СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 11 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику под редакцией В.П.Журавлева «Литература. 11 класс» в 2-х частях, Просвещение, 2014. В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  программа рассчитана на преподавание курса литературы в 11 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»





Принято на заседании Утверждаю:

Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»

Протокол № __1__ _____________Е.И.Пикалова.

«_28_ «­­­­ ___июня______ 2018 г. «_____» ______2018 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2018-2019 учебный год


по литературе


Уровень обучения (класс) среднее (полное)общее образование,11_

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Общее количество часов: 102

Количество часов в неделю _3__ Уровень _базовый_

Учитель __Новосельская Е.Н.____

Квалификационная категория __соответствие__





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) авторов: В.Я. Коровина., В.П. Журавлев, В.И. Коровин , И.С. Збарский, В.П. Полухина / М.: Просвещение 2015 г.;

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику под редакцией В.П.Журавлева «Литература. 11 класс» в 2-х частях, Просвещение, 2014. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и реализует программу В.Я. Коровиной. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа рассчитана на преподавание курса литературы в 11 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели и задачи обучения. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

   воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

   развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

   освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

   совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи литературного образования в 11 классе:

Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем  специфическое место в жизни нации и человека

Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции

Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства

Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности

Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью

Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В  11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:

1) Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений);

2) Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам);

3) Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);

4) Исследовательский.

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Формы контроля:

предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных в предыдущих классах.

текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).

промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сравнительная характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.


Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение литературы в 11 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.

Письменно:

    • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

    • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

    • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

    • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

    • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

  • комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

  • обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

  • использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

  • пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

  • активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

Понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической      деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Содержание тем учебного курса

Введение (1ч.)

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века (1ч.)

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века (13ч.)

Иван Алексеевич Бунин. (4ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного

крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. (4ч.) Жизнь и творчество.(Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. (5ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии (9ч.)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория л и т е р а т у р ы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. (5ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...». (Возможен выбор других

стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор) (1ч.)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. (6ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Небродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература процесс 20-х годов XX века (2ч.)

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.).Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. (6ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор) (25ч.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. (7ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.

Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория л и т е р а т у р ы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. (2ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. (3ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория л и т е р а т у р ы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. (1ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория л и т е р а т у р ы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. (3ч.) Жизнь и творчество(Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория л и т е р а т у р ы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. (8ч.) Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»

О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца«Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович,Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский, Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Т е о р и я литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...», (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов - Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции  А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Т е о р и я литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зиловакак художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика

поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Т е о р и я литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века (2ч.)

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы (3ч.)

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

 




Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Сочинения

Контрольные работы

1.

Введение.

1

-

-

2.

Литература начала XX века

1

-

-

3

Писатели-реалисты начала XXвека

14

2

1

3.1.

Творчество И. А. Бунина

5

-

-

3.2.

Творчество А. И. Куприна

4

-

1

3.3.

Творчество А. М. Горького

5

1

-

4

Серебряный век русской поэзии

9

-

1

4.1.

Символизм

2

-

-

4.2.

Творчество В.Я.Брюсова

1

-

-

4.3.

Творчество К.Д.Бальмонта

1

-

-

4.4.

Акмеизм

1

-

-

4.5

Творчество Н.С.Гумилева

1

-

-

4.6.

Футуризм

2

-

1

4.7.

Творчество И. Северянина

1

-

-

5

Творчество А. А. Блока

5

1

-

6

Новокрестьянская поэзия

1

-

-

7

Творчество С.А.Есенина

6

1

-

8

Литературный процесс 20-х годов XX века

8

-

1

8.1

Литературный процесс 20-х годов XX века

2

-

-

8.2

Творчество В.Маяковского

6

-

1

9

Литература 30-х годов XX века

25

2

1

9.1.

Литература 30-х годов XX века

1

-

-

9.2.

Творчество М.А.Булгакова

7

1

-

9.3.

Творчество А.А.Платонова

2

-

-

9.4.

Творчество А.А.Ахматовой

3

-

-

9.5.

Творчество О.Э.Мандельштама

1

-

-

9.6.

Творчество М.А.Цветаевой

3

-

1

9.7.

