Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда средняя общеобразовательная школа № 10
РАССМОТРЕНО на МК учителей_______ Протокол №__ от _____ | СОГЛАСОВАНО Руководитель МК _Килочок Т.А____________ «__» _______ 20__ г | УТВЕРЖДАЮ. Директор Лебедева Е.В.________________ приказ № __ от ________20___г. | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5А, 5К классов
Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год
Авторы – составители:
Учитель Быкова Светлана Алексеевна
Калининград
2020
Рабочая программа литературе для 5 класса
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса:
Основная литература
Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2018
Дополнительная литература
Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.
Журнал «Литература в школе»
«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»
Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которыми должны овладеть обучающиеся 5 класса
Личностные универсальные учебные действия
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- Первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
Устное народное творчество
- Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- Определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- Выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
- Сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- Сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
- Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Введение
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира (1ч)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня«Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.
Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет. «Чудная картина...»
И.З. Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Подведение итогов года. Литературная игра (1ч)
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул (1ч)
Тематическое планирование курса литературы в 5-х классах
№ | Раздел | Кол-во часов | Модуль | Р/Р | ВН/ЧТ | Промежуточная аттестация |
1. | Введение | 2 | | | 1 | |
2. | Мифология | 2 | | | | |
3. | Устное народное творчество | 13 | 7 | 1 | | |
4. | Из древнерусской литературы. | 2 | | | | |
5. | Из басен народов мира | 7 | 7 | | | |
6. | Из литературы XIX века. | 41 | 5 | 9 | 1 | |
7. | Из литературы XX века. | 24 | | 1 | 2 | |
8. | Из зарубежной литературы. | 12 | 11 | | | |
9. | Обобщение изученного | 2 | | 1 | | 1 |
| Итого | 105 | 30 | 12 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Примечание | |
1 | Книга – твой друг. Литература как искусство слова. | | |
2 | Вн. чт. Конкурс - викторина «Любимые книги, герои, авторы» | Вн. чт | |
3 | Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев. | | |
4 | Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы. | | |
5 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | | |
6 | Пословицы и поговорки. | | |
7 | Р.р. Литературная игра. | Р.р. | |
8 | Модуль 1.«Живое слово. В мире сказок» Что такое сказка? | Модуль 1 | |
9 | Модуль 1 Сказочные жанры. Классификация сказок. Законы «сказочного мира». | Модуль 1 | |
10 | Модуль 1 Законы волшебной сказки. Сказочные образы. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Модуль 1 | |
11 | Модуль 1 Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Нравственная проблематика. Народная мораль в сказке. | Модуль 1 | |
12 | Модуль 1 Социально-бытовые сказки. | Модуль 1 | |
13 | Модуль 1 Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» | Модуль 1 | |
14 | Модуль 1 Сказки народов России. «Падчерица». | Модуль 1 | |
15 | Модуль 1 Сказочно – былинный жанр. | Модуль 1 | |
16 | Модуль 1 Авторские сказки. Сходства и различия. | Модуль 1 | |
17 | Модуль 1 Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | Модуль 1 | |
18 | Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки). | | |
19 | Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора. | | |
20 | Модуль 2 «Живое слово. В мире басен» Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград». | Модуль 2 | |
21 | Модуль 2 Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен. злободневность. Основные темы басен. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Модуль 2 | |
22 | Модуль 2 Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | Модуль 2 | |
23 | Модуль 2 И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Волк на псарне» | Модуль 2 | |
24 | Модуль 2 И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравственное в баснях. | Модуль 2 | |
25 | Модуль 2 Русская басня в XX веке. | Модуль 2 | |
26 | Модуль 2 Игра «Что? Где? Когда?» Образный мир басен. | Модуль 2 | |
27 | Краткие сведения о А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | | |
28 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няня». | | |
29 | Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…» | | |
30 | Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям. | | |
31 | Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет. | Р.р. | |
32 | Р. р. Литературная сказка и её отличие от фольклорной. | Р. р. | |
33 | Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (избранные главы). | | |
34 | Вн. чт. «Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств художественной выразительности. | Вн. чт. | |
35 | Образы природы в стихотворениях «Зимняя дорога», «Бесы» | | |
36 | Вн. чт. Час поэзии. «Поэзия XIX века о родной природе» | Вн. чт. | |
37 | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | | |
38 | «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | | |
39 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | | |
40 | Р. р. Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | Р. р. | |
41 | Р. р. Анализ письменных работ | Р. р. | |
42 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | | |
43 | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | | |
44 | Образы и события повести. | | |
45 | Р.р. Словесное рисование героев. | Р.р. |
46 | Суеверие, злая сила, добро и зло в повести. | | |
47 | Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново | | |
48 | История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. | | |
49 | Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | | |
50 | Р.р. Обучение анализу эпизода | Р.р. | |
51 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | Р.р. | |
52 | Р. р. Анализ письменных работ | Р.р. | |
53 | И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача». | | |
54 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. | | |
55 | «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции. | | |
56 | Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа. | | |
57 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр. | | |
58 | Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. | | |
59 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». | | |
60 | Художественная идея рассказа. Сюжет и фабула. | |
61 | Р.р. Контрольное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | Р.р. | |
62 | Модуль 3 «Живое слово. В мире чеховских произведений» Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. | Модуль 3 | |
63 | Модуль 3 Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. | Модуль 3 | |
64 | Модуль 3 Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом. | Модуль 3 | |
65 | Модуль 3 «Над чем смеется Чехов в рассказах?» Рассуждение по рассказам А.П.Чехова. работа над проектом. | Модуль 3 | |
66 | Модуль 3 Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). | Модуль 3 | |
67 | Р.р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | | |
68 | И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения. | | |
69 | «В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | | |
70 | И.А.Бунин. «Подснежник». | | |
71 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст. | | |
72 | Вн. чт. Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя. | Вн. чт. | |
73 | А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе. | | |
74 | Вн. чт. А.И.Куприн. «Чудесный доктор». | Вн. чт. | |
75 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений. | | |
76 | С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Малая и большая родина. | | |
77 | «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Единство человека и природы. Олицетворение. | | |
78 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты. | | |
79 | А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения. | | |
80 | П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок». | | |
81 | Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки. | | |
82 | Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел. | | |
83 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | | |
84 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | | |
85 | Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка. | | |
86 | Родная природа в произведениях писателей XX века. | | |
87 | В.И.Белов. «Весенняя ночь». | | |
88 | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | | |
89 | Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф.Боков, Е.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов. | | |
90 | Р. р. Конкурс чтецов | Р. р. | |
91 | Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв. | | |
92 | Модуль 4 «Живое слово. В мире зарубежной литературы» Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Характеристика жанра | Модуль 4 | |
93 | Модуль 4 Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей, | Модуль 4 | |
94 | Модуль 4 Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. | Модуль 4 | |
95 | Модуль 4 Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | Модуль 4 | |
96 | Модуль 4 Вн. чт. Конкурс - викторина «Любимые книги и герои Х.К.Андерсена» | Модуль 4 | |
97 | Модуль 4 Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | Модуль 4 | |
98 | Модуль 4 М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | Модуль 4 | |
99 | Модуль 4 Р. р. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | Модуль 4 | |
100 | Модуль 4 Ж. Рони – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | Модуль 4 | |
101 | Модуль 4 Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов | Модуль 4 | |
102 | Модуль 4 А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор. | Модуль 4 | |
103 | Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…» | Р.р. | |
104 | Заключительный урок. Итоговое тестирование | | |
105 | Рекомендации для летнего чтения. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |