СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе 6 класс 2020-2021 учебный год на 3 часа в неделю
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» - «Абалакская средняя общеобразовательная школа»
для 6 класса
на 2020-2021 учебный год
Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС ООО |
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Бондаренко Надежда Васильевна
высшая квалификационная категория
с. Абалак
2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание учебного предмета «Литература»
Тема 1. Писатели-создатели и хранители книг- 1 час
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Тема 2. Устное народное творчество (3 часа)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.
Тема 3. Из древнерусской литературы (2 часа)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Тема 4. Произведения русских писателей 18 века (1 час)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Теория литературыры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
Тема 5. Произведения русских писателей 19 века (43 часа)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Т ема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах».
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Тема 6. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (2 часа)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представления).
Тема 7. Произведения русских писателей 20 века (18 часов)
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Тема 8. Писатели улыбаются. (5 часов)
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик», «Критики», «Сельские жители», «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Тема 9. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (5 ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Тема 10. Из литературы народов России (2 часа)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт-вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Тема 11. Из зарубежной литературы (16 часов)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и
приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Тема 12. Повторение (3 часа)
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Защита проектов по литературе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Писатели – создатели и хранители книг | 2 |
1 | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 |
2 | Внеклассное чтение. Моя книжная полка | 1 |
| Устное народное творчество | 3 |
3 | Обрядовый фольклор | 1 |
4 | Пословицы и поговорки | 1 |
5 | Развитие речи. Рассказ по одной из пословиц. | 1 |
| Из древнерусской литературы | 2 |
6 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы | 1 |
7 | «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях. | 1 |
| Произведения русских писателей XVIII века | 1 |
8 | Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 |
| Произведения русских писателей XIX века | 43 |
9 | И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни». | 1 |
10 | И.А. Крылов. Басни «Ларчик», «Осел и Соловей» | 1 |
11 | Художественное чтение наизусть как интерпретация басни. | 1 |
12 | А.С. Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 |
13 | «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит стихотворения | 1 |
14 | «Зимнее утро». Мотивы единства человека и природы. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути | 1 |
15 | Лирика А.С. Пушкина. | 1 |
16 | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга повестей. | 1 |
17 | Повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка» Образ автора - повествователя. | 1 |
18 | Обобщающее повторение по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» | 1 |
19 | А.С. Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства. | 1 |
20 | А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров. | 1 |
21 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | 1 |
22 | А.С. Пушкин «Дубровский». Бунт крестьян. | 1 |
23 | А.С. Пушкин «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма в романе. | 1 |
24 | А.С. Пушкин «Дубровский». Защита чести, независимости личности в романе | 1 |
25 | Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям | 1 |
26 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
27 | Развитие речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
28 | М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха | 1 |
29 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...» Тема красоты и гармонии с миром. | 1 |
30 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества. | 1 |
31 | Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть | 1 |
32 | И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям | 1 |
33 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | 1 |
34 | Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | 1 |
35 | Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Проект. | 1 |
36 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта. | 1 |
37 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека. | 1 |
38 | А.А. Фет. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 |
39 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета. | 1 |
40 | Развитие речи. Выразительное чтение | 1 |
41 | Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 |
42 | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». | 1 |
43 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | 1 |
44 | Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | 1 |
45 | Народ и власть в сказе о Левше. | 1 |
46 | Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | 1 |
47 | Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Человек на часах» | 1 |
48 | Развитие речи. Подготовка к сочинению «Лучшие качества русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова “Железная дорога” и в сказе Н. С. Лескова “Левша”» | 1 |
49 | А.П. Чехов. «Тонкий и толстый». Речь героев рассказа. Юмористическая ситуация. | 1 |
50 | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» Роль художественной детали. | 1 |
51 | Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте» | 1 |
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 2 |
