СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для спо

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

П. А. ПОЛОВИНКО»


Рассмотрена на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогического совета Зам. директора по УПР

Протокол №_____ ___________ А.В. Старостина

От «____» __________ 20__ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»

по профессии СПО

«Техническая эксплуатация подвижного состава жд»










Согласована на заседании

методического объединения

общеобразовательных

дисциплин

Протокол № _______

От «____» _________ 20___ г.

Председатель МО

____________ (Воржева В.И.)


Рабочая программа ОУД.02 «Литература» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413);

- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2-16-з);

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. №06-259);

- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Литература», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №2 от 26.03.2015 г.);

- Учебного плана ГБПОУ РО «БТЖТиС» им. Героя Советского Союза П.А. Половинко» по профессии СПО: 15.01.05 «Техническая эксплуатация подвижного состава жд»

Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Батайский техникум железнодорожного транспорта и строительства» имени Героя Советского Союза П.А. Половинко».



Разработчик: Островская Л.В. - преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: «Техническая эксплуатация подвижного состава жд».

Программа учебной дисциплины может быть использована для получения обще учебных знаний при подготовке обучающихся на профессиях технического профиля, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Литература» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Изучение дисциплины «Литература» способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций – ОК1-ОК6:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;

самостоятельной работы обучающегося 85 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

80

контрольные работы

10

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.02 «Литература»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Художественные открытия первой половины ХIХ в.

7


Тема 1.1. Русская литература первой половины XIX века Тема 1.2. А. С. Грибоедов

Содержание учебного материала



Урок 1. Русская литература первой половины 19 в. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Конфликт, сюжет, композиция произведения. Система персонажей.

1

1

Тема 1.3. Лирика А.С. Пушкина

Урок 2. Основные темы и мотивы Лирики А. С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике.

Практическая работа. Стихотворение «Осень».

1

2

Самостоятельная работа

Чтение произведений «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Капитанская дочка», «Дубровский»

2



Тема 1.4. М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материала

2


Урок 3. Практическая работа. Сведения из биографии. Стихотворение «Родина». Народность поэзии М.Ю. Лермонтова

1

2

Урок 4. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

1

Самостоятельная работа

Чтение романа «Герой нашего времени»

3



Тема 1.5.

Творчество Н. В. Гоголя.

Содержание учебного материала

3


1

Урок 5. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

2

2

Урок 6. Сатирическое изображение буржуазного дельца в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

2

3

Урок 7. Практическая работа. Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1

2

Самостоятельная работа

Чтение повести «Шинель»

2


Раздел 2. Художественные открытия второй половины ХIХ в.

78



Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала

1

1

Урок 8. Художественные открытия второй половины ХIХ века

1



Тема 2.2.


А.Н. Островский





Содержание учебного материала

8

2

1

Урок 9 Практическая работа А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья». «Пьесы жизни».

1

2

2

Урок 10. Пьеса А.Н. Островского «Гроза». Трагическая острота конфликта.

1

1

3

Урок 11. Практическая работа Быт и нравы «тёмного царства». Наука и техника в контексте пьесы.

1

2

4

Урок 12. Практическая работа. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Чтение по ролям пьесы «Гроза», характеристика героев.

1

2

5

Урок 13. Практическая работа. Катерина - «луч света в «тёмном царстве». Тема семьи.

1

2

6

Урок 14. Практическая работа. Образ Кулигина в пьесе.

1

2

7-8

Уроки 15 – 16. Контрольная работа №1. Сочинение по творчеству А.Н. Островского

2

3

Самостоятельная работа

Пьесы «Гроза», «Бесприданница»

2



Тема 2.3.

И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала

4

1

Урок 17. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философская увертюра всего романа». Противоречивость характера. Проблема воспитания.

1

1

2

Урок 18. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.


1

2

3

Урок 19. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Тема семьи.

1

2

4

Урок 20. Историко-философский смысл романа «Обломов».

1

2

Самостоятельная работа Роман «Обломов»

2




Тема 2.4.

И.С. Тургенев.











Содержание учебного материала

12

1

Урок 21. И. С. Тургенев. Сведения из биографии.

1

2

2

Урок 22. Романы И. С. Тургенева. «Тургеневская девушка» и русский человек на рандеву.

1

2

3

Урок 23. Практическая работа. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Эпоха, отраженная в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

1

2

4

Урок 24. Практическая работа. Характеристика Базарова.

