СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (5 класс )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (5 класс )»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда средняя общеобразовательная школа № 10


РАССМОТРЕНО

на МК учителей_______

Протокол №__ от _____

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МК

_Килочок Т.А____________

«__» _______ 20__ г

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

Лебедева Е.В.________________

приказ № __ от ________20___г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


для 5А, 5К классов


Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год


Авторы – составители:

Учитель Быкова Светлана Алексеевна




















Калининград

2020




Рабочая программа литературе для 5 класса

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса:

Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010

  2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2018

Дополнительная литература

  1. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

  2. Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. «Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе»


  • Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018

Личностные, метапредметные и предметные результаты, которыми должны овладеть обучающиеся 5 класса

Личностные универсальные учебные действия

  1. - Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

  2. - Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

  3. - Различать основные нравственно-эстетические понятия.

  4. - Выражать положительное отношение к процессу познания.

  1. - Уважительно относиться к родной литературе.

  2. - Оценивать свои и чужие поступки.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. - Удерживать цель деятельности до получения её результата.

  2. - Анализу достижения цели.

  1. - Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия

  1. - Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  2. - Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  3. - Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  4. - Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

  5. - Осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  6. - Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  7. - Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

  1. - Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  2. - Первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  3. - Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. - Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

  2. - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  1. - Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

  2. - Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

Устное народное творчество

  1. - Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

  2. - Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  3. - Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  4. - Определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  5. - Выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  6. - Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  7. - Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

  1. - Сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  2. - Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

  3. - Сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

  1. - Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  2. - Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  3. - Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  1. - Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  2. - Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира (1ч)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица»«Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня«Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет;  мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение  (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский  замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.  Роман«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Подведение итогов года. Литературная игра (1ч)

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул (1ч)



Тематическое планирование курса литературы в 5-х классах

Раздел

Кол-во

часов

Модуль

Р/Р

ВН/ЧТ

Промежуточная аттестация

1.

Введение

2



1


2.

Мифология

2





3.

Устное народное творчество

13

7

1



4.

Из древнерусской литературы.

2





5.

Из басен народов мира

7

7




6.

Из литературы XIX века.

41

5

9

1


7.

Из литературы XX века.

24


1

2


8.

Из зарубежной литературы.

12

11




9.

Обобщение изученного

2


1


1


Итого

105

30

12

4





Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Примечание


1

Книга – твой друг. Литература как искусство слова.



2

Вн. чт. Конкурс - викторина «Любимые книги, герои, авторы»

Вн. чт


3

Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев.



4

Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы.



5

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.



6

Пословицы и поговорки.



7

Р.р. Литературная игра.

Р.р.


8

Модуль 1.«Живое слово. В мире сказок» Что такое сказка?

Модуль 1


9

Модуль 1 Сказочные жанры. Классификация сказок. Законы «сказочного мира».

Модуль 1



10

Модуль 1 Законы волшебной сказки. Сказочные образы. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Модуль 1



11

Модуль 1 Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Нравственная проблематика. Народная мораль в сказке.

Модуль 1



12

Модуль 1 Социально-бытовые сказки.

Модуль 1


13

Модуль 1 Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Модуль 1



14

Модуль 1 Сказки народов России. «Падчерица».

Модуль 1


15

Модуль 1 Сказочно – былинный жанр.

Модуль 1


16

Модуль 1 Авторские сказки. Сходства и различия.

Модуль 1


17

Модуль 1 Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

Модуль 1


18

Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки).



19

Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора.



20

Модуль 2 «Живое слово. В мире басен» Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград».

Модуль 2


21

Модуль 2 Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен. злободневность. Основные темы басен. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Модуль 2


22

Модуль 2 Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

Модуль 2


23

Модуль 2 И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Волк на псарне»

Модуль 2


24

Модуль 2 И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравственное в баснях.

Модуль 2


25

Модуль 2 Русская басня в XX веке.

Модуль 2


26

Модуль 2 Игра «Что? Где? Когда?» Образный мир басен.

Модуль 2


27

Краткие сведения о А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.



28

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няня».



29

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…»



30

Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям.



31

Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет.

Р.р.


32

Р. р. Литературная сказка и её отличие от фольклорной.

Р. р.


33

Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (избранные главы).



34

Вн. чт. «Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств художественной выразительности.

Вн. чт.


35

Образы природы в стихотворениях «Зимняя дорога», «Бесы»



36

Вн. чт. Час поэзии. «Поэзия XIX века о родной природе»

Вн. чт.


37

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.



38

«Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.



39

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».



40

Р. р. Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

Р. р.


41

Р. р. Анализ письменных работ

Р. р.


42

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.



43

«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.



44

Образы и события повести.



45

Р.р. Словесное рисование героев.

Р.р.

46

Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.



47

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново



48

История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа.



49

Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.



50

Р.р. Обучение анализу эпизода

Р.р.


51

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Р.р.


52

Р. р. Анализ письменных работ

Р.р.


53

И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача».



54

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.



55

«Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции.



56

Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа.



57

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр.



58

Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.



59

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник».



60

Художественная идея рассказа. Сюжет и фабула.


61

Р.р. Контрольное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Р.р.


62

Модуль 3 «Живое слово. В мире чеховских произведений»

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

Модуль 3


63

Модуль 3 Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

Модуль 3



64

Модуль 3 Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

Модуль 3


65

Модуль 3 «Над чем смеется Чехов в рассказах?»

Рассуждение по рассказам А.П.Чехова. работа над проектом.

Модуль 3



66

Модуль 3 Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

Модуль 3



67

Р.р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.



68

И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения.



69

«В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.



70

И.А.Бунин. «Подснежник».



71

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст.



72

Вн. чт. Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя.

Вн. чт.


73

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе.



74

Вн. чт. А.И.Куприн. «Чудесный доктор».

Вн. чт.


75

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений.



76

С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Малая и большая родина.



77

«Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Единство человека и природы. Олицетворение.



78

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.



79

А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения.



80

П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок».



81

Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.



82

Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел.



83

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.



84

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.



85

Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка.



86

Родная природа в произведениях писателей XX века.



87

В.И.Белов. «Весенняя ночь».



88

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».



89

Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф.Боков, Е.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов.



90

Р. р. Конкурс чтецов

Р. р.


91

Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв.



92

Модуль 4 «Живое слово. В мире зарубежной литературы»

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Характеристика жанра

Модуль 4


93

Модуль 4 Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей,

Модуль 4


94

Модуль 4 Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

Модуль 4


95

Модуль 4 Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

Модуль 4


96

Модуль 4 Вн. чт. Конкурс - викторина «Любимые книги и герои Х.К.Андерсена»

Модуль 4


97

Модуль 4 Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

Модуль 4


98

Модуль 4 М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Модуль 4


99

Модуль 4

Р. р. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

Модуль 4


100

Модуль 4 Ж. Рони – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Модуль 4


101

Модуль 4 Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов

Модуль 4


102

Модуль 4 А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор.

Модуль 4


103

Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…»

Р.р.


104

Заключительный урок. Итоговое тестирование



105

Рекомендации для летнего чтения.