Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Литература» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями к программам учебных предметов, определенными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: http://standart.edu.ru.
В программе использованы основные идеи и положения Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Выбор программы мотивирован тем, что она разработана с учетом следующих нормативно-методических материалов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень)
Авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной, рекомендована Министерством образования и науки РФ
Соответствует Положению о рабочей программе МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района, утвержденному 10.07.2013г.
Соответствует учебному плану МБОУ СОШ с. Лутна
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе:
• формирование у учащихся научно-литературоведческого мировоззрения, вооружение их основами знаний о литературном процессе;
• формирование прочных читательских и литературоведческих умений и навыков;
• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
• расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;
• обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге.
Планируемые результаты изучения курса «Литература»:
Раздел 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Создание письменных сообщений
Ученик научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Ученик научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Ученик получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Ученик получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Ученик научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Раздел 2. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Раздел 3. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом:
оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Ученик получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Раздел 4. Предметные результаты.
Устное народное творчество
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Предметные результаты.
Древнерусская литература. Раздел 7. Русская литература XVIII в. Раздел 8. Русская литература XIX—XX вв. Раздел 9. Литература народов России. Раздел 10. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения соответствия нравственным нормам.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЯТЫЙ (5) КЛАСС |
Название раздела | Пояснение содержания | Кол-во часов |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним. | 1ч |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч) | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). | 2 ч |
Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. | 8ч |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч) | Начало письменности у восточных славян и возникновение древ- нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). | 2ч |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч) | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | 2ч |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 ч) | Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). | 1ч |
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | 4ч |
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). | 3ч |
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). | 6ч |
Русская литературная сказка XIX века Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 2ч |
| |
| Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | 2ч |
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | 4ч |
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). | 2ч |
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). | 6ч |
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1ч |
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). | 5ч |
| Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации. | 2ч | |
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | 2ч |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28ч)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28ч) | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | 1ч |
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). | 5ч |
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина. | 2ч |
Русская литературная сказка XX века (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | 3ч |
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 3ч |
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. СказкиС. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка | 3ч |
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | 2ч |
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного про- изведения (начальные представления). | 3ч |
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про- изведений о Великой Отечественной войне. | 3ч |
Произведения о родине, родной природе И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Про- кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 3ч |
Писатели улыбаются Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | 3ч |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14ч) | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). | 1ч |
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | 2ч |
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.__ образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). | 5ч |
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. | 1ч |
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | 3ч |
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 2ч |
Итоговая аттестация (1ч) | Итоговая аттестация проходит в одной из выбранных форм учителя: творческая работа/тест/проект | 1ч |
Заключительный урок (1ч) | «Путешествие по стране Литературии» или литературный праздник. Задание для летнего чтения | 1ч |
ИТОГО | 102ч |
Тематическое планирование
№п/п | № в теме | Перечень разделов и тем урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
ВВЕДЕНИЕ-1ч |
1 | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 10 ч |
2 | 1 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | | |
3 | 2 | Детский фольклор. | 1 | | |
4 | 3 | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | | |
5 | 4 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | | |
6 | 5 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники в сказке «Царевна-лягушка». | 1 | | |
7 | 6 | Р.р Изобразительный характер волшебной сказки. | 1 | | |
8 | 7 | «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | | |
9 | 8 | Особенности сюжета сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо».Нравственное превосходство главного героя. | 1 | | |
10 | 9 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | | |
11 | 10 | Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Подготовка ке написанию домашнего сочинения «Мой любимый герой русской народной сказки». | 1 | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2ч |
12 | 1 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | | |
13 | 2 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи | 1 | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 2ч |
14 | 1 | Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин | 1 | | |
15 | 2 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 40ч |
16 | 1 | Русские басни. Басня как литературный жанр. | 1 | | |
17 | 2 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 1 | | |
18 | 3 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали | 1 | | |
19 | 4 | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | | |
20 | 5 | В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Проект. | 1 | | |
21 | 6 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | | |
22 | 7 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | | |
23 | 8 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады | 1 | | |
24 | 9 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | | |
25 | 10 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | | |
26 | 11 | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | | |
27 | 12 | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность в сказке. | 1 | | |
28 | 13 | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. | 1 | | |
20 | 14 | Р.р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?». | 1 | | |
31 | 15 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | | |
31 | 16 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание. | 1 | | |
32 | 17 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 1 | | |
33 | 18 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». Проект. | 1 | | |
34 | 19 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | | |
35 | 20 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. «Заколдованное место» | 1 | | |
36 | 21 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проект. | 1 | | |
37 | 22 | Р/р Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Пересказ эпизода. | 1 | | |
38 | 23 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | | |
39 | 24 | Мир детства в стихотворении Некрасова«Крестьянские дети». | 1 | | |
40 | 25 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | | |
41 | 27 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | | |
42 | 28 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | | |
43 | 28 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Проект. | 1 | | |
44 | 29 | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. | 1 | | |
45 | 30 | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | | |
46 | 31 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | 1 | | |
47 | 32 | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | | |
48 | 33 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | | |
49 | 34 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | | |
50 | 35 | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | | |
51 | 36 | Р/р Написание сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | | |
52 | 37 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». как юмористический рассказ. | 1 | | |
53 | 38 | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. Проект. | 1 | | |
Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч. |
54 | 39 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев. | 1 | | |
55 | 40 | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. Проект. | 1 | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 28 ч |
56 | 1 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | 1 | | |
57 | 2 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». | 1 | | |
58 | 3 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | | |
59 | 4 | Путь Васи к правде и добру. | 1 | | |
60 | 5 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | | |
61 | 6 | Р/р Путь Васи к правде и добру. Подготовка к домашнему сочинению.. | 1 | | |
62 | 7 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | 1 | | |
63 | 8 | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». Проект. | 1 | | |
64 | 9 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 1 | | |
65 | 10 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | | |
66 | 11 | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. Проект. | 1 | | |
67 | 12 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | | |
68 | 13 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | | |
69 | 14 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского | 1 | | |
70 | 15 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | | |
71 | 16 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | | |
72 | 17 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | 1 | | |
73 | 18 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | | |
74 | 19 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | | |
75 | 20 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | 1 | | |
76 | 21 | Человек и природа в рассказе. | 1 | | |
77 | 22 | Р/р Написание сочинения «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | | |
Поэты о ВОВ (1941 - 1945) - 3 ч. |
78 | 23 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | 1 | | |
79 | 24 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | | |
80 | 25 | Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Проект. | 1 | | |
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ И О РОДНОЙ ПРИРОДЕ - 3 ч |
81 | 26 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Природа в поэзии. | 1 | | |
82 | 27 | Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). Проект. | 1 | | |
83 | 28 | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». Образ Родины. | 1 | | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ -3Ч |
84 | 1 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах. | 1 | | |
85 | 2 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | 1 | | |
86 | 3 | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 14 ч |
87 | 1 | Р. Стивенсон «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. | 1 | | |
88 | 2 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - необычайные приключения героя. | 1 | | |
89 | 3 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» -произведение о силе человеческого духа. | 1 | | |
90 | 4 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | | |
91 | 5 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. | 1 | | |
92 | 6 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | | |
93 | 7 | Х.-К. Андерсен. Наши любимые сказки | 1 | | |
94 | 8 | Вн.чт. Писатели-сказочники и их герои | 1 | | |
95 | 9 | Марк Твен. Слово о писателе.«Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | | |
96 | 10 | Том Сойер и его друзья | 1 | | |
97 | 11 | Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей | 1 | | |
98 | 12 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1 | | |
99 | 13 | Джек Лондон.«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | | |
100 | 14 | Жорж Санд «О чем говорят цветы» | 1 | | |
Контроль - 1ч |
101 | 1 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК – 1ч |
102 | 1 | Рекомендации на лето | 1 | | |