СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы по литературе 6 класс соответствует требованиям ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»


УТВЕРЖДЕНА


приказом МБОУ СОШ №3

от « ___» _____________ 2016 г. № ____


Директор школы ______________ А.Н.Кидин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Литература»

6 класс

1 год

(сроки реализации)



Рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № 1 от «____» августа 2016 г.

Руководитель МО ______________ В.И.Селезнева

Рассмотрена на заседании методического совета школы

и рекомендована к рассмотрению

Протокол №1 от «___» августа 2016 г.

Председатель МС ____________________ И.В.Селиверстова

















Пояснительная записка


1.1. Роль и место дисциплины

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 часов, в том числе в 6 классе – 105 часов.

1.2. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5 – 11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной

  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2017 учебные годы

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №3

1.3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа

Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5 – 11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной

Программа используется с изменениями.

1.4. Соответствие ФГОС

Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы школы (включены разделы: «Ценностные ориентиры содержания учебного предмета», «Личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения», «Содержание предмета», «Тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся»)

1.5. Цели и задачи

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей


• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать иинтерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

1.6. Формы организации образовательного процесса

– Классно – урочная форма;

– дополнительные занятия и консультации,

–домашняя работа,

–творческая мастерская,

–учебная конференция,

– внеурочные формы:

образовательные экскурсии, направленные на развитие умения получать информацию в ходе экскурсии, использовать ее при изучении предмета и в дальнейшей жизни;

проектная деятельность, направленная на развитие умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересом; умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

межпредметные модули, направленные на осуществление взаимодействия с учителями-предметниками при проведении определенных тем для развития способности использовать литературу как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков литературных явлений на межпредметном уровне (на уроках истории, русского языка и др.;

  • игры-состязания, направленные на применение приобретенных знаний, умений и навыков в процессе предметного состязания и т.д.;

  • учебное исследование, направленное на развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно и с помощью учителя организовывать учебное исследование.

1.7. Технологии обучения

– технология развития критического мышления («Дерево предсказаний», инсерт, «тонкие и толстые» вопросы, чтение с остановками, синквейн;

– проектные, исследовательские (работа со словарями (понятийный аппарат), энциклопедиями, интернет – источниками);

– технология организации самостоятельной работы (ответы на вопросы; составление вопросов; конспектирование; план текста, высказывания; систематизация материала (таблицы, диаграммы и т. д.); графическая организация текста (кластер);

–информационные технологии, в том числе ИКТ (работа со словарями (понятийный аппарат), энциклопедиями, интернет – источниками);

– игровые технологии (дидактические игры, конкурсы, викторины; ролевые, деловые игры; инсценирование;

– технология творческой деятельности (мастерские, стилизация, создание иллюстраций);

– технология группового взаимодействия (проведение игр, семинаров; организация проектов; инсценирование)

1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций, УУД

– создание проблемных ситуаций;

– работа с текстом (приём составления плана, приём составления граф – схем, приём тезирования, приём составления сводной таблицы, приём комментирования, приём логического запоминания учебной информации, приёмы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера»);

– дискуссия;

–  проектная и исследовательская деятельность;

– театрализация;

– круг детского чтения;

– творческая деятельность обучающихся;

– литературоведческая пропедевтика;

– рефлексия;

– портфолио.

1.9. Виды и формы контроля

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования:

– групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся (в начале учебного года и выявление его последующей динамики в течение учебного года);

– проверка усвоения навыков выразительного чтения (развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям);

– различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев – персонажей;

– письменные высказывания (диагностика уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения), сочинения на литературные и публицистические темы;

– контрольные работы;

– тестирование;

– руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностный смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знания специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать опыты самостоятельной творческой работы.

1.10. Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  1. - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  2. - использование для решения познавательных и коммуникативным задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  1. - понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  1. - работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. ценностно-ориентационной сфере:

  • - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • - понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. коммуникативной сфере:

  • - восприятие на слух литературных произведений различных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образовательных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания различного типа; вести диалог;

  • - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. эстетической сфере:

  • - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

1.11. Используемый УМК

Учебно – методический комплект:

– Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Учебник – хрестоматия «Литература. 6 класс. В 2-х ч. – М., Просвещение. – 2016.

– Коровина В.Я.,Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе. 6 класс. – М., Просвещение. – 2016.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 5 классе: урок за уроком: [книга для учителя]. – М., Русское слово. – 2010.

1.12. Информация о количестве учебных часов

На изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа в неделю, всего – 105 часов в год.

2. Содержание программы

Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов.

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (1 час)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)

Иван Андреевич Крылов. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. (18 часов)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте (2 часа)

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (6 часов)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (6 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 часа)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)

Александр Иванович Куприн (3 часа)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (4 часа)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 час)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (5 часов)

Василий Макарович Шукшин (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер (3 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 часа)

Габдулла Тукай (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (2 часа)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 час)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (1 час)

Промежуточная аттестация.

