1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе ФГОС, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана школы на 2018-2019уч. год.
При разработке и реализации программы используются:
Программа общеобразовательных учреждений по литературе.5-9кл./Под редакцией В.Я.Коровиной/. М.,Просвещение,2015
Литература.7кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х ч./В.Я.Коровина и др./М.; Просвещение,2017
В учебном плане учреждения на изучение литературы в 7классе выделяется 70 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение -1ч.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество-6ч.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -2ч.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века -2ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века -27ч.
Александр Сергеевич Пушкин . Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века-23ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)
Из литературы народов России-1ч.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-5ч.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос
Итоговый контроль и повторение-3ч.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела. Тема урока. | Количество часов | Дата |
| | | план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | | |
-
| Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Рр№1 Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | | |
-
| Устное народное творчество 6ч.. Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа. | 1 | | |
-
| Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» Рр №2 Устное рецензирование выразительного чтения. | 1 | | |
-
| Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора. ПРОЕКТ«Пословицы и поговорки в рисунках обучающихся» | 1 | | |
-
| Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | | |
-
| Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Былина «Садко». Рр №3 Общечеловеческое и национальное в искусстве ПРОЕКТ «Школа искусств» | 1 | | |
-
| Французский и карело-финский мифологический эпос. ПРОЕКТ «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | 1 | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч | | |
-
| "Поучение" Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Рр №4 Учимся писать поучения. Домашняя творческая работа | 1 | | |
-
| "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2ч | | |
-
| М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», "Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" | 1 | | | |
-
| Г.Р.Державин. Стихотворения-размышления о смысле жизни, о судьбе. | 1 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 27ч |
-
| А.С.Пушкин. Литературный портрет поэта. «Медный всадник» Поэма «Полтава» (отрывок). Рр №5 1 Сопоставительный анализ портретов ПетраI и КарлаXII. ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
-
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва ПРОЕКТ «Моё любимое стихотворение» | 1 | | |
-
| А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов" . Образ летописца. Рр №6 Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре). Цикл «Повести Белкина» («Станционный смотритель») | 1 | | |
-
| Рр №7 Аудиторное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 1 | | |
-
| Вн.чт.№1 «В детях стараюсь разглядеть…» (по рассказу Ю.Яковлева «Багульник») | 1 | | |
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ | | |
-
| М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем | 1 | | |
-
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы ПРОЕКТ «Моё любимое стихотворение» | 1 | | |
-
| Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Патриотический пафос повести. | 1 | | |
-
| Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | 1 | | |
-
| Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Рр №8 Составление анализа эпизода. | 1 | | |
-
| Рр №9 Аудиторная творческая работа «Обращение к друзьям» | 1 | | |
-
| Вн.чт. №2 Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | 1 | | |
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ | | |
-
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа. | 1 | | |
-
| Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношении Рр №10 Лирическая миниатюра | 1 | | |
-
| Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Художественные особенности поэмы Рр №11 Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра ПРОЕКТ «Жёны декабристов» | 1 | | |
-
| Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А.Некрасова за судьбу народа. | 1 | | |
-
| Вн.чт.№3 Любовь и дружба в повести Р.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» | 1 | | |
-
| А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, ИЛИ УРОКИ ЩЕДРИНА | | |
-
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». ПРОЕКТ «Нравственные пороки общества в произведениях» | 1 | | |
-
| Рр№12 Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.Гоголя, И. Тургенева, Н.Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина» | 1 | | |
-
| Вн. чт. №4 Взаимоотношения взрослых и детей в повести Н. Дубова «Беглец» | 1 | | |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ | | |
-
| Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы», «Наталья Саввишна». Взаимоотношения детей и взрослых. Рр№13 Автобиографическое художественное произведение | 1 | | |
-
| «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого. ПРОЕКТ «Я взрослый?» | 1 | | |
СМЕШНОЕ И ГРУСТНОЕ РЯДОМ, ИЛИ УРОКИ ЧЕХОВА | | |
-
| А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
-
| Многогранность комического в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» Рр№14 Сатира и юмор как формы комического | 1 | | |
-
| Вн.чт. №5 Средства юмористической характеристики в рассказах А.П.Чехова «Забыл!», «Размазня». | 1 | | |
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» | | |
-
| Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…» ПРОЕКТ «Проба пера» | 1 | | |
-
| Рр №15 Аудиторное сочинение по лирике В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23ч. | 1 | | |
-
| И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры» ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
-
| Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти» | 1 | | |
МАКСИМ ГОРЬКИЙ | | |
-
| М.Горький. Литературный портрет писателя. Автобиографический характер повести «Детство» ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
-
| Рр №16 Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | 1 | | |
-
| Романтический рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Подвиг во имя людей. ПРОЕКТ «Подвиг в наше время» | 1 | | |
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ | | |
-
| В.В.Маяковский. Литературный портрет поэта. Мысль автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение…». | 1 | | |
-
| Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ПРОЕКТ «Мои любимые животные» | 1 | | |
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ | | |
-
| Л.Н.Андреев. Литературный портрет писателя. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака». Рр №17 Подготовка к домашнему сочинению | 1 | | |
-
| Вн.чт. №6 Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо». Проблема ответственности «за тех, кого приручили» | 1 | | |
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ | | |
-
| А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Главный герой рассказа «Юшка» ПРОЕКТ «Милосердие и сострадание» | 1 | | |
-
| Рр №18 Аудиторная творческая работа по произведениям писателей XX века «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?» | 1 | | |
-
| Вн.чт. №7 Нравственные проблемы в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» ПРОЕКТ «Милосердие и сострадание» | 1 | | |
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК | | |
-
| Б.Л.Пастернак. Литературный портрет. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта. ПРОЕКТ «Моё любимое стихотворение» | 1 | | |
НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ (ОБЗОР) | | |
-
| Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова ПРОЕКТ «История страны - история семьи» | 1 | | |
-
| Вн.чт. №8 Война и дети в повести В.Богомолова «Иван» ПРОЕКТ «История страны - история семьи» | 1 | | |
-
| Ф.А.Абрамов. Литературный портрет писателя. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади». | 1 | | |
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ | | |
-
| Е.И.Носов. Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах «Кукла», «Живое пламя» | 1 | | |
ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ | | |
-
| Ю.П.Казаков. Литературный портрет писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро». ПРОЕКТ «Я и мои друзья» | 1 | | |
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» (ОБЗОР) | | |
-
| Урок-концерт. Родина, родная природа, собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века ПРОЕКТ «Моё любимое стихотворение» | 1 | | |
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ | | |
-
| А.Т.Твардовский. Литературный портрет. Особенности лирики поэта. ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
-
| Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная» | 1 | | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, ИЛИ СМЕХ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО | | |
-
| М.Зощенко. Литературный портрет писателя. Смешное и грустное в рассказе «Беда» ПРОЕКТ «Литературные места России» | 1 | | |
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 1ч | | |
-
| Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни. Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта. | 1 | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4ч. | | |
-
| Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 | | |
-
| Японские хокку (хайку). Особенности жанра ПРОЕКТ «Проба пера» | 1 | | |
-
| Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов» | 1 | | |
-
| Зарубежная фантастика. Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Вн.чт №9 Р. Брэдбери «Всё лето в один день» | 1 | | |
-
| Отечественная фантастика. Вн.чт. №10 А.Беляев «Ариэль». Лиризм прозы | 1 | | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД 3ч | | | |
-
| Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Рекомендации на лето. | 1 | | |
70 | Резервные уроки | 2 | | |