Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО Приказом директора
Протокол от_______ №__ МБОУ СОШ №18 с. Синегорск Руководитель _____ Миненко В.К. от_______ №_____
Рабочая программа по литературе
10 класс
Составлена на основе Примерной программы
по литературе для среднего (полного) общего образования, 2004;
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл.
(базовый уровень) /Под ред. В.Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2008.
Учитель
Л.Е. Любушкина
Пояснительная записка
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Данная рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние наличность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
*развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс для образовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной. Данный УМК полностью соответствуют требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.
Этот учебно-методический комплекс позволяет учителю использовать современные подходы к преподаванию литературы: коммуникативные, проектно-исследовательские технологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Обеспечивается преемственность с программой старшей школы. Отбор произведений выполнен на высоком профессиональном уровне, предполагает тематические и нравственные переклички, позволяет сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения. Материал каждого учебника объединен внутренними сквозными идеями. В него включены хрестоматийные тексты, предложена эффективная система формирования читательской культуры школьников. В учебниках имеется большое количество творческих заданий, интересные сведения об авторах и их произведениях, задания по развитию речи.
Планирование рабочей программы составлено на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) - 2004, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл.(базовый уровень) /Под ред. В.Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2008. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Курс литературы в 10 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.
- Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок- дискуссия, урок- конкурс, урок- зачет, урок коллективного анализа контрольных работ, урок- КВН, урок- аукцион знаний, урок наблюдения и отработка материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д.);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Тематический план по литературе
10 класс. 102 часа
2016-2017 уч. год
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Проверочные, контрольные | Развитие речи |
1 | Введение. Русская литература ХIX века в контексте мировой культуры. | 1 | | |
2 | Литература первой половины ХIX века. | 8 | 1 | |
| Творчество А.С.Пушкина. | 2 | | |
| Творчество М.Ю.Лермонтова. | 2 | | |
| Творчество Н.В.Гоголя. | 2 | | |
3 | Литература второй половины XIX века. | 87 | | |
| А.Островский «Гроза». | 7 | | 1 |
| Н.Добролюбов «Луч света в темном царстве». | 1 | | 1 |
| Творчество Ф.И.Тютчева. | 2 | | |
| Творчество А.А.Фета. | 4 | | 2 |
| И.А.Гончаров «Обломов». | 6 | | 1 |
| И.С.Тургенев «Отцы и дети». | 10 | 1 | 2 |
| Творчество А.К.Толстого. | 2 | | |
| Н.С.Лесков «Очарованный странник ». | 2 | | |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». | 2 | | |
| Творчество Н.А.Некрасова. | 8 | 1 | 1 |
| Творчество К.Хетагурова. | 1 | | |
| Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». | 12 | 1 | 1 |
| Л.Н.Толстой «Война и мир». | 19 | 1 | 2 |
| Творчество А.П.Чехова. | 10 | 1 | 1 |
4 | Зарубежная литература второй половины XIX века. | 3 | | |
5 | Повторение изученного в 10 классе | 3 | | |
| ИТОГО: | 102 | 6 | 12 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение ( 1 час)
Русская литература и Русская история XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (духовно - нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Русская литература первой половины XIX века ( 1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...».
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М.Ю. Лермонтов ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н.В. Гоголь ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект».
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Тест по произведениям русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Русская литература второй половины XIX века ( 1 час)
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Универсальность художественных образов. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А.Н.Островский ( 8 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».
Н.Добролюбов «Луч света в темном царстве» (конспект статьи).
Ф.И. Тютчев ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А.А. Фет ( 4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
И.А. Гончаров ( 6 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И.С. Тургенев (10 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А.К.Толстой (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной т романтической традиции.
Н.С. Лесков ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М.Е. Салтыкова – Щедрин ( 2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н.А. Некрасов ( 8 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного
заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К.Хетагуров (1 час)
(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Ф.М. Достоевский ( 12 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л.Н. Толстой ( 19 час.)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А.П. Чехов (10 час.)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. Де Мопассан (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного писателя)
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г.Ибсен (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). (возможен выбор другого произведения).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А.Рембо (1 час)
(возможен выбор другого зарубежного поэта)
Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, cковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Повторение изученного в 10 классе (3 часа)
Совершенствование навыков анализа лирического стихотворения. Литературные роды и жанры.
