«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ БСОШ № 1 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ БСОШ №1 _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература»
6 класс
СОСТАВИТЕЛЬ: Е.С.Галина
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов МБОУ Березовской СОШ №1 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Березовской средней общеобразовательной школы №1, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год.
Место курса «Литература» в учебном плане МБОУ Березовской СОШ №1
Программа учебного предмета «Литература» рассчитана на 447 ч, предусмотренных в учебном плане МБОУ Березовской СОШ №1. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:
в 5 классе — 102 ч,
в 6 классе — 102 ч,
в 7 классе — 68 ч,
в 8 классе — 70 ч,
в 9 классе — 105 ч.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, внеклассного чтения.
Виды деятельности:
– рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
– репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
– продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
– поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Промежуточная аттестация
Достижение планируемых результатов учебного курса «Литература» 6 класс будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации – тест. Будут использованы контрольно-измерительные материалы согласно Приложению 1.
Планируемые предметные результаты освоения программы по литературе в 6 классе
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Устное народное творчество |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; • выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; | • сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература |
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; • сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; • работать с книгой как источником информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; • создавать собственную иллюстрацию изученного текста; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах(работа исследовательского характера, проект). |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 3 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 45 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 28 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 12 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 3 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1ч) |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма | 1 | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч) | | |
2 | Обрядовый фольклор. | 1 | |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | |
4 | Вн.чт. Загадки. | 1 | |
5 | Р.р. русский фольклор | 1 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч) |
6-7 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. | 2 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1ч) |
8 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (45 ч) |
9 | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». | 1 | |
10 | Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни» | 1 | |
11 | И.А. Крылов «Ларчик». Контрольная работа №2 по теме «Басня». | 1 | |
12 | Р.р. Русские басни | 1 | |
13 | Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 | |
14 | А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта | 1 | |
15 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | 1 | |
16 | Тема дороги в лирике А.С. Пушкина «Зимняя дорога» | 1 | |
17 | Р.р. двусложные размеры стиха | 1 | |
18 | А С. Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров | 1 | |
19 | А С. Пушкин «Дубровский». Бунт крестьян | 1 | |
20 | А С. Пушкин «Дубровский». История любви | 1 | |
21 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости | 1 | |
22 | А С. Пушкин «Дубровский». Композиция романа | 1 | |
23 | Р.р. «Моё понимание романа А.С.Пушкина» | 1 | |
24 | Вн.чт. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Сюжет и герои | 1 | |
25 | Вн.чт. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Проблемы и герои | 1 | |
26 | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | |
27 | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | |
28 | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы» Трёхсложные стихотворные размеры(дактиль, амфибрахий, анапест) | 1 | |
29 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова | 1 | |
30 | И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика | 1 | |
31 | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
32 | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
33 | Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
34 | Вн.чт. Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» | 1 | |
35 | Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 | |
36 | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | 1 | |
37 | Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…» | 1 | |
38 | Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | |
39 | Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета и Ф.Тютчева . | 1 | |
40 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | |
41 | Н.А.Некрасов «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции стих-я | 1 | |
42 | Законы стихосложения | 1 | |
43 | Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века. | 1 | |
44 | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. «Левша»: народ и власть. | 1 | |
45 | Язык сказа «Левша». | 1 | |
46 | Р.р. Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша»Н. С. Лескова | 1 | |
47 | А.П.Чехов. Герои рассказа «Толстый и тонкий» | 1 | |
48 | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | |
49 | Вн.чт. А.П. Чехов. Рассказы | 1 | |
50 | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | 1 | |
51 | Е..Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. | 1 | |
52 | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект | 1 | |
53 | Контрольная работа по стих-ям поэтов 19 века. | 1 | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА (26ч) |
54 | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | |
55 | «Чудесный доктор» А.И.Куприна как рождественский рассказ | 1 | |
56 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | |
57 | «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | 1 | |
58 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | |
59-60 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 2 | |
61 | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | |
62 | М.М. Пришвин Философская притча «Кладовая солнца» | 1 | |
63 | Тропа Насти и тропа Митраши | 1 | |
64 | Р. Р. Обучающее сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши | 1 | |
65 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | 1 | |
66 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |
67 | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 1 | |
68 | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». | 1 | |
69 | Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |
70-71 | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 2 | |
72 | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект | 1 | |
73-74 | Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне | 2 | |
75 | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | |
76-77 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | 2 | |
78 | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. | 1 | |
79 | Контрольная работа по стих-ям о природе поэтов 20 века. | 1 | |
| ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ ( 6 ч) | | |
80 | Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». | 1 | |
81 | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | 1 | |
82 | Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | |
83 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | |
84-85 | Р.Р. Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору). | 2 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2ч) |
86 | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 | |
87 | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 | |
88 | Промежуточная аттестация | 1ч | |
МИФЫ НАРОДОВ МИРА. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (4 ч) |
89 | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | |
90 | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | |
91-92 | Геродот. «Легенда об Арионе» | 2 | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (10 ч) |
93-94 | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 2 | |
95 | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 1 | |
96 | Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». | 1 | |
97 | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 | |
98 | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | 1 | |
99-100 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. | 2 | |
101-102 | Итоговый урок. Праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | 2 | |