1

2

5

Урок 25. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений»

1

1

6

Урок 26. Практическая работа. Базаров – нигилист.

1

2

7 - 8

Урок 27 - 28. Практическая работа. В чём я не согласен с Базаровым?

2

3

9

Урок 29Испытание любовью. Трагическое одиночество Базарова. «Сцена объяснения Базарова с Одинцовой». Тема семьи.

1

1

10

Урок 30. Базаров и его родители. Проблема отцов и детей.

1

1

11 - 12

Урок 31 - 32. РР Контрольная работа №2. Сочинение по роману «Отцы и дети»

2

3

Самостоятельная работа

Чтение произведений: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо»,


4



Тема 2.5.

Ф.И. Тютчев.

Содержание учебного материала

1

1

Урок 33. Практическая работа. Стихотворения. Стихотворение «Умом Россию не понять»

2


Тема 2.6.

А.А. Фет.

Содержание учебного материала

1


1

Урок 34. Практическая работа. Стихотворения: «На заре ты ее не буди»

«Я пришел к тебе с приветом»

2


Тема 2.7.

А.К. Толстой.

Содержание учебного материала

1


1

Урок 35. Стихотворения: «Средь шумного бала», «Колокольчики мои…».

1

Самостоятельная работа

Чтение стихотворений : Ф. Тютчев, А.К. Толстой, А. Фет, Н. Некрасов

4




Тема 2.8.

Н.А. Некрасов.

Содержание учебного материала

10

1

Урок 36. Сведения из биографии. Стихотворение «Родина». Народность поэзии Н.А. Некрасова.

1

3

2

Урок 37. Практическая работа. Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А. Некрасова

1

2

3

Урок 38. Практическая работа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»

1

2

4

Урок 39. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Комментированное чтение поэмы и характеристика образов (Яким Нагой, Ермил Гирин)

1

1

5

Урок 40. Практическая работа. «Люди холопского звания»

1

2

6

Урок 41. Практическая работа. Яков верный холоп примерный

1

2

7

Урок 42 Савелий – богатырь святорусский

1

2

8

Урок 43. Матрена Тимофеевна. Тема семьи.

1

2

9 -10

Уроки 44-45. Контрольная работа №3. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся. «Крестьянские дети», «Зеленый шум», «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», выучить отрывок из поэмы.

3



Тема 2.9.

Н.С. Лесков.

Содержание учебного материала

2


1

Урок 46-47. Сведения из биографии. Рассказ «Тупейный художник»

2

1



Тема 2.10.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала

3


1

Урок 48. Сведения из биографии. Своеобразие типизации и писательской манеры Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.


1

1

2

Урок49. Практическая работа. «Сказки для детей изрядного возраста». Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

1


3

Урок 50. «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы. Самостоятельная работа обучающихся: «История одного города». Современное звучание романа.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

1


Самостоятельная работа


Самостоятельная работа «Сказки для детей изрядного возраста»

1



Тема 2.11.

Л.Н. Толстой.

Содержание учебного материала

14


1

Урок 51. Л. Н. Толстой. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. Духовные искания.

1

1

2

Урок 52. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа…». Роман-эпопея».

1

2

3

Урок 53. Практическая работа Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Князь Андрей на поле Аустерлица. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

1

2

4

Урок 54. Первый бал Наташи Ростовой. Наташа Ростова на пути к счастью.

1

2

5

Урок 55. Сцена охоты в романе «Война и мир».

1

2

7 - 8

Уроки 56-57. Практическая работа. Отечественная война 1812 г. – художественное открытие Л. Толстого. «Гроза двенадцатого года». Бой на батарее Раевского.

2

3

9 - 10

Уроки 58-59. Практическая работа. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. Тихон Щербатый.

2

3

11 - 12

Уроки 60 -61. Жизненный путь Пьера Безухова. Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя.

2

2

13

Урок 62 Практическая работа Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н. Толстого.

1

1


15 - 16

Урок 63-64. Контрольная работа №4: Письменная работа по творчеству Л.Н. Толстого

2

3


Самостоятельная работа

Произведения Л.Н. Толстого


12



Тема 2.12.

Ф.М. Достоевский.

Содержание учебного материала

10


1

Урок 65. Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский как мыслитель и художник.

1

1

2

Урок 66. Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.

1

2

3

Урок 67. Практическая работа. Образ Раскольникова.

1

3

4

Урок 68. Практическая работа. Семья Мармеладова.

