СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по литературе в 6 классе по учебнику В.Я.Коровиной
«Согласовано» «Утверждаю»
Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5
г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:
__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.
«___ « _______ 2019 г. Приказ № ____ от
«___» _______2019 г.
Рабочая программа
Предмет: литература
Класс: 6
Количество часов: всего: 102; в неделю: 3
Учебник: «Литература. 6 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Учитель: Е.С.Астраханцева, I категория.
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО:_______
Григорьева Л.И.
Протокол № ____ от
«____» ________ 2019 г.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса сотавлена на основании:
*Концепции преподавания литературы; ;
*Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
*Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
*Основной образовательной программы основного общего образования школы;
*Примерной государственной программой среднего (полного) общего образования по литературе;
*Учебника «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина. М.: Просвещение, 2017 г. в двух частях;
*Учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год;
*Положением рабочей программы.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
Для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 6 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
Для учащихся
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
5. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
6. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
7. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
Школьные словари
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч. |
2 | Устное народное творчество | 5 ч. |
3 | Древнерусская литература | 2 ч. |
4 | Произведения русских писателей XVIII века. | 5 ч. |
5 | Произведения русских писателей XIX века | 40 ч. |
6 | Писатели улыбаются | 3 ч. |
7 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 3 ч. |
8 | Произведения русских писателей XX века | 8 ч. |
9 | Произведения о Великой Отечественной войне | 9 ч. |
10 | Писатели улыбаются | 4 ч. |
11 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века | 4 ч. |
12 | Произведения зарубежных писателей | 16 ч. |
13 | Итоговый урок | 2 ч. |
| Итого: | 102 ч. |
Учебно-тематический план
№ п/п | № темы | тема | к-во час. | Дата | |
план | факт | ||||
Введение – 1 ч. | |||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор | 1 ч. | 03.09 |
|
Устное народное творчество – 5 ч. | |||||
2 | 1 | Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла | 1 ч. | 04.09 |
|
3 | 2 | Календарно-обрядовые песни | 1 ч. | 06.09 |
|
4 | 3 | Пословицы и поговорки – малые жанры фольклора | 1 ч. | 10.09 |
|
5 | 4 | Урок-посиделки «Русский фольклор» | 1 ч. | 11.09 |
|
6 | 5 | Контрольная работа | 1 ч. | 13.09 |
|
Древнерусская литература – 2 ч. | |||||
7 | 1 | «Повесть временных лет» - первая русская летопись | 1 ч. | 17.09 |
|
8 | 2 | «Сказание о белгородском киселе» | 1 ч. | 18.09 |
|
Литература XVIII века – 5 ч. | |||||
9 | 1 | И.И.Дмитриев:рассказ о поэте. Басня «Муха» | 1 ч. | 20.09 |
|
10 | 2 | И.А.Крылов: страницы биографии. Басни «Осёл и Соловей», «Листья и корни», «Ларчик» | 1 ч. | 24.09 |
|
11 | 3 | Урок-путешествие «В гостях у дедушки Крылова». Конкурс инсценированной басни | 1 ч. | 25.09 |
|
12 | 4 | Контрольная работа по теме «Басни» |
| 27.09 |
|
13 | 5 | Выразительное чтение по ролям |
| 01.10 |
|
Русская литература XIX века – 40 ч. | |||||
14 | 1 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И.Пущину» | 1 ч. | 02.10 |
|
15 | 2 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» | 1 ч. | 04.10 |
|
16 | 3 | Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 1 ч. | 08.10 |
|
17 | 4 | История создания романа «Дубровский», Изображение русского барства (глава I) | 1 ч. | 09.10 |
|
18 | 5 | Дубровский- старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II, III) | 1 ч. | 11.10 |
|
19 | 6 | Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы IV, V) | 1 ч. | 15.10 |
|
20 | 7 | Что заставило Дубровского стать разбойником (главы | 1 ч. | 16.10 |
|
21 | 8 | Учитель (главы VIII – X) | 1 ч. | 18.10 |
|
22 | 9 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы XI – XVI) | 1 ч. | 22.10 |
|
23 | 10 | Два мальчика (глава XVII) | 1 ч. | 23.10 |
|
24 | 11 | Развязка романа «Дубровский» (главы XVIII, XIX) | 1 ч. | 25.10 |
|
25 | 12 | Роман «Дубровский и другие виды искусства | 1 ч. | 29.10 |
|
26 | 13 | Подготовка к сочинению | 1 ч. | 30.10 |