Календарно-тематический план по литературе
10 класс
34 недели. 102 час. 3 урока в неделю.
2016-2017 уч.г.
№ | | Содержание урока | Дата | Корректировка |
Введение (1 час) |
1 | | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Художественные открытия русских писателей-классиков. | 02.09.16 | |
Литература первой половины XIX века (8 часов) |
2 | | Классицизм, сентиментализм, романтизм. Национальное самоопределение русской литературы. | 06.09.16 | |
А.С.Пушкин – 2 часа |
3 | | А.С.Пушкин. «Вечные» темы в творчестве Пушкина. Особенности лирического героя, отражение духовного мира человека. | 06.09.16 | |
4 | | «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 09.09.16 | |
М.Ю.Лермонтов – 2 часа |
5 | | М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. | 13.09.16 | |
6 | | Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм. | 13.09.16 | |
Н.В.Гоголь – 2 часа (1ч.т) |
7 | | Н.В.Гоголь. Обзор жизни и творчества писателя. | 16.09.16 | |
8 | | «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Гоголя. | 20.09.16 | |
9 | Т. | Тест по произведениям русской литературы первой половины XIX века. | 20.09.16 | |
Литература второй половины XIX века (87 час) |
10 | | Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Аналитический характер русской прозы. | 23.09.16 | |
А.Н.Островский – 8 час. (2ч .р.р) |
11 | | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Драматургическое мастерство Островского. | 27.09.16 | |
12 | | «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. | 27.09.16 | |
13 | | Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. | 30.10.16 | |
14 | | Катерина в системе образов драмы. Внутренний конфликт, народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | 04.10.16 | |
15 | | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия пьесы. | 04.10.16 | |
16 | | Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. | 07.10.16 | |
17 | Р.р | Конспектирование статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» | 11.10.16 | |
18 | Р.р | Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза». | 11.10.16 | |
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет - 6 час. (2ч.р.р) |
19 | | Ф.И.Тютчев. Обзор жизни и творчества. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Основные мотивы лирики. | 14.10.16 | |
20 | | Тема родины, человек, природа в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». | 18.10.16 | |
21 | | А.А.Фет. Обзор жизни и творчества. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». | 18.10.16 | |
22 | | «Вечные» темы в лирике поэта. Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…» | 21.10.16 | |
23 | Р.р. | Техника написания экзаменационного итогового сочинения. | 25.10.16 | |
24 | Р.р | Анализ стихов Тютчева и Фета (формат итогового сочинения) | 25.10.16 | |
И.А.Гончаров – 6 час.(1ч.р.р.) |
25 | | И.А.Гончаров. Обзор жизни и творчества. История создания и особенности композиции романа «Обломов». | 28.10.16 | |
26 | | Петербургская «обломовщина». Система образов романа. | 08.11.16 | |
27 | | Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Прием антитезы в романе. | 08.11.16 | |
28 | | Обломов и Штольц. Ольга Ильинична и Агафья Пшеницына. | 11.11.16 | |
29 | | Роль пейзажа, портрета, интерьера, художественной детали в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. | 15.11.16 | |
30 | Р.р | Сочинение по роману «Обломов». | 15.11.16 | |
И.С.Тургенев – 10 час.(2ч –кар+1ч.т) |
31 | | И.С. Тургенев. Обзор жизни и творчества. Творческая история романа «Отцы и дети». | 18.11.16 | |
32 | | Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет. Композиция романа. | 22.11.16 | |
33 | | Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 22.11.16 | |
34 | | «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. | 25.11.16 | |
35 | | Смысл названия романа. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. | 29.11.16 | |
36 | | «Вечные» темы в романе: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа. | 29.11.16 | |
37 | | Полемика вокруг романа. Статья Д.И.Писарева «Базаров». | 02.12.16 | |
38 | Кар. | Контрольно-административная работа. Сочинение по роману «Отцы и дети» (формат итогового сочинения) | 06.12.16 | |
39 | Кар. | Контрольно-административная работа. Сочинение по роману «Отцы и дети» (формат итогового сочинения) | 06.12.16 | |
40 | Т. | Тест по роману «Отцы и дети». | 09.12.16 | |
А.К.Толстой – 2 часа |
41 | | А.К.Толстой. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 13.12.16 | |
42 | | «Государь ты наш батюшка…», «Против течения…». Взгляд на русскую историю в произведениях поэта. | 13.12.16 | |
Н.С.Лесков – 2 часа |
43 | | Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. | 16.12.16 | |
44 | | Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. | 20.12.16 | |
М.Е.Салтыков- Щедрин – 2 часа |
45 | | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Обличение деспотизма, невежества власти. | 20.12.16 | |
