СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе в 6 классе по учебнику В.Я.Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2019 г. Приказ № ____ от

«___» _______2019 г.





Рабочая программа



Предмет: литература

Класс: 6

Количество часов: всего: 102; в неделю: 3

Учебник: «Литература. 6 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.  / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.



Учитель: Е.С.Астраханцева, I категория.



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2019 г.







2019 – 2020 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса сотавлена на основании:

*Концепции преподавания литературы; ;

*Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

*Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

*Основной образовательной программы основного общего образования школы;

*Примерной государственной программой среднего (полного) общего образования по литературе;

*Учебника «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина. М.: Просвещение, 2017 г. в двух частях;

*Учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год;

*Положением рабочей программы.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного предмета «Литература»

  • Введение

  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века

  • Русские басни

  • Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

  • Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века

  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

  • Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

  • еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

  • Из русской литературы XX века


  • Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных  героев. Тема служения людям.

  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

  • Произведения о Великой Отечественной войне

  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

  • Родная природа в русской поэзии XX века

  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России

  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

  • Мифы народов мира

  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».

  • Геродот. «Легенда об Арионе».

  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей

  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

  •  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. Притча (начальные представления).

  • Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:

Для учителя

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.

8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

Для учащихся

1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.

2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .

3. Коровина В. Я. Литература: 6  класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч.

4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. 

5. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

6. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.

7.  Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.

Школьные словари

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать условия выполнения учебной задачи.

Выделять альтернативные способы достижения цели.

Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Учебно-тематический план


п/п

Содержание

Количество часов

1

Введение

1 ч.

2

Устное народное творчество

5 ч.

3

Древнерусская литература

2 ч.

4

Произведения русских писателей XVIII века.

5 ч.

5

Произведения русских писателей XIX века

40 ч.

6

Писатели улыбаются

3 ч.

7

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

3 ч.

8

Произведения русских писателей XX века

8 ч.

9

Произведения о Великой Отечественной войне

9 ч.

10

Писатели улыбаются

4 ч.

11

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

4 ч.

12

Произведения зарубежных писателей

16 ч.

13

Итоговый урок

2 ч.


Итого:

102 ч.


Учебно-тематический план


п/п

темы

тема

к-во

час.

Дата

план

факт

Введение – 1 ч.

1

1

Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор

1 ч.

03.09


Устное народное творчество – 5 ч.

2

1

Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла

1 ч.

04.09


3

2

Календарно-обрядовые песни

1 ч.

06.09


4

3

Пословицы и поговорки – малые жанры фольклора

1 ч.

10.09


5

4

Урок-посиделки «Русский фольклор»

1 ч.

11.09


6

5

Контрольная работа

1 ч.

13.09


Древнерусская литература – 2 ч.

7

1

«Повесть временных лет» - первая русская летопись

1 ч.

17.09


8

2

«Сказание о белгородском киселе»

1 ч.

18.09


Литература XVIII века – 5 ч.

9

1

И.И.Дмитриев:рассказ о поэте. Басня «Муха»

1 ч.

20.09


10

2

И.А.Крылов: страницы биографии. Басни «Осёл и Соловей», «Листья и корни», «Ларчик»

1 ч.

24.09


11

3

Урок-путешествие «В гостях у дедушки Крылова». Конкурс инсценированной басни

1 ч.

25.09


12

4

Контрольная работа по теме «Басни»


27.09


13

5

Выразительное чтение по ролям


01.10


Русская литература XIX века – 40 ч.

14

1

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И.Пущину»

1 ч.

02.10


15

2

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник»

1 ч.

04.10


16

3

Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1 ч.

08.10


17

4

История создания романа «Дубровский», Изображение русского барства (глава I)

1 ч.

09.10


18

5

Дубровский- старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II, III)

1 ч.

11.10


19

6

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы IV, V)

1 ч.

15.10


20

7

Что заставило Дубровского стать разбойником (главы

1 ч.

16.10


21

8

Учитель (главы VIII – X)

1 ч.

18.10


22

9

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы XI – XVI)

1 ч.

22.10


23

10

Два мальчика (глава XVII)

1 ч.

23.10


24

11

Развязка романа «Дубровский» (главы XVIII, XIX)

1 ч.

25.10


25

12

Роман «Дубровский и другие виды искусства

1 ч.

29.10


26

13

Подготовка к сочинению

1 ч.

30.10


27

14

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1 ч.

01.11


28

15

Повесть «Барышня-крестьянка»

1 ч.

12.11


29

16

Анализ повести

1 ч.

13.11


30

17

М.Ю.Лермонтов. Личность роэта. Стихотворение «Тучи»

1 ч.

15.11


31

32

18

19

Стихотворение «Три пальмы»

2 ч.

19.11

20.11


33

20

Стихотворения «Листок», «Утёс»

1 ч.

22.11


34

21

Творческая работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

1 ч.

26.11


35

22

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

1 ч.

27.11


36

23

Рассказы героев «Бежина луга»

1 ч.

29.11


37

24

Природа и её роль в расказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

1 ч.

03.12


38

25

Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

1 ч.

04.12


39

26

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева

1 ч.

06.12


40

27

Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева

1 ч.

10.12


41

28

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета

1 ч.

11.12


42

29

Сопоставление пейзажной лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1 ч.

13.12


43

30

А.А.Фет. Стихотворения «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы...»

1 ч.

17.12


44

31

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1 ч.

18.12


45

32

Н.А.Некрасов. Главная тема его творчества. Стихотворение «Железная дорога»

1 ч.

20.12


46

33

Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Жедлезная дорога»

1 ч.

24.12


47

34

Н.А.Некрасов. Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа

1 ч.

25.12


48

35

Трёхсложные размеры стиха

1 ч.

27.12


49

36

Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

1 ч.

13.01


50

37

Характеристика персонажей сказа «Левша»

1 ч.

15.01


51

38

«Ужасный секрет» тульских мастеров

1 ч.

17.01


52

39

Особенности языка сказа «Левша»

1 ч.

20.01


53

40

Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова

1 ч.

22.01


Писатели улыбаются – 3 ч.

54

1

А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»

1 ч.

24.01


55

2

Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий»

1 ч.

27.01


56

3

Вн.чт.Юмористические рассказы А.П.Чехова

1 ч.

29.01


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – 3 ч.

57-

58

1-

2

Стихотворения о природе Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого

2 ч.

31.01

03.02


59

3

Анализ стихотворения

1 ч.

05.02


Произведения русских писателей XX века – 8 ч.

60

1

А.И,Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа

1 ч.

07.02


61

2

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1 ч.

10.02


62

3

А.С.Грин. «Алые паруса». Автор и его герои

1 ч.

12.02


63

4

Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни

1 ч.

14.02


64

5

«Алые паруса» как символ исполнения мечты

1 ч.

17.02


65

6

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок»

1 ч.

19.02


66

7

Прекрасное вокруг нас

1 ч.

21.02


67

8

«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова

1 ч.

24.02


Произведения о Великой Отечественной войне – 9 ч.

68-

69

1-

2

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

2 ч.

26.02

28.02


70

3

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Герои рассказа

1 ч.

02.03


71

4

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

1 ч.

04.03


72

5

Творческая работа по рассказу «Конь с розовой гривой».

1 ч.

06.03


73

6

В.П.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

1 ч.

09.03


74

7

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»

1 ч.

11.03


75

8

Смысл названия рассказа

1 ч.

13.03


76

9

Подготовка к сочинению

1 ч.

16.03


Писатели улыбаются – 4 ч.

77

1

В.М.Шукшин. «Критики». Особенности героев Шукшина

1 ч.

18.03


78

2

Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина

1 ч.

20.03


79

3

Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники

1 ч.

