СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 5 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и реализует  программу В.Я. Коровиной. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

 В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования   программа рассчитана на преподавание курса литературы в 5 классе в объеме 3-х часов в неделю.        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании Утверждаю:

Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»

Протокол № __1__ _____________Е.И.Пикалова.

«_28_ «­­­­ июня___ 2018 г. «_____»______2018 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2018-2019 учебный год


по _литературе___

(указать предмет)

Уровень обучения (класс) _основное общее, 5_

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Общее количество часов: _105___

Количество часов в неделю __3____ Уровень __базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель _Новосельская Е.Н.__ _

Квалификационная категория __соответствие_ _








Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение, 2015 год.

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и реализует программу В.Я. Коровиной. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса литературы в 5 классе в объеме 3-х часов в неделю.

Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по литературе для основной школы и на основе программы курса литературы для 5-9 классов В.Я. Коровиной.

Цели и задачи рабочей программы:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место и роль учебного курса «Литература»

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  2. самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Сведения о количестве учебных часов: данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 35 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.


Результаты изучения предмета «Литература»:


Личностные

Предметные

Метапредметные

Ученик научится

Воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизму, уважению к Отечеству; осознанию своей этнической принадлежности, знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, формированию уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Осознанию значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формированию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

Воспитанию в себе квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного.


Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Смысловому чтению.


Ученик получит возможность научиться

Формированию коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.


Развивать способности понимать литературные художественные произведения.

Овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формированию умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.












Календарно-тематическое планирование по литературе

п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Домашнее задание

план

факт

1.



Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

1

Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.

Устное народное творчество - 10 ч.

2.



Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

1

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3.



Детский фольклор

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Их презентация.

1

Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).

4.



Сказка как особый жанр фольклора

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

1

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).

5.



«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

1

Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).

6.



Народная мораль в характерах и поступках героев.

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир».

1

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).

7.



Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

1

Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.

8.



Изобразительный характер формул волшебной сказки.

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

1

Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)

9.



«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

1

Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).

10.



Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

1

Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать иллюстрации

11.



Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

1

Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

Древнерусская литература 2 ч.


12.



Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

1

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (с. 48 - 50)

13.



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)

1

Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)


Литература 18 века 1 ч.


14.



М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)

Литература 19 века 39 ч.

15.



Русские басни. Басня как литературный жанр

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

1

Конспект статьи учебника (с.57) Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); прочитать басни (по выбору), подготовиться к викторине.

16.



И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне» (с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.

17.



И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)

18.



Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравившихся басен

1

Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.

19.



В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

1

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

20.



В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»

(с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)

21.



«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

1

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка)

22.



Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

1

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).

23.







Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение


1

Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).


24.



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «У лукоморья…»

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

1

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине ( с. 91 - 92). Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья». Создание иллюстраций к стихотворению.

25.



А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

1

Прочитать сказку (с. 95 - 112), Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)

26.



Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

1

Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с.114 - 116). Записать план сказки.

27.



Помощники царевны. Народная мораль, нравственность

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

1

Выучить наизусть отрывок из сказки.

28.



Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

1

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

29.



В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.


1

Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 117-118).

30.



Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

1

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил…» (с. 120 - 138)

Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка.

31.



Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание

Краткий пересказ, выразительное чтение

1

Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 143 - 148)

32.



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

1

Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотворение (с. 151 - 154

33.



Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино». Создание собственных иллюстраций к стихотворению и подготовка к их презентации и защите.

34.



Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

1

Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произведения (с. 158 - 169), пересказ

35.



Реальное и фантастическое в сюжете повести

Пересказ были -чек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

1

Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»

36.



Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

1

Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове (с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (с. 172 - 175).

37.


Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века

Выбор ответа в тестовых заданиях

1


38.



«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

1

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)

39.



Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе

(с. 188 - 189), подготовить рассказ о писателе.

Прочитать рассказ (с.189 - 206)

40.



И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

1





Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)

41.



История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

1

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях.

42.



Герасим и Муму. Счастливый год.

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

43.



Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

1

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»

44.



Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

1

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение

45.



Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

Анализ сочинений, работа над ошибками

1


46.



А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

1

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227)

47.



Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

1

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

48.



Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

1

Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин». Составить презентацию «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы»

49.



Странная дружба Жилина и Дины.

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.

50.



Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

1

Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

51.



Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

1

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

52.



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

1

Подготовить краткий рассказ о Чехове (с.261 - 263), выразительное чтение рассказа «Хирургия» (с. 263 - 268)

53.



В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

1

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»


Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

54.



Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе

(с. 272 - 282)

55.



Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения


1

Часть II

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» (с. 4 - 10); подготовить рассказ о писателе (с. 3 - 4)

Русская литература 20 века 23 ч.

56.



И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

1

Прочитать повесть в Дурном обществе» (с.13 - 31); подготовить рассказ о писателе (с.12). Поиск в Интернете сведений о детстве Короленко, репродукций его портретов

57.



В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городу, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

1

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца (с. 31 - 48).

58.



Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Беседа по вопросам, работа с текс том произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

1

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции

59.



Путь Васи к правде и добру

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

1

Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»

60.











Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

1

Подготовиться к сочинению

61.



Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

1

Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру»

62.



С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

1

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» (с. 52)

63.



Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

1

Закончить творческую работу, выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!» (форзац учебника)

64.



П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

1

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» (с. 57,68).

Выполнить 5, 6 задания (с. 68)

65.



Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

1

Подготовить рассказ о Степане. Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»

66.



В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

1

Прочитать рассказ «Тёплый хлеб» (с. 73 - 82). Подготовить рассказ о писателе (с.72)

67.



К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

1

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

68.



Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

1

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (с.82). Читать рас сказ «Заячьи лапы» (с.83 - 88)

69.



К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

1

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном

70.



Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа.

1

Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (с.91 - 106)

71.



С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

1

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

72.



Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста.

1

Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персона же

73.



Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

1

Прочитать рассказ «Никита» (с.113 - 121); подготовить рассказ о жизни писателя (с. 112)

74.



А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

1

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

75.



Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений

1

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 124 - 133); Подготовить рассказ о жизни писателя (с.123)

76.



В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

1

Дочитать рассказ до конца (с. 133 - 152)

Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152)

77.



Человек и природа в рассказе

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

1

Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

78.



Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

1


Поэты о Вов (1941 - 1945) 3 ч.

79.



Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» (с. 156 -158)

80.



Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (с. 160 - 161)

81.



Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

1

Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изучались в начальной школе


Писатели и поэты 20 века о Родине - 3 ч.

82.



Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» (с. 163 - 164)

83.



Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)




Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (с. 164 - 165). Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе».

84.



Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцова «Родная деревня» (с.167 - 168)

Писатели улыбаются 2 ч.

85.



Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

1

Подготовить рассказ об Ю.Ч. Киме (с. 189)

86.



В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

1

Прочитать отрывок из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (с.200 - 212)


Зарубежная литература 8 ч.

87,88




Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

2

Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева» (с. 216 - 248)

89.



Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

1

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.248).

90.



Два мира сказки «Снежная королева»

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной короле -вы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушки на «Сказка о мертвой царевне»

1

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К.Андерсена «Огниво», Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

91.



В/ч Писатели-сказочники и их герои

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом сопоставление литературных сказок и сказок народных

1

Прочитать отрывок из романа М. Твена «Приключения Тома Сой ера» (с. 252 - 268)

92.



Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи

1

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе

93.



Том Сойер и его друзья

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста

1

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?.

Прочитать рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише» (с. 270 - 280)

94.



























Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»







Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текс та.

1

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов. Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

95.



Обобщение изученного материале за курс 5 кл.


1


96-98



Контрольные работы по литературе или тестирование

Выбор ответа в тестовых заданиях

2


99- 104



Уроки внеклассного чтения


5


105.



Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

1



Линия учебно-методических комплектов, обеспечивающих процесс литературного образования по данной программе


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2016.

3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2017.

4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2015.

Для учителя:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2015.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2015.

3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2015.

4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.

Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me (2000/XP); текстовый редактор MS Word;

Электронные пособия: Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов; Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый омплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс», Magnamedia; 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий; Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы: www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»; www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон»; www.slovari.ru Электронный словари



11