ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
УМК: 1.Литература:10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.1 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, Л.В.Тодоров.- 11-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
2.Литература: Учебник-хрестоматия для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, К.М.Нартов и др.- 9-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные:
- Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, любовь и уважение к Отечеству и др.)
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание курса.
Русская литература конца 18-первой половины 19 в. Общая характеристика. Общественно-политическая обстановка в России первой половины 19 века. Выдающиеся писатели этого времени, их роль в развитии литературы. Основные литературные направления.
Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. Развитие жанра оды. Обличение несправедливости и неправедной жизни. элементы сатиры в произведениях. Державин о роли и назначении поэта и поэзии.
А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя. Гневный протест против крепостного права и самодержавия в «Путешествии из Петербурга в Москву». Вера в торжество справедливости.
В.А.Жуковский- выдающийся поэт-романтик и переводчик, мастер жанра баллады. Патриотическая тема в лирике «Певец во стане русских воинов». Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер».
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Тема дружбы в творчестве поэта. Гражданская лирика(«Вольность», «Пророк», «Стансы», «Арион»). «Погасло дневное светило…», «К морю»: стихотворения периода южной ссылки. Обращение к исторической личности (поэма «Медный всадник» и стихотворение «Перед гробницею святой». Тема любви в творчестве. Трагедия «Борис Годунов
Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов. Жанровое своеобразие и проблема художественного метода. «Евгений Онегин»- первый реалистический роман в русской литературе. Творческая история романа. Система образов. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры, для литературы и культуры народов России.
М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики Лермонтова. Философская лирика. Мотивы тоски и одиночества. Лирика разоблачения и протеста, размышления о судьбах поколения. Тема любви в творчестве.
«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-ых годов 19 века. Смысл названия романа. Композиция. Система образов.
Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина.
Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Мертвые души». Зхамысел произведения. Путешествие как прием воссоздания панорамы России. Типы помещиков. Ноздрев.
Ф.И.Тютчев. Пейзажно-философская лирика. Романтизм в лирике поэта. Романсы на стихи Тютчева.
Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века. Общая характеристика. Западники и славянофилы. Журналы. Новое содержание и новая тематика в литературе, живописи, музыке. Расцвет критического реализма.
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Поиски правды и счастья в поэме Некрасова. Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. Представители помещичьей Руси в поэме. Образ Гриши Добросклонова в поэме.
И.А.Гончаров «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль художественной детали в романе. Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова».
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Основные проблемы. Идеи утопического социализма в романе. Образ Рахметова.
А.Н.Островский. Основные факты биографии Островского. Краткая характеристика русской драматургии. Утверждение русского реализма на сцене.
«Гроза». Борьба между отживающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60-х годов. Представители «темного царства». Конфликт Катерины с «темным царством». Обличение самодурства как социального и психологического явления.
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Романы Тургенева – новая ступень в развитии критического реализма. «Отцы и дети». Отражение в романе основного конфликта эпохи. Базаров – центральный образ произведения. Нравственная проблематика романа. Мастерство писателя. «Отцы и дети» в современной писателю критике. Художественная деталь в литературном произведении. Портрет. Пейзаж. Предметный мир. «Стихотворения в прозе».
Русские поэты второй половины 19 века. А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…» и др. Творчество А.А.Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др.
М. Е.Салтыков-Щедрин . Творческий путь писателя. «История одного города»: вершина сатиры писателя.
Изображение бесправия народа. Образ Угрюм-Бурчеева. Сарказм и ирония в произведении. Понятие об условности в искусстве.
Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения о писателе. «Однодум»: образ Александра Рыжова.
Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. «Преступление и наказание». Социальные и философские проблемы в романе. Изображение человеческих страданий. Образ Раскольникова. Смысл и крах теории Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Композиция. Сюжет. Конфликт
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Путь к роману-эпопее «Война и мир». Основные проблемы произведения. Народ как выразитель сущности русского национального характера и герой эпопеи.
Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика. Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Женские образы в произведении. Критика о Толстом. Стиль.
А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Чехов – новеллист и драматург. «Ионыч»: тема гибели души.
Комедия «Вишневый сад». Развитие понятия о драматургии. Своеобразие драматического конфликта пьесы. Старые хозяева вишневого сада. Буржуазный делец Лопахин.