3. Литература и средства обучения

Для обучающихся:

– Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Учебник – хрестоматия «Литература. 6 класс. В 2-х ч. – М., Просвещение. – 2016.

– Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе. 6 класс. – М., Просвещение. – 2016.

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

– Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD – ROM/ Сост. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. – М.: Просвещение, 2011.

Для учителя:

– Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

– Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014

– Калганова Т.А., Плавинская Н.Ю. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

– Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

– Полухина В.П. Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

– Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2010.

– Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

– Тумина Л.Е. Творческие задания. 5 – 7 классы. – М.: Дрофа, 2007.

– Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

– Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

– Шайтанов И.О. , Свердлов М.И. Зарубежная литература. Учебник – хрестоматия 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2006. Учебное и учебно-методическое обеспечение

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия:

– Иллюстрации и репродукции к художественным произведениям

– Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов

– Синхронистические таблицы

– Схемы и графики

– Литературные карты


Информационно – коммуникативные средства:

– Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)

– Большая электронная детская энциклопедия (CD)

–DVD – диски с художественными фильмами


Интернет – ресурсы:

– Дидактическая модель проведения урока литературы с применением ресурсов Интернет model_lit.pps

– Интерактивные методы обучения http://www.smartboard.ru/

– Ресурсы по предметам образовательной программы www.orenedu.ru

– Тематические и предметные коллекции http://school-collection.edu.ru/

– Хранилища единой коллекции ЦОР «Ресурсы учителей» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016EC3E5-46FA-FADF-80A3-80EF82B62BCF/

– ЦОР к учебникам (http://school-collection.edu.ru/about/filling/textbook/

Мультимедийные пособия

Фонохрестоматия для учебника литературы, 6 класс. Уроки литературы в 6 классе. – Издательство Кирилла и Мефодия.

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

www. /Litera. Ru и http // www. Litera.ru/old/. - Сайт «Литература»

http// geoiqgv.wisc edu/-defitsin/ defitsin. Html.- «Delit Syhe»

www.fcior.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов (свыше 28 тыс. ресурсов)

www. Klassika. ru

www. Pereplet.ru

www.prosv.ru

Технические средства обучения:

– Ноутбук

– Проектор

– Экран

Учебно – практическое оборудование:

– Доска с магнитной поверхностью

– Набор приспособлений для крепления таблиц


5. Учебно – тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


Введение (1 час)


Знать: основную проблему изучения ли­тературы в 6 классе (художественное про­изведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: строить собственные высказыва­ния о книгах и чтении

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)


Знать: виды календарно-обрядовых пе­сен, примеры каждого.

Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особен­ности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Знать: отличительные особенности по­словиц и поговорок, их виды, афористичность загадок.

Понимать: значение пословиц, погово­рок, загадок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы, пого­ворки, загадки в речи

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)


Знать: черты древнерусской литературы.

Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)








Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!».

Понимать: аллегорический смысл басни.

Уметь: выразительно читать басни; оце­нивать актерское чтение

.

Иван Андреевич Крылов. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)



























Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей»; одну из басен И.А. Крылова на­изусть; истории создания басен.

Понимать: аллегорический смысл басни.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение


Александр Сергеевич Пушкин. (18 часов)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.


Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра посла­ния, историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворений «Узник», «Зимнее утро» на­изусть; теоретико-литературное понятие антитеза.

Понимать: роль пейзажа, глаголов дей­ствия в стихотворении; лирический, вольнолюбивый и оптимистический пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения, определять виды двусложных размеров стиха


«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Знать: сюжет и содержание повести

«Ба­рышня-крестьянка».

Понимать: роль иронии, антитезы в ком­позиции повести; отношение автора к ге­роям.

Уметь: выразительно пересказывать и

ин­сценировать эпизоды повести; характери­зовать героев и их поступки


«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).


Знать: содержание глав

Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изобра­жения суда, чиновничества, роль пейзажа, деталей в характе­ристике внутренней жизни героя; роль эпи­зода в раскрытии замысла произведения, мотивы поступков героев; от­ношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения, давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведе­нию, выяснять значение незнакомых ь слов, пересказывать текст от лица разных героев; характеризовать героев и их поступки

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).



Знать: сведения об отроческих и юноше­ских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть, сюжет и содержание стихотворе­ния «Три пальмы», содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова

Понимать: драматический пафос стихо­творения, подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим…», «одежду их сорвали…»); философский смысл произведения, символический характер обра­зов.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворе­ние; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин, иллюстрации к стихотворениям, находить в поэтическом тексте изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль, определять жанр стихотворения; составлять сюжетный план про­изведения.

Иван Сергеевич Тургенев. (5 часов)

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).


Знать: этапы жизни И. С. Тургенева, историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг», спо­собы создания образов героев.

Понимать: владеть понятием «сюжет», сочувственное отношение авто­ра к крестьянским детям, роль портрета в создании ха­рактеров, отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе.

Уметь: работать с различными информационными источниками, воспринимать и анализировать текст, выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просто­речных слов, выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.

Федор Иванович Тютчев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.


