Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по литературе 6 класса создана на основе нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по литературе (Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089);
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009;
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков; умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, особенности создания художественного образа. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
На уроках литературы в 5-6 классах важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы; в 7-8 классах – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений; в 9 классе подводятся итоги работы за прошедшие годы, происходит знакомство с новыми темами, проблемами и писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая, мемуарная и справочная литература; в 10-11 классах – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков литературы.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в размере 68 часов с учетом 2 часов в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:
Вн. чт.:12 ч.
Развитие речи:6 ч. Классные сочинения: 3
Домашние сочинения: 1
Кроме того, запланирован контрольный урок – «Зачет по литературе ⅩⅩ века».
Характеристика содержания календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе соответствует программе Г.С.Меркина, требованиям стандарта обучения.
Содержание уроков построено на хронологической основе.
Предусмотрены уроки внеклассного чтения для расширения круга чтения, формирования у школьников читательской самостоятельности. Для организации уроков внеклассного чтения используются произведения, рекомендованные для самостоятельного прочтения.
Запланированы уроки по развитию речи, контрольные уроки.
Предусмотрено изучение русской и зарубежной литературы.
Содержание обучения
Введение(1 ч) Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.). |
Из греческой мифологии (3) Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. |
Из устного народного творчества(3 ч) Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. |
Из древнерусской литературы (3 ч) Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. |
Из литературы XVIII века (2 ч) М.В. ЛОМОНОСОВ ( 2 ч.) Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. |
Из литературы XIX века (34 ч) В.А. ЖУКОВСКИЙ (2 ч.). Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. |
А.С. ПУШКИН (10 ч.). Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 ч.). Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок».Многозначность художественного образа. |
Н.В. ГОГОЛЬ (5ч.)Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. В.БОГОМОЛОВ. «Иван», К.ВОРОБЬЕВ. «Немец в валенках»: тема войны, подвига, война глазами детей. (1 ч.) |
И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч.). «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. |
Н.А. НЕКРАСОВ (1 ч. ). Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. |
Л.Н. ТОЛСТОЙ (4 ч.). Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). |
В.Г. КОРОЛЕНКО (2 ч.). Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. |
А.П. ЧЕХОВ (4ч.). Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. |
Из литературы XX века (11 ч.) И.А. БУНИН (1 ч.)Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. |
А.И. КУПРИН (2ч.)Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. |
C.A. ЕСЕНИН (2 ч.)Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. |
М.М. ПРИШВИН (4 ч.) Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. В. ЖЕЛЕЗНИКОВ. «Чучело», В.РАСПУТИН. (1 ч.) «Уроки французского»: тематика, проблематика. |
Н.М. РУБЦОВ (1 ч.)Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. |
Из поэзии о Великой Отечественной войне (5 ч) Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»(1 ч.) |
В.П. АСТАФЬЕВ (3 ч.) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. |
Из зарубежной литературы (6 ч.) Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. |
БРАТЬЯ ГРИММ (1 ч.) Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. |
О. ГЕНРИ (1 ч.) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез. |
ДЖ. ЛОНДОН (1 ч.)Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. |
А.СЕНТ–ЭКЗЮПЕРИ (2 ч.) «Маленький принц»: особенности философской сказки-притчи, идеи добра, образ главного героя.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Важнейшими умениями в 6 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Личностными результатами выпускников основной школыявляются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.ксте. стили екстом, моделирование, раб. со схемами00000000000000000000000000000000000000000000000000000000
Учебно-методическое обеспечение
Меркин Г.С. Литература 6 класс. В двух частях.- М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010 (2008 г.- электронная версия)
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс/ Сост. Е.Н.Зубова. – М.:ВАКО, 2010
Литература. 5-11 классы: нестандартные уроки/авт.-сост. О.М.Реут. – Волгоград: Учитель, 2007
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007
Страхова Л.Л. Литература. Доклады, рефераты, сообщения. 6 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Н.П.Архипова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009
Диск «Большая библиотека художественной литературы»
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://lit.1september.ru
http://ruslit.ioso.ru(кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО)
http://metlit.nm.ru(методика преподавания литературы)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№ п/п уро-ка | № уро-ка в теме | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
Ⅰчетверть = 18 ч. Вн.чт. - 2 ч. Р.р. – 1ч. |
Введение (1 ч.) |
1 | 1 | Книга и её роль в жизни человека. О литературе, читателе и писателе | 1 | | | |
Из греческой мифологии | 3 | | | |
2 | 1 | Мифы о героях. Миф «Пять веков». Художественное определение картины мироздания. | 1 | | | |
3 | 2 | Мифы о героях(«Прометей»). Отражение представлений о героизме. | 1 | | | |
4 | 3 | Мифы о героях ( «Яблоки Гесперид»). Стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | | | |
Из устного народного творчества | 3 | | | |
5 | 1 | Легенда. «Солдат и смерть»:идейно-художественное своеобразие легенды. | 1 | | | |
6 | 2 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»: жанр, идея | 1 | | | |
7 | 3 | Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле. Художественные особенности. | 1 | | | |
Из древнерусской литературы (3 ч.) |
8 | 1 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»: отражение народных идеалов. | 1 | | | |
9 | 2 | «Повесть о разорении Рязани Батыем»: отражение в повести исторических событий | 1 | | | |
10 | 3 | Р.р. «Поучение…» Владимира Мономаха как призыв к милосердию и состраданию. | 1 | | | |
Из литературы ХVIII века (2ч.) |
11 | 1 | М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение позиции ученого и гражданина. Основные мотивы. | 1 | | | |
12 | 2 | Вн.чт. М.В. Ломоносов о значении русского языка. Писатель и Петр Великий. Чтение наизусть | 1 | | | |
Из литературы ХIХ века (34ч.) |
13 | 1 | Вн. чт. В.А.Жуковский. Жанр баллады в творчестве поэта. Анализ баллады «Кубок». | 1 | | | |
14 | 2 | В.А.Жуковский. «Светлана»: тема, художественное своеобразие. | 1 | | | |
15 | 3 | А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творчестве. «Деревня»: композиция; лирический персонаж; контраст | 1 | | | |
16 | 4 | А.С.Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…»: лирика природы, изобразительные средства языка. Элегия. | 1 | | | |
17 | 5 | А.С.Пушкин. Пейзажная лирика. Двусложные размеры стиха. Чтение наизусть | 1 | | | |
18 | 6 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: история создания романа. | 1 | | | |
Ⅱ четверть = 14 ч. Вн. чт. –2 ч. Р.р. - 3 ч. |
19 | 7 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского | 1 | | | |
20 | 8 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Отец и сын Дубровские. Пожар в Кистеневке | 1 | | | |
21 | 9 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. Изображение крестьянского бунта в романе | 1 | | | |
22 | 10 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Маша Троекурова и Дубровский. Роль пейзажа в романе | 1 | | | |
23 | 11 | Р.р. Подготовка к классному сочинению№1 по творчеству А.С.Пушкина | 1 | | | |
24 | 12 | Р.р. Написание классного сочинения №1 | 1 | | | |
25 | 13 | Вн.чт. М.Ю.Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. Анализ стихотворений «Тучи», «Листок» | 1 | | | |
26 | 14 | М.Ю.Лермонтов. «Парус»: идейно-художественное своеобразие стихотворения. Чтение наизусть | 1 | | | |
27 | 15 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: историческая основа повести. Степь как образ Родины в повести. | 1 | | | |
28 | 16 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: подвиг Тараса Бульбы. Изображение казачества в повести. | 1 | | | |
29 | 17 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. | 1 | | | |
30 | 18 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Идейно-художественное своеобразие повести. | 1 | | | |
31 | 19 | Р.р. Классное сочинение № 2 по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | | | |
32 | 20 | Вн.чт. Тема подвига в русской литературе(произведения Богомолова, Воробьева) | 1 | | | |
Ⅲ четверть = 20 ч. Вн. чт. - 4 ч. Р.р. - 1ч. |
33 | 21 | И.С.Тургенев. «В дороге». Тема любви в лирике | 1 | | | |
34 | 22 | Вн.чт. И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Мой любимый рассказ из цикла. | 1 | | | |
35 | 23 | И.С.Тургенев. «Бирюк»: служебный долг и общечеловеческий долг. Образ лесника | 1 | | | |
36 | 24 | Н.А.Некрасов. Тема народного труда и женской доли в лирике поэта. Трехсложные размеры стиха | 1 | | | |
37 | 25 | Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей | 1 | | | |
38 | 26 | Л.Н.Толстой. «Детство»: герои, проблематика повести | 1 | | | |
39 | 27 | Л.Н.Толстой. «Бедные люди». Проблематика рассказа, его внутренняя связь с повестью «Детство». | 1 | | | |
40 | 28 | Р.р. Классное сочинение №3 по творчеству Л.Н.Толстого. | 1 | | | |
41 | 29 | Вн. чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах». Нравственные проблемы рассказа | 1 | | | |
42 | 30 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: система образов. Авторское отношение к героям | 1 | | | |
43 | 31 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: проблематика повести | 1 | | | |
44 | 32 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Тематика рассказа. Приёмы создания характеров | 1 | | | |
45 | 33 | Вн.чт. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова | 1 | | | |
46 | 34 | Зачет по теме «Литература ⅩⅨвека». | 1 | | | |
Из литературы ХХ века ( 11 ч) |
47 | 1 | И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах писателя («Не видно птиц…» ,«Лапти») | 1 | | | |
48 | 2 | А.И.Куприн. «Тапёр»: внутренний мир человека в рассказе | 1 | | | |
49 | 3 | А.И. Куприн. «Белый пудель»: тема, основные образы повести | 1 | | | |
50 | 4 | Вн. чт. С.Есенин. Слово о поэте. Пейзажная лирика в творчестве поэт | 1 | | | |
51 | 5 | С.А.Есенин. Образ одухотворенной природы в лирике поэта («Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано»). Чтение наизусть | 1 | | | |
52 | 6 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»: сюжет и герои, тема и идея сказки-были. | 1 | | | |
Ⅳ четверть = 16 ч. Вн. чт. - 4 ч. Р.р. - 1 ч. |
53 | 7 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»: изображение природы. Смысл названия сказки-были. | 1 | | | |
54 | 8 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»: Настя и Митраша. Размышления о правде | 1 | | | |
55 | 9 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.М.Пришвина | 1 | | | |
56 | 10 | Вн. чт. Мир детства в произведениях ⅩⅩ века(В.Железников, В.Распутин) | 1 | | | |
57 | 11 | Н.Рубцов. Душа, подобная звезде | 1 | | | |
Из поэзии о Великой Отечественной войне (5 ч.) |
58 | 1 | Вн.чт. Поэзия о Великой Отечественной войне(М.В.Исаковский, Д.С.Самойлов, Р.Г. Гамзатов, К.М.Симонов, С.С. Орлов, А.А.Ахматова). Чтение наизусть | 1 | | | |
59 | 2 | Вн. чт. В.П.Астафьев. «Последний поклон»: тема, герои рассказа | 1 | | | |
60 | 3 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: изображение послевоенной жизни | 1 | | | |
61 | 4 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: система образов. | 1 | | | |
62 | 5 | Зачет по теме «Литература ХХ века» | 1 | | | |
Из зарубежной литературы ( 6ч.) |
63 | 1 | «Сказка о Синдбаде-мореходе»: история создания, тематика, проблематика. | 1 | | | |
64 | 2 | Братья Гримм. «Снегурочка»: тематика, проблематика, герои сказки. | 1 | | | |
65 | 3 | О.Генри. «Вождь краснокожих»: дети и взрослые в рассказе | 1 | | | |
66 | 4 | Дж. Лондон. «Северные рассказы», «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге. Сюжет и герои | 1 | | | |
67 | 5 | Вн.чт. А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Основные темы и мотивы сказки | 1 | | | |
68 | 6 | Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению | 1 | | | |