46 | | Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории одного города». | 23.12.16 | |
2 полугодие |
Н.А.Некрасов – 8 час.(1ч.к.р.+1ч.р.р) |
| | | | |
47 | | Н.А.Некрасов. Обзор жизни и творчества. Гражданский пафос поэзии Некрасова. | 10.01.17 | |
48 | | Основные темы, идеи и образы поэзии Некрасова. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. | 10.01.17 | |
49 | | Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. «Поэт и гражданин», «Элегия». | 13.01.17 | |
50 | | Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова. Художественное своеобразие лирики поэта, ее связь с народной поэзией. | 17.01.17 | |
51 | К.р. Т. | Административно-контрольная работа. Тест-анализ лирического произведения Некрасова Н.А. | 17.01.17 | |
52 | | «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа | 20.01.17 | |
53 | | Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. | 24.01.17 | |
54 | Р.р. | Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | 24.01.17 | |
К.Хетагуров – 1 час |
55 | | К.Хетагуров. Близость творчества Хетагурова поэзии Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа. | 27.01.17 | |
Ф.М.Достоевский – 12 час.(1ч.р.р+1ч.т) |
56 | | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение. | 31.01.17 | |
57 | | Особенности сюжета и композиции. Приемы создания образа Петербурга. | 31.01.17 | |
58 | | Система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. | 03.02.17 | |
59 | | Раскольников и его «двойники». Лужин и Свидригайлов. | 07.02.17 | |
60 | | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. | 07.02.17 | |
61 | | Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи романа. | 10.02.17 | |
62 | | Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев. | 14.02.17 | |
63 | | Портрет, пейзаж интерьер и их художественные функции. | 14.02.17 | |
64 | | Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. | 17.02.17 | |
65 | | Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение его творчества. | 21.02.17 | |
66 | Т. | Тест по роману «Преступление и наказание» | 21.02.17 | |
67 | Р.р. | Сочинение по роману «Преступление и наказание». | 24.02.17 | |
Л.Н.Толстой – 19 час. (2ч.кар+1ч.т) |
68 | | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. | 28.02.17 | |
69 | | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Антитеза как центральный композиционный прием. | 28.03.17 | |
70 | | Тема войны в романе. Сражение под Шенграбеном. Проблема истинного и ложного патриотизма. | 03.03.17 | |
71 | | Андрей Болконский, батарея Тушина. Генерал Багратион. Проблема национального характера. | 07.03.17 | |
72 | | Аустерлицкое сражение. Андрей Болконский, разочарование. | 07.03.17 | |
73 | | Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского. | 10.03.17 | |
74 | | Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского. | 14.03.17 | |
75 | | Путь идейно-нравственных исканий князя Пьера Безухова. | 14.03.17 | |
76 | | Путь идейно-нравственных исканий князя Пьера Безухова. | 17.03.17 | |
77 | Т. | Тест «Пьер Безухов и Андрей Болконский». | 21.03.17 | |
78 | | Изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. | 21.03.17 | |
79 | | Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого – «самого нужного человека в отряде». | 24.03.17 | |
80 | | «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | 04.04.17 | |
81 | | Женский вопрос в романе. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | 04.04.17 | |
82 | | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Роль личности в истории Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. | 07.04.17 | |
83 | | Изображение светского общества в романе. Бездуховность представителей аристократической среды. | 11.04.17 | |
84 | | Роль портретов, пейзажа, диалога и внутренних монологов в романе. | 11.04.17 | |
85 | Кар. | Контрольно-административная работа в формате итогового сочинения по роману «Война и мир» | 14.04.17 | |
86 | Кар. | Контрольно-административная работа в формате итогового сочинения по роману «Война и мир» | 18.04.17 | спросить |
А.П.Чехов – 11 час.(1ч.т+1ч.р.р.) |
87 | | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. | 21.04.17 | |
88 | | Тема пошлости и низменности жизни. Рассказ «Ионыч». | 25.04.17 | |
89 | | Проблема ответственности человека за свою судьбу. Рассказ «Студент». | 25.04.17 | |
90 | | «Человек в футляре». Решение Чеховым темы «маленького человека». | 28.04.17 | |
91 | | «Дама с собачкой». «Палата № 6». «Дом с мезонином». Психологизм прозы А.П.Чехова. | 2.05.17 | |
92 | | «Вишневый сад». Сюжет и конфликт пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. | 2.05.17 | |
93 | | Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Система образов. Раневская и Гаев. | 5.05.17 | |
94 | | Лопахин, Аня и Петя Трофимов. Тип героя-«недотепы». Смысл финала пьесы. Символический подтекст пьесы. | 12.05.17 | |