Знать: сведения об отроческих и юно­шеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений, одно стихотворение на­изусть.

Понимать: роль изобразительно-

выра­зительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; ос­новную и скрытую мысль стихотворений, настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихо­творений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопостав­лять произведения литературы и живописи, выяснять значение незнако­мых слов

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте (2 часа)

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


Знать: сведения об отроческих и юноше­ских годах А.А. Фета, содержание стихотворений А.А.Фета; одно стихотворение наизусть.

Понимать: скрытый смысл стихотворе­ния; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Николай Алексеевич Некрасов (6 часов)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).



Знать: сведения об отроческих и юноше­ских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содер­жание стихотворения «Железная дорога», теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, рито­рический вопрос, поэтическая интонация.

Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочув­ственный, оптимистический пафос произ­ведения, роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику про­изведения.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; видеть контрастные образы; сопо­ставлять произведения литературы и жи­вописи, оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэ­тическом тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.

Николай Семенович Лесков (6 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).



Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; спо­собы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям, иронию автора;

Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки, вы­яснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопостав­лять литературные произведения с иллю­страциями к ним; составлять план и под­бирать материалы по теме сочинения

Антон Павлович Чехов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).









Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные поня­тия юмор, сатира.

Понимать: сатирический пафос произ­ведения; отношение автора к героям и их поступкам, роль изобразительно-

выра­зительных средств в создании юмористи­ческих и сатирических образов и ситуаций.

Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать

выра­зительность чтения

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 часа)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопо­ставлять произведения литературы, музы­ки и живописи



Александр Иванович Куприн (3 часа)


«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)



















Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок».

Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы;

характеризо­вать героев и их поступки; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения

Александр Степанович Грин (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса».

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям и их поступкам; романтиче­ский, оптимистический, жизнеутверждаю­щий пафос произведения.

Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выра­зительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Знать: факты военной и творческой био­графии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть.

Понимать: чувства, настроения, интона­ции, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; находить в поэтических текстах изо­бразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение


Виктор Петрович Астафьев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).




































































Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание расска­за «Конь с розовой гривой», теоре­тико-литературные понятия эпизод, фабула.

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям, как формировался характер героя; нравственную проблематику произ­ведения.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль, ориентироваться в тексте; анализи­ровать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины

Валентин Григорьевич Распутин. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).


Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки француз­ского».

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям, смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение про­сторечных слов; находить в тексте изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль, при обсуждении прочитан­ного доказывать свою точку зрения, сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оцени­вать актерское чтение; сопоставлять лите­ратурные произведения с иллюстрациями к ним

Родная природа в русской поэзии XX века (4 часа)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 час)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтиче­ского языка; лирический пафос стихотво­рений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять

произ­ведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

вы­разительные средства и определять их роль


Писатели улыбаются (5 часов)

Василий Макарович Шукшин (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе


Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рас­сказов «Чудик» и «Критик»..

Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.

Уметь: пересказывать и анализировать

текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Фазиль Искандер (3 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рас­сказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха.

Уметь: выразительно читать рассказ по ро­лям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки

Из литературы народов России (2 часа)

Габдулла Тукай (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание сти­хотворений поэтов.

Понимать: патриотический, просвети­тельский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Уметь: выразительно

читать.стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Мифы Древней Греции (2 часа)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 часов)


































































Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древ­негреческой мифологии.

Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры.

Уметь: отличать миф от сказки; сопостав­лять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

Геродот (1 час)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.


Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе.

Понимать: величие образа Ариона; пред­ставление древних о спасительной силе искусств.

Уметь: отличать миф от легенды; со­поставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина

Гомер (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Знать: сведения о творчестве Гомера; сю­жет и героев поэм «Илиада», «Одиссея».

Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой худо­жественной культуры, роль повторов в поэме «Одиссея»; значе­ние образа Одиссея, нарицательное значе­ние его имени.

Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме, характе­ризовать героев и их поступки

Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот».

Понимать: суть конфликта красоты, бла­городства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа.

Уметь: выразительно читать текст;

ха­рактеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства

Фридрих Шиллер (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).


Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка».

Понимать: суть конфликта самовлюблен­ности и неоправданной жестокости с бла­городством.

Уметь: выразительно читать текст; ха­рактеризовать героев и их поступки; со­поставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; опи­сывать иллюстрации к балладе

Проспер Мериме (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.


Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».

Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом.

Уметь: выразительно читать текст; объ­яснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение не­знакомых слов; описывать иллюстрации к новелле

Антуан де Сент-Экзюпери (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).


Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; тео­ретико-литературное понятие притча.

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям; философский смысл и гума­нистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступ­ки; оценивать актерское чтение

Промежуточная аттестация (1 час)



Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных в 6 классе.

Понимать: роль изобразительно-вырази­тельных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения и

высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки

Подведение итогов за год (1 час)




Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: пересказывать сюжеты и отдель­ные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; стро­ить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки

Резервные уроки (2 часа)