СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»



  1. Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 8 классов.

(99 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 8 а, 8 б классов разработана на основе примерной рабочей программы по русскому языку, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.:Просвещение, 2016 г.); согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год, календарным учебным графиком школы на 2018-2019 учебный год.

Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Русский язык. 8 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский].-М.:П, 2016.

2.Место учебного предмета в учебном плане . В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа для 8 класса по русскому языку рассчитана на 99 часов в год ( 3 часа в неделю). В программе учтены праздничные дни.

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз­новидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи­графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис­ходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко­вые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре­делять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно­ванные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль­зоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред­ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно­родными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про­ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа­ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.



Содержание программы.

Русский язык в современном мире.

Учащиеся должны знать:

русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков

Учащиеся должны уметь:

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы

Основные термины по разделу:

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в VVII классах .

Учащиеся должны знать:

функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Учащиеся должны уметь:

разграничивать знаки препинания по их функциям;

пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;

определять вид сложного предложения;

соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;

создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;

правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;

разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;

разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;

правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;

обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.

Синтаксис, пунктуация, культура речи .

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Учащиеся должны знать:

основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;

основные признаки синтаксических единиц;

функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);

предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;

соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.

Учащиеся должны уметь:

находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;

разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;

соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;

разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания

Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Учащиеся должны знать:

что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные

свободные словосочетания и фразеологические обороты

подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

порядок устного и письменного разбора словосочетания

Учащиеся должны уметь:

составлять разные виды словосочетаний;

определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

составлять словосочетания с заданным видом связи;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;

разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;

производить устный и письменный разбор словосочетания.

Основные термины по разделу:

Словосочетание, типы словосочетаний.

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение .

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;

в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;

основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

Учащиеся должны уметь:

разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);

определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

составлять графическую интонационную схему предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения .

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Учащиеся должны знать:

способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;

правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

способы выражения вспомогательного глагола;

основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;

способы выражения именной части;

тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся должны уметь:

находить подлежащее и определять способы его выражения;

определять способы выражения сказуемого;

соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;

интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

Основные термины по разделу:

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения .

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Учащиеся должны знать:

виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;

что такое дополнение, основные способы его выражения;

виды дополнений: прямые и косвенные;

способы выражения прямого дополнения

что такое определение;

виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;

способы выражения согласованных и несогласованных определений;

несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства

что такое приложение;

способы выражения приложения;

правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

что такое обстоятельство, способы его выражения;

виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);

второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия

порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения

Учащиеся должны уметь:

находить в предложении второстепенные члены;

распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;

использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;

распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;

разграничивать прямое дополнение и подлежащее;

находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;

разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;

распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;

различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;

обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;

находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

использовать приложения в речи;

согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;

находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;

находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

ставить вопросы к обстоятельствам условия;

использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;

находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;

производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

Основные термины по разделу:

Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Односоставные предложения .

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Учащиеся должны знать:

грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;

способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);

способы выражения главного члена односоставного предложения;

виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)

что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)

что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)

что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)

порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения

Учащиеся должны уметь:

разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;

различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;

распространять нераспространенные односоставные предложения;

распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;

определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);

пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний

распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

использовать определенно-личные предложения в речи;

распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;

разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;

различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;

находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;

определять способ выражения их главного члена;

правильно интонировать данные предложения;

производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Учащиеся должны знать:

что такое неполное предложение;

варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;

диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;

правило употребления тире в неполном предложении

Учащиеся должны уметь:

распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;

распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;

использовать неполные предложения в диалоге;

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.

Простое осложненное предложение.

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;

способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)

Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения

Основные термины по разделу:

Предложение, простое предложение, осложненное предложение.

Однородные члены предложения .

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Учащиеся должны знать:

что такое однородные члены предложения;

способы выражения однородных членов (все члены предложения),

тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;

функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);

правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;

правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

что такое однородные и неоднородные определения;

основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;

правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;

функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);

правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;

правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);

порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

составлять графические схемы однородных членов;

использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;

находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);

использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;

правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;

использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;

правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;

разграничивать однородные и неоднородные определения;

использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;

распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;

использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;

распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);

правильно расставлять знаки препинания при союзе и;

использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;

разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;

находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;

разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Основные термины по разделу:

Предложение, однородные члены предложения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.

Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.

Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.

Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения .

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Учащиеся должны знать:

обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;

графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления

виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);

способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);

способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);

правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);

правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)

правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)

способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);

правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);

фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);

правила выделения уточняющих членов предложения

порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами

порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;

выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;

распространять обособленные члены;

правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;

интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;

находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;

находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;

распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;

объяснять использование тире для выделения приложения;

использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;

распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;

обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;

распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;

обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;

согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;

находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;

находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;

распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогомнесмотря на, выделять их запятыми;

распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;

определять их роль в раскрытии авторского замысла;

использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Основные термины по разделу:

Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.

Обособленные члены предложения: обособленные приложения.

Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.

Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.

Обращение.

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Учащиеся должны знать:

какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);

функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);

что такое обращение;

способы выражения обращения;

что такое распространенное обращение;

правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Учащиеся должны уметь:

подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);

интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;

обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

использовать распространенные обращения в речи;

использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;

определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;

распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;

определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;

определять текстообразующую роль обращений.

Основные термины по разделу:

Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные и вставные конструкции.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Учащиеся должны знать:

что такое вводные слова;

группы вводных слов по значению;

правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);

что такое вводные предложения;

виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);

правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;

частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;

что такое вставные конструкции, их назначение;

правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;

что такое междометие, его назначение;

правила выделения междометий на письме;

порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;

разграничивать употребление словаоднако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;

использовать вводные слова разных значений в речи;

обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;

определять текстообразующую роль вводных слов;

распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;

использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;

распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;

использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;

разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;

употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;

распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;

употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;

обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;

обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;

распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;

разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;

производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.

Основные термины по разделу:

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.

Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.

Авторская пунктуация.

Чужая речь .

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Учащиеся должны знать:

что такое чужая речь;

способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);

структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

что такое прямая речь;

что такое косвенная речь;

структуру предложений с косвенной речью;

текстообразующую роль предложений с косвенной речью;

структуру предложений с прямой речью;

правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

текстообразующую роль предложений с прямой речью;

что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;

что такое цитата;

способы введения цитаты в авторский текст;

правила пунктуационного оформления цитат;

порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.

Учащиеся должны уметь:

интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;

разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;

разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

заменять прямую речь косвенной;

конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;

обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;

составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;

соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);

выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;

объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;

пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;

заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;

определять текстообразующую роль цитаты;

обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;

распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;

вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;

определять текстообразующую роль цитаты;

использовать цитаты в речи;

исправлять речевые недочеты при цитировании;

цитировать стихотворный текст;

использовать цитаты в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Основные термины по разделу:

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе .

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Учащиеся должны знать:

о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;

первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи

о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;

алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания

содержание понятия «культура речи»;

о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи

о взаимосвязи синтаксиса и орфографии

Учащиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;

пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;

правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;

обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.


4.Календарно-тематическое планирование.

уро

ка

Дата проведения урока

Тема


Элементы содержания

Кол-во часов


Предпо-лагаемая

По факту


1



Русский язык в современном мире


Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка. Функции русского языка в современном мире.

1

Раздел2 « Повторение изученного в 5-7 классах» (5 ч.+2 ч.)

2



Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Основное назначение языка.

Нормы литературного языка. Правила орфографии и пунктуации.

1

3



Знаки препинания в сложном предложении.

Простое и сложное предложение. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

4



Буквы н - ннв суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.


1

5



Буквы н - ннв суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.


1

6



Р. Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко.

Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц.

1

7



Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоимениями и наречиями.

1

8



Р.Р. Сочинение в форме письма о прошедшем лете.

Типы и жанры текста.

1

Раздел 3 «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (7ч.+1ч.)

9



Основные единицы синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. Текст. Основные признаки текста.

1

10



Предложение как единица синтаксиса.

Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения.

1

11



Р.Р. Сжатое изложение.Отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой"

Способы компрессии (сжатия) текста. План как вид информационной переработки текста. Сжатое изложение.

1

12



Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания.

1

13



Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.

1

14



Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.

1

15



Синтаксический разбор словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

1

16



Входная административная контрольная работа.

Орфографические и пунктуационные правила за курс 7 класса в соответствии с ФГОС.

1

Раздел 4 «Простое предложение» (2ч.+1ч.)

17



Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Структура просто­го предложения. Главные члены двусоставного предложения, Ос­новные типы грам­матических основ.

1

18



Порядок слов в предложении. Интонация.

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные сред­ства, основные элементы интона­ции (изменение тона, громкость, темп произноше­ния, паузы, логиче­ское ударение).

1

19




Р.Р. Описание памятника культуры.

Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением па­мятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневни­ковая запись, пись­мо, рассказ). План сочинения.

1

Раздел 5 « Двусоставные предложения»

Главные члены предложения (6 ч.+2 ч.)

20



Подлежащее.

Главные члены двусоставного предложения, спо­собы выражения подлежащего.

1

21



Р.Р. Сочинение по картине И.Шевандроновой «На террасе».

Замысел сочине­ния-описания, тема, основная мысль, композиционные элементы текста-описания.

1

22



Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Виды сказуемого. Простое глаголь­ное сказуемое и способы его вы­ражения. Составление предложений по заданным схемам.

1

23



Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор».

Замысел сочине­ния-описания, тема, основная мысль, композиционные элементы текста-описания.

1

24



Составное глагольное сказуемое.

Составное гла­гольное сказуе­мое, способы его выражения.

1

25



Составное именное сказуемое.

Составное имен­ное сказуемое, способы его вы­ражения.

1

26



Тире между подлежащим и сказуемым.

Особенности связи подлежащих и ска­зуемых, постановка знаков препинания между подлежа­щим и сказуемым.

1

27



Тире между подлежащим и сказуемым.

Особенности связи подлежащих и ска­зуемых, постановка знаков препинания между подлежа­щим и сказуемым.

1

Второстепенные члены предложения (6 ч.+2 ч.)

28




Роль второстепенных членов в предложении.

Дополнение.

Понятие второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов предложения.

Дополнение пря­мое и косвенное. Способы выраже­ния дополнения

1


29



Определение.

Определение, способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения

1

30



Р.Р. Сжатое изложение. Отрывок из романа А.Н.Толстого «Пётр I».

Способы компрессии (сжатия) текста. План как вид информационной переработки текста. Сжатое изложение.

1

31



Приложение. Знаки препинания при нём.

Приложение как разновидность оп­ределения. Знаки препинания при приложении

1

32



Обстоятельство.

Виды обстоя­тельств по значе­нию. Способы вы­ражения обстоя­тельств

1

33



Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

1

34



Р.Р. «Характеристика человека».

Характеристика человека   как  вид текста, строение, языковые   особен­ности.

1

35



Полугодовая административная контрольная работа.

Орфографические и пунктуационные правила, изученные в первом полугодии.

1

Раздел 6 «Односоставные предложения» (9ч.+2 ч.)

36



Главный член односоставного предложения.

Односоставные предложения, их основные группы. Главный член од­носоставного предложения.

1

37



Назывные предложения.

Признаки назывных предложений. Их струк­турные и смысло­вые особенности.

1

38



Определённо-личные предложения.

Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые осо­бенности.

1

39



Неопределённо-личные предложения.

Неопределенно-личные предложе­ния, их структур­ные и смысловые особенности.

1

40



Р.Р.Инструкция.

Инструкция.

1

41



Безличные предложения.

Безличные пред­ложения, их струк­турные и смысло­вые особенности.

1

42



Р.Р Рассуждение.

Сочинение-рас­суждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Раз­мышление об ответственности че­ловека за свои слова с опорой на личный опыт.

1

43



Неполные предложения.

Предло­жения полные и неполные. Непол­ные предложения в диалоге и сложном предложении.

1

44



Синтаксический разбор односоставного предложения.

Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

1

45



Повторение изученного по теме «Двусоставные и односоставные предложения».

Разница между односоставными и двусоставными предложениями. Виды односоставных предложений.

1

46



Контрольный диктант №1 «Двусоставные и односоставные предложения».

Односоставные предложения, их основные группы.

1

Раздел 7 «Простое осложнённое предложение»

47



Понятие об осложненном предложении.

Осложнённое предложение. Средства связи однородных членов предложения. Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности осложнённых предложений.

1

Однородные члены предложения (12ч.+2ч.)


48



Понятие об однородных членах предложения.

Предложения с однородными чле­нами. Средства связи однородных членов предложения. Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности предложения с однород­ными членами.

1

49



Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Сочинительные союзы. Одиночные и повторяющиеся союзы. Пунктуация при однородных членах предложения.

1

50



Р.РИзложение. Текст – сравнительная характеристика .

Сравнительная характеристика человека   как  вид текста,    строение, языковые   особен­ности.

1

51



Однородные и неоднородные определения.

Различие однородных и неоднородных определений.

1

52



Однородные и неоднородные определения.

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

53



Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


1

54



Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.



1

55



Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

56



Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

57



Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Обобщающие сло­ва при однород­ных членах пред­ложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложе­ний с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однород­ными членами. Си­нонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предло­жений.

1

58



Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Пунктуационный разбор предложе­ний с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однород­ными членами. Си­нонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предло­жений.

1

59



Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди».

Описание на основе картины, структура отзыва.

1

60



Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Средства связи од­нородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности пред­ложений с однородными членами.

1

61



Контрольный диктант № 2 «Однородные члены предложения».

Грамматические задания по теме, основные пунктуацион­ные орфографические и правила.

1

Обособленные члены предложения (18ч.+2 ч.)

62



Понятие об обособлении.

Понятие об обо­соблении второ­степенных членов предложения

1


63



Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных рас­пространенных и нераспространен­ных определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

64



Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных рас­пространенных и нераспространен­ных определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

65



Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных рас­пространенных и нераспространен­ных определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

66



Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему.

Структура сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.

1

67



Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных приложений. Выдели­тельные знаки препинания при них.

1

68



Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных приложений. Выдели­тельные знаки препинания при них.

1

69



Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление согласованных приложений. Выдели­тельные знаки препинания при них.

1

70



Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление обстоятельств, вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием.

1

71



Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление обстоятельств, вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием.

1

72



Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление обстоятельств, вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием.

1


73



Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Понятие об уточняющих членах предложения.

1

74



Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Обособленные уточняющие чле­ны предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложе­ния

1

75



Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Обособленные уточняющие чле­ны предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложе­ния

1

76



Р.Р. Сочинение «Изобретение наших дней».

Типы и жанры текста.

1

77



Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Синтаксический разбор предложе­ний с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами.

1

78



Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Пунктуационный разбор предложе­ний с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами.

1

79



Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Обособление вто­ростепенных чле­нов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Употребление предложений с обособленными членами в устной и письменной речи.

1

80



Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Обособление вто­ростепенных чле­нов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Употребление предложений с обособленными членами в устной и письменной речи.

1

81



Контрольный диктант № 3 «Обособленные члены предложения».

Обособление вто­ростепенных чле­нов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

1

Раздел 8 «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Обращение (4ч.)

82



Назначение обращения.

Группы вводных слов и выражений по зна­чению. Вводные предложения и вставные конструк­ции. Обращение и способы его выра­жения. Знаки пре­пинания

1

83



Распространённые обращения.

Распространённые и нераспространённые обращения.

1

84



Выделительные знаки препинания при обращении.

Выделительные знаки препинания при обращении


85



Употребление обращений.

Система обращений.

1

Вводные и вставные конструкции (5ч.+2 ч.)

86



Вводные конструкции.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

1


87



Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

88



Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения.

Типы текста.

1

89



Вставные слова, словосочетания и предложения.

Понятие вставных конструкций. Особенности употребления вставных конструкций.

1

90



Междометия в предложении.

Междометия- «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях.

1

91



Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

План синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, вводными словосочетаниями и предложениями.

1

92



Р.Р. Устное сообщение об истории отечественного автомобилестроения.

Требования к устному сообщению

1

Чужая речь (6 ч.+1 ч.)

93



Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

Способы передачи чужой речи. Пред­ложения с прямой речью. Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания в предло­жениях с прямой речью

1

94



Прямая и косвенная речь.


Отличие прямой речи от косвенной. Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой. Предложения с косвенной речью.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1


95



Диалог.

Диалог, знаки препинания при диалоге

1

96



Р.Р Рассказ.

Композиция рас­сказа, использова­ние в рассказе диалога как текстообразующего элемента

1

97



Цитата.

Цитаты и знаки препинания при них

1

98



Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложе­ний с чужой речью.

1

99



Промежуточная аттестация.

Орфографические и пунктуационные правила за курс 8 класса в соответствии с ФГОС.

1

Раздел 9 «Повторение и систематизация изученного в 8 классе» (5ч.+1 ч.)

100



Синтаксис и морфология.

Синтаксические и морфологические нормы

1

101



Синтаксис и пунктуация.

Пунктуация как сис­тема правил пра­вописания предложений. Знаки пре­пинания, их функции. Одиночные и парные знаки пре­пинания. Со­четания знаков препинания. Роль пунктуации в пись­менном общении.

1

102



Синтаксис и пунктуация.

Пунктуация как сис­тема правил пра­вописания предложений. Знаки пре­пинания, их функции. Одиночные и парные знаки пре­пинания. Со­четания знаков препинания. Роль пунктуации в пись­менном общении.

1

103



Р.Р Изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442)

Опорный конспект. Типы и жанры текста.

1

104



Синтаксис и культура речи.

Нормы литератур­ного русского язы­ка в построении словосочетаний и предложений

1

105



Синтаксис и орфография.

Орфография как сис­тема правил пра­вописания предложений. Трудные случаи орфографии

1