01.04


80

4

Смысл названия рассказа

1 ч.

03.04


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века – 4 ч.

81-

82

1-

2

Стихотворения о природе А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова

2 ч.

06.04

08.04


83-

84

3-

4

Родина в стихотворениях Г.Тукая, К.Кулиева

2 ч.

10.04

13.04


Произведения зарубежных писателей – 16 ч. + 2 ч.

85-

86

1-

2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

2 ч.

15.04

17.04


87

3

Легенда об Арионе

1 ч.

20.04


88-

90

4-

6

Гомеровский эпос

3 ч.

22.04

24.04

27.04


91

7

Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

1 ч.

29.04


92-

93

8-

9

М.деСервантес Саведра. «Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы

2 ч.

04.05

06.05


94

10

И.Ф.Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1 ч.

08.05


95-

96

11-

12

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

2 ч.

11.05

13.05


97-

98

13-

14

А. Де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц»

2 ч.

15.05

18.05


99-

100

15-

16

Реализация заданий рубрики «Проект»

2 ч.

20.05

22.05


101-

102

17-

18

Итоговая контрольная работа. Итоговый урок

2 ч.

25.05

27.05




Контрольно-измерительные материалы

ИТОГОВАЯ     РАБОТА     ПО      ЛИТЕРАТУРЕ  


ВАРИАНТ 1

  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?

  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов

  2. В.А.Жуковский

  3. И.И.Дмитриев

  4. А.П.Платонов

  1. Произведение  А.С.Пушкина«Дубровский»:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Тема рассказа А.П.Чехова«Толстый и тонкий»:

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. «Зимнее утро»

  2. «Узник»

  3. «И.И.Пущину»

  4. «Три пальмы.»

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. А.А.Фет

  2. Ф.И.Тютчев

  3. А.С.Пушкин

  4. М.Ю.Лермонтов.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта

11.        Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме                          а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»

12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

13.          Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловнаа) «Дубровский»

2) Грэй     б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митрашав) «Алые паруса»

4)  Лидия Михайловна      г) «Уроки французского»

14.        Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТна поля…..(Ф.И.Тютчев)

15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

16.        Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Уроки французского»

2-        «Кладовая солнца»

3-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

4-        «Срезал.»

17        Кто автор «Илиады»:

1-        Гомер

2-        Софокл

3-        Еврипид

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

1)  построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты


ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1.хорей    

2.  амфибрахий  

 3. Ямб

3.. Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

1.Сказка,                   3. сказ

          2. притча, ,                4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

1.любовь к Родине

            2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

            3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1-        И.И.Дмитриев

2-        В.А.Жуковский

3-        А.А.Блок

4-        В.М.Шукшин

6.Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

2-        «Маленький принц»

3-        «Уроки французского»

4-        «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

1. Митраши3.Насти

2.геологов                  4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1-        К романтическим произведениям

2-        К реалистическим произведениям

3-        К фантастическим произведениям

4-        К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов                           а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин                       б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин                     в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев                     г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

11.        Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-        А.С.Пушкин

2-        А.А.Фет

3-        Ф.И.Тютчев

4-        М.Ю.Лермонтов.

12.        Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1-        Дубровский и Маша

2-        Алексей и Лиза

3-        Ромео и Джульетта

4-        Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов     а) «Левша»

2) Ассольб) «Конь  с розовой гривой»

3) Санька                           в)«Дубровский»                                                                                  

4)Троекуров                      г) «Алые паруса»

14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

15.Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯветер,зеленые ветви лаская…

                                                       ( М.Ю. Лермонтов)

16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»

17        Кто автор «Одиссея»:

1-        Еврипид

2-        Софокл

3-        Гомер

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

  1. выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс

Вариант 1        

1.        1

2.        2

3.        3

4.        3

5.        3

6.        4

7.        2

8.        2

9.        1

10.        3

11.        1-г  , 2-б,     3-в,     4-а

12.        1- Митраша( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13.        1-а,    2  -в,    3- б,   4-г

14.        Олицетворение

15.        Сравнение

16.        3

17.        1

18.        3

Вариант 2

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 3

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. 1

  9. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

  10.     1.  Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

      2.  Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

      3.  Владимир Дубровский  ( Пушкин « Дубровский»)

  1. 2

  2. 2

  3. 1-а,  2-г,  3-б,  4-в.

  4. Эпитет

  5. Олицетворение

  6. 3

  7. 3

  8. 2

Тест по литературе.  6 класс

  1. Фольклор – это:

  1. Устное народное творчество. 2. Художественная литература

3. Жанр  литературы. 4. Жанр устного народного творчества.

  1. Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма 2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия 4 – эпос, лирика, трагедия

  1. Назовите жанры фольклора:

  1. Колядки. 2.Лирическая поэма 3.Роман 4.Афоризмы

  1. Заткнуть за пояс:

  1. Это пословица 2.Это поговорка 3.Это афоризм 4.Это крылатое выражение

  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. Ломоносов 2.Жуковский 3.Дмитриев 4.Карамзин

  1. «Дубровский» Пушкина – это:

  1. Это повесть 2.Это рассказ 3.Это роман 4.Это новелла

  1. Главного героя «Дубровский» зовут:

  1. Шабашкин 2.Владимир Андреевич Дубровский

3.Архип 4.Князь Верейский.

  1. Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:

  1. Жениться на Маше

  2. Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным

  3. Уезжает за границу

  4. Становится помещиком.

  1. Композиция- это:

  1. Выразительное средство языка

  2. Это структурный элемент драмы

  3. Это последовательность событий в произведении

  4. Это построение художественного построения.

  1. Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. Зимнее утро 2.Узник 3.И.И.Пущину 4.Три пальмы.

  1. Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

  1. Изображение жизни помещиков 2.Изображение жизни крестьян

3.Борьба против крепостного права 4.Изображение жизни России Х1Хвека.

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева 2.От лица охотника

3.От лица крестьян 4.От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях 2.Крестьянские дети

3.Взрослые крепостные крестьяне 4.Помещики

  1. Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

  1. 2 2.4 3.5 4.6

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. Фет 2.Тютчев 3.Пушкин 4.Лермонтов.

  1. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

  1. Некрасов 2.Фет 3.Тютчев 4.Пушкин

  1. Произведение Лескова «Левша» - это:

  1. Повесть 2.Роман 3.Рассказ 4.Сказ

  1. Левша родом из:

  1. Москвы 2.Санкт-Петербурга 3.Вологды 4.Тулы.

  1. Левша в произведении Лескова символизирует:

  1. Русский народ 2.Крепостное крестьянство

3.Русскую интеллигенция 4.Русское дворянство.

  1. Чехов начинал свой творческий путь как:

  1. Автор сатирических рассказов 2.Автор приключенческих романов

3.Автор юмористических романов 4.Автор лирических стихотворений

  1. Сатира – это:

  1. Высмеивание пороков общества

  2. Высмеивание порок людских характеров

  3. Реалистическое отображение действительности

  4. Фантастическое изображение действительности.

  1. Творчество Грина относится:

  1. к началу 19 века 2.к началу 20 века

3.к середине 20 века 4.ко второй половине 19 века.

  1. Произведение Грина «Алые паруса» относится:

  1. К романтическим произведениям 2.К реалистическим произведениям

3.К фантастическим произведениям 4.К приключенческим произведениям.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша 2.Сильвио и графиня Б..

3.Грей и Ассоль 4.Ромео и Джульетта

  1. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:

  1. О нефти 2.О газе 3.О торфе 4.Об  угле

  1. Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

  1. Митраша 2.Настя 3.Ассоль 4.Маша Троекурова

  1. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

  1. Пришвин 2.Платонов 3.Распутин 4.Астафьев

  1. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

  1. Лидия Валентиновна 2.Анастасия Прокопьевна

3.Анастасия Ивановна 4.Лидия Михайловна.

