СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Протасовская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

____/Гусарова Ю.И/

подпись Ф.И.О.

Протокол № ____

заседания МО

от__________ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

Руководитель филиала

_________ /Мартынченко О.П./ подпись Ф.И.О.

Протокол №_____

заседания МС

от _________________2019 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________/Зорин Е.М/ подпись Ф.И.О.

Приказ № _____



от ______________ 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литература

11 класс

Рабочая программа составлена на основе программы

В.Я. Коровиной и др. « Программы общеобразовательных учреждений» Литература. 5-11классы.М., Просвещение, 2010.







Учитель: Цынкалова Екатерина Вячеславовна








2019 -2020 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы В. Я. Коровиной и др. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11 классы. М., Просвещение, 2010.


К программе прилагается Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч/ В.Я Коровина, программа по литературе к учебникам для 5-9 классы.10-11 классы. Авторы программы. В.Я Коровина, проверочные работы.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват, учреждений/Н.В. Беляева, рабочая тетрадь, тетрадь для творческих работ.


Цель программы: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; познакомить учащихся с образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи программы:

1.Формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

2.Способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;

3.Формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

4.Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико – литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

Выразительное чтение;

Различные виды пересказа;

Заучивание наизусть стихотворных текстов;

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

Устные и письменные интерпретации художественного произведения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;







Данная программа рассчитана на 102 ч (3часа в неделю).

В соответствии с учебным годовым планом школы произошло сжатие трех тем по творчеству А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Б.Л. Пастернака «Поэзия» А.Т. Твардовского «Поэзия» Э. М. Ремарк. «Три товарища». Итого 98 часов


Контроль знаний обучающихся осуществляется через следующие виды и формы контроля: сочинения, проверочные работы, тесты, чтение наизусть, анализ лирического и прозаического произведения.


















































Содержание учебного предмета


Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература конца 19 – начала 20 века

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Серебряный век русской поэзии (7 ч.)

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Литература 20-30 годов 20 века (48ч.)

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Литература 50-90 годов 20 века(7 ч.)

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер - все больше

листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим...», «Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Проза реализма и «нереализма».

Зарубежная литература

Проблемы и уроки литературы 20 века













Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;участия в диалоге или дискуссии;





Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов


В том числе на:

Примерное кол-во часов сам.работы учащихся

уроки

лабораторные, практические работы

контрольные, диктанты

1

Введение

1

1




2

Литература конца 19 – начала 20 века


15

7

2


7

3

Серебряный век русской поэзии

7

7




4

Литература 20-30 годов 20 века

47

24

2


22

5

Обзор русской литературы второй половины XX века

16

17




6

Литература 50-90 годов 20 века

6

7




7

Зарубежная литература

6

6





Итого

98





























Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века.

2.09


Литература конца 19 – начала 20 века

2

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или др. стих. Тонкость восприятия человека и мира природы.

4.09


3

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально- философским обобщениям.

6.09


4

Поэтика рассказа. Осуждение бездуховности существования.

9.09


5

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

11.09


6

Сочинение по творчеству И.А. Бунина

13.09


7

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

16.09


8

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести.

18.09


9

«Олеся». Поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини.

20.09


10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

23.09


11

Смысл спора о сильной бескорыстной любви. Тема неравенства.

25.09


12

Р.р. Сочинение по творчеству А.И. Куприна.

27.09


13

М.Горький.Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество.

2.10


14

«Старуха Изергиль», Проблематика и особенности композиции рассказа.

4.10


15

Новаторство Горького – драматурга.«На дне». Социально – философская драма.

7.10


16

Три правды в пьесе «На дне», их трагическое столкновение.


9.10


17

Социальная и нравственно-философская

проблематика пьесы.Смысл названия пьесы.

11.10


Серебряный век русской поэзии

18

Серебряный век русской поэзии. Проблема традиций и новаторства в литературе начала 20 века. Русский символизм и его истоки.

14.10


19

Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

16.10


20

Лирика поэтов- символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

18.10


21

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

21.10


22

Н. С. Гумилев. Слово о поэте.