|
27 | 14 | А.С.Пушкин «Повести Белкина» | 1 ч. | 01.11 |
|
28 | 15 | Повесть «Барышня-крестьянка» | 1 ч. | 12.11 |
|
29 | 16 | Анализ повести | 1 ч. | 13.11 |
|
30 | 17 | М.Ю.Лермонтов. Личность роэта. Стихотворение «Тучи» | 1 ч. | 15.11 |
|
31 32 | 18 19 | Стихотворение «Три пальмы» | 2 ч. | 19.11 20.11 |
|
33 | 20 | Стихотворения «Листок», «Утёс» | 1 ч. | 22.11 |
|
34 | 21 | Творческая работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | 1 ч. | 26.11 |
|
35 | 22 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 ч. | 27.11 |
|
36 | 23 | Рассказы героев «Бежина луга» | 1 ч. | 29.11 |
|
37 | 24 | Природа и её роль в расказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 ч. | 03.12 |
|
38 | 25 | Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 ч. | 04.12 |
|
39 | 26 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева | 1 ч. | 06.12 |
|
40 | 27 | Человек и природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева | 1 ч. | 10.12 |
|
41 | 28 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета | 1 ч. | 11.12 |
|
42 | 29 | Сопоставление пейзажной лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 ч. | 13.12 |
|
43 | 30 | А.А.Фет. Стихотворения «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы...» | 1 ч. | 17.12 |
|
44 | 31 | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 ч. | 18.12 |
|
45 | 32 | Н.А.Некрасов. Главная тема его творчества. Стихотворение «Железная дорога» | 1 ч. | 20.12 |
|
46 | 33 | Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Жедлезная дорога» | 1 ч. | 24.12 |
|
47 | 34 | Н.А.Некрасов. Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа | 1 ч. | 25.12 |
|
48 | 35 | Трёхсложные размеры стиха | 1 ч. | 27.12 |
|
49 | 36 | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра | 1 ч. | 13.01 |
|
50 | 37 | Характеристика персонажей сказа «Левша» | 1 ч. | 15.01 |
|
51 | 38 | «Ужасный секрет» тульских мастеров | 1 ч. | 17.01 |
|
52 | 39 | Особенности языка сказа «Левша» | 1 ч. | 20.01 |
|
53 | 40 | Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова | 1 ч. | 22.01 |
|
Писатели улыбаются – 3 ч. | |||||
54 | 1 | А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 ч. | 24.01 |
|
55 | 2 | Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий» | 1 ч. | 27.01 |
|
56 | 3 | Вн.чт.Юмористические рассказы А.П.Чехова | 1 ч. | 29.01 |
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – 3 ч. | |||||
57- 58 | 1- 2 | Стихотворения о природе Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого | 2 ч. | 31.01 03.02 |
|
59 | 3 | Анализ стихотворения | 1 ч. | 05.02 |
|
Произведения русских писателей XX века – 8 ч. | |||||
60 | 1 | А.И,Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа | 1 ч. | 07.02 |
|
61 | 2 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 ч. | 10.02 |
|
62 | 3 | А.С.Грин. «Алые паруса». Автор и его герои | 1 ч. | 12.02 |
|
63 | 4 | Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни | 1 ч. | 14.02 |
|
64 | 5 | «Алые паруса» как символ исполнения мечты | 1 ч. | 17.02 |
|
65 | 6 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок» | 1 ч. | 19.02 |
|
66 | 7 | Прекрасное вокруг нас | 1 ч. | 21.02 |
|
67 | 8 | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 ч. | 24.02 |
|
Произведения о Великой Отечественной войне – 9 ч. | |||||
68- 69 | 1- 2 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 2 ч. | 26.02 28.02 |
|
70 | 3 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Герои рассказа | 1 ч. | 02.03 |
|
71 | 4 | Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой». | 1 ч. | 04.03 |
|
72 | 5 | Творческая работа по рассказу «Конь с розовой гривой». | 1 ч. | 06.03 |
|
73 | 6 | В.П.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники | 1 ч. | 09.03 |
|
74 | 7 | Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского» | 1 ч. | 11.03 |
|
75 | 8 | Смысл названия рассказа | 1 ч. | 13.03 |
|
76 | 9 | Подготовка к сочинению | 1 ч. | 16.03 |
|
Писатели улыбаются – 4 ч. | |||||
77 | 1 | В.М.Шукшин. «Критики». Особенности героев Шукшина | 1 ч. | 18.03 |
|
78 | 2 | Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина | 1 ч. | 20.03 |
|
79 | 3 | Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники | 1 ч. | 01.04 |
|
80 | 4 | Смысл названия рассказа | 1 ч. | 03.04 |
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века – 4 ч. | |||||
81- 82 | 1- 2 | Стихотворения о природе А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова | 2 ч. | 06.04 08.04 |
|
83- 84 | 3- 4 | Родина в стихотворениях Г.Тукая, К.Кулиева | 2 ч. | 10.04 13.04 |
|
Произведения зарубежных писателей – 16 ч. + 2 ч. | |||||
85- 86 | 1- 2 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 2 ч. | 15.04 17.04 |
|
87 | 3 | Легенда об Арионе | 1 ч. | 20.04 |
|
88- 90 | 4- 6 | Гомеровский эпос | 3 ч. | 22.04 24.04 27.04 |
|
91 | 7 | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | 1 ч. | 29.04 |
|
92- 93 | 8- 9 | М.деСервантес Саведра. «Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы | 2 ч. | 04.05 06.05 |
|
94 | 10 | И.Ф.Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести | 1 ч. | 08.05 |
|
95- 96 | 11- 12 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 2 ч. | 11.05 13.05 |
|
97- 98 | 13- 14 | А. Де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц» | 2 ч. | 15.05 18.05 |
|
99- 100 | 15- 16 | Реализация заданий рубрики «Проект» | 2 ч. | 20.05 22.05 |
|
101- 102 | 17- 18 | Итоговая контрольная работа. Итоговый урок | 2 ч. | 25.05 27.05 |
|
Контрольно-измерительные материалы
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 1
Пословица – это : 1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль; 2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера; 3.выражение насмешки. Какой из этих размеров стиха является двусложным: 1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест? Назовите имя русского баснописца: М.В.Ломоносов В.А.Жуковский И.И.Дмитриев А.П.Платонов Произведение А.С.Пушкина«Дубровский»: Это повесть Это рассказ Это роман Это новелла Тема рассказа А.П.Чехова«Толстый и тонкий»: 1.встреча одноклассников 2.неравноправие людей 3.приспособленчество Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова: «Зимнее утро» «Узник» «И.И.Пущину» «Три пальмы.» От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»: От лица самого Тургенева От лица охотника От лица крестьян От лица помещиков. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»: Автор, который повествует о событиях Крестьянские дети Взрослые крепостные крестьяне Помещики Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»: А.А.Фет Ф.И.Тютчев А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»: Дубровский и Маша Сильвио и графиня Б.. Грей и Ассоль Ромео и Джульетта | 11. Найдите соответствия между автором и названием произведения: 1)П. Мериме а) « Железная дорога» 2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского» 3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка» 4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе» 12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения. 1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе». 2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...» 3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...» 13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения: 1) Марья Кириловнаа) «Дубровский» 2) Грэй б) «Кладовая солнца» 3) Настя и Митрашав) «Алые паруса» 4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского» 14. Какой художественный приём использует автор: Неохотно и несмело Солнце СМОТРИТна поля…..(Ф.И.Тютчев) 15. Какой художественный приём использует автор: Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов) 16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»: 1- «Уроки французского» 2- «Кладовая солнца» 3- «Тринадцатый подвиг Геракла» 4- «Срезал.» 17 Кто автор «Илиады»: 1- Гомер 2- Софокл 3- Еврипид 4- Аристофан 18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»: 1) построение художественного произведения; 2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета; 3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты |
ВАРИАНТ 2
1. Поговорка- это 1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения 2.вид художественного произведения 3.сказания, передающие представления древних народов о мире. 2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным: 1.хорей 2. амфибрахий 3. Ямб 3.. Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»: 1.Сказка, 3. сказ 2. притча, , 4. рассказ. 4.Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова: 1.любовь к Родине 2. быт и нравы крестьян при крепостном праве 3.тяжелый труд крепостных 5.Назовите имя русского баснописца: 1- И.И.Дмитриев 2- В.А.Жуковский 3- А.А.Блок 4- В.М.Шукшин 6.Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»: 1- «Тринадцатый подвиг Геракла» 2- «Маленький принц» 3- «Уроки французского» 4- «Срезал» 7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица: 1. Митраши3.Насти 2.геологов 4.жителей деревни 8.Произведение Грина «Алые паруса» относится: 1- К романтическим произведениям 2- К реалистическим произведениям 3- К фантастическим произведениям 4- К приключенческим произведениям. 9. Найдите соответствия между автором и названием произведения: 1. А.П.Чехов а. «Дубровский» 2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий» 3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг» 4. И.С.Тургенев г. « Срезал» 10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения. 1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....» 2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...» 3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать». | 11. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»: 1- А.С.Пушкин 2- А.А.Фет 3- Ф.И.Тютчев 4- М.Ю.Лермонтов. 12. Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»: 1- Дубровский и Маша 2- Алексей и Лиза 3- Ромео и Джульетта 4- Грей и Ассоль 13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения: 1)Платов а) «Левша» 2) Ассольб) «Конь с розовой гривой» 3) Санька в)«Дубровский» 4)Троекуров г) «Алые паруса» 14. Какой художественный прием использует автор: Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова) 15.Какой художественный приём использует автор: С ней ШЕПЧЕТСЯветер,зеленые ветви лаская… ( М.Ю. Лермонтов) 16. Назовите стихотворение А.А.Фета: 1. «Зимнее утро» 2. «Листья» 3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» 4. «Утес» 17 Кто автор «Одиссея»: 1- Еврипид 2- Софокл 3- Гомер 4- Аристофан 18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза» выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим |
Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс
Вариант 1 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 3 6. 4 7. 2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а 12. 1- Митраша( Пришвин « Кладовая солнца) 2. Левша ( Лесков « Левша») 3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович) ( Пушкин « Дубровский») 13. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г 14. Олицетворение 15. Сравнение 16. 3 17. 1 18. 3 | Вариант 2 1 2 3 3 1 1 2 1 1-б, 2-а, 3-г, 4-в 1. Настя ( Пришвин « кладовая солнца») 2. Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка») 3. Владимир Дубровский ( Пушкин « Дубровский») 2 2 1-а, 2-г, 3-б, 4-в. Эпитет Олицетворение 3 3 2 |
Тест по литературе. 6 класс
Фольклор – это:
Устное народное творчество. 2. Художественная литература
3. Жанр литературы. 4. Жанр устного народного творчества.
Назовите основные роды литературы:
1.- эпос, повесть, драма 2- эпос, лирика, драма
3- роман, поэма, комедия 4 – эпос, лирика, трагедия
Назовите жанры фольклора:
Колядки. 2.Лирическая поэма 3.Роман 4.Афоризмы
Заткнуть за пояс:
Это пословица 2.Это поговорка 3.Это афоризм 4.Это крылатое выражение
Назовите имя русского баснописца:
Ломоносов 2.Жуковский 3.Дмитриев 4.Карамзин
«Дубровский» Пушкина – это:
Это повесть 2.Это рассказ 3.Это роман 4.Это новелла
Главного героя «Дубровский» зовут:
Шабашкин 2.Владимир Андреевич Дубровский
3.Архип 4.Князь Верейский.
Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:
Жениться на Маше
Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным
Уезжает за границу
Становится помещиком.
Композиция- это:
Выразительное средство языка
Это структурный элемент драмы
Это последовательность событий в произведении
Это построение художественного построения.
Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:
Зимнее утро 2.Узник 3.И.И.Пущину 4.Три пальмы.
Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
Изображение жизни помещиков 2.Изображение жизни крестьян
3.Борьба против крепостного права 4.Изображение жизни России Х1Хвека.
От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
От лица самого Тургенева 2.От лица охотника
3.От лица крестьян 4.От лица помещиков.
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях 2.Крестьянские дети
3.Взрослые крепостные крестьяне 4.Помещики
Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:
2 2.4 3.5 4.6
Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
Фет 2.Тютчев 3.Пушкин 4.Лермонтов.
Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
Некрасов 2.Фет 3.Тютчев 4.Пушкин
Произведение Лескова «Левша» - это:
Повесть 2.Роман 3.Рассказ 4.Сказ
Левша родом из:
Москвы 2.Санкт-Петербурга 3.Вологды 4.Тулы.
Левша в произведении Лескова символизирует:
Русский народ 2.Крепостное крестьянство
3.Русскую интеллигенция 4.Русское дворянство.
Чехов начинал свой творческий путь как:
Автор сатирических рассказов 2.Автор приключенческих романов
3.Автор юмористических романов 4.Автор лирических стихотворений
Сатира – это:
Высмеивание пороков общества
Высмеивание порок людских характеров
Реалистическое отображение действительности
Фантастическое изображение действительности.
