КУДРЯВЦЕВА Т.Н.
«___»___________201__ г.
Голицына Г.Л.
2017 г.
Учебная дисциплина «Литература» входит в общепрофессиональный блок.
Рабочая программа и планирование учебной дисциплины «Литература» составлены с учётом программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений
Рабочая программа составлена и разработана преподавателем русского языка Семибратовского политехнического техникума
Горожанина М. А
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы среднего общего образования. Разработана на основе ФГОС СПО по профессиям ППКРС 19.01.17 «Повар, кондитер» (естественно – научный профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ№798 от 02.08.13г.), 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин» (технический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ №699 от 02.08.13г); 43.01.02 «Парикмахер» (социально - экономический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ №730 от 02.08.13), 150709 «Сварщик» (технический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ№842 от 02.08.13).
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
При освоении профессий СПО технического, естественно - научного и социально-экономического профилей литература изучается как общеобразовательный предмет в учреждениях СПО – в объёме195 часов + 98часов внеаудиторной работы, итого 293 час.
Образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
№ темы | Содержание | Количество часов |
| Литература XIX века | 96 |
| Литература первой половины XIX века | 12 |
Тема№1 | Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века | 1 |
1 | Русская литература и русская история XIX века | |
Тема №2 | Александр Сергеевич Пушкин | 4 |
2-3 | Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы жизни и творчества поэта. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. | |
4 | Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в произведении | |
5 | Своеобразие жанра и композиции произведения | |
Тема №3 | Михаил Юрьевич Лермонтов | 3 |
6 | Художественный мир М.Ю. Лермонтова | |
7 | Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова | |
8 | Развитие речи. Анализ стихотворения | |
Тема №4 | Николай Васильевич Гоголь | 4 |
9 | Сочетание реальности и фантастики на страницах «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя | |
10 | Соотношение мечты и действительности в «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя | |
11 | Своеобразие творческой манеры Н.В. Гоголя | |
12 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В. Гоголя | |
| ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 84 |
Тема №5 | Обзор русской литературы второй половиныXIX века | 1 |
13 | Россия второй половины 19 века. Русская классическая литература | |
Тема №6 | Александр Николаевич Островский | 10 |
14 | А.Н. Островский и русский национальный театр | |
15 | Драма «Гроза». История создания пьесы. Драматический конфликт. Своеобразие конфликта в драме. | |
16 | Нравственная проблематика драмы. Система образов. | |
17 | Обличение самодурства, грубой силы и невежества в драме «Гроза» | |
18 | Душевная трагедия Катерины | |
19 | Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» | |
20 | «Гроза» в оценке критиков | |
21 | Развитие речи. Подготовка к сочинению | |
22-23 | Сочинение по драме А.Н. Островского «гроза» | |
Тема №7 | Федор Иванович Тютчев | 2 |
24 | Ф. И. Тютчев – поэт – философ и певец родной природы | |
25 | Художественное своеобразие поэзии Тютчева | |
Тема №8 | Афанасий Афанасьевич Фет | 2 |
26 | Жизнь и творчество А.А. Фета | |
27 | Своеобразие лирики А.А. Фета | |
28-29 | Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | |
Тема №9 | Иван Сергеевич Тургенев | 7 |
30 | Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева | |
31 | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе | |
32 | Базаров в системе действующих лиц | |
33 | Основной конфликт в романе. Смысл названия. | |
34 | Любовь в романе «Отцы и дети» | |
35 | Поэтика романа. Своеобразие жанра. Современное звучание. | |
36 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению | |
Тема №10 | Николай Семенович Лесков | 4 |
37 | Очерк жизни и творчества | |
38 | «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие повести. Особенности сюжета и жанра | |
39-40 | Иван Флягин – тип русского национального характера | |
