СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа составлена для учебника Коровиной. Рассчитана на 2 часа в неделю. Соответствут примерной авторской программе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 кл»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Морская средняя общеобразовательная школа им В.А.Дерягина»

городского округа Судак









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8-Б класса

(базовый уровень)



Кобыльченко Татьяна Викторовна, соответствие занимаемой должности








Рассмотрено

на заседании МО учителей филологического цикла

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа

им. В.А.Дерягина» городского округа Судак

Протокол № от « »___ 2018г.


Согласовано

с заместителем директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа

им. В.А.Дерягина» городского округа Судак

___________ А.А. Землюк

Утверждено

Директор МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа

им.В.А.Дерягина»

городского округа Судак

______ И.В. Сметанина

Приказ № _от «__»____2018г.








С. Морское

2018-2019 учебный год






Рабочая программа по литературе состоит из следующих разделов: пояснительная записка,

планируемые предметные результаты освоения учебной программы, содержание учебного

предмета, тематический план и приложение


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:

1. Федеральным Законом «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-

ФЗ;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего

образования от 17декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от

31.12.2015 № 1577);

3.Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике

Крым».

4. Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.

№637-р);

5 .Примерной основной образовательной программы основного общего образования

(протокол от 8 апреля 2015г. №1\5)

6. Авторской программы для общеобразовательных организаций по литературе для 5-9кл.

под ред. Коровиной В. Я.-М.:Просвещение,2016).

7. Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и

литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2917-2018 уч. году

8. Основной образовательной программы основного общего образования5-9 классы в

контексте ФГОС

9. Учебным планом МБОУ«Морская средняя общеобразовательная школа им.

В.А. Дерягина» городского округа Судак на 2017-2018 учебный год;

10. Положением об учебной рабочей программе педагога МБОУ «Морская средняя

общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина» городского округа Судак

11. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложением на

электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:

Просвещение, 2014;

электронные ресурсы:

1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

3.  http://www.openclass.ru/ 

4. http://metlit.nmru


Цели и задачи учебного курса

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований Государственного  образовательного стандарта второго поколения в содержании  календарно- тематического планирования  предполагается реализовать актуальные  в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые  определяют задачи обучения:

  • приобретение  знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому,  от другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научить развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – отображение исторических событий в литературе и их авторское понимание. Особое внимание на уроках литературы будет уделено работе с классическими текстами. Главной целью является формирование культуры речевой деятельности и речевого поведения, что позволяет решать задачи повышения коммуникативной компетентности школьников в процессе обучения.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Поэтому будет продолжено формирование навыков выразительного чтения .Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

Данная программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю. Авторская программа Коровиной рассчитана на 2 часа, 1 час литературы добавлен в соответствии с учебным планом МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак для более детального изучения сложных теоретических понятий по литературоведению.

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год


Планируемые предметные результаты освоения учебной программы

Личностные :

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета, курса


ВВЕДЕНИЕ 1ч

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице ме­телица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики часту­шек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.

Теория литературы. Народная песня, частушка (началь­ные представления). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Нев­ского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышлен­ных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сати­ра на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, по­тому так он и судил»).

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (раз­витие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 4ч

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 41ч

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сати­рик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного догово­ра» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Оте­чественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофе­евич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отноше­нии поэта к истории и исторической теме в литературе.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о по­эзии.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («Исто­рия Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое раз­личие. История пугачевского восстания в художественном про­изведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт — «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь ге­роя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антиге­рой. Значение образа Савельича в романе. Особенности компо­зиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литерату­ры (начальные представления). Роман (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношении к историческим темам и воплощении этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свобод­ный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведе­нии. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Ро­мантический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). «Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-полити­ческая сатира на современные писателю порядки. Ирония писа- теля-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на офици­альные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие пред­ставлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащит­ных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство со­здания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Ху­дожественная деталь (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоре­чие между сословиями и внутри сословий. Контраст как сред­ство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

«Отрочество». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза.

Композиция (развитие представлений). Психологизм художествен­ной литературы (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном сча­стье.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Лю­бовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость глав­ной героини.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (на­чальные представления).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведени­ях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопо­ставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» 5ч

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Сати­рическое изображение исторических событий. Приемы и спосо­бы создания сатирического повествования.

М. Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной стра­ны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литерату­ры. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронто­виками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие по­нятия). Авторские отступления как элемент композиции (началь­ные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни пи­сателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманиз­ма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная пробле­матика рассказа.

СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ 8ч

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е. Виноку­ров. «Москвичи», М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли род­ную хату», Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Белорусский вок­зал», А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др.). Лири­ческая и героическая песни в годы Великой Отечественной вой­ны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств ^переживаний каждого сол­дата-воина.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5ч

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драма­тического произведения.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное уст­ройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «до­машним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отно­шений.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Разделы программы

Кол-во часов

Из них

Внекл.

чтение

Развитие речи

Контрольн.

работы

Введение.

Устное народное творчество.

4






Из древнерусской литературы.

3

1




Из русской литературы ХVIII века

7


1



Из русской литературы XIX века.

63


2(кл.с)

1( дом.с)



Писатели улыбаются

6





Литература ВОВ

13


1(дом.с)

1


Зарубежная литература.

6





Всего часов

102


5

1








Приложение


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов


По плану


По факту

Введение. Устное народное творчество (4ч)

1

Введение. Литература и   история. Историзм   творчества классиков русской ли­тературы




2

Фольклор. Отражение жи­зни   народа в народ­ных песнях. Частушка   как   жанр




3

Предания как истори­ческий   жанр   «О Пугачеве», «О по­корении Сибири Ерма­ком».




4

Особенности содержа­ния и формы народных пре­даний




Из древнерусской литературы (3ч)

5

Житие как жанр древ­нерусской литературы. «Житие   Александра Невского»




6

Художественные особенности воинской повести и жития




7

Вн.чт№1 «Шемякин   суд»   как сатирическое   произ­ведение XVII века.




Из русской литературы 18 века (7ч)

8

Д. И. Фонвизин. Сло­во о писателе. Понятие о классициз­ме.




9

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сатира в пьесе




10

   Про­блема воспитания ис­тинного   гражданина в комедии «Недоросль»




11

Образ главного героя комедии Д. И. Фонвизи­на «Недоросль».




12

Анализ эпизода коме­дии Д. И. Фонвизи­на «Недоросль».




13

Основ­ные правила класси­цизма в драматичес­ком произведении




14

Рр№1 Подготовка к развернутому ответу на один из проблемных вопросов





Из русской литературы 19 века (63ч)

15

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня как жанр




16

И.А.Крылов Басня «Обоз», ее историческая основа.




17

Вн.чт.№2 И. А. Крылов — поэт и мудрец.




18

К. Ф. Рылеев.   Дума   «Смерть Ермака» 




19

К.Ф. Рылеев Образ Ермака. Дума «О покорении     Сибири Ермаком»: сопостави­тельный анализ.




20

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Пушкина



21

А.С.Пушкин Стихотворения «Туча», «19   октября».   Их ос­новные темы и моти­вы




22

А.С.Пушкин К***» («Я помню чуд­ное    мгновенье...»), «Элегия»и др. стихи о любви и дружбе




23

Рр№2 Анализ лирического стихотворения




24

А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора




25

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Герои и их исторические прототипы




26

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.




27

Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич




28

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина




29

Пугачёв и народное восстание в романе




30

Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина




31

«Капитанская дочка».   Историческая правда   и   художест­венный вымысел. Осо­бенности композиции.




32

Подготовка   к   сочи­нению    по    роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»




33

Рр№3 Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»




34

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.   Воп­лощение исторической темы    в   творчестве поэта




35

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».   Сюжет, герои




36

Исповедь героя как композиционный центр поэмы «Мцыри» М. Лермонтова




37

Развитие понятия о романтизме и романтическом герое




38

Роль описаний приро­ды в поэме «Мцыри»




39

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Чтение наизусть отрывка




40

Рр№4 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри»




41

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отно­шение к ис­торической теме в ху­дожественном творче­стве.




42

Н. В. Гоголь. «Реви­зор» как социальная комедия. История создания и первой постановки пьесы




43

Разоблачение пороков чиновничества в пье­се «Ревизор». Приемы сатири­ческого изображения чиновников




44

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление




45

Анализ эпизода пьесы «Сватовство и разоблачение Хлестакова»




46

Речь героев как средство характеристики. Роль ремарок в пьесе «Ревизор»




47

Развитие представлений о ко­медии, сатире и юмо­ре




48

Особенности компози­ционной структуры ко­медии. Роль финала.




49

Подготов­ка к письменному ответу на проблемные вопросы по комедии «Ревизор»




50

Н. В. Гоголь. «Ши­нель». Образ «малень­кого человека» в лите­ратуре




51

Н. В. Гоголь. «Ши­нель». Мечта и реальность в повести.




52

Н. В. Гоголь. «Ши­нель».Роль фантастики в произведении




53

Рр№4 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству Н.В.Гоголя




54

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» Обличение строя, ос­нованного на беспра­вии народа.




55

Рр№5 Средства создания комического в произ­ведении. Ирония, са­тира. Гипербола, гро­теск. Пародия. Эзо­пов язык




56

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравствен­ные   проблемы   рас­сказа «Старый гений».




57

Н.С.Лесков Гуманизм писателя в рассказе «Старый гений».




58

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Образ повествователя  в рассказе «После бала».  Главные герои.




59

Л.Н.Толстой Социаль­но-нравственные про­блемы   в    рассказе «После бала».  




60

Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе «Пос­ле бала». Психоло­гизм рассказа




61

Вн. чт.№3 Л. Толстой «Отрочество»




62

Подготов­ка к письменному ответу на проблемные вопросы по творчеству Л.Толстого




63

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упу­щенном счастье.




64

А.П.Чехов Образ главного героя в рассказе «О любви»




65

А.П.Чехов. Истинное и ложное в человеческих отношениях в рассказе «О любви»




66

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бу­нина-прозаика




67

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравст­венные проблемы рассказа «Куст сирени».




68

Представления о любви и счастье в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле




69

Рр№6 Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна




70

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.




71

Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов




72

А.А.Блок Образ России и её истории в стихотворении «Россия».




73

Анализ лирического произведения. Чтение наизусть




74

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.




75

Понятие о драматической поэме




76

Рр№7 Об­раз Пугачева в фоль­клоре, произведе­ниях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подго­товка к классному сочинению




77

Рр№8 Классное сочинение на тему Об­раз Пугачева в фоль­клоре, произведе­ниях А. С. Пушкина и С. А. Есенина




«Писатели улыбаются» (6ч)

78

И. С. Шмелев. Сло­во о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству




79

М. А. Осоргин. Сло­во о писателе. Соче­тание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»




80

Журнал «Сатирикон».. Са­тирическое изображе­ние исторических со­бытий.




81

Приемы и способы создания исторического повествования




82

Вн.чт.№4 Тэффи. «Жизнь и во­ротник».




83

М. М. Зо­щенко. «История бо­лезни» Смешное и грустное в рассказе





Литература ВОВ (13ч)

84

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэ­ма «Василий Теркин». Картины    фронтовой жизни в поэме.




85

Василий Теркин — за­щитник   родной   стра­ны.   Новаторский   ха­рактер образа Василия Теркина.   




86

Правда    о войне в поэме Твар­довского «Василий Теркин».




87

Вн.чт.№5 А. П. Платонов. Сло­во о писателе. Рассказ «Возвращение». Нравственная пробле­матика и гуманизм рас­сказа




88

Урок-концерт. Боевые подвиги и во­енные будни   в стихах и песнях   русских поэтов




89

В. П. Астафьев. Сло­во   о   писателе. «Фо­тография, на которой меня нет». Отражение военного   времени   в рассказе.     




90

В. П. Астафьев «Фо­тография, на которой меня нет» Картины военного детства, образ главного героя




91

Развитие представлений о герое-повествователе. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос




92

Русские   поэты   о   Ро­дине,   родной   приро­де. (обзор)




93

Поэты русского зарубежья о родине. Мо­тивы   воспоминаний, грусти, надежды




94

Рр№9 Анализ лирического произведения. Чтение наизусть




95

Рр№10 Подготовка к домашнему   сочинению «Великая   Отечествен­ная   война   в   произ­ведениях     писателей XX века»




96

Итоговая контрольная работа за год. Тест





Из зарубежной литературы (6ч)

97

У. Шекспир. Слово о писателе.    «Ромео   и Джульетта».   «Вечные   про­блемы»    в   трагедии Шекспира.   




98

Сонет как форма лирической поэзии




99

Вн.чт.№6 Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Особенности классицизма в комедии




100

Д. Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное уст­ройство и общество.




101

В. Скотт. Слово о пи­сателе. «Айвенго» как исторический роман




102

Литература и история в произведениях, изу­ченных в 8 классе. Итоги года и задание на лето