  1. Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:

  1. Нужны были деньги на учебу 2.Нужны были деньги на еду

3.Нужно было отдать денежный долг 4.Хотел помочь матери в деревне.

  1. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

  1. Уроки французского 2.Кладовая солнца

3.Тринадцатый подвиг Геракла 4.Срезал.

  1. Сколько подвигов совершил Геракл:

  1. 11 2.8 3.9 4.12

  1. Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:

  1. Гомер 2.Софокл 3.Еврипид 4.Аристофан

  1. Творчество Сервантеса приходится на эпоху:

  1. Возрождения 2.Средневековья 3.Просвещения

  1. Новелла- это:

1 – небольшое эпическое произведение

2-  это краткое мудрое изречение

3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности

  1. Большое прозаическое произведение.

  1. «Маленький принц» Экзюпери - это:

  1. Философская сказка 2.Приключенческая повесть

3.Фантастический рассказ 4.Историческая повесть.

Ответы:

1-1, 2- 2, 3-1, 4- 2, 5- 3, 6- 3, 7- 2, 8- 3, 9- 4, 10- 4, 11- 3, 12- 2, 13- 2, 14- 3, 15-1

16- 1, 17- 4, 18- 4, 19- 1, 20- 3, 21- 1, 22- 2, 23- 1, 24- 3, 25- 3, 26- 2, 27- 4, 28-4

29-2, 30- 3, 31-4, 32-1, 33-1, 34-3, 35-1

Контрольное тестирование по литературе за 1 четверть

1 вариант.

Укажите верный ответ.

1.Календарно-обрядовые песни:  

а) колядки, масленичные песни, весенние песни, осенние песни, летние песни;

б) колядки, масленичные песни, зимние песни, осенние песни, летние песни.

2. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми:

а) колядки; б) масленичные; в) весенние?

3. Какие события описывались в древнерусской литературе:

а) вымышленные; б) исторические.

4. В пожилом возрасте И. А. Крылов выучил: а) французский язык, Б) греческий.

5. Тема басни «Ларчик»:

а) Пустое мудрствование, б) хитрость мастера.

6) И. А. Крылов написал басни:

а)« Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Листы и Корни», «Муха», «Ларчик»;

Б) « Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Листы и Корни», «Ларчик».

7. Какие приемы использует А. С. Пушкин в стихотворении «И. И. Пущину», сближая печаль и радость:

а) эпитеты, обращения, повторы; б) эпитеты, обращения, повторы, сравнения?

Задание.

Ответьте на вопрос (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»):

- Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Ответы. 1а. 2б. 3б. 4б. 5а. 6б. 7а.

2 вариант.

Укажите верный ответ.

1.Календарно-обрядовые песни получили свое название

А) из-за связи с народным календарем церковных праздников;

Б) из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем.

2.Пословица -

А) это краткое мудрое изречение, выражающее законченную мысль;

Б) это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

3. В басне И. И. Дмитриева «Муха» порицаются люди:  

а)  лжецы и хвастуны;

б) бездельники, но мнят себя великими тружениками.

4. И. А. Крылов играл: а) на  скрипке;  б на фортепьяно.

5. Основная мысль басни И. А. Крылова «Осел и Соловей»:

а) Соловью надо поучиться пению у Петуха; б) когда судьи –  Ослы - невежды, даровитым талантам приходится туго.

6. А. С. Пушкин написал стихотворения: а) «Узник», «Зимнее утро», «Няне», «И. И. Пущину»; б) «Узник», «Зимнее утро», «Парус».

7. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется:

а)хореем, б) ямбом.

Задание.

Ответьте на вопрос (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»):

Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Ответы. 1б. 2а. 3б. 4а. 5б. 6а. 7а