23.10


23

Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева.

25.10


24

Футуризм как литературное явление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

6.11


Литература 20-30 годов 20 века

25

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

8.11


26

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане» «Фабрика». Развитие понятия об образе- символе.

11.11


27

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге».

13.11


28

Обучение анализу стихотворения А.Блока

15.11


29

Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции, сложность её художественного мира.

18.11


30

Сюжет поэмы и её герои.

Неоднозначность трактовки финала. »Вечные образы» в поэме.

20.11


31

Художественные и идейно - нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев, П.Орешин, С. Клычков. Жизнь и творчество.

25.11


32

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери»

27.11


33

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

29.11


34

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

2.12


35

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

4.12


36

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

6.12


37

Р.р. Сочинение по творчеству А.А. Блока и С.Есенина.

9.12


38

Р.р. Сочинение по творчеству А.А. Блока и С.Есенина.

11.12


39

Литературный процесс 20-х годов 20 века. Литературные группировки и журналы.

13.12


40

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

16.12


41

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи.

Русская эмигрантская сатира.

18.12


42

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

20.12


43

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.Т.л.: тоническое стихосложение.

23.12


44

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»

25.12


45


Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

27.12


46

Зачет по творчеству В.В.Маяковского

13.01


47

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

15.01


48

М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях. Стилистике.

17.01




49

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

20.01


50

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско – библейскими мотивами.

22.01


51

Сатира и глубокий психологизм романа.

24.01


52

Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.


27.01


53

Тема совести и милосердия в романе. Анализ эпизода из романа «Мастер и Маргарита».

Домашнее сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

29.01


54

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. «Сокровенный человек ».

31.01


55

Своеобразие стилистики произведений.

Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

3.02


56

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...»

5.02


57

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения.

7.02


58

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта.

10.02


59

Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Т.л. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы

12.02


60

Р.р. Обучение анализу стихотворения А.А.Ахматовой

14.02



61

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

17.02


62

Трагический конфликт поэта и эпохи.

16.02


63

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. «»Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину».

19.02


64

Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве».

26.02


65

Своеобразие поэтического стиля: высокая простота. Традиции Цветаевой в русской поэзии ХХ века.

28.02


66

Р.Р.Сочинение по творчеству Ахматовой, Цветаевой.

2.03


67

М. А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

2.03


68

«Тихий Дон» - роман – эпопея о всенародной трагедии. Система образов романа. Роман – эпопея. Проблемы и герои романа.

4.03


69

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон»

6.03


70

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

11.03


71

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

16.03


72

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

Т.л. Традиции и новаторство в художественном творчестве.

18.03


Обзор русской литературы второй половины XX века

73

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия

20.03


74

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

30.03


75

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьёв, В. Быков, Б. Васильев.

1.04


76

А. Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном- единственном завете...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери».

3.04


77

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии.

6.04


78

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

Образ главного героя – Юрия Живаго.

8.04


79

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

10.04


80

Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни

13.04


81

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

15.04


82

Н. М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

17.04


83

«Деревенская» проза в современной литературе. В П. Астафьев. «Царь - рыба».

20.04


84

Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь - рыбы».

22.04


85

В. П. Распутин. Нравственные проблемы повести «Прощание с Матерой».

24.04


86

Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

27.04


Литература 50-90 годов 20 века

87

И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» или др. стихотворения.

29.04


88

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы лирики. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...»

4.05


89

«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

6.05


90

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

8.05


91

Р.Р. сочинение по творчеству писателей последних десятилетий

11.05


92

М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер - все больше

листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим...», «Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни.

13.05


93

Проза реализма и «нереализма».

15.05


Зарубежная литература

94

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно- нравственные проблемы пьесы ( по выбору учителя)

18.05


95

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

18.05


96

Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно- нравственные проблемы повести «Старик и море»

20.05


97

Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

22.05


98

Проблемы и уроки литературы 20 века

25.05








Лист корректировки рабочей программы



Название раздела, темы

Количество

выпавших уроков

Корректирующее мероприятие

Дата

проведения

по факту