Тема №11 | Николай Алексеевич Некрасов | 9 |
41 | Этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова | |
42-43 | Основные темы и идеи лирики н.А. Некрасова | |
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы. Жанр и композиция. | |
45-46 | Энциклопедия крестьянской жизни. Изображение народа в поэме | |
47 | Развитие речи. Подготовка к сочинению | |
48-49 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | |
Тема №12 | Федор Михайлович Достоевский | 10 |
50 | Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского | |
51 | Роман «Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика | |
52 | Христианские идеи в романе | |
53-54 | Социально-философские и психологические корни теории Раскольникова | |
55 | «Двойники»Раскольникова и их значение | |
56 | Художественное своеобразие романа Достоевского | |
57 | Развитие речи. Подготовка к сочинению | |
58-59 | Сочинение по роману «Преступление и наказание» | |
Тема №13 | Лев Николаевич Толстой | 18 |
60 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого | |
61 | Роман «война и мир» - роман-эпопея. Проблематика, образы, жанр. | |
62 | Изображение светского общества в романе. | |
63-64 | «Мысль семейная» в романе | |
65-66 | Духовные искания Пьера Безухова | |
67-68 | Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским | |
69-70 | Изображение войны в романе | |
71 | Кутузов и Наполеон в романе | |
72-73 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих моральных норм | |
74-75 | Женские образы в романе | |
76 | Художественное мастерство Л.Н. Толстого | |
77 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению | |
Тема №14 | Зарубежная литература | 1 |
78 | Творчество Ги де Мопассана | |
Тема№15 | Антон Павлович Чехов | 10 |
79 | Жизненный и творческий путь А.П. Чехова | |
80 | Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова | |
81-82 | Тема гибели души в рассказе «Ионыч» | |
83 | История создания пьесы «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Своеобразие конфликта в чеховской пьесе. | |
84 | «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога. | |
85-86 | Система образов. Вишневый сад как главный образ пьесы | |
87 | Принципы «новой драмы» | |
88 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению | |
Тема №16 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | 3 |
89 | Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина | |
90-91 | «История одного города» как летопись истории Российского государства | |
Тема №17 | Иван Александрович Гончаров | 5 |
92 | Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов» | |
93 | Обломов – тип русского национального характера | |
94 | Обломовщина, её исторические и социальные нормы | |
95 | Любовь в жизни Обломова | |
96 | Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов» | |
| ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | 97 |
| ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА | 67 |
Тема №18 | Обзор русской литературы первой половины XX века (1890-1921) | 1 |
97 | Особенности эпохи и её отражение в литературе и искусстве | |
Тема №19 | Иван Алексеевич Бунин | 4 |
98 | Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Лирика Бунина | |
99-100 | Особенности творческой манеры И.А. Бунина (на примере анализа одного из рассказов) | |
101 | Сочинение (анализ рассказа) | |
Тема №20 | Александр Иванович Куприн | 2 |
102-103 | Очерк жизни и творчества А.И. Куприна. Испытание любовью героев повести «Гранатовый браслет» | |
Тема №21 | Максим Горький | 8 |
104 | Очерк жизни и творчества Максима Горького | |
105 | Раннее романтическое творчество М. Горького | |
106 | «На дне» - социально-философская драма | |
107-108 | Система образов пьесы. Основной конфликт. Смысл названия | |
109 | Новаторство Горького-драматурга | |
110-111 | Сочинение по творчеству Горького | |
Тема №22 | Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века | 8 |
112-113 | Обзор | 2 |
| «Серебряный век» русской культуры | |
114 | Символизм | 2 |
| Истоки и особенности русского символизма | |
115 | Творчество поэтов-символистов (по выбору преподавателя и учащихся): Или: Валерий Яковлевич Брюсов Или: Константин Дмитриевич Бальмонт Или: Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) | |
116 | Акмеизм | 2 |
| Истоки и программа акмеизма | |
