СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе -5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана по ФГОС. Рассчитана на 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе -5 класс»

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Литература» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями к программам учебных предметов, определенными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: http://standart.edu.ru.

В программе использованы основные идеи и положения Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Выбор программы мотивирован тем, что она разработана с учетом следующих нормативно-методических материалов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень)

  • Авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной, рекомендована Министерством образования и науки РФ

  • Соответствует Положению о рабочей программе МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района, утвержденному 10.07.2013г.

  • Соответствует учебному плану МБОУ СОШ с. Лутна



Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Задачи изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе:

• формирование у учащихся научно-литературоведческого мировоззрения, вооружение их основами знаний о литературном процессе;

• формирование прочных читательских и литературоведческих умений и навыков;

• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

• расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

• обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге.

























Планируемые результаты изучения курса «Литература»:


Раздел 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Создание письменных сообщений

Ученик научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Ученик научится:

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Ученик получит возможность научиться:

• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).


Коммуникация и социальное взаимодействие

Ученик научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Ученик получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Поиск и организация хранения информации

Ученик научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Раздел 2. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ученик научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.



Раздел 3. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ

Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

Ученик научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом:


преобразование и интерпретация информации


Ученик научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Работа с текстом:

оценка информации

Ученик научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Ученик получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Раздел 4. Предметные результаты.

Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.


Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).


Предметные результаты.

Древнерусская литература. Раздел 7. Русская литература XVIII в. Раздел 8. Русская литература XIXXX вв. Раздел 9. Литература народов России. Раздел 10. Зарубежная литература


Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;


Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения соответствия нравственным нормам.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.


Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные учебные действия


Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).


Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЯТЫЙ (5) КЛАСС

Название раздела

Пояснение содержания

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

(1ч)


Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(10ч)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

2 ч

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках

героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр

фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древ-

нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

(2ч)


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.

Жанры литературы (начальные представления).











ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(40 ч)

Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта

(детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные

жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.





Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского

сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.)

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).

Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни

крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы

«Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни

в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная

движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет

(начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Речевая характеристика персонажей (начальные представления).

Речь героев как средство создания комической ситуации.


Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот

летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения



















ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(28ч)













































ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(28ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. СказкиС. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления).

Пьеса-сказка

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного про-

изведения (начальные представления).


«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги

в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про-

изведений о Великой Отечественной войне.


Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Про-

кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).



































ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(14ч)


Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций

предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.__ образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир

интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Итоговая аттестация

(1ч)

Итоговая аттестация проходит в одной из выбранных форм учителя: творческая работа/тест/проект

Заключительный урок

(1ч)

«Путешествие по стране Литературии» или литературный праздник. Задание для летнего чтения

ИТОГО

102ч









































Тематическое планирование

п/п


в теме

Перечень разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ-1ч

1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 10 ч

2

1

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1



3

2

Детский фольклор.

1



4

3

Сказка как особый жанр фольклора.

1



5

4

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характерах и поступках героев.

1



6

5

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники в сказке «Царевна-лягушка».

1



7

6

Р.р Изобразительный характер волшебной сказки.

1



8

7

«Иван – крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1



9

8

Особенности сюжета сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо».Нравственное превосходство главного героя.

1



10

9

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1



11

10

Р.р. Мои любимые русские народ­ные сказки. Подготовка ке написанию домаш­него сочинения «Мой лю­бимый герой русской народной сказки».

1



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2ч

12

1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1



13

2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

1



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 2ч

14

1

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин

1



15

2

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 40ч

16

1

Русские басни. Басня как литературный жанр.

1



17

2

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение ис­торических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

1



18

3

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». По­нятие об аллегории и морали

1



19

4

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

1



20

5

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Проект.

1



21

6

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1



22

7

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1



23

8

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Нравственно-психологиче­ские проблемы баллады

1



24

9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». Няне» как поэти­зация образа Арины Родио­новны

1



25

10

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1



26

11

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1



27

12

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность в сказке.

1



28

13

Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.

1



20

14

Р.р. Обучение домашнему сочине­нию: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мерт­вой царевне и о семи богаты­рях» А.С.Пушкина?».

1



31

15

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1



31

16

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание.

1



32

17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

1



33

18

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». Проект.

1



34

19

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место».

1



35

20

Реальное и фантастическое в сюжете повести. «Заколдованное место»

1



36

21

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проект.

1



37

22

Р/р Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Пересказ эпизода.

1



38

23

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1



39

24

Мир детства в стихотворении Некрасова«Крестьянские дети».

1



40

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1



41

27

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1



42

28

Герасим и Муму. Счастливый год.

1



43

28

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Проект.

1



44

29

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.

1



45

30

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1



46

31

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1



47

32

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1



48

33

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1



49

34

Странная дружба Жилина и Дины.

1



50

35

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

1



51

36

Р/р Написание сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы».

1



52

37

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». как юмористи­ческий рассказ.

1



53

38

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. Проект.

1



Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

54

39

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев.

1



55

40

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. Проект.

1



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 28 ч

56

1

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». Восприятие пре­красного героями рассказа

1



57

2

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

1



58

3

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1



59

4

Путь Васи к правде и добру.

1



60

5

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1



61

6

Р/р Путь Васи к правде и добру. Подготовка к домашнему сочинению..

1



62

7

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

1



63

8

Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». Проект.

1



64

9

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Дани­лы-мастера

1



65

10

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1



66

11

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. Проект.

1



67

12

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

1



68

13

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1



69

14

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустов­ского

1



70

15

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1



71

16

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

1



72

17

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

1



73

18

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1



74

19

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1



75

20

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

1



76

21

Человек и природа в рассказе.

1



77

22

Р/р Написание сочинения «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1



Поэты о ВОВ (1941 - 1945) - 3 ч.

78

23

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1



79

24

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1



80

25

Р/р h Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Проект.

1



РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ И О РОДНОЙ ПРИРОДЕ - 3 ч

81

26

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Природа в поэзии.

1



82

27

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). Проект.

1



83

28

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». Образ Родины.

1



ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ -3Ч

84

1

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах.

1



85

2

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

1



86

3

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 14 ч

87

1

Р. Стивенсон «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе.

1



88

2

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - необычайные приключения героя.

1



89

3

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» -произведение о силе человеческого духа.

1



90

4

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1



91

5

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая.

1



92

6

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.

1



93

7

Х.-К. Андерсен. Наши любимые сказки

1



94

8

Вн.чт. Писатели-сказочники и их герои

1



95

9

Марк Твен. Слово о писателе.«Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1



96

10

Том Сойер и его друзья

1



97

11

Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей

1



98

12

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1



99

13

Джек Лондон.«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1



100

14

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

1



Контроль - 1ч

101

1

Итоговая контрольная работа

1



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК – 1ч

102

1

Рекомендации на лето

1