СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

УМК: 1.Литература:10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.1 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, Л.В.Тодоров.- 11-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

2.Литература: Учебник-хрестоматия  для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, К.М.Нартов и др.- 9-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

Всего на изучение предмета отводится 105 часов. Из них  на РР-12, ВЧ-10.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

УМК: 1.Литература:10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.1 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, Л.В.Тодоров.- 11-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

2.Литература: Учебник-хрестоматия для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, К.М.Нартов и др.- 9-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

Планируемые результаты изучения предмета.

Личностные:

- Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, любовь и уважение к Отечеству и др.)

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира

Метапредметные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.




Содержание курса.

Русская литература конца 18-первой половины 19 в. Общая характеристика. Общественно-политическая обстановка в России первой половины 19 века. Выдающиеся писатели этого времени, их роль в развитии литературы. Основные литературные направления.

Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. Развитие жанра оды. Обличение несправедливости и неправедной жизни. элементы сатиры в произведениях. Державин о роли и назначении поэта и поэзии.

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя. Гневный протест против крепостного права и самодержавия в «Путешествии из Петербурга в Москву». Вера в торжество справедливости.

В.А.Жуковский- выдающийся поэт-романтик и переводчик, мастер жанра баллады. Патриотическая тема в лирике «Певец во стане русских воинов». Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер».

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Тема дружбы в творчестве поэта. Гражданская лирика(«Вольность», «Пророк», «Стансы», «Арион»). «Погасло дневное светило…», «К морю»: стихотворения периода южной ссылки. Обращение к исторической личности (поэма «Медный всадник» и стихотворение «Перед гробницею святой». Тема любви в творчестве. Трагедия «Борис Годунов

Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов. Жанровое своеобразие и проблема художественного метода. «Евгений Онегин»- первый реалистический роман в русской литературе. Творческая история романа. Система образов. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры, для литературы и культуры народов России. 

М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики Лермонтова. Философская лирика. Мотивы тоски и одиночества. Лирика разоблачения и протеста, размышления о судьбах поколения. Тема любви в творчестве.

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-ых годов 19 века. Смысл названия романа. Композиция. Система образов.

Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина.

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Мертвые души». Зхамысел произведения. Путешествие как прием воссоздания панорамы России. Типы помещиков. Ноздрев.

Ф.И.Тютчев. Пейзажно-философская лирика. Романтизм в лирике поэта. Романсы на стихи Тютчева.

Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века. Общая характеристика. Западники и славянофилы. Журналы. Новое содержание и новая тематика в литературе, живописи, музыке. Расцвет критического реализма.

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Поиски правды и счастья в поэме Некрасова. Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны. Представители помещичьей Руси в поэме. Образ Гриши Добросклонова в поэме.

И.А.Гончаров «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль художественной детали в романе. Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова».

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Основные проблемы. Идеи утопического социализма в романе. Образ Рахметова.

А.Н.Островский. Основные факты биографии Островского. Краткая характеристика русской драматургии. Утверждение русского реализма на сцене.

«Гроза». Борьба между отживающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60-х годов. Представители «темного царства». Конфликт Катерины с «темным царством». Обличение самодурства как социального и психологического явления.

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Романы Тургенева – новая ступень в развитии критического реализма. «Отцы и дети». Отражение в романе основного конфликта эпохи. Базаров – центральный образ произведения. Нравственная проблематика романа. Мастерство писателя. «Отцы и дети» в современной писателю критике. Художественная деталь в литературном произведении. Портрет. Пейзаж. Предметный мир. «Стихотворения в прозе».

Русские поэты второй половины 19 века. А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…» и др. Творчество А.А.Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др.

М. Е.Салтыков-Щедрин . Творческий путь писателя. «История одного города»: вершина сатиры писателя.

Изображение бесправия народа. Образ Угрюм-Бурчеева. Сарказм и ирония в произведении. Понятие об условности в искусстве.

Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения о писателе. «Однодум»: образ Александра Рыжова.

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. «Преступление и наказание». Социальные и философские проблемы в романе. Изображение человеческих страданий. Образ Раскольникова. Смысл и крах теории Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Композиция. Сюжет. Конфликт

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Путь к роману-эпопее «Война и мир». Основные проблемы произведения. Народ как выразитель сущности русского национального характера и герой эпопеи.

Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика. Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Женские образы в произведении. Критика о Толстом. Стиль.

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Чехов – новеллист и драматург. «Ионыч»: тема гибели души.

Комедия «Вишневый сад». Развитие понятия о драматургии. Своеобразие драматического конфликта пьесы. Старые хозяева вишневого сада. Буржуазный делец Лопахин.

А.П.Чехов «Попрыгунья»

Литература народов России конца 18-19 века (обзор). Поэзия Коста Хетагурова: «Перед памятником», «Я не пророк…» и др. Поэма «Фатима» (отрывок) Творчество Габдуллы Тукая: «Родной земле»,

«Родной язык» и др.

Из зарубежной литературы.

Джордж Гордон Байрон – выдающийся представитель романтизма 19 века. «Паломничество Чайльд-Гарольда». Байронический герой, его разочарование и одиночество. Многообразие поэтических интонаций в поэме.

Оноре де Бальзак – основоположник критического реализма во Франции. «Гобсек» тема губительной власти денег. Композиция повести.

Всего на изучение предмета отводится 105 часов. Из них на РР-12, ВЧ-10.














КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


РАЗДЕЛ

ТЕМА УРОКА

К-ВО

ЧАСОВ


ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

1


Русская литература конца 18 – первой половины 19 века (37 ч.)

Русская литература конца 18-первой половины 19 в.

1


2

Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Снигирь

1


3

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: Слово о Ломоносове

1


4

В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»: слава русскому оружию, всем полководцам и участникам великих сражений.

1


5

ВЧ.«Лесной царь». Марина Цветаева «Два Лесных Царя».

1


6

Элегия «Море».

1


7

А.С.Пушкин «Друзьям»: тема дружбы в творчестве поэта.

1


8

«Вольность»: гражданская лирика поэта.

1


9

«Погасло дневное светило…», «К морю»: стихотворения периода южной ссылки.

1


10

РР.«Сожженное письмо», «Я вас любил…»: тема любви.

1


11

Стихотворения гражданской направленности: «Пророк», «Стансы», «Арион».

1


12

«Перед гробницею святой…»: обращение к исторической личности.

1


13

«Медный всадник»: ценность отдельной личности.

1


14

РР.«Борис Годунов»: чтение по ролям.

1


15

РР.«Борис Годунов»: чтение по ролям.

1


16

В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая».

1


17

Роман «Евгений Онегин»: время создания.

1


18

Роман «Евгений Онегин»: глава восьмая.

1


19

В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. Статья девятая».

1


20

Критики о творчестве Пушкина.

1


21

ВЧ. Поэты народов России о Пушкине. Выразительное чтение стихотворений.

1


22

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. «Предсказание».

1


23

РР.Стихи о любви: «Молитва».

1


24

«Дума»: мысли поэта о судьбе своего поколения.

1


25

«Выхожу один я на дорогу…»: философская лирика поэта. В Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова».

1


26

ВЧ. «Три пальмы».

1


27

Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»:Образ Печорина.

1


28

Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»: образ Грушницкого

1


29

Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери»: образ Мери.

1


30

Обобщение по повести. В. Г. Белинский «Герой нашего времени».

1


31

РР. Сочинение.

1


32

ВЧ. Поэты народов России о Лермонтове.

1


33

Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя.

1


34

«Мертвые души»: образ Ноздрева.

1


35

Глава одиннадцатая. Статья В.Г.Белинского

1


36

Поэзия Ф.И.Тютчева.



37

РР. Выразительное чтение стихотворений.

1


38

Русская литература второй половины 19 века. (60)

Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века.

1


39

Поэзия Н.А.Некрасова: «Еду ли ночью по улице темной…»

1


40

«Поэт и гражданин»

1


41

ВЧ. Сборник «Последние песни»

1


42

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия русской жизни.

1


43

«Кому на Руси жить хорошо»: образ Матрены Тимофеевны.

1


44

«Кому на Руси жить хорошо»: образ Гриши Добросклонова

1


45

«Кому на Руси жить хорошо»: обобщение по поэме

1


46

РР. Сочинение.

1


47

И.А.Гончаров «Обломов» (отрывок)

1


48

Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?».

1


49

Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: образ «особенного человека» Рахметова.

1


50

Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: сон Веры Павловны



51

Н.Г.Чернышевский «Что делать»?: обобщение.

1


52

А.Н.Островский «Гроза»: идейно-художественное своеобразие пьесы.

1


53

А.Н.Островский «Гроза»: представители «темного царства».

1


54

А.Н.Островский «Гроза»: Образ Катерины.

1


55

А.Н.Островский «Гроза»: Обобщение по пьесе.

1


56

РР. Выразительное чтение монолога. Катерины.

1


57

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.

1


58

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: образ Евгения Базарова-нигилиста.

1


59

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем.

1


60

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: испытание любовью: Базаров и Одинцова.

1


61

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: Базаров и смерть

1


62

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: Обобщение по роману. Д.И.Писарев «Базаров».

1


63

Художественная деталь в литературном произведении. Портрет. Пейзаж. Предметный мир.

1


64

ВЧ.. Стихотворения в прозе.

1


65

РР. Поэзия А.К.Толстого: «Средь шумного бала, случайно…» и др.

1


66

РР. Творчество А.А.Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др.

1


67

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1


68

М. Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»: вершина сатиры писателя.

1


69

Образ Угрюм-Бурчеева

1


70

Обобщение. Понятие об условности в искусстве. Понятие о сатире.

1


71

Н.С.Лесков «Однодум».

1


72

Н.С.Лесков «Однодум»: образ Александра Рыжова

1


73

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь.

1


74

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Образ Раскольникова: мотивы преступления.

1


75

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова

1


76

Проблема личной ответственности человека за судьбы мира.

1


77

Крушение идеи Раскольникова.

1


78

Образ Сони Мармеладовой.

1


79

Изображение человеческих страданий в романе

1


80

Обобщение по роману.

1


81

Композиция. Сюжет. Конфликт.

1


82

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

1


83

Путь к роману-эпопее «Война и мир». Основные проблемы произведения.

1


84

Народ как выразитель сущности русского национального характера и герой эпопеи.

1


85

Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика.

1


86

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1


87

Женские образы в произведении

1


88

РР. Выразительное чтение отрывка.

1


89

Обобщение по роману.

1


90

Стиль

1


91

А.П.Чехов «Ионыч»: тема гибели души.

1


92

Комедия «Вишневый сад»: развитие понятия о драматургии..

1


93

Своеобразие драматического конфликта пьесы.

1


94

Старые хозяева вишневого сада.

1


95

Буржуазный делец Лопахин.

1


96

Обобщение по пьесе

1


97

ВЧ . А.П.Чехов «Попрыгунья».

1


98

Литература народов России конца 18-19 века (3 ч.)

Литература народов России конца 18-19 века (обзор)

1


99


Поэзия Коста Хетагурова: «Перед памятником», «Я не пророк…» и др. Поэма «Фатима» (отрывок)

1


100


РР. Творчество Габдуллы Тукая: «Родной земле»,

1


101

Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1


102

Зарубежная литература (2 ч)

Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

1


103


ВЧ. Оноре де Бальзак «Гобсек»

1


104

Резерв (2 ч)

Резерв

1


105


Резерв.

1