. | 26 | |
2.1. | Александр Сергеевич Пушкин | 10 | Контрольное классное сочинение № 1. |
2.2. | Михаил Юрьевич Лермонтов | 8 | |
2.3. | Николай Васильевич Гоголь | 7 | Контрольное домашнее сочинение № 1. |
3. | Литература второй половины XIX века. | 69 | |
| Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века. | 2 | |
3.1. | Иван Александрович Гончаров | 3 | |
3.2. | Александр Николаевич Островский | 6 | |
3.3. | Иван Сергеевич Тургенев | 8 | |
3.4. | Фёдор Иванович Тютчев | 4 | |
3.5. | Афанасий Афанасьевич Фет | 2 | |
3.6 | Алексей Константинович Толстой | 1 | |
3.7. | Николай Алексеевич Некрасов | 8 | |
3.8. | Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин | 2 | |
3.9. | Лев Николаевич Толстой | 14 | Контрольное домашнее сочинение № 2. Контрольное классное сочинение № 2. |
3.10. | Фёдор Михайлович Достоевский | 8 | Контрольное классное сочинение № 3. |
3.11. | Николай Семёнович Лесков | 3 | |
3.12. | Антон Павлович Чехов | 8 | Контрольное домашнее сочинение № 3. Годовая контрольная работа |
4 | Зарубежная литература | 5 | |
| Итого | 102 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
(102 часа)
№ п/п | Дата | Тема урока |
| по плану | фактическая |
1. Введение (2 часа) |
1. | 03.09 | | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. |
2. | 05.09 | | Россия в первой половине XIX века. Литература этого периода: отголоски классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. |
2. Литература первой половины XIX века (26ч). 2.1. Александр Сергеевич Пушкин (10ч.) |
3 | 06.09 | | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Основные этапы творческой биографии. «А.С.Пушкин в Казани». |
4 | 10.09 | | Романтическая лирика А.С Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. Гуманизм лирики Пушкина. |
5 | 12.09 | | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина «Поэт», «Поэту» «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» |
6 | 13.09 | | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. Ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...» |
7 | 17.09 | | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), |
8 | 19.09 | | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти«...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». |
9 | 20.09 | | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» |
10 | 24.09 | | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». |
11 | 26.09 | | Внеклассное чтение №1. Пушкинские мотивы в произведениях других авторов. Социально-философские проблемы в поэме «Медный всадник». |
12 | 27.09 | | Р.Р.№1. Классное сочинение №1 по творчеству А. С. Пушкина |
2.2. Михаил Юрьевич Лермонтов (8 часов) |
13 | 01.10 | | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. |
14 | 03.10 | | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. |
15 | 04.10 | | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Валерик». |
16 | 08.10 | | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» |
17 | 10.10 | | Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен...» |
18 | 11.10 | | Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу...» |
19 | 15.10 | | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «И сердце любит и страдает» |
20 | 17.10 | | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. |
2.3. Николай Васильевич Гоголь (7 часов) |
21 | 18.10 | | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
22 | 22.10 | | Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород» |
23 | 24.10 | | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека». |
24 | 25.10 | | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода |
25 | 07.11 | | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» |
26 | 08.11 | | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» |
27 | 13.11 | | Р.р.№2. Подготовка к контрольному домашнему сочинению №1 по творчеству Н. В. Гоголя |
3. Литература второй половины XIX века. (69 часов) Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века (2 часа) |
28 | 14.11 | | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. |
39 | 15.11 | | Традиции и новаторство русской поэзии и прозы второй половины XIX века. |
3.1.Иван Александрович Гончаров (3 часа) |
30 | 19.11 | | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» -«Обрыв» |
31 | 21.11 | | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе |
32 | 22.11 | | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике |
| 3.2.Александр Николаевич Островский (6 часов) |
33 | 26.11 | | А.Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» |
34 | 28.11 | | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. |
35 | 29.11 | | Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия |
36 | 03.12 | | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» |
37 | 05.12 | | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы |
38 | 06.12 | | Р.р. №3 Споры критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза». Подготовка к написанию домашнего сочинения №2. |
3.3. Иван Сергеевич Тургенев (8 часов) |
39 | 10.12 | | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе |
40 | 12.12 | | И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» |
41 | 13.19 | | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя |
42 | 17.12 | | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» |
43 | 19.12 | | Любовь в романе «Отцы и дети» |
44 | 20.12 | | Анализ эпизода «Смерть Базарова». |
45 | 24.12 | | Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Подготовка к домашнему сочинению. |
46 | 26.12 | | Проверочная работа за первое полугодие |
47 | 27.12 | | Итоговый урок за 1 полугодие. |
3.4. Фёдор Иванович Тютчев (4 часа) |
48 | | | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...» |
49 | | | Ф. И. Тютчев.Единство мира и философия природы в его лирике. |
50 | | | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. |
51 | | | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») |
3.5. Афанасий Афанасьевич Фет (2часа) |
52 | | | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. |
53 | | | Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. |
3.6. Алексей Константинович Толстой (1 час) |
54 | | | Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. |
3.7. Николай Алексеевич Некрасов(8часов) |
55 | | | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. |
56 | | | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. |
57 | | | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. |
58 | | | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. |
59 | | | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. |
60 | | | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства |
61 | | | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
62 | | | Р.р. №4 Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова |
3.8. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (2 часа) |
63 | | | М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Внеклассное чтение№ 2 Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина |
64 | | | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. |
3.9. Лев Николаевич Толстой (14 часов) |
65 | | | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. |
66 | | | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. |
67 | | | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе |
68 | | | Семья Ростовых и семья Болконских |
69 | | | Духовные искания Пьера Безухова |
70 | | | Духовные искания Андрея Болконского |
71 | | | Женские образы в романе «Война и мир» |
72 | | | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. |
73 | | | Р.р. № 5.Кутузов и Наполеон в романе Толстого «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению №2 |
74 | | | Партизанская война в изображении Толстого. Бегство французов из России |
75 | | | «Мысль народная» в романе «Война и мир». |
76 | | | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. |
77 | | | Р.р.№ 6. Подготовка к написанию классного сочинения по роману Л.Н. Толстого |
78 | | | Р.р.№ 7. Классное контрольное сочинение №2 по роману Л.Н. Толстого |
3.10.Фёдор Михайлович Достоевский (8часов) |
79 | | | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
80 | | | История создания романа «Преступление и наказание» |
81 | | | Духовные искания интеллектуального героя. Истоки бунта Родиона Раскольникова |
82 | | | «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Родиона Раскольникова |
83 | | | «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости. Гуманизм писателя |
84 | | | «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова. |
85 | | | «Правда» Сони Мармеладовой. Значение образа Сони в романе |
86 | | | Р.р. №8. Классное контрольное сочинение №3 по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
3.11.Николай Семёнович Лесков (3 часа) |
87 | | | Н.С.Лесков «Очарованный странник». Жизнь и творчество. История жанра. |
88 | | | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. |
89 | | | «Очарованный странник». Талант и творческий дух человека из народа. |
3.12. Антон Павлович Чехов (8 часов) |
90 | | | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Ранние рассказы. |
91 | | | Проблематика и поэтика зрелых рассказов. «Человек в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собственности, «О любви» - футляр семьи. |
92 | | | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» |
93 | | | Р.р. № 9. Подготовка к домашнему сочинению №3 по рассказам А.П. Чехова |
94 | | | Особенности драматургии Чехова. История создания пьесы «Вишневый сад». |
95 | | | Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним. |
96 | | | Символ сада в пьесе, своеобразие чеховского стиля. |
97 | | | Годовая контрольная работа |
4. Зарубежная литература(5 часов) |
98 | | | Ги де Мопассан. Слово о писателе. Внеклассное чтение № 4 Новелла «Ожерелье». |
99 | | | Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма. |
100 | | | Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Своеобразие поэтического языка. |
101 | | | Вн.чт № 5. Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. |
102 | | | Вн.чт. № 6. Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный. Итоговый урок. |