Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | на заседании кафедры русского языка и литературы Руководитель кафедры ____________Молчанова Т.С. Протокол №1« 27 » августа 2020г. | Заместитель директора по УВР __________ М.Л.Ермолаева « » сентября 2020г. | Директор МБОУ гимназии №44 _________Л.С. Жуковская-Латышева Приказ №___от «___»_______2020г. | Рабочая программа Наименование учебного предметаЛитература Класс11 Л Уровень среднее ( общее) образование Учитель Пимченкова Ж.А. Срок реализации программы, учебный год2020-2021 учебный год Количество часов по учебному плану всего 105 часа в год; в неделю 3 часа Планирование составленона основе_ «Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 20103г. Учебник «Литература». 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.А. Чалмаев, С.А.Зинин. – 12-е изд., – М.: ООО «Русское слово », 2013. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составила__________________________ Пимченкова ЖА |
Пояснительная записка.
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
Выразительное чтение художественного текста;
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
Анализ и интерпретация произведения;
Составление планов и написание отзывов о произведениях;
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература»--одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета—важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Программа включает несколько разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ:
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа,строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Планирование составлено на основе программы по литературе, составленной Г.С. Меркиным и др. и рекомендованной Мин. обр. РФ.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.
Используемая литература:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев.- 6-е изд..- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013
Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс». В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. -- Поурочные разработки по русской литературе 19 века, 10 класс.- М.: «ВАКО», 2002г.
Тесты к школьному курсу: Литература. 10-11 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Виды контрольных работ | количество |
Сочинение (кл./дом.) | 3/3 |
тестирование | 2 |
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Дата проведения урока |
план | фактически |
| Общая характеристика эпохи Сложность и самобытность русской литературы XX века. | 1 | 04.09 | |
| Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. | 1 | | |
| Творчество И.А.Бунина Реализм рубежа веков. Модернистские искания в творчестве И .А. | 1 | 09.09 | |
| Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско» | 1 | | |
| Светлые и тёмные стороны деревенской жизни в рассказах И.Бунина. . | 1 | 11.09 | |
| Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Рассказы И.А.Бунина о любви. | 1 | | |
| Творчество А.И.Куприна Художественный мир А.И.Куприна | 1 | 18.09 | |
| Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | 1 | | |
| Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» . | 1 | 23.09 | |
| Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви | 1 | | |
| Творчество Л.Андреева | 1 | 25.09 | |
| Претворение евангельского сюжета в повести Л.Андреева «Иуда Искариот» | 1 | | |
| Творчество М.Горького М.Горький. Очерк жизни и творчества. «Макар Чудра». Романтизм Горького | 1 | 02.10 | |
| Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека | 1 | | |
| Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев» | 1 | 07.10 | |
| Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев» | 1 | | |
| Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | 09.10 | |
| ». Роль Луки в драме «На дне». | 1 | | |
| «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. | 1 | 16.10 | |
| . Контрольное тестирование№1 | 1 | | |
| Рр Классное сочинение №1 по творчеству М. Горького. | 1 | 21.10 | |
| Рр Классное сочинение №1 по творчеству М. Горького. | 1 | | |
| Серебряный век русской поэзии. Символизм.Поэтические индивидуальности «серебряного века». | 1 | 23.10 | |
| Поэзия В. Брюсова и К. Бальмонта. | 1 | | |
| А.А. Блок. Личность и творчество. | 1 | 06.11 | |
| Романтический мир раннего Блока | 1 | | |
| Страшный мир в творчестве А.Блока. Анализ ст. «Незнакомка» | 1 | 11.11 | |
| Тема Родины в творчестве А. Блока | 1 | | |
| Поэма «Двенадцать»:особенности жанра, композиции. | 1 | 13.11 | |
| Блок и революция. | | | |
| Подготовка к итоговому сочинению. | 1 | 20.11 | |
