ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Принята на заседании педагогического совета 30.08.2017 протокол №1 | | Утверждена приказом директора школы от 31.08.2017г. № |
Рабочая программа
по литературе для 11 классов
на 2017 – 2018 учебный год
Авторы УМК: Программа литературного образования 10 – 11 классы под редакцией В.Г.Маранцмана
М., «Просвещение», 2007
Учебник: Литература. 11 класс для общеобразовательных учреждений в 2-х частях
под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г.Маранцмана
М., «Просвещение», 2009
Автор-составитель: Шаталина Г. А.,
учитель русского языка и литературы
г. Кстово 2017 г.
Рабочая программа по литературе
(профильный уровень).
УМК Маранцмана В.Г.
11 классы
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик
должен знать:
● образную природу словесного искусства;
● содержание изученных литературных произведений;
● основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
● основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
● основные теоретико-литературные понятия;
уметь
● воспроизводить содержание литературного произведения;
● анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
● соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
● соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
● определять род и жанр литературного произведения;
● сопоставлять литературные произведения;
● выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
● выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
● аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
● писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
● создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
● участия в диалоге или дискуссии;
● самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
● определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Общий обзор литературы начала 20 века. Особенности литературного процесса. | 1 |
А.П.Чехов. | 13 |
Многообразие модернистских течений в литературе 20 века. | 2 |
Символизм. | 1 |
В.Брюсов. | 1 |
Акмеизм. | 1 |
Н.Гумилёв. | 1 |
О. Мандельштам | 2 |
Футуризм. | 1 |
В.Хлебников. | 1 |
Обретения и потери Серебряного века. | 1 |
Поиски новой эпохи. Литература 20-х гг. | 1 |
Социалистический реализм. | 1 |
Литература русского зарубежья. 30-40 гг. | 1 |
А.Блок. | 10 |
И.А.Бунин. | 6 |
А.И.Куприн. | 3 |
Л.Андреев. | 2 |
М.Горький. | 10 |
В.В.Маяковский. | 10 |
С.А.Есенин. | 6 |
А.Фадеев. | 3 |
И.Э.Бабель. | 2 |
М.А.Шолохов. | 7 |
М.И.Цветаева. | 4 |
А.А.Ахматова. | 6 |
М.А.Булгаков. | 10 |
Б.Л.Пастернак. | 4 |
В.Некрасов. | 3 |
А.Т.Твардовский. | 3 |
В.Быков. | 2 |
В.П.Астафьев. | 2 |
Общественно-литературная ситуация 40- н.50-ых годов. | 1 |
В.Набоков. | 3 |
Е.Замятин. | 2 |
А.Платонов. | 2 |
Литература периода «оттепели» 50-60 гг. | 1 |
Литература 70- нач. 80 гг. | 1 |
Возвращенная литература 80-90-х гг. | 1 |
Ф Абрамов | 3 |
«Деревенская проза» (обзор) | 1 |
А.Солженицын. | 4 |
В.Шаламов. | 2 |
Б. Окуджава | 3 |
В. Высоцкий | 2 |
Вампилов | 4 |
И.Бродский. | 2 |
Литература последнего десятилетия. | 4 |
Литература на современном этапе. | 2 |
Входная диагностическая работа и ее анализ | 2 |
Контрольная работа за 1 полугодие и ее анализ | 2 |
Промежуточная аттестация | 2 |
Резерв | 3 |
Итого | 170 |
Содержание тем учебного курса 11 класс (170 ч.)
Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала рубежа XIX - XX века.
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Смена литературных поколений. Литературная ситуация 1880-ых годов.
А.П.Чехов . Личность писателя. Особенности ранних юмористических рассказов Чехова. «Маленькая трилогия». Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой Маленький человек. Художественная деталь. Собирательный образ. От Старцева к Ионычу. Трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч».
Особенности драматургии Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова – драматурга. Авторское отношение к центральным героям - Раневской и Лопахину. Тема будущего России. Определение своеобразия конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Символ сада. Способы организации сценического действия. Подтекст и способы его создания. Особенности речевой характеристики персонажей. Подтекст и способы его создания. Произведения Чехова на сцене и в кино.
Движение времен. Литература начала рубежа XIX - XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Серебряный век русской поэзии. Символизм .
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Русский символизм.
Новый способ постижения мира. Взлет русской философской мысли. Символизм в музыке (А. Н. Скрябин). Идея двойственности и двуединства мироздания: реальный и истинный миры. Базовые положения символизма (по определению Д. С. Мережковского): нечто неуловимое, но истинное находится за пределами реальности; передача мимолетного состояния, мгновенного впечатления, его значимость; выражение мыслей и чувств языком символов.
В. Брюсов — один из основоположников символизма в России, старший символист. Попытка создать образец, схему русского стиха, выявить его новые возможности. Рационализм, всеядность, энциклопедичность В. Брюсова. Центральные темы его творчества: неуловимая мечта; сила воображения, основой которого может быть реальная жизнь или экзотика; декаданс в поэзии В. Брюсова.
«Поэту» («Гордый, как знамя...»). Поэт должен пройти через все девять кругов ада. Сожжение на костре служения искусству. Призывает поэта к бесстрастию и анализу. Отстраненность восприятия душевного мира поэта.
«Творчество». Реальная основа нереальных образов («Месяц всходит при лазоревой луне» — из окон поэта было видно здание цирка с изображением луны на стене). Кажущиеся алогизмы. В. Брюсов — «реалист» среди символистов.
«Предчувствие». Любовь, несущая смерть (ящеры, удавы, «саван лиан»). Экзотический, непривычный мир.
Акмеизм (от греч. «акме» — «вершина»). Отталкиваясь от этимологии слова, учитель просит учащихся сформулировать свои представления о вершине поэтического творчества, определить, каким критериям должно соответствовать поэтическое произведение, чтобы мы могли так его охарактеризовать. С помощью учителя учащиеся очерчивают самый общий круг этих принципов. Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности».
Становление нового поэтического направления — акмеизма. Влияние литературно-теоретического и художественного творчества Вяч. Иванова, И. Анненского на формирование нового поэтического мировоззрения.
«Поэтическая академия» и путь ученичества будущих акмеистов. От «Поэтической академии» к «Цеху поэтов». Преодоление крайностей символизма, отказ от заигрывания с потусторонним, «принятие мира во всей совокупности красот и безобразий» (С. Городецкий).
Основные требования акмеистов: точность образа и «прекрасная ясность» слова в противовес туманности и зыбкости символистов.
Место мировой культуры в иерархии акмеистических ценностей. Тоска по мировой культуре и синтез культурных традиций. Простота, естественность, «прелесть безыскусственности», внимание к детали как художественная особенность передачи внутреннего мира и душевных переживаний поэта.
Общий трагизм судьбы Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и непреходящая ценность их творчества.
Теория литературы. Понятие об акмеизме.
Поэзия Н. Гумилева.
Слово учителя о Н. Гумилеве: «...я влюблен всегда — в идею, женщину иль запах». Жизненные искания Н. Гумилева и способы его реализации: он путешественник, поэт, солдат, заговорщик. Романтическое мироощущение раннего Гумилева.
«Жираф», «Заблудившийся трамвай». Предметность (плоть и объем) поэтического образа. Гумилевская деталь. Эстетизм.
Работа учителя и учеников с поэтическим образом. Объект лирики — все многообразие и многомерность жизни. «Волшебная скрипка». Диалог с В. Брюсовым. Н. Гумилев перерастает свое направление.
«Слово», «Шестое чувство». Стремление к постижению истины, к Богу, философское осмысление мира, вневременное и внепространственное в поэзии Н. Гумилева, попытка проникнуть в глубины подсознания (тенденция времени).
Теория литературы. Акмеизм в творчестве Н. Гумилева.
Футуризм. В. Хлебников.
Создание своего языка, возвращение звуку смыслового значения и цветового образа. Сравнение приема аллитерации в русской поэзии XIX в. и поэзии В. Хлебникова «Бобэ-оби пелись губы...». Сравнение первичных впечатлений учащихся и авторского комментария.
Поэтический путь В. Хлебникова от «Академии стиха» к футуристам. Концепция Времени и поиск его универсальных числовых законов. Единство времени и пространства в «сверхповести» «Дети Выдры» (1913) и бунт против современной цивилизации.
Поэтическое новаторство и экспериментаторство в творчестве В. Хлебникова. Мессианская роль поэтов — тайновидцев и пророков («Воззвание Председателей Земного Шара», 1917 г.). Звучание темы пророчества в поэзии А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и В. Хлебникова. Новаторство художественного творчества В. Хлебникова: звукопись, «заумь», словотворчество, «сопряжение корней» (неологизмы) и др.
Теория литературы. Поэтическое новаторство В. Хлебникова.
Литература первого десятилетия XX века. Эволюция или революция? От литературных дискуссий - к политическим репрессиям. Создание теории социалистического реализма и образование Союза советских писателей. Первый съезд советских писателей и утверждение социалистического реализма как направления в советской литературе.
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество.
А. Блок. Лирика, «Двенадцать» . Жизнь Блока, построенная по законам поэзии. Противоречия мечты и бытия. Блок — наследник русских романтиков, разорвавший круг индивидуализма. Легендарность Блока для современников. Портреты поэта. Воспоминания о Блоке (сообщения учеников).
«Надежды нездешние» в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» и реальные отношения с Л. Д. Менделеевой. Порыв к идеальному и сомнения в стихотворениях «Предчувствую Тебя...», «Ветер принес издалека...». Групповая работа учеников по сопоставлению стихотворений Блока «Сумерки, сумерки вешние...» и Фета «Вечер». Трагизм мироощущения раннего Блока («Мы встречались с тобой на закате...»). Попытка создания киносценария по стихотворению.
«Страшный мир» в поэзии Блока: «Фабрика», «Вечность бросила в город...», «На железной дороге», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Над озером». «Отвращение от жизни», лишенной смысла, движения. Пошлость, похищающая поэзию. Групповая работа учеников по сопоставлению стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане». Лермонтов и Блок («Незнакомка» и «1 января 1840 года»).
Стихии жизни в лирике Блока. Сопоставление порывов поэта в цикле «Снежная маска» с иронией художника К. Сомова над маскарадностью чувств. Любовь как «радость-страдание», поединок жизни и смерти, добра и зла. Традиции русской лирики (Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...»; Фет. «Сияла ночь...»; Тютчев. «Предопределение») и стихотворение Блока «О подвигах, о доблестях, о славе...» (доклады учащихся).
Стихия поэтического творчества, ее очистительная сила и гибельность («О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...»), сопоставление со стихотворением Пушкина «Элегия». Родина в лирике Блока: «Русь», «На поле Куликовом», «Россия».
Сказочное оцепенение, буйство колдовских сил, беспредельность простора и нежность тишины в облике блоковской Руси. Своеобразие патриотических чувств Блока на фоне русской литературной традиции: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Некрасов (сообщения учеников).
Фортепьянные концерты С. Рахманинова и поэзия Блока. Россия, Запад и Восток. Итальянский цикл Блока и поэма «Скифы».
Поэма «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени? Хор голосов вокруг поэмы (монтаж, составленный учениками). Игра стихий в поэме и поединки страстей в душах людей. Презрение поэта к обломкам старого мира.
Сложность оценки «апостолов» революции, бесстрашных и жестоких в своем гневе. Свобода и хаос в поэме Блока. Вырождение бунта, лишенного нравственных идеалов и человеческих чувств, в разбой. История Петрухи и Катьки и конфликт человечности и исторической необходимости, не разрешенный со времен «Медного всадника» Пушкина. Изменение настроения поэмы и самочувствия двенадцати после убийства Катьки. Дискуссия на тему: «Над чем „долгим смехом“ „заливается в снегах вьюга“?» или «Почему в финале поэмы появляется Христос?». Блок — «трагический тенор эпохи». Образ Блока в лирике и «Поэме без героя» А. Ахматовой.
Сочинения: «Старое и новое в блоковском образе России», «Путь Блока от „Стихов о Прекрасной Даме“ к „Двенадцати“», «Женские лики в поэзии Блока», «Пушкин или Достоевский был литературным предтечей Блока?», «Мое любимое стихотворение Блока», «Судьба поэта в лирике Блока», «Трагедия любви в лирике Блока», «„Страшный мир“ — приговор Блока только своему времени?», «Насилие и возмездие в поэме Блока „Двенадцать“», «Христос и двенадцать апостолов в поэме Блока».
Теория литературы. Символизм и романтизм. Понятие о лирическом цикле. Усложнение картины мира в русской поэзии.
Самостоятельное чтение. А. Блок. «Соловьиный сад».
И. А. Бунин. Природа и родина в поэзии И. А. Бунина. «Я жил затем, чтобы писать...» Портрет поэта: страницы биографии, рассматривание фотографий, воспоминания современников, обращение к дневниковым записям.
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...» Обостренное восприятие природы и жизни в творчестве Бунина. Особенность гражданской позиции писателя и бережно хранимое им всю жизнь чувство родины.
Чтение и анализ стихотворений Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Раскрылось небо голубое...», «Еще и холоден и сыр февральский воздух», «Последний шмель» (по выбору). Природа для Бунина как вечный источник любви и радости бытия. Краски и музыка поэтических пейзажей. Неразрывность связи природы и человеческого бытия в сознании поэта. Чувство Родины в лирике Бунина, переживаемое как любовь к родной природе и как горечь разлуки с Россией. Теплота и нежность отношения поэта к Родине. Осознание кровной связи с прошлыми поколениями и чувство ответственности перед ними (стихотворения «Родина», «Родине», «У птицы есть гнездо», «Горный лес», «Псковский бор» и др.).
Истинные и ложные ценности (рассказ «Господин из Сан-Франциско»).
Непреодолимая тяга, страсть к путешествиям в жизни писателя. Творческая история произведения (воспоминания И. А. Бунина и жены писателя В. Н. Муромцевой-Буниной). Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — размышление писателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и ложных ценностях, развенчание иллюзий о всесилии денег и власти, гневный упрек Человеку за его непростительную беспечность перед лицом Жизни и Смерти.
Средства создания образа главного героя, имени которого «никто не запомнил», у которого не было времени для «чувств и размышлений». Жизненная программа людей, подобных господину из Сан-Франциско, — воплощение американской мечты, где конечная цель работы «не покладая рук» — удовольствие, наслаждение.
Пароход «Атлантида», похожий на «огромный отель со всеми удобствами», созданный «гордыней Нового Человека со старым сердцем», — символ достижений всемирной цивилизации; устройство парохода — своеобразный срез, обнажающий заведенный миропорядок.
Океан, «ходивший за стенами», — символический образ мира, реально не существующего, потому что о нем «не думают». Бал на корабле — образ «смещенного» бытия, где жизнь и ее иллюзия поменялись местами. Оправдание стилистических антонимов, «сниженных» сравнений в описании пассажиров. Лексические и грамматические средства изображения автором атмосферы пошлости, царящей на пароходе. Дисгармония цветовой насыщенности описаний и «жалкость» музыкальных интонаций «сладостно-бесстыдных печалей». Символический смысл названия парохода в рассказе. «Блестящая толпа» «Атлантиды» и «адресаты» стихотворений В. В. Маяковского «Нате!» (1913), «Вам!» (1915). Сравнение авторских позиций в контексте исторического и эстетического мироощущений художников.
Контраст как прием сопоставления описаний верхнего «слоя» парохода и его «преисподней»: рай и ад, неизбежность мучений и лишений одних для удовольствия и наслаждения других. «Заостренная» антитеза композиции и символичность образов как способ выражения авторского отношения к окружающей действительности, к смиренному, безропотному приятию такого «устройства» жизни.
Своеобразие авторского повествования: сарказм и ирония, отсутствие внутренних монологов героев как отказ им хоть в каком-нибудь внутреннем мире. Притягательность, очарование атрибутов внешнего блеска для всего семейства господина из Сан-Франциско, замещение в них чувств тщеславием. Ранжирование людей как непреложный принцип жизни людей «первого сорта». Роскошь и поклонение как ее неизменные атрибуты. Гоголевские интонации в изображении персонажей. Вещный мир, мир удовольствий и наслаждений как цель и смысл их жизни.
Сарказм и негодование в риторическом вопросе автора по поводу чувств и дум своего героя в «столь значительный для него вечер». «Обратное» путешествие «тела» и «мертвого старика». Грустная ирония сюжета: объект повествования, расставшись с внешней, «живой» оболочкой, остается неодушевленным предметом, утрачивая лишь возможность получать удовольствия и способность быть источником дохода для других. Потеря этого важнейшего атрибута принадлежности к «верхнему слою» — путь к катастрофе героя: то, что когда-то было «господином из Сан-Франциско», вытесняется из прежней жизни, «выплевывается» из прожорливой пасти «Атлантиды» за ненадобностью.
Особенности композиции произведения. Мотив смерти в рассказе. Ключевые композиционные элементы повествования: упоминание о римском тиране Тиберии, рассказ о старике-лодочнике, образы Дьявола и Богородицы — как средства выражения авторской позиции в рассказе. Мир в представлении писателя как трагический синтез прекрасного и безобразного. Призрачность, иллюзорность жизни, в которой отсутствует духовное начало. Ничтожность стремлений к богатству и власти перед лицом смерти.
Разворачивание предложения «И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь» во внутренний монолог писателя в контексте авторской позиции в произведении. Смысл финальных строк рассказа. Трагическое мироощущение писателя в преддверии мировых катаклизмов.
Самостоятельные размышления учащихся на темы: «Чем современен сегодня рассказ И. А. Бунина?», «Что есть жизнь человеческая и ради чего стоит жить?».
О природе любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»).
Тема любви в творчестве Бунина: «...разве бывает несчастная любовь. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (из рассказа «Натали»).