А.П.Чехов «Попрыгунья»
Литература народов России конца 18-19 века (обзор). Поэзия Коста Хетагурова: «Перед памятником», «Я не пророк…» и др. Поэма «Фатима» (отрывок) Творчество Габдуллы Тукая: «Родной земле»,
«Родной язык» и др.
Из зарубежной литературы.
Джордж Гордон Байрон – выдающийся представитель романтизма 19 века. «Паломничество Чайльд-Гарольда». Байронический герой, его разочарование и одиночество. Многообразие поэтических интонаций в поэме.
Оноре де Бальзак – основоположник критического реализма во Франции. «Гобсек» тема губительной власти денег. Композиция повести.
Всего на изучение предмета отводится 105 часов. Из них на РР-12, ВЧ-10.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | РАЗДЕЛ | ТЕМА УРОКА | К-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Русская литература конца 18 – первой половины 19 века (37 ч.) | Русская литература конца 18-первой половины 19 в. | 1 | |
2 | Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Снигирь | 1 | |
3 | А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: Слово о Ломоносове | 1 | |
4 | В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»: слава русскому оружию, всем полководцам и участникам великих сражений. | 1 | |
5 | ВЧ.«Лесной царь». Марина Цветаева «Два Лесных Царя». | 1 | |
6 | Элегия «Море». | 1 | |
7 | А.С.Пушкин «Друзьям»: тема дружбы в творчестве поэта. | 1 | |
8 | «Вольность»: гражданская лирика поэта. | 1 | |
9 | «Погасло дневное светило…», «К морю»: стихотворения периода южной ссылки. | 1 | |
10 | РР.«Сожженное письмо», «Я вас любил…»: тема любви. | 1 | |
11 | Стихотворения гражданской направленности: «Пророк», «Стансы», «Арион». | 1 | |
12 | «Перед гробницею святой…»: обращение к исторической личности. | 1 | |
13 | «Медный всадник»: ценность отдельной личности. | 1 | |
14 | РР.«Борис Годунов»: чтение по ролям. | 1 | |
15 | РР.«Борис Годунов»: чтение по ролям. | 1 | |
16 | В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая». | 1 | |
17 | Роман «Евгений Онегин»: время создания. | 1 | |
18 | Роман «Евгений Онегин»: глава восьмая. | 1 | |
19 | В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. Статья девятая». | 1 | |
20 | Критики о творчестве Пушкина. | 1 | |
21 | ВЧ. Поэты народов России о Пушкине. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
22 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. «Предсказание». | 1 | |
23 | РР.Стихи о любви: «Молитва». | 1 | |
24 | «Дума»: мысли поэта о судьбе своего поколения. | 1 | |
25 | «Выхожу один я на дорогу…»: философская лирика поэта. В Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова». | 1 | |
26 | ВЧ. «Три пальмы». | 1 | |
27 | Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»:Образ Печорина. | 1 | |
28 | Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»: образ Грушницкого | 1 | |
29 | Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»: образ Мери. | 1 | |
30 | Обобщение по повести. В. Г. Белинский «Герой нашего времени». | 1 | |
31 | РР. Сочинение. | 1 | |
32 | ВЧ. Поэты народов России о Лермонтове. | 1 | |
33 | Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. | 1 | |
34 | «Мертвые души»: образ Ноздрева. | 1 | |
35 | Глава одиннадцатая. Статья В.Г.Белинского | 1 | |
36 | Поэзия Ф.И.Тютчева. | | |
37 | РР. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
38 | Русская литература второй половины 19 века. (60) | Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века. | 1 | |
39 | Поэзия Н.А.Некрасова: «Еду ли ночью по улице темной…» | 1 | |
40 | «Поэт и гражданин» | 1 | |
41 | ВЧ. Сборник «Последние песни» | 1 | |
42 | Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия русской жизни. | 1 | |
43 | «Кому на Руси жить хорошо»: образ Матрены Тимофеевны. | 1 | |
44 | «Кому на Руси жить хорошо»: образ Гриши Добросклонова | 1 | |
45 | «Кому на Руси жить хорошо»: обобщение по поэме | 1 | |
46 | РР. Сочинение. | 1 | |
47 | И.А.Гончаров «Обломов» (отрывок) | 1 | |
48 | Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?». | 1 | |
49 | Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: образ «особенного человека» Рахметова. | 1 | |
50 | Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: сон Веры Павловны | | |
51 | Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: обобщение. | 1 | |
52 | А.Н.Островский «Гроза»: идейно-художественное своеобразие пьесы. | 1 | |
53 | А.Н.Островский «Гроза»: представители «темного царства». | 1 | |
54 | А.Н.Островский «Гроза»: Образ Катерины. | 1 | |
55 | А.Н.Островский «Гроза»: Обобщение по пьесе. | 1 | |
56 | РР. Выразительное чтение монолога. Катерины. | 1 | |
57 | Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. | 1 | |
58 | И.С.Тургенев «Отцы и дети»: образ Евгения Базарова-нигилиста. | 1 | |
59 | И.С.Тургенев «Отцы и дети»: конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем. | 1 | |
60 | И.С.Тургенев «Отцы и дети»: испытание любовью: Базаров и Одинцова. | 1 | |
61 | И.С.Тургенев «Отцы и дети»: Базаров и смерть | 1 | |
62 | И.С.Тургенев «Отцы и дети»: Обобщение по роману. Д.И.Писарев «Базаров». | 1 | |
63 | Художественная деталь в литературном произведении. Портрет. Пейзаж. Предметный мир. | 1 | |
64 | ВЧ.. Стихотворения в прозе. | 1 | |
65 | РР. Поэзия А.К.Толстого: «Средь шумного бала, случайно…» и др. | 1 | |
66 | РР. Творчество А.А.Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др. | 1 | |
67 | Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | |
68 | М. Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»: вершина сатиры писателя. | 1 | |
69 | Образ Угрюм-Бурчеева | 1 | |
70 | Обобщение. Понятие об условности в искусстве. Понятие о сатире. | 1 | |
71 | Н.С.Лесков «Однодум». | 1 | |
72 | Н.С.Лесков «Однодум»: образ Александра Рыжова | 1 | |
73 | Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. | 1 | |
74 | Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Образ Раскольникова: мотивы преступления. | 1 | |
75 | Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова | 1 | |
76 | Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. | 1 | |
77 | Крушение идеи Раскольникова. | 1 | |
78 | Образ Сони Мармеладовой. | 1 | |
79 | Изображение человеческих страданий в романе | 1 | |
80 | Обобщение по роману. | 1 | |
81 | Композиция. Сюжет. Конфликт. | 1 | |
82 | Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. | 1 | |
83 | Путь к роману-эпопее «Война и мир». Основные проблемы произведения. | 1 | |
84 | Народ как выразитель сущности русского национального характера и герой эпопеи. | 1 | |
85 | Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика. | 1 | |
86 | Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | |
87 | Женские образы в произведении | 1 | |
88 | РР. Выразительное чтение отрывка. | 1 | |
89 | Обобщение по роману. | 1 | |
90 | Стиль | 1 | |
91 | А.П.Чехов «Ионыч»: тема гибели души. | 1 | |
92 | Комедия «Вишневый сад»: развитие понятия о драматургии.. | 1 | |
93 | Своеобразие драматического конфликта пьесы. | 1 | |
94 | Старые хозяева вишневого сада. | 1 | |
95 | Буржуазный делец Лопахин. | 1 | |
96 | Обобщение по пьесе | 1 | |
97 | ВЧ . А.П.Чехов «Попрыгунья». | 1 | |
98 | Литература народов России конца 18-19 века (3 ч.) | Литература народов России конца 18-19 века (обзор) | 1 | |
99 | | Поэзия Коста Хетагурова: «Перед памятником», «Я не пророк…» и др. Поэма «Фатима» (отрывок) | 1 | |
100 | | РР. Творчество Габдуллы Тукая: «Родной земле», | 1 | |
101 | Промежуточная аттестация. | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 | |
102 | Зарубежная литература (2 ч) | Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» | 1 | |
103 | | ВЧ. Оноре де Бальзак «Гобсек» | 1 | |
104 | Резерв (2 ч) | Резерв | 1 | |
105 | | Резерв. | 1 | |