СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



Утверждено

Протокол педагогического

совета № 1 от « » августа 2020 г

Приказ № от « » августа 2020г

Председатель педсовета ________

/Дорохова А.Н./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 6 класс

Учитель Мальцева Наталия Владимировна

1 квалификационная категория

с.Новомихайловское

2020-2021 учебный год


Планируемые результаты :

способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определённые умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В шестом классе реализация модели герой – жанр- автор обеспечивается за счёт произведений, в центре рассмотрения которых герой. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Особую роль при реализации именно этой модели на данном этапе может играть обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в 19 веке специальной и увлекательной литературы для детей и юношества, которая сразу же завоёвывает всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей.

В рабочую программу также включён региональный компонент, включающий в себя произведения ставропольских авторов, писавших для детей. В центре повествования находится герой-подросток, что соответствует реализации модели герой – жанр – автор, являющейся ключевой в курсе литературы для 6 класса.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.




Содержание программы

Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

История человечества в произведениях литературы (4ч.)

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.

Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

Литература XIX века (64ч.)

Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория литературы. Мораль в басне.

Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

Портрет героя литературного произведения

Герой литературного произведения и описание его внешности.

Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория литературы. Гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

Теория литературы. Эпиграмма.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория литературы. Былички

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория литературы. Автобиографическая трилогия.

Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.

Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Мир путешествий и приключений (9 ч.)

Путешествия и приключения в нашем чтении.

Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.

Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

Т е о р и я. Тетралогия.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.

Теория литературы. Юмор.

Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория. Пародия.

О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.

Т е о р и я. Рождественский рассказ.

А. де Сент-Экзюпери. «М а л е н ь к и й п р и н ц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

Т е о р и я. Философское звучание романтической сказки

ЛИТЕРАТУРА XX века (27 ЧАС.).

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

Родная природа в стихах русских поэтов

А. Блок. «В е т е р п р и н е с и з д а л е к а...», «П о л н ы й м е с я ц в с т а л н а д л у г о м», «Б е л о й н о ч ь ю м е с я ц к р а с н ы й...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин. «Д е т с т в о», «П о м н ю д о л г и й з и м н и й в е ч е р...», «П е р в ы й с о л о в е й». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт. «З о л о т а я р ы б к а», «К а к я п и ш у с т и х и». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак. «И ю л ь». Необычность мира природы в стихах поэта.

Т е о р и я. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.

М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория литературы. Авторская позиция.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория литературы. Слово в рассказе.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория литературы. Инсценировка.

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

















Тематическое планирование

Темы уроков

Текущий и промежуточный контроль

УУД

Кол-во

часов

ДАТА

Герой художественного произведения.(1час.)

1

Герой художественного произведения.

Органи­зация со­вместной учебной

деятель­ности.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.


1



ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ.(5час.)


2

Былины-богатырский эпос русского народа

Беседа


Формулирование вопросов по тексту.

1


3

ВН.чт.№1 Былины об Илье Муромце.

Выразитель-ное чтение

Выразительное чтение произведения и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев былины.

Формулирование вопросов по

1


4-5

А.Н. Островский. «Снегурочка». Основные герои. Предания и обряды.

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности

Устный (письменный) ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

2



6

Р.К.№1 А.Е.Екимцев.Лирика.

Аналитическая беседа; пересказ сюжета

Устный рассказ о драматурге.

Выразительное чтение пьесы-сказки (в том числе и по ролям) и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение фольклорной функции фольклорных образов.

Нравственная оценка героев пьесы-сказки.

Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.

1




ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА. (63 час.)



7

Баллада как жанр литературы. В.А. Жуковский

Выразительное чтение; сравнительный анализ

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение басен (в том числе и наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев басен.

Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.


1




8

«Лесной царь». Особенности повествования.

Выразительное чтение; сравнительный анализ

1




9

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Герой как рассказчик.

Выразительное чтение; сравнительный анализ

1







10-11

.И.А.Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягненок»

Составление плана статьи

Устный рассказ о поэте.

Восприятие и выразительное чтение стихотворений и баллад (в том числе и наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев баллад и их нравственная оценка.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

2





12-13

В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности дневника.

Пересказ сюжета; выразительное чтение; анализ

2





14-16

Р.р.№1.Сочинение по творчеству И.А.Крылова.


3





17-18

.А.С. Пушкин. Послание и их роль в творчестве поэта. «К сестре».

Аналитическое чтение

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-художественного содержания.

Нравственная оценка героев произведения.

Письменная (устная) характеристика героя.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.

Работа со словарём литературоведческих терминов.


2





19-20

« К Пущину», «Послание к Юдину». Особенности жанра. «Товарищам». Послание как гимн дружбе.

Выразительное чтение; составление плана анализа эпизода

2





21-22

М.Ю. Лермонтов. Ранняя лирика. Чтение и комментарий. Работа со словарём рифм.

Анализ эпизода

2





23-24

Р.Р.2 Сочинение №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.

Сочинение


Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя)..

Выразительное чтение произведения.

Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования).

Нравственная оценка героев произведения.

Письменная характеристика героя.

Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос. Создание дневника

Работа со словарём литературоведческих терминов.


2






25

Р.К.2 М.Ю.Лермонтов и Кавказ.


1






26-28

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристики и портреты мальчиков. Речевая характеристика.

Беседа

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.

Участие в коллективном диалоге.

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.

Устный и письменный анализ стихотворений.

3






29-30

Рассказы мальчиков у костра.

Беседа

2






31-32

Р.Р.3 Изложение (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

Анализ содержания

2






33-34

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

Комментированное чтение

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.

Участие в коллективном диалоге.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Различение образов лирического героя и автора в лирике.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устный и письменный анализ стихотворений.

2






35

Н.А. Некрасов «Школьник».

Анализ стихотворения по плану

1






36-38

Л.Н. Толстой. «Отрочество». Герой-подросток и круг его чтения.

Комментированное чтение

3






39-40

Мысли, чувства, поступки Н. Иртеньева.

Психологическая характеристика героев; речевая характеристика

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе наизусть) и рецензирование.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев или групповой характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.


2






41-42

Р.К.3-4 Л.Н.Толстой и Кавказ.

Пересказ

2






43-45

Ф.М. Достоевский. Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»)


3






46-47

Р.К.5-6 Особенности лирики В. Кашпурова.


2




48-50

А.П. Чехов. «Хамелеон». Роль деталей в рассказе. «Толстый и тонкий». Смысл заголовка. Герой и сюжет.

Комментированное чтение

Поиск сведений о поэте; выразительное чтение; участие в коллективном диалоге; слушание произведений

3




51-52

Вн.чт.2-3 Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Комментиро-ванное чтение

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов и рецензирование.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героев.

Нравственная оценка героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

2




53-55

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. «Иванов», «Ябеда». Нравственная атмосфера в гимназии.

Психологичес-кая характеристи-ка героев; пересказ сюжета

3




56-57

Главы «В Америку», «Экзамены». Поступок героя и характер.

Сопоставление планов бегства

2




58-59

Р.к.7-8 Лирика Г.С.Фатеева

Комментированное чтение

2




60-61

Вн.чт .4-5 Далекое прошлое человечества на страницах произведения.


2






62-63

Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости.

Аналитическая беседа по прочитанному

Устный рассказ о писателе.

Участие в коллективном диалоге.

Составление устной и письменной характеристики героя.

Нравственная оценка героя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.


2






64-66

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Беседа

3






67-69

Ж. Верн. «Таинственный остров». Герои романа. Пять путников и их характеристики.

Характеристи-ка героев (групповая работа)

3






МИР ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ (9 ЧАС.)





70-71

Вн.чт. 6-7 «Дети капитана Гранта»-приключенческий роман.


Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

2







72-74

О. Уайльд. «Кентервильское приведение». Сюжет и его важнейшие моменты.

Пересказ сюжета; комментарий

3







Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.

Различные виды пересказов.

Сопоставительный анализ произведений.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.







75-76

Главные герои. Автор: отношение к событиям и их участникам. Юмор и ирония.

Пересказ сюжета; характеристика героев

2







77-78

Роль книги в 21 веке. Михаэль Эндэ и его «Бесконечная книга».


Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и защита собственных иллюстраций.


2







ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (24час.)







79-80

А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника».



2







81-82

А.А.Грин «Гнев отца». Сюжет и название рассказа.



2







83-85

К.Г.Паустовский «Повести о жизни»

Пересказ текста беседа

Поиск материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и рецензирование

3







86-87

Вн.чт.8-9 В.Г.Короленко «Дети подземелья».


Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).

2







88-89

Ф.Искандер. «Чик и Пушкин».Автор и его герой.


2







Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.







90-92

Б Таркинтон. «Приключения Пенрода»


Различные виды пересказов.


3







93-94

Р.Р. Сочинение 3 «Родная природа в стихах русских поэтов»

Письменная работа

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устная и письменная характеристика героев.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

2







95-96

Р.к.№9-10 . Творчество В.А.Ашеулова.

Письменная работа

2







97-98

К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Дети войны.

Выразительное чтение; чтение наизусть

2







99

Песни о Великой Отечественной войне..


1







100

ВН.чт. 10 Стихи ставропольских поэтов о войне.


Устные рассказы о поэтах-фронтовиках.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и рецензирование.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора.

Выявление роли изобразительно

-выразительных средств

1







101

Итоговый тест


1







102

Подведём итоги. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул




1











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

гуманитарного цикла

от «28_» 08. 2020г. № 1

_____________ /Мальцева А.Н./


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Мальцева А.В./

«28» 08 2020г.


























1