Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
Учитель: Филькова Е.А.
Класс: 5
Учебный год 2020-2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2020-2021 г.
На изучение литературы в 5 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).
Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Тематическое планирование включает часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание свей этнической принадлежности;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей;
– уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью;
Познавательные УУД:
– понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– составлять план, таблицу, схему;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметными результатами изучения курса «Литература» в 5 классе является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Устное народное творчество (10 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Из литературы XVIII века (2 ч.)
М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Из литературы XIX века (42 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Герои баллады.
А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке.
В. М. Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Н. В. Гоголь Повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим.
А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.
А.П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок).
Из литературы XX века (29 ч.)
И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы.
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.
А, П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла.
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики.
Из зарубежной литературы (15ч.+4 урока контроля)
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка.
Тематическое планирование уроков литературы (105 ч.) 5 класса
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Введение (1ч.) |
1ч. 1. | Книга в жизни человека. | 1 | | |
Устное народное творчество (10 ч). |
2. | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | 1 | | |
3. | Малые жанры фольклора. | 1 | | |
4. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | | |
5. | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | 1 | | |
6. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 | | |
7. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | | |
8. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 1 | | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | | |
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | | |
11. | Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказкам. | 1 | | |
| Из древнерусской литературы (2 ч). |
12. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | | |
13. | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | | |
Из литературы XVIII века (2 ч). |
14. | Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | | |
15. | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | | |
Из литературы XIX века (41 ч). |
16. | Жанр басни в мировой литературе. | 1 | | |
17. | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 | | |
18. | И. А. Крылов. «Волк на псарне». О | 1 | | |
19. | Р.р. «Мои любимые басни И.А.Крылова». | 1 | | |
20. | Контрольная работа по творчеству Крылова В.А. | 1 | | |
21. | Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | | |
22. | В. А. Жуковский. «Кубок». | 1 | | |
23. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 1 | | |
24. | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…». | 1 | | |
2ч. 25. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | | |
26. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | | |
27. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | | |
28. | Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | | |
29. | Контрольная работа по творчеству В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. | 1 | | |
30. | Вн.чт. А. С. Пушкин. Сказки. | 1 | | |
31. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | | |
32. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 | | |
33. | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | | |
34. | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | | |
35. | Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | 1 | | |
36. | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | 1 | | |
37. | Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | | |
38. | Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | 1 | | |
39 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | | |
40 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | | |
41. | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | 1 | | |
42. | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 1 | | |
43. | И. С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства. | 1 | | |
44. | И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. | 1 | | |
45. | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | | |
46. | А. А. Фет. Лирика. | 1 | | |
47. | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | 1 | | |
48. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | 1 | | |
3ч. 49. | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | | |
50. | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. | 1 | | |
51. | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. | 1 | | |
52. | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | | |
53. | Р.р. Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу. | 1 | | |
54. | Вн.чт. Рассказы Чехова. | 1 | | |
55. | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | 1 | | |
56. | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зим- няя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок). | 1 | | |
57. | Р.р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | 1 | | |
Из литературы XX века (29 ч). |
58. | И. А. Бунин. «Косцы». | 1 | | |
59. | Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». | 1 | | |
60. | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | | |
61. | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 | | |
62. | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 1 | | |
63. | Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | | |
64. | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | | |
65. | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 | | |
66. | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | | |
67. | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 1 | | |
68. | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки. | 1 | | |
69. | Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. | 1 | | |
70. | Вн.чт. С. Я. Маршак. Сказки для детей. | 1 | | |
71. | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 | | |
72. | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа | 1 | | |
73. | Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | | |
74. | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | 1 | | |
75. | А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика. | 1 | | |
76. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | | |
77. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | | |
78. | Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов по произведениям Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева. | 1 | | |
4ч. 79. | Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева. | 1 | | |
80. | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | | |
81. | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». | 1 | | |
82. | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1 | | |
83. | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». | 1 | | |
84. | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | 1 | | |
85. | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | 1 | | |
86. | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | | |
Из зарубежной литературы (15 ч). |
87. | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. | 1 | | |
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | | |
89. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | | |
90. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» как произведение о силе человеческого духа. | 1 | | |
91. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | | |
92. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | | |
93. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» | 1 | | |
94. | Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки. | 1 | | |
95. | Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по сказкам Андерсена. | 1 | | |
96. | Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по сказкам Андерсена. | 1 | | |
97. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | | |
98. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. | 1 | | |
99. | Р.р Подготовка к письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по роману М.Твена. | 1 | | |
100. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | | |
101. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | 1 | | |
Уроки контроля |
102. | Итоговое контрольное тестирование по литературе. | 1 | | |
103. | Итоговое контрольное тестирование по литературе. | 1 | | |
104. | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | | |
105. | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по литературе в 5 классе
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2020-2021 г.
На изучение литературы в 5 классе в учебном плане МБОУ СОШ № 28 г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).
Цели и задачи:
• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
• освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Место предмета:
Количество учебных часов по предмету - 105.
Количество часов по учебному плану - 105.
Общее количество часов в неделю - 3.
Развитие речи – 14 часов.
Внеклассного чтения – 10 часов.
Виды контроля:
• промежуточный; пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
• итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретиколитературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
• содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
• наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
• основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
• основные теоретико-литературные понятия;
Учащиеся должны уметь:
• работать с книгой
• определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Основные разделы (темы) содержания:
1. Введение (1ч.)
2. Устное народное творчество (10 ч.)
3. Древнерусская литература (2 ч.)
4. Русская литература 18 века (2 ч.)
5. Русская литература 19 века (42ч.)
6. Русская литература 20 века (29 ч.)
7. Зарубежная литература (15+4ч.)