«Темные аллеи» — книга о Любви и Смерти, проникнутая «благодарностью к жизни, к миру, в котором при всех его несовершенствах счастье это бывает» (Г. В. Адамович). Трагизм обстоятельств жизни, сопутствующих созданию книги, — и поразительная свежесть чувств и первозданность ощущения мира, которыми пронизаны бунинские рассказы о любви.
Творческая история названия книги (стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», воспоминания Бахраха, Тэффи и др.). Выявление первичных впечатлений учащихся после самостоятельно прочитанных рассказов о любви. Внешняя банальность, обыденность ситуаций, в которые попадают герои рассказов, — и неповторимая единственность этих «случаев». Непостижимая способность любви озарять светом дальнейшую жизнь героев загадочными путями становится ее главным, единственным содержанием — мгновением, ради которого и проживается жизнь. Монологичность, изобразительность, музыкальность, экспрессивность и лаконизм — своеобразие поэтики писателя, отражающее особое мировосприятие художника. Автор и герой, герой и героиня в бунинских рассказах о любви.
Аналитическая беседа по рассказам «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Размышления над проблемами: «Что ведет к угасанию любви в жизни бунинских героев: Жизнь или Смерть?», «Когда и почему герои приходят к откровению о единственности пережитого чувства?», «Разные лики любви в прозе Бунина».
«Темные аллеи». Верность чувству, с которым проживает свою жизнь героиня рассказа Надежда («Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»), — и герой рассказа, неожиданно для себя обнаруживающий единственность прошедшей любви в «пошлой истории» жизни («Я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни»). Утрата переживания «волшебного мгновения» и победа практического смысла в душе героя. Любовь и Время: иллюзия возможной гармонии в соединении любящих и обстоятельства жизни, ее разрушающие. «Несостоявшееся» счастье как путь неумирания Любви, спасения ее от смерти. Художественная деталь в рассказе как средство создания эмоционального и символического фона повествования.
«Легкое дыхание». Композиционный и стилистический анализ новеллы. Несовпадение сюжета и фабулы как основной композиционный прием рассказа, уничтожающий «житейскую муть» и превращающий ее в «прозрачность» (Л. С. Выготский). Повествование о событиях как способ создания установки на особый эффект психологического и эстетического воздействия на читателя. Способы подачи узловых сюжетных элементов. Название рассказа, определяющее доминанту (Л. С. Выготский) построения и смысла произведения. Кольцевая композиция рассказа. Размышление учащихся над тем, что побеждает в рассказе: жизнь или смерть. Рассказ Бунина как ярчайший пример совершенства произведения искусства, «неожиданной», рожденной из противоречия материала и формы гармонии.
«Чистый понедельник». Обращение к образам христианства и православному церковному календарю — органическая черта поэтического мировосприятия Бунина (И. Г. Минералова). Запись в дневнике писателя (с 8 на 9 мая 1944 г.) о завершении рассказа «Чистый понедельник». Работа по группам: «Исторический и культурологический комментарий к рассказу, образ города», «Портрет эпохи, запечатленный в рассказе», «Сопоставление сюжетных линий рассказа: развитие отношений героев и „Повесть о Петре и Февронии“».
Образ героини рассказа: ее непохожесть на других женщин, противоречивость ее поведения, отражающая духовный поиск, стремление обрести себя. Сопряжение в душе героини разных временных контекстов, в которых протекает ее внутренняя жизнь.
Смысл названия рассказа. «Чистый понедельник» как время конца и начала новой жизни героев. Разность мирочувствований Его и Ее. Мотив света в рассказе. Смысл финала. Человеческая любовь и лик божественной любви, открывшейся героине, как путь к вознесению, воскрешению духовного начала Жизни. Рассказ «Чистый понедельник» в контексте темы любви в творчестве писателя.
Теория литературы. Своеобразие художественного стиля И. А. Бунина.
Литературное творчество. Выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина. Сочинение на тему: «„Вечные темы" в творчестве Бунина» или рецензия на один из прочитанных рассказов.
И. Куприн. «Суламифь», «Гранатовый браслет».
«Суламифь». Человечество издавна хранило истории великой любви, как чудо. Что делает любовь великой и заставляет людей окружать ее легендами: неотступность чувств или преданность влюбленных друг другу? Способность забыть себя ради возлюбленного или дерзость преодоления препятствий, всегда стоящих на пути счастья?
Одно из самых прекрасных и сильных явлений любви запечатлено в Библии, в книге Песни Песней Соломона, входящей в Ветхий Завет. Древнееврейский царь Соломон, живший в X в. до н. э., был сыном Давида, одного из основателей иудейского государства. Соломон был царем, поэтом и мудрецом. Красота его облика делала его обаяние всемогущим, а сила разума его действия совершенными. Сравнение описания и сущности любви в «Песни Песней» и «Суламифи» Куприна.