1

2

5 - 6

Урок 69 - 70. «Преступление и наказание» Практическая работа. Тема бунта и смирения в романе

2

2

7

Урок 71. Суть теории Раскольникова.

1

1

8

Урок 72. Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова.

1

3

9 - 10

Уроки 73-74 Контрольная работа №5. Письменная работа по творчеству Ф.М. Достоевского

2

3

Самостоятельная работа

Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Идиот»

4



Тема 2.13.

А.П. Чехов.

Содержание учебного материала

10


1

Урок 75. А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность.

1

3

2

Урок 76.Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад».

1

1

3

Урок 77. Раневская и Гаев в пьесе Чехова.

1

2

4

Урок 78 Практическая работа. Ермолай Лопахин - буржуазный делец нового времени.

1

2

5

Урок 79. Практическая работа. «Чеховский подтекст». Новаторство А.П. Чехова

1

2

6

Урок 80. Молодое поколение в пьесе «Вишневый сад». Образ вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова. Символика образа.

1

1

7

Урок 81. Практическая работа. Рассказы А.П. Чехова.

1

2

8

Урок 82. Практическая работа. Рассказы А.П. Чехова

1

2


9-10

Урок 82 – 83. Контрольная работа №6. РР Письменная работа по творчеству А.П. Чехова.

2

3

Самостоятельная работа

Чтение рассказов «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «О любви».

4


Тема 2.14.

Зарубежная литература (обзор)

Содержание учебного материала

2

1

Уроки 84 -85. О. Бальзак «Евгения Гранде».


1

Литература 20 века.




Раздел 3.

Русская литература на рубеже веков


12




Тема 3.1.

И.А. Бунин.


Содержание учебного материала

2

1

Урок 86. Практическая работа. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы.

1

3

2

Урок 87. Рассказы И. Бунина. «Господин из Сан-Франциско» Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан – Франциско». Размышление о России. «Легкое дыхание», «Холодная осень» и др.

1

1

Самостоятельная работа

Чтение стихотворений «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», чтение рассказов: «Грамматика любви», «Темные аллеи» и др.

2



Тема 3.2.

А.И. Куприн.

Содержание учебного материала

2

1 - 2

Уроки 88 – 89. А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся». Интерпретация образа «маленького человека». Система художественных образов повести «Гранатовый браслет».

2

1


Самостоятельная работа


«Гранатовый браслет», «Поединок», «Изумруд»

3



Тема 3.3.

А.М. Горький.

Содержание учебного материала

8

1

Урок 90. Практическая работа. А.М. Горький. Жизнь. Творчество. Личность писателя.

1

3

2

Уроки 91. Практическая работа «Старуха Изергиль»

1

2

3

Урок 92. Практическое занятие. Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя.

1

2

4 - 5

Урок 93 -94 Практическая работа. Прошлое и мечты ночлежников.

2

3

6

Урок 95. Практическая работа. Проблема гуманизма в пьесе «На дне». Сатин и Лука: кто прав в споре о правде?

1

2

7 -8

Уроки 96-97. Контрольная работа №7. РР Письменная работа по творчеству А.М. Горького.

2

3

Самостоятельная работа

Чтение произведений: «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Дед Архип и Ленька», «Супруги Орловы», наизусть отрывки

6

2

Раздел 4. Поэзия начала ХХ века.

13


Тема 4.1.

Поэзия начала

20 века

Содержание учебного материала

2

1

Урок 98 -99 Поэтические группы Серебряного века. Декаданс.

1



Самостоятельная работа обучающихся: Чтение стихотворений

2




Тема 4.2.

А.А. Блок.

Содержание учебного материала

4


1

Урок 100. Практическая работа. А. Блок – символист.

1

2

2

Урок 101 А.А. Блок. Шахматово - поэтическая родина А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

1

3

Урок 102. Практическая работа. Лирика А. Блока. «Незнакомка».

1

2

4

Урок 103. Практическая работа. Стихотворение «Россия».

1

2


Самостоятельная работа

Чтение стихотворений: «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и др.Выучить наизусть стихотворение на выбор.

2

1


Тема 4.3.

С.А. Есенин.



Содержание учебного материала

4


1

Урок 104. Практическая работа. Новокрестьянский поэт С.А. Есенин. Деревенское детство поэта.

1

3

2

Урок 105. Практическое занятие. С.А. Есенин Жизнь и творчество. Образ России в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», Я иду долиной. На затылке кепи», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова»

1

2

3

Урок 106. Практическая работа. Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика.