Творчество Грина относится:
к началу 19 века 2.к началу 20 века
3.к середине 20 века 4.ко второй половине 19 века.
Произведение Грина «Алые паруса» относится:
К романтическим произведениям 2.К реалистическим произведениям
3.К фантастическим произведениям 4.К приключенческим произведениям.
Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
Дубровский и Маша 2.Сильвио и графиня Б..
3.Грей и Ассоль 4.Ромео и Джульетта
О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:
О нефти 2.О газе 3.О торфе 4.Об угле
Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:
Митраша 2.Настя 3.Ассоль 4.Маша Троекурова
Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
Пришвин 2.Платонов 3.Распутин 4.Астафьев
Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
Лидия Валентиновна 2.Анастасия Прокопьевна
3.Анастасия Ивановна 4.Лидия Михайловна.
Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:
Нужны были деньги на учебу 2.Нужны были деньги на еду
3.Нужно было отдать денежный долг 4.Хотел помочь матери в деревне.
Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
Уроки французского 2.Кладовая солнца
3.Тринадцатый подвиг Геракла 4.Срезал.
Сколько подвигов совершил Геракл:
11 2.8 3.9 4.12
Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:
Гомер 2.Софокл 3.Еврипид 4.Аристофан
Творчество Сервантеса приходится на эпоху:
Возрождения 2.Средневековья 3.Просвещения
Новелла- это:
1 – небольшое эпическое произведение
2- это краткое мудрое изречение
3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности
Большое прозаическое произведение.
«Маленький принц» Экзюпери - это:
Философская сказка 2.Приключенческая повесть
3.Фантастический рассказ 4.Историческая повесть.
Ответы:
1-1, 2- 2, 3-1, 4- 2, 5- 3, 6- 3, 7- 2, 8- 3, 9- 4, 10- 4, 11- 3, 12- 2, 13- 2, 14- 3, 15-1
16- 1, 17- 4, 18- 4, 19- 1, 20- 3, 21- 1, 22- 2, 23- 1, 24- 3, 25- 3, 26- 2, 27- 4, 28-4
29-2, 30- 3, 31-4, 32-1, 33-1, 34-3, 35-1
Контрольное тестирование по литературе за 1 четверть
1 вариант.
Укажите верный ответ.
1.Календарно-обрядовые песни:
а) колядки, масленичные песни, весенние песни, осенние песни, летние песни;
б) колядки, масленичные песни, зимние песни, осенние песни, летние песни.
2. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми:
а) колядки; б) масленичные; в) весенние?
3. Какие события описывались в древнерусской литературе:
а) вымышленные; б) исторические.
4. В пожилом возрасте И. А. Крылов выучил: а) французский язык, Б) греческий.
5. Тема басни «Ларчик»:
а) Пустое мудрствование, б) хитрость мастера.
6) И. А. Крылов написал басни:
а)« Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Листы и Корни», «Муха», «Ларчик»;
Б) « Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Листы и Корни», «Ларчик».
7. Какие приемы использует А. С. Пушкин в стихотворении «И. И. Пущину», сближая печаль и радость:
а) эпитеты, обращения, повторы; б) эпитеты, обращения, повторы, сравнения?
Задание.
Ответьте на вопрос (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»):
- Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
Ответы. 1а. 2б. 3б. 4б. 5а. 6б. 7а.
2 вариант.
Укажите верный ответ.
1.Календарно-обрядовые песни получили свое название
А) из-за связи с народным календарем церковных праздников;
Б) из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем.
2.Пословица -
А) это краткое мудрое изречение, выражающее законченную мысль;
Б) это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.
3. В басне И. И. Дмитриева «Муха» порицаются люди:
а) лжецы и хвастуны;
б) бездельники, но мнят себя великими тружениками.
4. И. А. Крылов играл: а) на скрипке; б на фортепьяно.
5. Основная мысль басни И. А. Крылова «Осел и Соловей»:
а) Соловью надо поучиться пению у Петуха; б) когда судьи – Ослы - невежды, даровитым талантам приходится туго.
6. А. С. Пушкин написал стихотворения: а) «Узник», «Зимнее утро», «Няне», «И. И. Пущину»; б) «Узник», «Зимнее утро», «Парус».
7. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется:
а)хореем, б) ямбом.
Задание.
Ответьте на вопрос (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»):
Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
Ответы. 1б. 2а. 3б. 4а. 5б. 6а. 7а