Работа в классе по вопросам: «Прочтите „Книгу Песни Песней Соломона“ в Библии и подумайте, почему неразрушима любовь царя и Суламифь. Прочтите повесть А. И. Куприна „Суламифь“. Как вы думаете, почему писатель так подробно говорит о быте, почему он описывает смерть Суламифи? Чем Соломон в повести Куприна отличается от Соломона „Песни Песней“?»
«Гранатовый браслет» — рассказ о вечной любви. Дискуссия в классе: «Всегда ли настоящая любовь трагична?»
Теория литературы. Библейские мотивы в русской литературе.
Творческая работа. Сочинение «Трагедия и счастье любви в произведениях русской литературы».
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
Парадоксальный характер художественного мышления Л. Андреева. «Вечные сюжеты» и их бытование в мировой литературе. Тема предательства Христа. Интерпретация этой темы Л. Андреевым в произведении «Иуда Искариот».
Проблемный вопрос: «Почему Л. Андреев настаивает на оправдании Иуды?» Создание проблемной ситуации и ответы учащихся на следующие вопросы и задания: «Почему Иуда предал Христа (как основной проблемный вопрос)? Словесное рисование портрета Иуды как способ проникновения в душевный мир персонажа. Привлекает или отталкивает вас образ Иуды? Почему так болезненно восприятие Иудой людей, слушающих, но не слышащих слово Иисуса? Что сближает Иуду и Иисуса в глазах автора? Свободен или обречен Иуда в выборе своей миссии (сопоставление с текстом „Евангелия от Иоанна“)?»
Дуалистичный характер мира в восприятии Л. Андреева, тема жертвенности, моральное оправдание зла и неизбежность сосуществования двух полярных начал во Вселенной.
Экспрессионизм Л. Андреева и его основные характеристики. Предельная эмоциональная напряженность образа, сгущенность чувств как стилистический прием.
Теория литературы. Экспрессионизм Л. Андреева.
Литературное творчество. Сочинение-рассуждение: «Оправдываю ли я идею единства добра и зла в этом мире?»
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) В поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра». «Старуха Изергиль» — размышление о смысле жизни. Самоутверждение Лары, ведущее к жестокости. Жизнь Изергиль, отданная наслаждению и приведшая к опустошению. Любовь к людям Данко и трагедия человека, ведущего людей к истине. Фрагменты киносценария по эпизодам, представляющим героев в характерном действии.
«На дне». Горький и Художественный театр. Критика обездушенного, антигуманного мира. Трагедия раздавленных и униженных людей. Образы хозяев жизни и ночлежников. Привлечение сценария Горького «По пути на дно». Сообщения учащихся. Примирение и протест как полярные позиции героев. Портреты персонажей в устном словесном рисовании. Развитие действия в пьесе. Озаглавливание актов и поиски освещения сцены учениками. Гуманистический пафос пьесы. Равнодушие и сострадание как противоположные жизненные мироотношения. Своеобразие конфликта пьесы и ее диалогов. Спор о правде и назначении человека.
Сочинения: «Проблема деятельного добра и человечности в пьесе М. Горького „На дне“», «Социальный и философский конфликты в пьесе М. Горького „На дне“», «Гуманизм и гуманность в пьесе М. Горького „На дне“», «Спор о правде и назначении человека в пьесе М. Горького „На дне“», «Рецензия на спектакль по пьесе М. Горького „На дне“», «Философия Ницше и горьковская философия человека (по ранним рассказам и пьесе „На дне“)», «„Свинцовые мерзости русской жизни“ и „герой без удержа“ в произведениях М. Горького и Ф. М. Достоевского».
Теория литературы. Соотношение романтизма и реализма в социалистическом реализме. Социальная позиция писателя.
Литературный процесс после революции 1917 года.
Культурная ситуация: образование двух литературных процессов внутри единой русской литературы. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Литература 20-40-х годов XX века. Обретения и потери Серебряного века. Поиски новой эпохи. Литература русского зарубежья.
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», поэма «Облако в штанах». Пьеса «Клоп».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Пьеса «Клоп». Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Имажинизм. Эстетическая программа имажинизма.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст»
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения .
Проблематика романа, сюжетно – композиционные особенности, толстовские традиции, зарисовки природы в романе А.Фадеева «Разгром». Народ и интеллигенция в романе: Морозка и Мечик. Проблема гуманизма в романе. Образ Левинсона.
