СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы среднего общего образования. Разработана на основе ФГОС СПО по профессиям ППКРС 19.01.17 «Повар, кондитер»,23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»,43.01.02 «Парикмахер».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОСТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Утверждаю:

Директор ГПОАУ ЯО РоКОТ

КУДРЯВЦЕВА Т.Н.

«___»___________201__ г.



Рабочая программа учебной дисциплины

«ЛИТЕРАТУРА»



Разработчик преподаватель

Голицына Г.Л.




















2017 г.




Учебная дисциплина «Литература» входит в общепрофессиональный блок.

Рабочая программа и планирование учебной дисциплины «Литература» составлены с учётом программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений

Рабочая программа составлена и разработана преподавателем русского языка Семибратовского политехнического техникума

Рабочая программа рассмотрена и согласована на заседании МК ОД


Дата __________________________ Председатель МК ОД ___________

Горожанина М. А





























1 Паспорт программы учебной дисциплины

    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы среднего общего образования. Разработана на основе ФГОС СПО по профессиям ППКРС 19.01.17 «Повар, кондитер» (естественно – научный профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ№798 от 02.08.13г.), 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин» (технический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ №699 от 02.08.13г); 43.01.02 «Парикмахер» (социально - экономический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ №730 от 02.08.13), 150709 «Сварщик» (технический профиль) (утверждена приказом Минобразования и науки РФ№842 от 02.08.13).

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


При освоении профессий СПО технического, естественно - научного и социально-экономического профилей литература изучается как общеобразовательный предмет в учреждениях СПО – в объёме195 часов + 98часов внеаудиторной работы, итого 293 час.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения литературы учащийся должен знать:

Образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; сосотносить произведения с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения; самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка; создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя выразительно-изобразительные средства русского языка;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


















СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ









2. Структура и содержание учебной дисциплины «Литература»



Объём учебной дисциплины «Литература» и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объём часов

1. Максимальная учебная нагрузка (всего)

293 часов

2. Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195 часов

3. Самостоятельная работа обучающегося (всего)

98 часов

Контрольные работы в форме сочинения

20 часов

Подготовка рефератов

12 часов

Подготовка сообщений

10 часов

Чтение произведений

23 часов

Заучивание наизусть

15 часов

Работа с учебником

18 часов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1 час






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки учащегося 293 часов: обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 195 часов; самостоятельной работы учащегося 98 часов.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ темы

Содержание

Количество часов


Литература XIX века

96


Литература первой половины XIX века

12

Тема№1

Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века

1

1

Русская литература и русская история XIX века


Тема №2

Александр Сергеевич Пушкин

4

2-3

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы жизни и творчества поэта. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.


4

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в произведении


5

Своеобразие жанра и композиции произведения


Тема №3

Михаил Юрьевич Лермонтов

3

6

Художественный мир М.Ю. Лермонтова


7

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова


8

Развитие речи. Анализ стихотворения


Тема №4

Николай Васильевич Гоголь

4

9

Сочетание реальности и фантастики на страницах «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя


10

Соотношение мечты и действительности в «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя


11

Своеобразие творческой манеры Н.В. Гоголя


12

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В. Гоголя



ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

84

Тема №5

Обзор русской литературы второй половиныXIX века

1

13

Россия второй половины 19 века. Русская классическая литература


Тема №6

Александр Николаевич Островский

10

14

А.Н. Островский и русский национальный театр


15

Драма «Гроза». История создания пьесы. Драматический конфликт. Своеобразие конфликта в драме.


16

Нравственная проблематика драмы. Система образов.


17

Обличение самодурства, грубой силы и невежества в драме «Гроза»


18

Душевная трагедия Катерины


19

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»


20

«Гроза» в оценке критиков


21

Развитие речи. Подготовка к сочинению


22-23

Сочинение по драме А.Н. Островского «гроза»


Тема №7

Федор Иванович Тютчев

2

24

Ф. И. Тютчев – поэт – философ и певец родной природы


25

Художественное своеобразие поэзии Тютчева


Тема №8

Афанасий Афанасьевич Фет

2

26

Жизнь и творчество А.А. Фета


27

Своеобразие лирики А.А. Фета


28-29

Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета


Тема №9

Иван Сергеевич Тургенев

7

30

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева


31

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе


32

Базаров в системе действующих лиц


33

Основной конфликт в романе. Смысл названия.


34

Любовь в романе «Отцы и дети»


35

Поэтика романа. Своеобразие жанра. Современное звучание.


36

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению


Тема №10

Николай Семенович Лесков

4

37

Очерк жизни и творчества


38

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие повести. Особенности сюжета и жанра


39-40

Иван Флягин – тип русского национального характера


Тема №11

Николай Алексеевич Некрасов

9

41

Этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова


42-43

Основные темы и идеи лирики н.А. Некрасова


44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы. Жанр и композиция.


45-46

Энциклопедия крестьянской жизни. Изображение народа в поэме


47

Развитие речи. Подготовка к сочинению


48-49

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова


Тема №12

Федор Михайлович Достоевский

10

50

Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского


51

Роман «Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика


52

Христианские идеи в романе


53-54

Социально-философские и психологические корни теории Раскольникова


55

«Двойники»Раскольникова и их значение


56

Художественное своеобразие романа Достоевского


57

Развитие речи. Подготовка к сочинению


58-59

Сочинение по роману «Преступление и наказание»


Тема №13

Лев Николаевич Толстой

18

60

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого


61

Роман «война и мир» - роман-эпопея. Проблематика, образы, жанр.


62

Изображение светского общества в романе.


63-64

«Мысль семейная» в романе


65-66

Духовные искания Пьера Безухова


67-68

Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским


69-70

Изображение войны в романе


71

Кутузов и Наполеон в романе


72-73

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих моральных норм


74-75

Женские образы в романе


76

Художественное мастерство Л.Н. Толстого


77

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению


Тема №14

Зарубежная литература

1

78

Творчество Ги де Мопассана


Тема№15

Антон Павлович Чехов

10

79

Жизненный и творческий путь А.П. Чехова


80

Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова


81-82

Тема гибели души в рассказе «Ионыч»


83

История создания пьесы «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Своеобразие конфликта в чеховской пьесе.


84

«Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога.


85-86

Система образов. Вишневый сад как главный образ пьесы


87

Принципы «новой драмы»


88

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению


Тема №16

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

3

89

Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина


90-91

«История одного города» как летопись истории Российского государства


Тема №17

Иван Александрович Гончаров

5

92

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов»


93

Обломов – тип русского национального характера


94

Обломовщина, её исторические и социальные нормы


95

Любовь в жизни Обломова


96

Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»



ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

97


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

67

Тема №18

Обзор русской литературы первой половины XX века (1890-1921)

1

97

Особенности эпохи и её отражение в литературе и искусстве


Тема №19

Иван Алексеевич Бунин

4

98

Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Лирика Бунина


99-100

Особенности творческой манеры И.А. Бунина (на примере анализа одного из рассказов)


101

Сочинение (анализ рассказа)


Тема №20

Александр Иванович Куприн

2

102-103

Очерк жизни и творчества А.И. Куприна. Испытание любовью героев повести «Гранатовый браслет»


Тема №21

Максим Горький

8

104

Очерк жизни и творчества Максима Горького


105

Раннее романтическое творчество М. Горького


106

«На дне» - социально-философская драма


107-108

Система образов пьесы. Основной конфликт. Смысл названия


109

Новаторство Горького-драматурга


110-111

Сочинение по творчеству Горького


Тема №22

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века

8

112-113

Обзор

2


«Серебряный век» русской культуры


114

Символизм

2


Истоки и особенности русского символизма


115

Творчество поэтов-символистов (по выбору преподавателя и учащихся):

Или: Валерий Яковлевич Брюсов

Или: Константин Дмитриевич Бальмонт

Или: Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)


116

Акмеизм

2


Истоки и программа акмеизма


117

Своеобразие лирики Н.С. Гумилева


118

Футуризм

2


Футуризм. Сущность течения


119

Творчество поэтов по выбору преподавателя и учащихся

Или: Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев)

Или: Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников)


Тема №23

Александр Александрович Блок

8

120

Жизнь и творчество Блока


121

Романтический мир раннего Блока


122

«Страшный мир» в поэзии Блока


123

Тема Родины в лирике Блока


124-125

Идейно-художественное своеобразие поэмы Блока «Двенадцать»


126-127

Сочинение по творчеству Блока


Тема №24

Владимир Владимирович Маяковский

4

128

В.В. Маяковский. Жизнь. Творчество. Личность.


129

Поэт и революция


130

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского


131

Любовная лирика Маяковского


Тема №25

Сергей Александрович Есенин

6

132

Жизненный и творческий путь Есенина


133-134

Художественный мир Есенина


135-136

Тема Родины в творчестве поэта


137

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению


Тема №26

Марина Ивановна Цветаева

3

138

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой


139-140

Художественный мир поэзии Цветаевой


Тема №27

Осип Эмильевич Мандельштам

2

141-142

Жизнь и творчество Мандельштама


Тема №28

Борис Леонидович Пастернак

3

143-144

Личность поэта и особенности художественного мира Б.Л. Пастернака


145

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»


Тема №29

Михаил Афанасьевич Булгаков

6

146

Очерк жизни и творчества Булгакова


147

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции


148

Библейские мотивы и образы романа


149

Проблема нравственного выбора в романе


150-151

Сочинение по творчеству Булгакова


Тема №30

Зарубежная литература

2

152

Творчество Оскара Уайльда


153

Творчество Бернарда Шоу


Тема №31

Андрей Платонович Платонов

2

154

Жизнь и творчество Платонова


155

Повесть Платонова «Сокровенный человек»


Тема №32

Михаил Александрович Шолохов

6

156

Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова


157

«Тихий Дон». История создания романа-эпопеи


158

Разрушение семейного и крестьянского уклада жизни на страницах романа


159

Судьба Григория Мелехова- отражение человеческой судьбы в переломную эпоху


160-161

Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»


Тема №33

Анна Андреевна Ахматова

4

162

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой


163

Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой


164-165

Поэма Ахматовой «Реквием»



ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

24

Тема№34

Великая Отечественная война в литературе

6

166-167

Героико – трагедийные мотивы в литературе военных лет


168-169

Художественное осмысление Великой Отечественной войны в литературе послевоенного периода


170-171

Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников»


Тема №35

Литература 1950 – 1980 годов

14

172

Особенности литературного процесса 1950-1980-х годов


173-174

Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского


175-176

Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в «Колымских рассказах» В. Шаламова


177

Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына


178

Повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича»


179-180

Картины народной жизни в рассказах В.М. Шукшина


181

Проблемы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов


182

Особенности поэзии 1950-1980-х годов


183

Поэзия Иосифа Бродского


184-185

«Бардовская» поэзия 60-х годов


186-187

Особенности драматургии 1950-1980-х годов


Тема №36

Обзор литературы последнего десятилетия

2

188

Современная литературная ситуация


189

Нравственные проблемы в литературе


Тема №37

Итоговое повторение

3

190-

192

Повторение материала , пройденного на 1 и 2 курсах обучения


Тема №38

Зарубежная литература

2

193-194

Творчество Э. Хемингуэя


195

Дифференцированный зачет



Итого:

195












3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебные издания:

Основные источники:

  1. Курдюмова Т.Ф. «Литература» в 2-х ч , М., «Дрофа» 2014г.



Перечень Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:


  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

  2. 2 Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008

  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А

  4.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе 20 века).  М. «Просвещение», 2002  

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ]. Режим доступа:http://www.it-n.ru

  6. http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков

  7. http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

  8. http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы

  9. http://www.lermontow.org.ru/Лермонтов Михаил Юрьевич

  10. http://www.antonchehov.org.ru/Чехов Антон Павлович

  11. http://www.levtolstoy.org.ru/Толстой Лев Николаевич

  12. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/Пушкин Александр Сергеевич

  13. http://www.nikolaygogol.org.ru/Гоголь Николай Васильевич

  14. http://pisatel.org/old/Древнерусская литература

  15. http://www.zhukovskiy.net.ru/Жуковский Василий Андреевич

  16. http//www. Literatura 5. narod. Ru

  17. http//www.5 litra.ru

  18. http//www.  1 september.ru



4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Литература»


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения сочинений, изложений, тестовых заданий, составления хронологических таблиц, заучивания наизусть, выполнения рефератов, аннотаций.



Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные навыки)

Формы и методы контроля и оценка результатов обучения

Знания:

Образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия;


Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий в форме выполнения хронологических таблиц, рефератов, аннотаций произведений, тестовых заданий, подготовке сообщений.

– Устный опрос по темам.

– Контрольное сочинение по пройденному произведению

Уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения; самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка; создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя выразительно-изобразительные средства русского языка; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.






Устный опрос.


Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий в форме заполнения таблиц, кластеров, подготовке сообщений, письменных работ.

Итоговое сочинение




























































Дифференцированный зачёт