1

2

4

Урок 107. Практическая работа. С. Есенин стихотворение «Письмо матери».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть по одному стихотворению А. Блока, С. Есенина.

1



Тема 4.4.

В.В. Маяковский.

Содержание учебного материала

3

1

Урок 108. В.В. Маяковский. Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!»

1

2

2

Урок 109. Практическая работа. Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм.

1

3

3

Урок 110. Практическая работа. Сатира Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».

1

2


Самостоятельная работа.


Чтение произведений: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»


1



Раздел 5.

Литература 20-х годов (обзор)

7


Тема 5.1.

Литература 20-Х

годов (обзор)



Содержание учебного материала


1

Урок 111. Произведения русской литературы о Гражданской войне

1

1

2

Урок 112-113. Н.А. Островский «Как закалялась сталь»

2

1

4

Урок 114 -115. В.Катаев «Время, вперед!»

2

1

5

Урок 116. Литература 20 -30 годов. Обзор. А. П. Платонов. Образная система рассказа «Сокровенный человек».

1

1

6

Урок 117. Практическая работа. Сатирическое обличение нового быта в рассказах М. Зощенко.

1

2

Самостоятельная работа:

А. Фадеев. Разгром».

2



Раздел 6. Литература 20 века.

27


Тема 6.1.

М.И. Цветаева.

Содержание учебного материала

2

1

Урок 118. Сведения из биографии. Стихотворения М. Цветаевой.

1

2

2

Урок 119. Практическая работа Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: чтение стихотворений М. Цветаевой, выучить наизусть

1


Тема 6.2.

Зарубежная литература 20 века

Содержание учебного материала


1

1 – 2

Урок 120 - 121. Теодор Драйзер. «Американская трагедия» (обзор).

2

1

Тема 6.3.

Содержание учебного материала

14



Творчество

М.А.Шолохова

1-2

Урок 122 - 123. М.А. Шолохов. Великий сын Дона. «Донские рассказы». «Жеребенок»

2

1

3

Урок 124 Роман М. Шолохова «Тихий Дон» (Обзорное изучение).

1

1

4

Урок 125. «Поднятая целина». Эпоха, отраженная в романе.

1

1

5- 6

Урок 126 - 127. Практическая работа. Образ Кондрата Майданникова.

2

2

7 - 8

Урок 128 – 129. Практическая работа. Раскулачивание семьи Дамаскова.

2

2

9

Урок 130. Образы коммунистов в романе «Поднятая целина».

1

1

10-11

Урок 131 – 132. Практическая работа. Рассказ «Судьба человека . Андрей Соколов – отец, муж.

2

2

12

Урок 133 Практическая работа. Рассказ «Судьба человека». Андрей Соколов – настоящий солдат Гуманизм М. Шолохова

1

2

13 - 14

Урок 134 - 135. Контрольная работа №8. РР Письменная работа по творчеству М. Шолохова.

2

3


Самостоятельная работа

Чтение М. Шолохов «Донские рассказы», «Наука ненависти»

4


Тема 6.4.

16 - 17

Уроки 136 - 137Зарубежная литература 20 века (обзор). Э.Хемингуэй «Старик и море»

2

1


Тема 6.5.

Литература русского Зарубежья

Содержание учебного материала

1


1

Уроки 138. Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бродский.

2


Тема 6.6.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Содержание учебного материала

2


1

Урок139. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

1

2

2

Урок 140. Практическая работа. А. Твардовский Народный характер поэмы «Василий Теркин»

1

3

Самостоятельная работа Чтение произведений о войне.

3



Тема 6.7.

А.А. Ахматова.

Содержание учебного материала

2

1

Урок 141. Жизненный и творческий путь. Лирика Ахматовой: Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…».

1

2

2

Урок 142. Практическая работа. Личная и общественная темы в произведениях А. Ахматовой. Поэма «Реквием».

1

2

Самостоятельная работа

Чтение произведений А. Ахматовой «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Клятва», «Победителям», «Муза»

2



Тема 6.8.

Б.Л. Пастернак.

Содержание учебного материала

2

1

Урок 143. Жизненный путь Б. Пастернака. Лирика Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор)

1

2

3

Урок 144. Практическая работа. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

1

2

Самостоятельная работа

Стихотворение Б. Пастернака прочитать или выучить

2




Раздел 7. Современная литература.

27



Тема 7.1. Произведения О Великой Отечественной Войне

Содержание учебного материала

6


1

Урок 145 Новое осмысление военной тематики в произведениях В. Быкова. «Сотников»

1

1

2

Урок 146. Практическая работа. Проблема выбора в рассказе В. Быкова «Сотников».

1

3

3

Урок 147. Женщина и война. В. Закруткин «Матерь человеческая».

1

1

4

Урок 148. Ю. Бондарев «Горячий снег»

1

1

5 -6

Урок 149 – 150. Контрольная работа №9. РР Письменная работа по произведениям о Великой Отечественной войне

2

3

Самостоятельная работа

Прочитать произведения о Великой Отечественной войне

3



Тема 7. 2. «Деревенская тема» в литературе 20 века

Содержание учебного материала

6


1

Урок 151 -152. Практическая работа. Н. Рубцов «Детство».

2

3

2

Урок 153. В. Белов «Привычное дело». Произведения о деревне.

1

1

3

Урок 154. А. Солженицын - писатель и гражданин. «Матренин двор».

1

2

4

Урок 155. Практическая работа. Не стоит село без праведника («Матренин двор»). Образ Матрены Васильевны.

1


5

Урок 156. Практическая работа. В.М. Шукшин «Чудик» Судьбы сельских жителей. В.М. Шукшин «Калина красная».

1

2



Самостоятельная работа: рассказы В. Шукшина

2



Тема 7.3. Нравственные проблемы в современной литературе

Содержание учебного материала

10


1

Урок 157. Практическая работа. Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1

3

2-3

Урок 158 – 159. В. Астафьев «Царь-рыба».

2

1

4-5

Урок 160 -161 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

2

1

6

Урок 162 Ч. Айтматов «Плаха».

1

1

7-8

Урок 163-164 В. Распутин. «Прощание с Матерой»: герои и время, нравственно-философское звучание в повести.

2

1

9 -10

Урок 165-166. Драматургия А. Вампилова «Свидание», «Старший сын», «Утиная охота». А. Арбузов «Иркутская история»

2

1

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение произведений Н. Рубцова, Ч. Айтматова, В. Астафьева

3



Тема 7.4. Современная поэзия

Содержание учебного материала

3


1

Урок 167. Практическая работа. Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

1

2

2

Урок 168. Практическая работа. Мир и человек в лирике поэтов - шестидесятников А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной и др.

1

2

3

Урок 169. Практическая работа. Поэты – барды. В. Высоцкий.

1

2

Самостоятельная работа. Чтение произведений: поэты 1960-х – 2000-х гг.

5



7. 5. Повторение и обобщение пройденного материала

Содержание учебного материала

1


Урок 170 – 171. Контрольная работа №10.

РР Итоговая письменная работа

2


Всего

171


Самостоятельная работа

85


Всего:

256






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, демонстрационные стенды).

Оборудование учебного кабинета:

  • стол преподавателя;

  • ученические столы;

  • ученические стулья;

  • классная доска;

Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование: проектор, проекционный экран;

  • компьютер с выходом в сеть Интернет (по необходимости);

  • видеофильмы;

  • информационные стенды.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./ под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Литература: практикум: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.], под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352с., илл.

Интернет-ресурсы:

  1. www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

  2. www.krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».

  3. www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.

  5. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Литература». Форма доступа: http://1september.ru/

  6. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

  7. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

  8. Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

  9. http://ru.wikipedia.org

  10. http://globalteka.ru

  11. http://dic.academic.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (сформированность умений, владение ОК)

Основные показатели оценки результата

Форма контроля

и методы оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный)

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

Создание компьютерных презентаций.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Демонстрация полученных умений работы с художественной литературой

Развернутый ответ на вопрос; выразительное чтение (в том числе наизусть);

смотр знаний.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Овладение методами и способами бесконфликтного общений в условиях коллективной деятельности

Демонстрация умений брать ответственность на себя и отвечать за результат деятельности

Письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, тестирование.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

Выразительное чтение (в том числе наизусть);

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Владение и демонстрация культуры поведения, культуры речи, демонстрация нравственных подходов к общению. Осознанное восприятие художественного текста и получение знаний в области литературоведения и их умения в области литературоведческого и лингвистического анализа.

Исследовательские работы; творческие лаборатории писателя или поэта (индивидуальные, групповые, домашние); мини-исследования отрывков из текста или стихов.


ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Итоговый контроль; тестирование.