И. Э. Бабель. Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы из цикла «Конармия». Композиция и стиль книги И.Э.Бабеля «Конармия».
М.А.Шолохов. Летописец народных трагедий. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
М.Шолохова. «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага. «Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви.
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. «Тихий Дон» в оценке критики.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико- интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...».
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Москва Цветаевой. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Поэты-современники в лирике А.Ахматовой. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». «Закатный роман» Булгакова и его сюжет. Композиция и проблематика романа «Мастер и Маргарита».
Спор о человеке и Боге в романе «Мастер и Маргарита». История создания романа, смена названий, смысл эпиграфа. Философский роман, оживляющий библейские сюжеты и сопоставляющий трагические коллизии прошлого с варьете современности. Выяснение центров притяжения читателей: Москва или Ершалаим.
Составление киносценария «Смятение Москвы» и анализ московских глав для решения вопроса: «Почему Воланд всевластен в Москве?»
Групповая работа над образами Понтия Пилата и Иуды из Кириафа, Иешуа и Левия Матвея по заданиям учебника (с. 156). Рисование фресок-диптихов и обсуждение вопроса об авторском отношении к этим героям, их подвигам и преступлениям.
Скрещение времен в судьбе Мастера и Маргариты. «В чем виновны герои и почему они прощены и спасены?» Составление тезисов статьи учебника «Любовь — путь к вечности». Осмысление пушкинской и гоголевской традиции в романе Булгакова.
Подготовка к сочинению-диалогу: «Вера и скептицизм в романе Булгакова „Мастер и Маргарита“».
Теория литературы. Роман-миф.
Литературное творчество. Попытки истолкования афоризмов Булгакова. Пересказ от лица Иешуа и Афрания сцены суда Пилата. Сценарий кино- или театральной постановки одной из сцен романа.
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «О, если б знал, что так бывает...», «Зимняя ночь», «Гамлет», роман «Доктор Живаго» (обзор)
Жизнь и судьба — «творчество и чудотворство». Вступительное слово учителя о поэте.
«Явленная тайна» природы в поэзии Б. Пастернака («Как бронзовой золой жаровень...», «После дождя», «Душная ночь», «Когда разгуляется...»). «Импрессионизм вечности» (Б. Пастернак) — творческое кредо поэта. Определенность и новизна художественного образа (эпитетов, сравнений и особенно метафор) — характерные приметы творческой манеры. Движение поэта от ассоциативной метафоричности к простоте и прозрачности стиля. Живописность и музыкальность поэтических пейзажей Б. Пастернака.
Наблюдения учащихся над особенностями поэтики пейзажной лирики поэта. Слияние овеществленных образов окружающего мира в космическую жизнь природы в восприятии Б. Пастернака. Размышления учащихся над вопросом: «Как из тонкого наблюдателя-живописца поэт превращается в богомольца, боготворящего природу?»
Жизнь души в поэзии Б. Пастернака («Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе...», «Любимая, — жуть! Когда любит поэт...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Единственные дни»). Любовь как нечто сокровенное и открытое, обнаженное миру одновременно, как романтический вызов окружающей пошлости и природная стихия, как способ постижения тайны бытия и как смысл, содержание самой жизни в поэзии Б. Пастернака. Традиционность и своеобразие любовной лирики поэта в восприятии учащихся.
Размышления поэта о творчестве и смысле поэзии («Весна», «Что почек, что клейких заплывших огарков...», «Мчались звезды. В море мылись мысы...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...»). Творчество для Б. Пастернака — способ познания жизни, «впитывания» в себя и растворения в мире. Размышления учащихся над вопросом: «Почему Б. Пастернак отказался от романтического самоутверждения поэта и как вы объясните его скромность („Быть знаменитым некрасиво...“)?» Поэт — свидетель судеб человеческих, судеб истории и мира. Внешняя простота и глубина веры поэта в человека и Россию в стихотворении «На ранних поездах». Сочинение-миниатюра «Поэт и мир».
Роман Б. Пастернака — летопись эпохи от «Блока до наших дней» (Б. Пастернак), свидетельство художника «о времени и о себе». История создания, публикации романа и несостоявшегося вручения автору Нобелевской премии.
Своеобразие «лирического романа» (Д. С. Лихачев), поэтический принцип мышления в прозе Б. Пастернака. Сквозные мотивы романа: метель, гроза, буря, капeль, движущийся поезд, создающие образ времени в романе. Толстовский фатализм и блоковская стихийность в изображении истории. Революция в романе. Антипов-Стрельников — герой, растворившийся в революции и поглощенный ею. Составление тезисного плана ответа «Революция в оценке Б. Пастернака» на основе высказываний героев «Доктора Живаго», сторонников и противников революции. Изображение революции как созидательного начала в романе Фадеева «Разгром» и как разрушительной стихии в романе Б. Пастернака. Диспут: «На чьей стороне правда в споре о революции?»