Творчество М.А.Шолохова

8

1

-

10

Литература периода Великой Отечественной войны

2

-

-

11

Литература 50—90-х годов

23

2

-

11.1

Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

-

-

11.2

Творчество К.Воробьева

1

-

-

11.3

Творчество В. Кондратьева

2

1

-

11.4

Творчество Н.М.Рубцова

1

-

-

11.5

Авторская песня

1

-

-

11.6

Творчество В.М.Шукшина

1

-

-

11.7

Творчество Ю.Трифонова

1

-

-

11.8

Творчество А.Т.Твардовского

2

-

-

11.9

Творчество Б.Л.Пастернака

2

-

-

11.10

Творчество А.И.Солженицына

2

-

-

11.11

Творчество В.Т.Шаламова

1

-

-

11.12

Творчество В.П.Астафьева

2

-

-

11.13

Творчество В.Г.Распутина

2

1

-

12

Литература конца XX — начала XXI века

2

-

-

13

Из зарубежной литературы

3

-

-

13.1

Творчество Д. Б. Шоу.

1

-

-

13.2

Творчество Э.М. Ремарка

1

-

-

13.3

Творчество Э. Хемингуэя

1

-

-

14

Итоговая контрольная работа «Литература 20 века»

1

-

1

15

Итоговое повторение

1

-

-


Итого

102

7

6











Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока (занятия)

Количество часов

Домашнее задание

план

факт.

Раздел/тема 1 - Введение 1

1



Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Ч.1 стр.3-8 прочитать

Раздел/тема –2 Литература начала XX века 1

2



Развитие традиций русской классической литературы. Основные направления развития русской литературы

1

Ч.1 стр.15-27 (вопр. 1-3)

Раздел/тема - 3 Писатели-реалисты начала XXвека 14 (1КР+2РР)

3



И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.

1

Найти образы-символы, определить их значение в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

4



Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

Ч.1 стр.45-46 (вопр. 2)

5



Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд

1

Прочитать «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»

6



Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

Ч.1 стр.53 (вопр. 13)

7



Входной итоговый контроль

1

Прочитать «Гранатовый браслет»

8



А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры

1

В чем смысл названия повести «Поединок»?

9



Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести «Поединок»

1

Как решается тема любви?

10



Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини.

1

Составление плана, подбор материалов

11



Тестирование по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1


12



М. Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «Макар Чудра». «Челкаш»

1

Прочитать пьесу «На дне»

13



На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

Ч.1 стр.172-176 («истории» хозяев жизни)

14



Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне».

1

Роль Луки в пьесе

15



Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение.

1

Составление плана, подбор материалов

16



Р/Р Сочинение по пьесе М.Горького «На дне»

1


Раздел/тема - 4 Серебряный век русской поэзии 9 (1КР)

17



Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века

1

Ч.1 стр.20-24

18



Символизм как литературное направление

1

Представить творчество символистов (по группам)

19



Поэзия В. Брюсова

1

Анализ стихотворения

20



Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта

1

Анализ стихотворения

21



Акмеизм как литературное направление

1

Ч.1 стр.24-26

22



Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

Выучить наизусть

23



Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

Ч.1 стр.26-28

24



И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

Анализ стихотворения

25



Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века.

1

Выучить наизусть

Раздел/тема - 5 А. А. Блок. 5 (1РР)

26



А. А. Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1

Выучить наизусть

27



Тема Родины в творчестве Блока

1

Сообщения по группам

28



Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция.

1

Ч.1 стр.204-208

29



Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.

1

Ч.1 стр.210 (вопр.5-7)

30



Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока

1


Раздел/тема - 6 Новокрестьянская поэзия 1

31



Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

Анализ стихотворения

Раздел/тема - 7 С.А.Есенин 6 (1РР)

32



С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

1

Сопоставить стихи А.Фета и С.Есенина

33



Тема России в лирике С. Есенина.

1

«Прототипы есенинской лирики»

34



Любовная лирика Есенина

1

Поэма «Анна Снегина»

35



Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны.

1

Выучить наизусть

36



«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

Составить план соч.

37



Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина

1


Раздел/тема - 8 Литературный процесс 20-х годов XX века 8 (1КР)

38



Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

1

Ч.1 стр.310-318

39



Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»

1

Ч.1 стр.97-108

40



Промежуточная контрольная работа

1


41



В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1

Выучить наизусть

42



Поэт и революция. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся»

1

Анализ стихотворения

43



Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

1

Чтение пьесы «Клоп»

44



Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В.Маяковского.

1

Чтение поэмы «Облако в штанах»

45



В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

1

«Разговор с будущим» в тв-ве В.Маяковского

Раздел/тема - 9 Литература 30-х годов XX века 25 (1 КР+2РР)

46



Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1

Ч.2 стр.3-22

47



М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».

1

Найти внутреннее соответствие евангельских и московских глав романа

48



Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат.

1

Сообщения по группам

49



Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе.

1

Как соотносятся Иешуа и Воланд?

50



«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

1

Анализ главы 23

51



Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера

1

Прочитать «Роковые яйца», «Собачье сердце»

52



Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа

1

Составить план

53



Р/Р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1


54



А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован».

1

Анализ глав (по выбору)

55



Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления.

1

Сообщение об А.Ахматовой

56



А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие любовной лирики А. Ахматовой

1

Выучить наизусть

57



Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой

1

Анализ стихотворения

58



Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием»

1

Сообщение о О.Мандельштаме

59



О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Лирика. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта

1

Анализ стихотворения

60



М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1

Выучить наизусть

61



Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира.

1

Анализ стихотворения

62



Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.

1

Выучить стих-ие

63



М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

1

Описание донской природы, казачьего хутора

64



«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа.

1

История казачества

65



Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

1

Батальные сцены 3 части романа

66



Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

Сюжетный план «Судьба Г. Мелехова»

67



Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

Характеристики Натальи и Аксиньи

68



Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Сообщение по группам

69



Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

1

Составить план. Подобрать материал

70



Р/Р Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1


Раздел/тема - 10 Литература периода Великой Отечественной войны 2

71-72



Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

2

Сообщения по группам

Раздел/тема - 11 Литература 50—90-х годов 23 (2РР)

73



Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

Ч.2 стр.380

74



К. Воробьёв. «Убиты под Москвой». Человек на войне, правда о нем.

1

Ч.2 стр.412-418

75



Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

Чем выделяется образ главного героя?

76



Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Н.М.Рубцов. Стихотворения.

1

Выучить наизусть

77



Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима, И. А. Бродского.. Б. Ш. Окуджавы

1

Сообщения по группам

78



«Деревенская» проза. В. М. Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина

1

Ч.2 стр.395-406

79



«Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

1

Ч.2 стр.418-422

80



Р/р Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1


81



А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.

1

Выучить наизусть

82



Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

1

Перечитать поэму «Василий Теркин»

83



Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

1

Анализ стихотворения

84-85



Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

2

Ч.2 стр.146-166

86



А. И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность.

1

Ч.2 стр.305-317

87



Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича в контексте раскрытия темы лагерной жизни.

1

Ч.2 стр.320-324

88



Проблема русского национального характера в контексте исторической эпохи.

1

Сопоставить с рассказом «Матренин двор»

89-90



В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

2

Анализ одного из рассказов

91



В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба»

1

Сообщение о писателе

92



Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»

1

Ч.2 стр.406-410

93-94



В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Образы-символы и их назначение в повести.

2

Ч.2 стр.390-395

95



Р.р. Сочинение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.

1


Раздел/тема - 9 Литература конца XX — начала XXI века 2

96-97



Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века.

2

Сообщение по группам

Раздел/тема - 10 Из зарубежной литературы 3

98



Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

Сюжет, главные герои

99



Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Томас Стернз Элиот Стихотворения

1

Анализ стихотворения

100



Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1

Подготовка к итоговой работе

101



Итоговая контрольная работа «Литература 20 века»

1


102



Итоговое повторение

1







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Учебник: Русская литература XX века: : Учеб.: в 2-х ч. - / Под ред. Журавлёва В.П. - М.: Просвещение, 2015

  2. Учебные пособия: Русская литература XX века: 11 кл. : Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2014

  3. Методические пособия: Уроки литературы: 11 кл.: Кн. для  учителя / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2014  

  4. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»

  5. Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М., «Дрофа»

  6. Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»

  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»

  8. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»

  9. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»

  10. Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»

  11. Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»

Мультимедийные пособия.

1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

2. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

3. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.

Образовательные электронные ресурсы:

  • Интернет-ресурсы для ученика и учителя: http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://www.fipi.ru/

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет

  • Энциклопедия поэзии (http://www.stihi.ru/encyclopedia/)

  • Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru/)

  • Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале» (http://litera.edu.ru/)