117 | Своеобразие лирики Н.С. Гумилева | |
118 | Футуризм | 2 |
| Футуризм. Сущность течения | |
119 | Творчество поэтов по выбору преподавателя и учащихся Или: Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) Или: Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) | |
Тема №23 | Александр Александрович Блок | 8 |
120 | Жизнь и творчество Блока | |
121 | Романтический мир раннего Блока | |
122 | «Страшный мир» в поэзии Блока | |
123 | Тема Родины в лирике Блока | |
124-125 | Идейно-художественное своеобразие поэмы Блока «Двенадцать» | |
126-127 | Сочинение по творчеству Блока | |
Тема №24 | Владимир Владимирович Маяковский | 4 |
128 | В.В. Маяковский. Жизнь. Творчество. Личность. | |
129 | Поэт и революция | |
130 | Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского | |
131 | Любовная лирика Маяковского | |
Тема №25 | Сергей Александрович Есенин | 6 |
132 | Жизненный и творческий путь Есенина | |
133-134 | Художественный мир Есенина | |
135-136 | Тема Родины в творчестве поэта | |
137 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению | |
Тема №26 | Марина Ивановна Цветаева | 3 |
138 | Жизнь и творчество М.И. Цветаевой | |
139-140 | Художественный мир поэзии Цветаевой | |
Тема №27 | Осип Эмильевич Мандельштам | 2 |
141-142 | Жизнь и творчество Мандельштама | |
Тема №28 | Борис Леонидович Пастернак | 3 |
143-144 | Личность поэта и особенности художественного мира Б.Л. Пастернака | |
145 | Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» | |
Тема №29 | Михаил Афанасьевич Булгаков | 6 |
146 | Очерк жизни и творчества Булгакова | |
147 | Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции | |
148 | Библейские мотивы и образы романа | |
149 | Проблема нравственного выбора в романе | |
150-151 | Сочинение по творчеству Булгакова | |
Тема №30 | Зарубежная литература | 2 |
152 | Творчество Оскара Уайльда | |
153 | Творчество Бернарда Шоу | |
Тема №31 | Андрей Платонович Платонов | 2 |
154 | Жизнь и творчество Платонова | |
155 | Повесть Платонова «Сокровенный человек» | |
Тема №32 | Михаил Александрович Шолохов | 6 |
156 | Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова | |
157 | «Тихий Дон». История создания романа-эпопеи | |
158 | Разрушение семейного и крестьянского уклада жизни на страницах романа | |
159 | Судьба Григория Мелехова- отражение человеческой судьбы в переломную эпоху | |
160-161 | Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | |
Тема №33 | Анна Андреевна Ахматова | 4 |
162 | Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой | |
163 | Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой | |
164-165 | Поэма Ахматовой «Реквием» | |
| ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА | 24 |
Тема№34 | Великая Отечественная война в литературе | 6 |
166-167 | Героико – трагедийные мотивы в литературе военных лет | |
168-169 | Художественное осмысление Великой Отечественной войны в литературе послевоенного периода | |
170-171 | Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников» | |
Тема №35 | Литература 1950 – 1980 годов | 14 |
172 | Особенности литературного процесса 1950-1980-х годов | |
173-174 | Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского | |
175-176 | Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в «Колымских рассказах» В. Шаламова | |
177 | Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына | |
178 | Повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | |
179-180 | Картины народной жизни в рассказах В.М. Шукшина | |
181 | Проблемы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов | |
182 | Особенности поэзии 1950-1980-х годов | |
183 | Поэзия Иосифа Бродского | |
184-185 | «Бардовская» поэзия 60-х годов | |
186-187 | Особенности драматургии 1950-1980-х годов | |
Тема №36 | Обзор литературы последнего десятилетия | 2 |
188 | Современная литературная ситуация | |
189 | Нравственные проблемы в литературе | |
Тема №37 | Итоговое повторение | 3 |
190- 192 | Повторение материала , пройденного на 1 и 2 курсах обучения | |
Тема №38 | Зарубежная литература | 2 |
193-194 | Творчество Э. Хемингуэя | |
195 | Дифференцированный зачет | |
| Итого: | 195 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения сочинений, изложений, тестовых заданий, составления хронологических таблиц, заучивания наизусть, выполнения рефератов, аннотаций.