| Поэтические индивидуальности «серебряного века».(обзор) | 1 | | |
| Акмеизм . Мир образов Н. Гумилева | 1 | 25.11 | |
| Ранняя лирика А. Ахматовой. | 1 | | |
| Раздумья о судьбе России в исповедальной лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». | 1 | 27.11 | |
| Контрольное тестирование №1 | 1 | | |
| Личность и художественный мир М Цветаевой. | 2 | 04.12 | |
| Своеобразие лирической героини М. Цветаевой: сжатость мысли и энергия чувства | | | |
| Новокрестьянские поэты. | 1 | 09.12 | |
| Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. | 1 | | |
| С.Есенин как национальный поэт. | 1 | 11.12 | |
| . Основные темы и мотивы лирики | 1 | | |
| Любовная лирика С.Есенина. | 1 | 18.12 | |
| . Тема Родины, драматизм судьбы поэта в поэме «Анна Снегина» | 1 | | |
| Литература 20-х годов. Общая характеристика литературного процесса. В.Маяковский и футуризм. | 1 | 23.12 | |
| . «Эгофутуризм» И.Северянина | 1 | | |
| Ранняя лирика В.Маяковского. Мотивы трагического одиночества, бунтарства. | 1 | 25.12 | |
| Поэтическое новаторство. | 1 | | |
| В.Маяковский и революция. | 1 | 15.01 | |
| Сатирическая лирика | 1 | | |
| Особенности любовной лики. Тема поэта и поэзии. | 1 | 20.01 | |
| Поэма «Во весь голос» как завещание В.Маяковского. | 1 | | |
| Классное сочинение №2 по творчеству поэтов Серебряного века. | 1 | 22.01 | |
| Классное сочинение №2 по творчеству поэтов Серебряного века. | 1 | | |
| Творчество А.А.Фадеева Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. | 1 | 28.01 | |
| . Обзор романа А.Фадеева «Разгром | 1 | | |
| Литература 30-начала 40-х годов. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. | 1 | 03.02 | |
| Сатира в повести «Собачье сердце | 1 | | |
| Роман «Мастер и Маргарита». Жанр, композиция. . | 1 | 05.02 | |
| Три мира в романе. | 1 | | |
| Философская проблематика «ершлаимских» глав. | 1 | 12.02 | |
| Контрольное тестирование №2 | 1 | | |
| Сатирическое изображение Москвы 30-х годов. Тема любви в романе. | 1 | 17.02 | |
| Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | | |
| Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы». | 1 | 19.02 | |
| ». Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы»)Обзор. | 1 | | |
| А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. | 1 | 26.02 | |
| Повесть «Котлован». | 1 | | |
| М.А.Шолохов. Жизнь и судьба. | 1 | 03.03 | |
| . «Донские рассказы». | 1 | | |
| «Тихий Дон» - роман-эпопея о народной жизни. | 1 | 05.03 | |
| . «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. | 1 | | |
| «В мире, расколотом надвое». Судьба Григория Мелихова. | 1 | 12.03 | |
| «В мире, расколотом надвое». Судьба Григория Мелихова. | 1 | | |
| Классное сочинение №3 по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | 17.03 | |
| Классное сочинение №3 по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | | |
| Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия подвига. | 1 | 19.03 | |
| Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия подвига. | 1 | | |
| Литература 50-80-х годов. «Лейтенантская проза». | 1 | 02.04 | |
| Обзор творчества В.Быкова. | 1 | | |
| «Лицо войны» в творчестве Б.Васильева, В.Кондратьева, В.Распутина. | 1 | 07.04 | |
| «Лицо войны» в творчестве Б.Васильева, В.Кондратьева, В.Распутина | 1 | | |
| А.Т.Твардовский. Лирика. | 1 | 09.04 | |
| . Народный характер поэмы «Василий Теркин» | 1 | | |
| Литература «оттепели». | 1 | 16.04 | |
| Б.Пастернак. «Доктор Живаго». | 1 | | |
| А.И.Солженицын. Судьба и творчество. | 1 | 21.04 | |
| Анализ рассказа «Матренин двор» | 1 | | |
| А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича» | 1 | 23.04 | |
| А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича» | 1 | | |
| «Деревенская проза»:истоки, проблемы, герои. | 1 | 30.04 | |
| «Деревенская проза»:истоки, проблемы, герои. | 1 | | |
| Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы. | 1 | 05.05 | |
| Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы. | 1 | | |
| Литература русского зарубежья. Обзор творчества В.В.Набокова В. Набоков. | 1 | 07.05 | |
| . «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. | 1 | | |
| Новейшая русская реалистическая проза и поэзии. | 1 | 14.05 | |
| Новейшая русская реалистическая проза и поэзии. | 1 | | |
| Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 | 19.05 | |
| Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 | | |
| Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 | 21.05 | |
| Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 | | |