95 | Р.р. | Сочинение по пьесе «Вишневый сад» | 16.05.17 | |
96 | К.т. | Итоговый контрольный тест по литературе 10 класса | 16.05.17 | |
Зарубежная литература второй половины XIX века (3 часа) |
97 | | Зарубежная литература второй половины XIX века. Г.де Мопассан. «Ожерелье». Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. | 19.05.17 | |
98 | | Г.Ибсен. «Кукольный дом». Социальная и нравственная проблематика. Вопрос о правах женщины в драме. | 23.05.17 | |
99 | | А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. | 23.05.17 | |
Повторение изученного в 10 классе (3 часа) |
100 | | Совершенствование навыков анализа лирического стихотворения | 26.05.17 | |
101 | | Совершенствование навыков анализа лирического стихотворения | 30.05.17 | |
102 | | Литературные роды и жанры. Романтизм и реализм. | 30.05.17 | |
Всего: 102 часа
Развитие речи – 12
Контрольные работы (тесты) – 2
Контрольные сочинения (формат итогового сочинения) – 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать / понимать:
*образную природу словесного искусства;
*содержание изученных литературных произведений;
*основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века;
*основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
*основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
*воспроизводить содержание литературного произведения;
*анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
*соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
*определять род и жанр произведения;
*сопоставлять литературные произведения;
*выявлять авторскую позицию;
*выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
*аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
*писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Нормы оценки
Основной формой контроля является сочинение
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
Правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная подача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения.
Соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними.
Точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
* глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
* стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;
* написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
* допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
* достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
* логичное и последовательное изложение материала;
*написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
* допускаются две – три неточности в содержании, незначительное отклонение от темы, а также не более трех – четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
* в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний взгляд на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
*материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
* в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
В остальных случаях ставится отметка «2».
Критерии контроля (тест)
«5» - 90-100% правильных ответов
«4» - 70-89 правильных ответов
«3» - 51-69% правильных ответов
«2» - менее 50% правильных ответов.
«1» - ученик не приступил к работе
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Контрольные и проверочные работы по литературе . 10 кл.: Метод. пособие / Т.Г.Кучина и др. – М.: Дрофа, 2002.
2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – Лебедев Ю.В. – М.: Просвещение, 2008.
4. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие для учителя/Авт.-сост. И.М.Михайлова. – М.:Дрофа,1997.
5. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс в 2-х частях /Золоторева И.В., Михайлова Т.И. - М.:Вако, 2008.
6. Примерная программа по литературе для среднего (полного) общего образования (базовый уровень). – 2004.
7. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В.Лебедева «Литература 10 кл. В 2 ч.» - Фадеева Т.М. – М.: Экзамен, 2005.
8. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века: 10 кл.: Кн. для учителя / В.Ф.Чертов. – М.: Просвещение, 2002.
9. Тесты по литературе:10 класс: к учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIX века.10 класс. В 2-х частях»/Н.А.Миронова.-М.:Экзамен,2007.
СПИСОК УЧЕБНО-СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – Лебедев Ю.В. – М.: Просвещение, 2008.
Литература. Справочные материалы. Тураев С.В., Тимофеева Л.И.- М.: Просвещение, 1989.
Подготовка к итоговой аттестации по литературе. Тестирование /-Педчак Е.П.
Ростов-на-Дону: Феникс,2005.
Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях /под ред. П.А. Николаева, - М.: Просвещение, 1990.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http ://refrus .narod .ru /
http ://www .slovesnik .ru /
http ://www .fplib .ru /
http ://www .litera .ru /stixiya /
http :// www .kinderino . ru
http :// www . gramota . ru .
http :// www .megakm . ru
http://www.slo-vari.ru).
www .lseptember .ru