52 | Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого». Защита проекта | 1 |
53 | Защита проекта «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого. | 1 |
| Произведения русских писателей XX века | 18 |
54 | А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». | 1 |
55 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. | 1 |
56 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям. | 1 |
57 | А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | 1 |
58 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»). Тема служения людям. | 1 |
59 | А.С. Грин. «Алые паруса». | 1 |
60 | К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне. | 1 |
61 | Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 |
62 | Образ Синявинских высот в военной лирике 20 века. | 1 |
63 | Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о войне. | 1 |
64 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | 1 |
65 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 |
66 | Обобщающее закрепление. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». | 1 |
67 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени | 1 |
68 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе. | 1 |
69 | В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения | 1 |
70 | Развитие речи. Подготовка к сочинению на тему «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина» | 1 |
71 | Развитие речи. Сочинение на тему «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина» | 1 |
| Писатели улыбаются | 5 |
72 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев. |
|
73 | Рассказы В.М. Шукшина «Сельские жители», «Чудик», «Критики» и др. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. | 1 |
74 | Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 |
75 | Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе. | 1 |
76 | Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой – повествователь в рассказе. | 1 |
| Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 5 |
77 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 |
78 | С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | 1 |
79 | А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | 1 |
80 | Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцова. | 1 |
81 | Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о природе. | 1 |
| Из литературы народов России | 2 |
82 | Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 |
83 | К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 |
| Из зарубежной литературы | 16 |
84 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 |
85 | Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 |
86 | Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. | 1 |
87 | Гомер «Одиссея». Героический эпос Гомера. | 1 |
88 | Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 1 |
89 | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. | 1 |
90 | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Мастерство Сервантеса – романиста. | 1 |
91 | И.Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 |
92 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы в новелле. | 1 |
93 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами | 1 |
94 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 |
95 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 |
96 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 |
97 | Развитие речи. Подготовка к сочинению – размышлению. | 1 |
98 | Развитие речи. Сочинение – размышление. | 1 |
99 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 |
| Повторение | 3 |
100 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | 1 |
101 | Защита проектов по литературе | 1 |
102 | Защита проектов по литературе | 1 |
| 1 четверть | 24 |
| 2 четверть | 24 |
| 3 четверть | 30 |
| 4 четверть | 24 |
| Итого | 102 |
Приложение 1
Календарно-тематический план
№ | № урока по теме | Дата проведения | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | |||||||
По плану | Факт | Предметные | ||||||||||
| ПИСАТЕЛИ – СОЗДАТЕЛИ И ХРАНИТЕЛИ КНИГИ - 2 ч |
| ||||||||||
| 1 | 02.09 |
| Введение. Художественное произведение. Содержание и форма.
| Урок «открытия» нового знания Урок-лекция | Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы и средствах художественной выразительности. Знать способы выражения авторской позиции. | ||||||
| 2 | 04.09 |
| Внеклассное чтение. Моя книжная полка | Урок повторения (круглый стол) | Научиться высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). | ||||||
| Устное народное творчество – 3 ч | | ||||||||||
| 1 | 08.09 |
| Обрядовый фольклор
| Урок общеметодологической направленности Урок-диспут
| Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику | ||||||
| 2 | 09.09 |
| Пословицы и поговорки | Урок общеметодологической направленности Урок-экскурсия | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи | ||||||
| 3 | 11.09 |
| Развитие речи. Рассказ по одной из пословиц. | P.P. Урок рефлексии Урок-рассуждение | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь составлять рассказ с использованием малых жанров фольклора | ||||||
| Древнерусская литература - 2 ч | | ||||||||||
| 1 | 15.09 |
| «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы
| Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю. | ||||||
| 2 | 16.09 |
| «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Ознакомиться с текстом сказания, знать определение жанра сказания, уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества, развивать навык пересказа литературного произведения с привлечением устаревшей лексики | ||||||
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА- 1 ч |
| ||||||||||
| 1 | 18.09 |
| Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Иметь представление об особенностях жанра басни и литературного языка XVIII в. Знать определение жанра басни, понимать, что такое аллегория. Развивать навык выразительного чтения и анализа художественного произведения | ||||||
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 43 ч |
| ||||||||||
| 1 | 22.09 |
| И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни».
| Урок общеметодологической направленности Урок-лекция | Познакомиться с биографией И.А. Крылова и его басней «Листы и корни». Уметь определять авторскую позицию. Развивать навык выразительного чтения и анализа художественного произведения | ||||||
| 2 | 23.09 |
| И.А. Крылов. Басни «Ларчик», «Осел и Соловей» | Урок общеметодологической направленности Урок- диспут | Использовать литературоведческие термины, характерные для басни. Развивать навык выразительного чтения и анализа басни. Устное рецензирование басни | ||||||
| 3 | 25.09 |
| Художественное чтение наизусть как интерпретация басни.
| Урок общеметодологической направленности Урок-откровение | Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях.
| ||||||
| 4 | 29.09 |
| А.С. Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.
| Урок общеметодологической направленности Урок-конференция | Познакомиться со стихотворениями и биографией А.С. Пушкина. Знать основные понятия и термины: Парнас, святое братство, наставник, воздать Получить представление о жанре послания, находить средства художественной выразительности (эпитет, метафора). | ||||||
| 5 | 30.09 |
| «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит стихотворения | Урок «открытия» нового знания Урок- проблемный урок | Продолжить знакомство с творчеством поэта, находить в тексте и понимать значение ключевых образов, средств художественной выразительности (эпитет, метафора). Отрабатывать навык анализа художественного поэтического текста | ||||||
| 6 | 02.10 |
| «Зимнее утро». Мотивы единства человека и природы. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути.
| Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Продолжить знакомство с творчеством поэта. Владеть понятиями «антитеза», «пейзажная лирика». Отрабатывать навык анализа художественного поэтического текста и выразительного чтения | ||||||
| 7 | 06.10 |
| Лирика А.С. Пушкина.
| Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | ||||||
| 8 | 07.10 |
| «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга повестей. | Освоение новых знаний | Получить представление о цикле повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Понимать отличие автора от повествователя-рассказчика. | ||||||
| 9 | 09.10 |
| Повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка» Образ автора - повествователя. | Урок «открытия» новых знаний Урок-путешествие | Прочитать повесть А. С. Пушкина «Барышня- крестьянка», давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию | ||||||
| 10 | 13.10 |
| А.С.Пушкин «Дубровский» | Урок развивающего контроля Контрольная работа | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | ||||||
| 11 | 14.10 |
| А.С. Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства.
| Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Знать историю создания романа «Дубровский», литературоведческие термины: роман, композиция, сюжет. Сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. | ||||||
| 12 | 16.10 |
| А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | |||||||
| 13 | 20.10 |
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Продолжить формировать навыки пересказа и выразительного чтения, уметь составлять словесный портрет героя, формулировать авторскую позицию. | ||||||
| 14 | 21.10 |
| А.С. Пушкин «Дубровский». Бунт крестьян. | Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Научиться аргументировать свою точку зрения. | ||||||
| 15 | 23.10 |
| А.С. Пушкин «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма в повести. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Научиться характеризовать героя повести. | ||||||
| 16 |
|
| А.С. Пушкин «Дубровский» Защита чести, независимости личности в повести.
| Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное. | ||||||
| 17 |
|
| Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям | Урок общеметодологической направленности Урок- диспут
| Продолжать формирование навыка анализа отдельного эпизода художественного произведения, пересказа, выразительного чтения по ролям, уметь характеризовать литературного героя и создавать его словесный портрет. | ||||||
| 18 |
|
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | Урок общеметодологической направленности Урок- консультация | Продолжить развивать навык написания сочинения на заданную тему, обобщить и отобрать информацию для раскрытия темы, обозначить ключевые проблемы в рамках темы. | ||||||
| 19 |
|
| Развитие речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | P.P.Урок рефлексии Урок-сочинение | Писать сочинение на литературном материале используя план. Анализировать и оценивать результаты своей работы.
| ||||||
| 20 |
| 10.11 | М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать произведения | ||||||
| 21 |
| 11.11 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...» Тема красоты и гармонии с миром. | Урок общеметодологической направленности Урок-экспедиция | Знать основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ. | ||||||
| 22 |
| 13.11 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества. | Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворениях. | ||||||
| 23 |
| Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Научиться выразительно читать художественный текст. | |||||||
| 24 |
| 17.11 | И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Изучить факты биографии писателя, уметь создавать словесный портрет героев. Основные понятия и термины: портрет | ||||||
| 25 |
| 18.11 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | ||||||
| 26 |
|
| Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
| Урок общеметодологической направленности Урок-диспут
| Находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в произведении. Понимать термин «пейзаж» в литературном произведении | ||||||
| 27 |
|
| Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Проект. | Урок общеметодологической направленности Урок-экскурсия | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности. | ||||||
| 28 |
|
| Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта. | Урок общеметодологической направленности Урок-конференция
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; | ||||||
| 29 |
|
| Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека. | Урок «открытия» нового знания Урок-обсуждение | |||||||
| 30 |
|
| А.А. Фет. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Урок общеметодологической направленности Урок-диспут
| Продолжить формирование навыка анализа художественного текста. Пейзажная лирика (развитие понятия). Находить изобразительно-выразительные средства языка в лирическом произведении.. | ||||||
| 31 |
|
| Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета. | Урок общеметодологической направленности Урок-экскурсия | Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в лирическом произведении. | ||||||
| 32 |
|
| Развитие речи. Выразительное чтение | Урок общеметодологической направленности Урок-конференция
| Научиться выразительно читать художественный текст. | ||||||
| 33 |
|
| Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Урок «открытия» нового знания Урок-обсуждение | Знать виды рифм, способы рифмовки, определять размер стиха. Основные понятия и термины: эпиграф, композиция, пейзаж, звукопись, строфа, риторический вопрос | ||||||
| 34 |
|
| Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». | Урок «открытия» нового знания Урок- обзорная лекция | Прочитать стихотворение «Железная дорога», знать стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха.
| ||||||
| 35 |
|
| Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Урок общеметодологической направленности Урок-консультация | Знать художественные особенности стихотворения. Уметь характеризовать стилистические средства. Выделять элементы композиции стихотворения и понимать значение композиции в выражении авторской идеи | ||||||
| 36 |
|
| Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | Урок общеметодологической направленности Урок-диспут | Знать факты биографии автора, его литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя | ||||||
| 37 |
|
| Народ и власть в сказе о Левше. | Урок общеметодологической направленности
| Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе Уметь характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. Находить изобразительно-выразительные средства, знать их функцию. | ||||||
| 38 |
|
| Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | Урок общеметодологической направленности Урок-практикум | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении. | ||||||
| 39 |
|
| Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Человек на часах» | Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»; Понимать идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев. Осознавать смысл понятий честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония | ||||||
| 40 |
|
| Развитие речи. Подготовка к сочинению «Лучшие качества русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова “Железная дорога” и в сказе Н. С. Лескова “Левша”» | P.P. Урок рефлексии Урок-сочинение | Продолжать формирование навыка устного и письменного анализа произведений. Основные понятия | ||||||
| 41 |
|
| А.П. Чехов. «Тонкий и толстый». Речь героев рассказа. Юмористическая ситуация. | Урок общеметодологической направленности Урок-лекция | Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | ||||||
| 42 |
|
| Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» Роль художественной детали. | Урок общеметодологической направленности Урок- диспут | Уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | ||||||
| 43 |
|
| Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте» | Урок общеметодологической направленности Урок-конференция | Знать: содержание рассказов, закрепить определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы. | ||||||
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века - 2 ч. |
| ||||||||||
| 1 |
|
| Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого». Защита проекта | Урок общеметодологической направленности Урок- экскурсия | Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения» и их роль в тексте; понимать, что через картины природы автор передает душевное состояние человека, воспринимающего её; выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений. | ||||||
| 2 |
|
| Защита проекта «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого. | Урок развивающего контроля Урок- защита проектов | |||||||
| Произведения русских писателей ХХ века - 18 ч. |
| ||||||||||
| 1 |
|
| А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». | Урок «открытия» нового знания Урок-беседа | Знать факты биографии автора, его рассказ. Различать образы рассказчика и автора в произведении. Основные понятия и | ||||||
| 2 |
|
| А.И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. | Урок «открытия» нового знания Урок-экспедиция | Знать жанр рождественского рассказа, его особенности. Уметь составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов.
| ||||||
| 3 |
|
| А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям. | Урок «открытия» новых знаний Урок-путешествие | |||||||
| 4 |
|
| А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования. | ||||||
| 5 |
|
| «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»). Тема служения людям. | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Знать произведения автора. Формулировать проблему, поднятую автором худож. текста. Составлять характеристику героев. | ||||||
| 6 |
|
| А.С. Грин. «Алые паруса». | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. | ||||||
| 7 |
|
| К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне. | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств - от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину | ||||||
| 8 |
|
| Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | |||||||
| 9 |
|
| Образ Синявинских высот в военной лирике 20 века. | Урок общеметодологической направленности Мультимедиа-урок | Получить представление о личности и творчестве поэтов, понимать неразрывную связь биографии военных поэтов с их творчеством, чувствовать трагизм поэтической интонации. | ||||||
| 10 |
|
| Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о войне. | Урок «открытия» нового знания Проблемный урок | Через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения. | ||||||
| 11 |
|
| В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «автобиографичность», «эпизод», «фабула»; понимать авторское отношение к героям рассказа. | ||||||
|
12 |
|
| В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | Уметь выборочно рассказывать о детстве героя, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы | ||||||
| 13 |
|
| Обобщающее закрепление. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». | К. Р. Урок развивающего контроля Урок-смотр знаний | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | ||||||
| 14 |
|
| В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени | Урок общеметодологической направленности Урок-диспут | Знать автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие»; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя | ||||||
| 15 |
|
| В.Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе. | Урок общеметодологической направленности
| |||||||
| 16 |
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения | Урок общеметодологической направленности Урок-практикум | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства. | ||||||
| 17 |
|
| Развитие речи. Подготовка к сочинению на тему «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина» | Урок общеметодологической направленности Урок- консультация | Продолжить развивать навык написания сочинения на заданную тему, обобщить и отобрать информацию для раскрытия темы, обозначить ключевые проблемы в рамках темы.
| ||||||
| 18 |
|
| Развитие речи. Сочинение на тему «Уроки доброты в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина» | P.P. Урок рефлексии Урок-сочинение | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью | ||||||
| Писатели улыбаются – 5 ч |
| ||||||||||
| 1 |
|
| В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа | ||||||
| 2 |
|
| Рассказы В.М. Шукшина «Сельские жители», «Чудик», «Критики» и др. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. | Урок общеметодологической направленности Урок-беседа | Знать: содержание рассказов; понимать авторское отношение к героям; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам | ||||||
| 3 |
|
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, уметь анализировать юмористические эпизоды повествования, находить языковые средства иронии. Основные понятия и термины: юмор, юмористическая ситуация, конфликт | ||||||
| 4 |
|
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе. | Урок общеметодологической направленности Урок-беседа | |||||||
| 5 |
|
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой – повествователь в рассказе. | Урок общеметодологической направленности Урок-диспут | Научиться давать характеристику герою – повествователю. | ||||||
| Родная природа в стихотворениях поэтов XX века - 5 ч |
| ||||||||||
| 1 |
|
| А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | Урок «открытия» нового знания Урок-путешествие | Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя, выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя.
| ||||||
|
2 |
|
| С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, , близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь выделять ключевые слова, находить средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность) | ||||||
| 3 |
|
| А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | Урок общеметодологической направленности Урок-обсуждение | Знать автора; понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; особенность лирики поэтессы - ассоциативность и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя | ||||||
| 4 |
|
| Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцова. | Урок общеметодологической направленности Урок-лекция | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества, постоянные образы; понимать, какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя | ||||||
| 5 |
|
| Развитие речи. Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений о природе. | Урок общеметодологической направленности Урок- диспут
| Понимать отличие речи прозаической и стихотворной | ||||||
| Из литературы народов России- 2 ч |
| ||||||||||
| 1 |
|
| Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | Урок общеметодологической направленности Урок-откровение | Представления о Г. Тукае как выдающемся татарском поэте. Факты из биографии поэта. Анализ стихотворения, сравнительный анализ двух стихотворений разных авторов. Рисование собственных иллюстраций к стихотворениям | ||||||
| 2 |
|
| К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа. | Урок общеметодологической направленности Урок-конференция | Факты из биографии поэта. Анализ поэтического текста. Создание презентации из собственных иллюстраций | ||||||
| Из зарубежной литературы -16 ч |
|
|
|
|
| ||||||
| 1 |
|
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Урок «открытия» нового знания Урок- проблемный урок | Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А. Куна и Р.Грейвса; понимать смысл мифов, образ идеального героя; мировосприятие древнего человека; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки | ||||||
| 2 |
|
| Геродот. «Легенда об Арионе» | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа; уметь составлять рассказ о герое | ||||||
| 3 |
|
| Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. | Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, «античная мифология»; истинные и мифические причины Троянской войны понимать значение поэм Гомера. | ||||||
| 4 |
|
| Гомер «Одиссея». Героический эпос Гомера. | Урок «открытия» нового знания Урок- проблемный урок | Знать основное содержание «Одиссеи», уметь давать характеристику героям, анализировать их поступки; | ||||||
| 5 |
|
| Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать понятия «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха | ||||||
| 6 |
|
| Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. | Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное | ||||||
| 7 |
|
| Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Мастерство Сервантеса – романиста. | Урок «открытия» нового знания Урок- проблемный урок | |||||||
| 8 |
|
| И.Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр»; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе , поступок героя; уметь определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого | ||||||
| 9 |
|
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы в новелле. | Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение. | ||||||
| 10 |
|
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами | Урок «открытия» нового знания Урок- проблемный урок | |||||||
| 11 |
|
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки. | ||||||
| 12 |
|
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Урок общеметодологической направленности Урок-путешествие | |||||||
| 13 |
|
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Урок «открытия» нового знания Проблемный урок | |||||||
| 14 |
|
| Развитие речи. Подготовка к сочинению – размышлению. | Урок общеметодологической направленности мультимедиа урок | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью | ||||||
| 15 |
|
| Развитие речи. Сочинение – размышление. | P.P. Урок рефлексии Урок-сочинение | |||||||
| 16 |
|
| Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | Урок развивающего контроля Урок- письменная работа | Знать основные сведения о жизни и творчестве русских писателей и поэтов, содержание и героев их произведений. Уметь высказывать свое мнение о тех или иных произведениях. Давать характеристику героев. Сопоставлять тексты.
| ||||||
| Повторение - 3 ч |
| ||||||||||
| 1 |
|
| Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | Урок развивающего контроля Урок-викторина | Уметь определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения | ||||||
| 2 |
|
| Защита проектов по литературе | Урок развивающего контроля Урок- защита проектов | Знать теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса. Уметь пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. | ||||||
| 3 |
|
| Защита проектов по литературе | Урок развивающего контроля Урок- защита проектов | Знать теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса. Уметь пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. |