Судьба Юрия Живаго как отражение времени. Искусство и творчество в жизни героя. Сопоставительный анализ двух пребываний Ю. Живаго в Варыкино. «Укорененность» героя в природе и культуре как альтернатива узаконенному насилию.
Тоня и Лара в судьбе Живаго. Сопоставительная характеристика образов. Судьба Лары как символ судьбы России. Спасительная и облагораживающая человека сила любви, противостоящая разрушительным началам эпохи: пошлости быта и бесчеловечности безбытности. Любовь и страдание как источники творчества в романе.
Итоги судьбы героя. «Доктор Живаго» — «Книга о бессмертии», в которой смерть пожинает свою страшную жатву. Торжество духа творчества и свободы над смертью. Оправдание символики имени главного героя читательскими наблюдениями учащихся. Анализ эпизода «Смерть Юрия Живаго». Выявление ключевых мотивов сборника стихотворений Юрия Живаго (искупительной жертвы, воскресения и т. д.) и определение композиционного значения этого сборника в романе.
Сочинения: «„Единственные дни“ Юрия Живаго и Лары», «Революция — стихия разрушения или созидания?», «Вечности заложник у времени в плену», «Два героя — две судьбы: Юрий Живаго и Антипов-Стрельников».
Теория литературы. Лирический роман.
А.Т.Твардовский. Жизнь, отраженная в поэзии. Тема «малой родины» в поэзии Твардовского. Лирический цикл «Памяти матери». Пейзажная лирика Твардовского. «Дом у дороги».
В.В. Быков. Очерк жизни и творчества. Повести «Обелиск», «Сотников». Человек на войне: стремление к самосохранению и патриотический подвиг. Выбор линии поведения: Сотников и Рыбак. Беда и вина Рыбака. Безымянный подвиг Сотникова.
Общественно-литературная ситуация конца 40-начала 50-х гг. Самопознание человека и жизнь общества.
В. Набоков. История жизни автора и его произведений: «Машенька», «Защита Лужина», «Дар».
Е. Замятин. Обращение к истории: утопии и антиутопии в литературе. Роман-антиутопия «Мы». Математика в романе. Интеграл и Благодетель. Структура и смысл романа.
А. Платонов в поисках сокровенного человека. «Котлован» – повесть-миф о духовной и социальной катастрофе эпохи. Система образов повести: человек, томимый тоской тщетности, и нормализованный рабочий. Символизм сюжета и образов произведения.
Литература периода «оттепели». Обзор литературы 50-60 гг.
Литература 70- нач.80-х гг. Обзор.
Возвращённая литература (конец 80- начало 90-х) – обзор.
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Обзор. Феномен «деревенской прозы» и ее особенности в произведениях Ф. Абрамова. Герои Шукшина.
Ф. Абрамов. «Две зимы и три лета». Поэтизация людей, близких земле, нравственная чистота и духовная сила народа.
«Лагерная» литература».
А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Роман «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество.
Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Жизнь, ставшая смертью, и смерть, превратившаяся в жизнь, – трагический парадокс лагерной жизни («Надгробное слово», «Перчатка», «Последний бой майора Пугачева», «Калигула»). Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.
Авторская песня. Своеобразие поэзии в бардовской песне. Арбатский мир Булата Окуджавы («Песенка об Арбате», «Часовые любви», «Надпись на камне»)
«Сорванный голос поколения». Романтический бунт и ирония в лирике В.Высоцкого.
Проза и драматургия А. Вампилова. Путь от бытовых зарисовок к лирическому символу современной жизни ( «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»). «Утиная охота» - сочетание трагедии и водевиля».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Стансы», «На смерть Жукова», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».
Отчужденность и любовь в лирике Бродского. Ироническое отношение к современности. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Аллюзии и реминисценции
Литература последнего десятилетия. Обзор. Грустные сатиры М. Жванецкого. Сердечные повести В. Токаревой. Особенности «женской прозы» (Л. Улицкая, Т. Толстая). Детективные фантазии Б. Акунина (по выбору).
Литература на современном этапе. Постмодернизм в русской литературе: В. Пелевин – один из ведущих постмодернистов, любитель мистификаций.
Американская литература второй половины 20 века в поисках подлинных ценностей жизни. Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи».