СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной  рабочей программой может пользоваться учитель литературы при составлении календарно - тематического планирования за 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

Протокол № ___от __________

Руководитель МО

______________Дохтова Э. Д.


«_____»_______________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

Хубиева А. В.

______________________

«_____»_______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»

___________Байкулова А.М.

Приказ № ___

«_____»_______________20___г

 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

У чебный предмет: литература

Класс: ___7

Предметная область русский язык и литература

Уровень образованияосновное общее образование

Уровень изучения предмета базовый уровень


Учебный год: 2019 - 2020

Срок реализации программы2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год

Рабочую программу составила: _Копсергенова Феодосия Алиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Год составления – 2019









г. Усть-Джегута

2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)


  1. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Гимназия №4 г.Усть - Джегуты» (ООП ООО) (утверждена приказом от 31.08.2017 пр. № 439.


  1. «О внесении изменений в ООП ООО» (утверждена приказом от 30.08.2019г. приказ № 496.


  1. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от 29.08.2019 №379).


  1. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2017 – 2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253.


9.08.2019 №379

Состав УМК


1.

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

В.Я. Коровина

Литература. 7 класс

Просвещение

2014

2.

Автор

Учебный диск

Издательство

Год издания

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

Фонохрестоматия «Литература. 7 класс»

Просвещение

2014


Цели и задачи обучения литературе в 7в классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.


Целями обучения предмета «Литература» в 7в классе являются

  1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

  3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Основными задачами обучения являются:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

- развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Литература» является приоритетным для формирования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД.


В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Содержание учебного предмета «Литература» способствует дальнейшему формированию ИКТ- компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

1. Фронтальный опрос

2. Индивидуальный опрос

3. Творческие задания

4. Письменный опрос (тесты)

2. Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе — художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность — курс 7 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе

На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68 часов в год.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» на ступени обучения.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» в 7классе отражены в календарно-тематическом планировании.


  1. Содержание учебного предмета на ступень

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов ХХ века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.














































Тематическое планирование




Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. Введение

1

Беседа

Раздел 2. Устное народное творчество

5

Актуализация знаний, беседа

Раздел 3. Древнерусская литература

3

Составление презентаций

Раздел 4. Русская литература XVIII века

2

Чтение, обсуждение.

Раздел 5. Русская литература XIX века

27

Чтение, беседа, систематизация знаний.

Раздел 6. Русская литература XX века

21

Групповая работа, разные виды анализа текста.

Раздел 7. Из литературы народов России

1

Чтение и беседа.

Раздел 8. Зарубежная литература

8

Систематизация знаний.

Итого

68


Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

План


Факт


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1



Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

В. 2 с. 5, рубрика «Обогащаем свою речь»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)

2



Предания как поэтическая автобиография народа.

1

С. 7-10 читать, в.3

3



Былины. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович»

1

с.17-23, .выразительное чтение былины

4



Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко»

1

Стр. 24-36, читать

5



Французский и карело-финский мифологический эпос.

1

Стр. 59, в. 3-5.

6



Пословицы и поговорки.

1

Стр. 67, в. 2 (письменно)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч)

7



«Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы.

1

Стр. 72-73, читать.

8



Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских».

1

Стр. 73-82, пересказ.

9



Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ч)

10



Анализ к/р. Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»

1

Стр. 86-87 , выучить.

11



Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р. Державина.

1

Стр. 90, выучить «Признание»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (27 ч)

12



А.С. Пушкин. Слово о поэте.

1

Стр. 93-96, читать

13



Тема и идея поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок).

1

Выразительное чтение отрывка поэмы

14



«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и ее летописный источник.

1

Стр. 107, в.1,2, найти определение драмы.

15



Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

1

Стр. 111-118, выраз. чтение

16



Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1

Пересказ повести

17



Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин и Минский». Развитие понятия о повести

1

Стр. 134, в. 5(письменно)

18



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Читать «Песня о…», стр. 158, в.1. (письм)

19



Особенности сюжета, нравственная проблематика и жанровое своеобразие «Песни…»

1

Стр. 164, выучить стихотворение

20



Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1

Подготовиться к к/р.

21



Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1


22



Анализ к/р. Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Стр. 170-210, пересказ

23



Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

Дочитать повесть. Написать характеристику Остапа или Андрия

24



Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи.

1

Выразительное чтение отрывка про степь

25



Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Творческое задание с. 237. готовиться к к/р

26



Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1


27



Анализ к/р. Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

1

Стр. 249, в. 2-3. Пересказ.

28



Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

Выразительное чтение стихотворений.

29



Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

1

Стр. 256-271, читать. Ответить на вопросы.

30



Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

1

Выраз. чтение стихотворения.

31



Правда и вымысел в исторических балладах А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Стр. 288, отв. на вопросы.

32



Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил».

1

Готовиться к к/р

33



Контрольная работа №4 по произведениям И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А. К. Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1


34



Анализ к/р. Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство»

1

Прочитать главы из повести «Детство»

35



Л.Н. Толстой «Детство». Главный герой повести и его духовный мир

1


36



Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Стр. 332, в. 1-2.

37



Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»

1

Подготовить выраз. чтение по ролям.

38



Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин

1

Выучить стихотворение на выбор

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч)

39



Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры»

1

Стр. 7-17, пересказать.

40



Вн. чтение. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

1

Прочитать самостоятельно рассказ «Лапти»

41



Автобиографический характер повести М.Горького «Детство».

1

Стр. 23- 57, пересказ

42



М. Горький «Детство», Темные и светлые стороны жизни.

1

Дочитать повесть.

43



М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

1

Стр. 89, в. 1

44



Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

1

Стр. 93-101, пересказ.

45



Стихотворение В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

1

Выучить отрывок из стихотворения

46



Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Выучить стихотворение

47



Друзья и враги главного героя в рассказе А.Платонова «Юшка».

1

Стр. 127-140, пересказ рассказа.

48



Своеобразие картин природы в лирике Б. Л. Пастернака.

1

Выучить любое стихотворение

49



Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского

1

Выучить любое стихотворение

50



Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

1

Стр. 163, тв. задание №2

51



Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»

1

Пересказ рассказа

52



Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

1

Стр.182, в.3.

53



Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Стр.185, в.4 или в.1-3

54



Ю. П. Казаков «Тихое утро».

1

Подготовить пересказ

55



«Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи

1

Стр. 209, в. 1(письм.)

56



Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».

1

Прочитать рассказ «Беда»

57



Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1

Выучить на выбор стихотворение

58



Песни на слова русских поэтов ХХ века.


1

Подготовиться к к/р.

59



Контрольная работа №5 по разделу «Русская литература 20 века»

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРы НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)

60



Анализ к/р. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю»

1

Стр. 240, ответить на вопросы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ч)

61



Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бернса

1

Выучить стихотворение «Честная бедность»

62



Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона.

1

Выучить стихотворение

63



Японские хокку. Особенности жанра

1

Стр. 254, тв. задание №2.

64



Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

1

Подготовить пересказ

65



Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов

1

Стр. 263, в. 1-3.

66



Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы»

1

Подготовить пересказ

67



Вн. чтение. Детективная литература.

1

Подготовиться к к/р.

68



Итоговый контрольный тест

1


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Полухина В.П.


Литература. 7 класс. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы.  

Просвещение

2012


2.Методическая литература:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Н.В. Егорова.

Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.

Вако

2011

2.

Коровина В.Я., Збарский И.С.

Литература: Методические советы: 7 класс.

Просвещение


2013

3. Литература для учащихся


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Коровина В.Я. и др.


Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч.

Просвещение

2014



Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

Вариант 1

1.Продолжите определение

Предание- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите верный вариант ответа

Былины-это…

а)произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях;

б)произведения о природе и животных;

в)произведения о современной науке и технике;

г)произведения фольклора о добре и зле


3.Какие два цикла былин вам известны

________________________________________________________________

4.Из какой былины приведенные ниже строки

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата…

_______________________________________________________________


5. Выберите правильные высказывания

Для былин новгородского цикла характерно:

а)герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;

б)тема торговли и путешествий;

в)герои: Садко, В.Буслаев;

г)тема защиты русских земель;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев


6.Кто является автором произведения «Поучение чадам своим»?

________________________________________________________

7. Какие черты сказки присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Расположите элементы сюжета в правильном порядке

полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба.



Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

  1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:

    1. 1802 – 1841

    2. 1789 – 1828

    3. 1799 – 1837

    4. 1805 – 1840

  2. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:

    1. 1799 – 1837

    2. 1814 – 1841

    3. 1795 – 1829

    4. 1801 - 1845

  3. …Его глаза сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен…


    1. Петр 1

    2. Олег

    3. Карл 12

  1. «Песнь о вещем Олеге» - это:

    1. историческая баллада

    2. литературная баллада

    3. семейная баллада

  2. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:

    1. древнерусские летописи

    2. русские народные сказки

    3. исторические песни

  3. Кого из героев русской литературы называют «маленьким чело­веком»?

    1. ребенка

    2. второстепенный персонаж

    3. человека, не имеющего высокого чина

    4. типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

  4. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

    1. осуждение детей, забывающих своих родителей

    2. изображение жизни «маленького человека»

    3. реалистическое описание почтовой станции

  5. «Песнь о вещем Олеге» является :

    1. самостоятельным литературным произведением

    2. поэтическим пересказом древнего текста

    3. стилизацией фольклорного произведения

  6. Каким предстаёт в «Песне...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?

    1. жестоким, бессердечным властителем

    2. добрым царём-батюшкой

    3. справедливым и мудрым правителем

  7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?

    1. хотел показать свою удаль перед царём

    2. за младших братьев

    3. за честь семьи

    4. за родину

  8. Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».

    1. «Смерть Поэта»

    2. «Тучи»

    3. «Парус»

    4. «Бородино»

  9. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

    1. «Повесть временных лет»

    2. «История государства Российского» Н.М. Карамзина

    3. исторические хроники

  10. Героем, какого произведения А.С. Пушкина является Карл XII?

    1. «Медный всадник»

    2. «Полтава»

    3. «Борис Годунов»

    4. «Песнь о вещем Олеге»

  11. Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье//Тревожило, и враг меня мутил.

    1. «Медный всадник»

    2. «Полтава»

    3. «Борис Годунов»

    4. «Песнь о вещем Олеге»

  12. Куда уходила Алёна Дмитриевна в злополучный вечер?

    1. в лавку

    2. в гости

    3. на свидание

    4. в церковь

  13. Как называется изобразительное средство, использованное «В гранит оделася Нева»?

    1. метафора

    2. антитеза

    3. гипербола

    4. эпитет

  14. За что бился в кулачном бою купец Калашников?

    1. показать удаль царю

    2. за младших братьев

    3. за честь семьи

    4. за родину


Контрольная работа №3 по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»


1. В какой сборник Гоголя входит повесть «Тарас Бульба»?

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

б) «Миргород»;

в) «Арабески».

2. Тема повести:

а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой;

б) история семьи Тараса Бульбы;

в) быт и нравы Запорожской Сечи.

3. Что в повести Гоголь называет «своевольной республикой, откуда разливается воля и

козачество на всю Украйну»?

а) семью Тараса Бульбы;

б) Запорожскую Сечь;

в) Польшу.

4. Жанр произведения:

а) героико-историческая повесть;

б) семейная хроника;

в) фантастическая повесть.

5. Сколько времени удалось погостить дома сыновьям Тараса перед отправкой в

Запорожскую Сечь?

а) одну ночь;

б) одну неделю;

в) один месяц.

6. Кто стоял во главе Запорожской Сечи?

а) куренной атаман;

б) есаул;

в) кошевой атаман.

7. Кто в повести, «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для

бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»?

а) Тарас Бульба;

б) есаул Товкач;

в) Касьян Бовдюг.

8. Кто из сыновей Тараса погиб как народный герой?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Бовдюг.

9. Кто из сыновей Тараса «пропал бесславно, как подлая собака»?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Бовдюг.

10. Сколько раз Тарас обращается к запорожцам со словами: «А что, паны? Есть ли ещё

порох в пороховницах»?

а) один;

б) два;

в) три.

11. В связи с чьей смертью Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и

такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

а) Остапа;

б) Андрия;

в) Тараса.



Контрольная работа №4 по произведениям И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А. К. Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1.Какому писателю принадлежат данные произведения?

1)Н.В.Гоголь А- «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил»

2)И.С.Тургенев Б- «Размышления у парадного подъезда»

3)Н.А.НекрасовВ-«Тарас Бульба»

4)М.Е.Салтыков-Щедрин Г-«Железная дорога»

2. Какой художественный приём использует Н. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»? А) Гипербола, Б) метафора, В) параллелизм, Г) антитеза.

3. Кто из сыновей Тараса погиб как народный герой? А) Остап; Б) Андрий; В) Бовдюг.

4. В связи с чьей смертью Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и

такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

а) Остапа; б) Андрия;в) Тараса.

5. Что в повести Гоголь называет «своевольной республикой, откуда разливается воля и

казачество на всю Украйну»?а) семью Тараса Бульбы б) Запорожскую Сечь в) Польшу.

6.Тема произведения И.С.Тургенева «Бирюк»:

А) жизнь Бирюка  Б) взаимоотношения отца и дочери  В) тяжелая жизнь русских крепостных людей

7. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:

А) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела

Б) испугался мести крестьян

В) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость

8. Что висело на стене в избе лесника?

А) Ружье Б)Икона  В)Сухие грибы  Г)Изорванный тулуп

9. Кульминационная сцена произведения «Бирюк»:А) описание избы лесника

Б) рассказ пойманного мужика о своей жизни В) неожиданный гнев крестьянина

10. Как генералы из сказки Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове?

А) В результате кораблекрушения, Б) с помощью волшебства,

В) по щучьему велению, Г) прилетели на ковре-самолёте.

11. «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил»Чем генералы наградили мужика?

А. Бутылкой пива. Б. Медалью. В. Плетьми. Г. Рюмкой водки и пятаком.

12.Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать. Б. Научиться работать. В. Найти мужика. Г. Поймать зверя.


Контрольная работа №5 по разделу «Русская литература 20 века»


1. Восстановите полные имена следующих писателей и поэтов.

Иван Алексеевич …, … Платонов, Александр Трифонович …, Дмитрий Сергеевич … .

2. Соотнесите названия произведения и авторов.

1. Е. И. Носов А) «Юшка»

2. А. П. Платонов Б) «Тихое утро»

3. Ю. П. Казаков В) «Кукла»

3. Откуда взяты строки? Назовите автора и название произведения.

А) Деточка,

Все мы немного лошади.

Каждый из нас по-своему

Лошадь.

Б) «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости».

4. Почему повесть М. Горького «Детство» названа автобиографической?

А) автор пишет о своих близких,

Б) в повести изображен дом, где жил в детстве писатель,

В) автор описывает своё детство.

5. Е. А. Михеичева считает, что «отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной чёрствости и равнодушию взрослых». Согласны ли Вы с тем, что в отношении к собаке в рассказе Л. Андреева «Кусака» проявляются душевная чёрствость и равнодушие взрослых? Как бы Вы объяснили, почему Лёля оставила собаку?

6. Вспомните рассказ Е. И. Носова «Кукла». В какой связи упоминается в рассказе война?

7. Назовите авторов стихотворений о войне. Какое из стихотворений о войне Вам больше запомнилось и почему?

8. «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию», - сказал А. П. Платонов. Прокомментируйте это высказывание, опираясь на рассказ «Юшка».

9. Подумайте, какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели XX века. Назовите проблемы и произведения.


Итоговый тест по литературе

1. Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

2. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

  1. Тема маленького человека

  2. Тема лишнего человека

  3. Тема богатого человека

  4. Тема интеллигентного человека.


4. Что такое сатира:

  1. Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

  2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

  3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лесзамолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, ктослышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка».

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

  1. Человеческое безразличие

  2. Неуважение к чужому труду

  3. Хулиганское поведение подростков

  4. Хамское отношение между людьми.

8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платоно­ва «Неизвестный цветок»?

а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в) Жить, расти, бороться за счастье жить.

9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а) Описание жизни простого деревенского человека.

б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в) История брошенной куклы.

11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина?

а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»?

а) Восхищение, любование.

б) Презрение, пренебрежение.

в) Сожаление, горечь.

г) Безразличие.

13.Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Притча.

г) Рассказ.

14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в) Пожалел мужика.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта

туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прогля­дывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»


Критерии и нормы оценки оценивания обучающихся

по литературе

Приложение 4.2. Оценивание результатов обучения по литературе


Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

навыки правописания – орфографические и пунктуационные.


Требования к объему сочинений и изложений


Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 классы

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

-

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 - 1

1 – 1,5

1,5 - 2

2 - 3

3 - 4

4-6


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление;

  • вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку.


Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:


Речевые ошибки


К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей);

смешение лексики разных исторических эпох;

употребление штампов;

речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

бедность и однообразие синтаксических конструкций;

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

стилистически неоправданное построение слов;

неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);

неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок, ложит и т.д.).

синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть, сложив руки; хохотала как резаная).

Орфографическая ошибка

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо –«юю» по правилу написано другое


Нормы оценивания сочинений и изложений


Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические


1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические


0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых)

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.


Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).


Оценивание устных ответов учащихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения).


«5»

за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

«4»

за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

«3»

за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

«2»

за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.



Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет __Литература__

Класс_____7 А____

Учитель __Байрамукова М. Б.__



2018- 2019 учебный год



урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано