Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2020г | «Согласовано» Зам директора по УВР _________________А.А. Пролеев «____» _________ 2020г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» __________Е.Б.Комисаренко «____» _________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Петренко Л.А.
г.Югорск
2020
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 8 |
3. | Тематическое планирование | 13 |
Аннотация
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2018 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2018г.).
Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:
в 5 классе — 105 ч, 6 классе — 105 ч, 7 классе – 70 ч, 8 классе – 70 ч, 9 классе – 105 ч.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Основная цель курса «Литература» :
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате изучения литературы к концу 9 класса ученик научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;
• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
--- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного курса по литературе для 9 класса рассчитано на 105 часов (по 3 часа в неделю в течение 35 недель)
Введение – 1 час
Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература – 2 часа
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.
Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Литература XVIII века – 10 часов (9+ 1 час развития речи)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
Русская литература XIX века – 54часА (46+8 часов развития речи)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.
XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.
Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).
Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория литературы.Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).
Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главныхгероев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе (начальные представления)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Поэзия XIX века
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Русская литература XX –26 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.
Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.
Теория литературы. Развития понятия о романтизме.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Русская поэзия XX века-
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Бег времени».
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).
Зарубежная литература – 7 часов.
Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен).
И.-В.Гёте. «Фауст».
Литература ХМАО- 2 часа
3. Тематическое планирование по литературе в 9 классе
| СОДЕРЖАНИЕ | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. (1) | Знакомятся с информацией о русской литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяют цели предстоящей учебной деятельности; осознают значение литературы в жизни человека и общества. |
2. | Древнерусская литература(2) | Вспоминают, обобщают, систематизируют материал по древнерусской литературе, изученный в 5-8 классах; знакомятся с новыми жанрами; выявляют особенности содержания и художественной формы данных жанров; готовят устные сообщения по теории литературы, пересказы художественных текстов. |
3. | Литература 18 века. (10) | Изучают биографии писателей, готовят устные сообщения; знакомятся с произведениями; демонстрируют осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); готовят характеристики героев; выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формируют собственные ценностные ориентиры. |
4. | Литература 19 века (54) | Изучают биографии и творчество русских писателей и поэтов 19 века;осознанно воспринимают художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимают художественный текст и дают его смысловой анализ; интерпретируют прочитанное; работают над составлением планов, конспектов, концептуальных таблиц, кластеров; готовят устные выступления по темам уроков, учат наизусть и выразительно читают стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, пишут сочинения на заданную тему. |
5. | Литература 20 века (27) | Изучают биографии и творчество русских писателей и поэтов 20 века, знакомятся с новыми понятиями по теории литературы;анализируют и истолковывают произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обрабатывают и презентуют ее разными способами (устные выступления, доклады, презентации). |
6. | Зарубежная литература (7) | Знакомятся с зарубежными писателями (Шекспир, ГетеЕ. В.); сопоставляют произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа. |
7. | Литература родного края (2) | Знакомятся с творчеством писателей и поэтов ХМАО. |
8. | Итоговое занятие (1) | Подводят итоги, осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; определяют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. |
9. | Рекомендации к летним каникулам (1) | Знакомятся со списком литературы на следующий год. |
| Всего - 105 | |
| Из них уроков внеклассного чтения -12 | |
| Часов развития речи-7 | |
Приложение
Тематическое планирование по литературе 9 класс
| Тема | Дата проведения | Дата проведения |
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | |
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | | |
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» Подготовка к домашнему сочинению. | | |
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма. | | |
5 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление о Божием величии…». Особенности содержания и формы произведения. | | |
6 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | | |
7 | ВЧ-1. Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | | |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина. | | |
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. | | |
10 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | | |
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | | |
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | | |
13 | РР-1. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). | | |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | | |
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | | |
16 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | | |
17 | Вн. м. А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | | |
18 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | | |
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | | |
20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | | |
21 | Чацкий в системе образов комедии. | | |
22 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | | |
23 | РР-2. Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. | | |
24 | РР-3.И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | | |
25 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | | |
26 | Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | | |
27 | Вн. м. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта. | | |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу стихотворения. | | |
29 | Контрольная работа 1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | | |
30 | ВЧ-2. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | | |
31 | Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | | |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | | |
33 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | | |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | | |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | | |
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | | |
37 | РР-4. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. | | |
38 | ВЧ-3.А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. | | |
39 | М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон…», «Парус», «И скучно, и грустно…» | | |
40 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..» | | |
41 | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | | |
42 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии. | | |
43 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | | |
44 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | | |
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | | |
46 | Главы: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". | | |
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | | |
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | | |
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | | |
50 | Контрольная работа 2 по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | | |
51 | Вн. м. Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | | |
52 | Система образов поэмы «Мёртвые души». | | |
53 | РР-5. Обучение анализу эпизода. | | |
54 | Образ города в поэме "Мертвые души". | | |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | | |
56 | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». | | |
57 | РР -6 Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | | |
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | | |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | | |
60 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». | | |
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | | |
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | | |
63 | ВЧ-4.Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. | | |
64 | Вн. м. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в рус. литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | | |
65 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | | |
66 | РР-7. Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» (На примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова). | | |
67 | ВЧ-5. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. | | |
68 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | | |
69 | Вн. м. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | | |
70 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. | | |
71 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров. | | |
72 | Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | | |
73 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | | |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | | |
75 | Вн. м. А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | | |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи. | | |
77 | Контрольная работа 3 (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков. | | |
78 | Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей. | | |
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире». | | |
80 | А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | | |
81 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…» | | |
82 | Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина. | | |
83 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | | |
84 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой. | | |
85 | Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | | |
86 | Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого. | | |
87 | А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. | | |
88 | Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | | |
89 | Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака. | | |
90 | А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». | | |
91 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | | |
92 | ВЧ 6 Песни и романсы на стихи поэтов 19 века. | | |
93 | ВЧ 7 Песни и романсы на стихи поэтов 20 века. | | |
94 | Контрольная работа 4. Зачетное занятие по русской литературе 20 века. | | |
95 | ВЧ -8. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | | |
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | | |
97 | У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | | |
98 | ВЧ-9Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.Гамлет как вечный образ мировой литературы. | | |
99 | И.-В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | | |
100 | ВЧ -10Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | | |
101 | Фауст как вечный образ мировой литературы. | | |
102 | ВЧ-11. Литература родного края | | |
103 | ВЧ -12 Литература родного края | | |
104 | Итоговое занятие. Литературная викторина. | | |
105 | Рекомендации к летним каникулам. | | |
16