Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Панеш Б.З. «__»________________2017г. | «Утверждаю» Директор школы __________________ Шичиях Д.Б. «__»_________________2017___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса
учителя русского языка и литературы
Барчо Нафсет Рашидовны
(высшая квалификационная категория)
на 2017-2018 учебный год
(учебник Литетратура 8 . автор В.Я.Коровина в 2-х частях, Просвещение 2015)
Рассмотрено на заседании
методического Совета школы
протокол №_____от «____» _____________2017 г.
Новая Адыгея
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004год), примерной программы основного общего образования по литературе.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон РА от 29.04.2014 № 289 «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О языках Республики Адыгея»;
– Закон МОиН РА от 27.12.2013 № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
– Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
– Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»;
– Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– Приказ МОиН РФ от 29.12.2016 № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
– Приказ МОиН РА от 28.06.2017 № 909 «О новой редакции базисных учебных планов образовательных организаций Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
– Письмо МОиН РА от 28.06.2017 № 4037 «О примерных учебных планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным организациям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу основного общего образования, по формированию учебных планов при переходе на ФГОС ООО»;
– Учебный план МБОУ «СШ № 19» а. Новая Адыгея на 2017/2018 учебный год;
– Годовой учебный график МБОУ «СШ № 19» а. Новая Адыгея на 2017/2018 учебный год.
В 2016-2017 г. на изучение литературы в 8 классе на уровне основного общего образования отводится 68 часов из расчета 2 ч. в неделю (34 учебные недели), что соответствует учебному плану на 2017-2018 учебный год.
Описание УМК
Для учащихся
Коровина В.Я. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8класс. М.: Просвещение,.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, .
Для учителя
1. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение,
2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО,.
3. Еремина О.А., Поурочное планирование по литературе –Издательство «Экзамен», М..
4. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение.
5. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б., Литература, 8 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. Издательство «Учитель», Волгоград,.
Мультимедийные пособия.
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Формы контроля
Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
Сочинение | 4 |
Контрольная работа | 1 |
Тест | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 8 класса ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основное содержание программы
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Для заучивания наизусть:
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок)
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору обучающихся)
Н.В.Гоголь «Ревизор» ( монолог одного из героев на выбор)
Л.Н.Толстой «После бала» (отрывок на выбор)
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (отрывок на выбор)
О родине и родной природе ( 3 стихотворения на выбор)
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во ур-ов | Дата план | Дата факт. | Домашнее задание |
1 | Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. | 1 | | | С.3-4 чит., Лекция на пересказ. Подг. сообщение по темам |
2 | Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни. РНК.И. Машбаш. Литературные сказки | 1 | | | С.5-11, вопросы с.10 Подготовить наизусть песню. |
3 | Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | | | С.11-14, пересказ, вопросы с.14 |
4 | Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 1 | | | С.15-23, С.23 вопросы, в.4 в тетради |
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 1 | | | С.24-31, выразительное чтение |
6 | Литература VIII века. Д.И.Фонвизин Краткая история жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История создания. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме. | 1 | | | С.32-67, пересказ эпизодов, с.67 вопросы |
7 | Д.И.Фонвизин . Проблема воспитания истинного гражданина. Признаки классицизма в комедии РНК. Костанов Д. «Сын двух матерей» | 1 | | | Чтение, пересказ сюжетов. |
8 | Из русской литературы 19 века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | 1 | | | С.68-73, инсценировка басни |
9 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра. | 1 | | | С.74-79, в.1-9 |
10 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 1 | | | Наизусть «К…». С.80-81, вопросы |
11 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани. | 1 | | | С.81-88, лекция, вопросы. Индивид. сообщения. |
12 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем». | 1 | | | С.89-109, выборочный пересказ |
13 | Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав. | 1 | | | Письменный ответ на вопрос «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?» |
14 | Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика | 1 | | | Сообщения: - Роль пейзажа и интерьера в худож. тексте; -Роль эпиграфа в повести. |
15 | Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7 | 1 | | | С.109-137, найти в тексте «зеркальные сцены» |
16 | Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9. | 1 | | | Рассуждения: Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева? Проблема милосердия. Тема русского бунта. С.137-183 |
17 | Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием «благих потрясений». | 1 | | | Рассуждение: «Честь» - как «внутреннее нравственное достоинство человека» или отжившее дворянское понятие? С.191 вопросы |
18 | Р.Р.Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | | | Темы: - Каким я представляю Пугачева после прочтения «Капитанской дочки»? - Рыцарство Петра Гринева. - Нравственная красота Маши Мироновой. |
19 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. | 1 | | | Выборочный пересказ эпизодов. |
20 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь, творчество. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта. | 1 | | | Лекция. С.191-193. Наизусть |
21 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции. | 1 | | | С.193-213, выразительное чтение |
22 | Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы. | 1 | | | Отрывок наизусть. С.213-216, вопросы. В.1 в тетради. |
23 | Р.Р.Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся) | 1 | | | Биография Н.В.Гоголя. С.217-219, сообщения. |
24 | Н.В.Гоголь – писатель - сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. | 1 | | | С.219-300, чтение комедии |
25 | Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. | 1 | | | С.302 в.11,2,7,8. |
26 | Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3) | 1 | | | Инсценировка эпизода (по группам), словесный портрет Хлестакова. |
27 | Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова. | 1 | | | Рассуждение: - Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем? Индивид. задание «Сценическая история комедии «Ревизор». |
28 | Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина. | 1 | | | Выписать из комедии крылатые выражения. Сообщения: - Трактовка образа Хлестакова различными актерами, - Белинский о городничем. |
29 | Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование. | 1 | | | |
30 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества. | 1 | | | Составить вопросы к повести, пересказ эпизодов (устный анализ эпизода) |
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях. | 1 | | | |
32 | Н.С.Лесков «Старый гений», нравственная оценка героев произведения. Отношение автора к России. | | | | С. 14-24, Рассуждение: - Кто виноват в страданиях героини? |
33 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани. | 1 | | | С.25-37, пересказ сюжета, в.1 Индивидуальные сообщения |
34 | Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник. | 1 | | | С.37 в.2-5 |
35 | «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении. | 1 | | | С.37, в.6 развернутый ответ. Подготовка к сочинению |
36 | Р.Р.Сочинение по рассказу «После бала» | 1 | | | Л.Н.Толстой «Отрочество».Чтение, пересказ. |
37 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | 1 | | | С.38-41, выразительное чтение |
38 | Поэзия родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике. РНК.Стихи К.Жанэ (по выбору) | 1 | | | Наизусть по выбору. С.41, вопросы |
39 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | | | С.42-54, в.5 в тетради; индивидуальные сообщения по биографии |
40 | А.П.Чехов. Краткий обзор трилогии «Человек в футляре» | 1 | | | Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов. |
41 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». | 1 | | | С.55-61, пересказ сюжета; вопросы (ответы развернутые). Рассуждение: Почему герой Бунина в финале погибает? |
42 | А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | | | С.62-69, в.2 в тетради (таблица). Рассуждения: Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны? |
43 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» РНК. Керашев Т.М. «Дорога к счастью» | 1 | | | Сообщения по биографии А.Блока |
44 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». | 1 | | | С.102-112, в.5,7 Рассуждение: - Герои Куликовской битвы – в боях за Родину. |
45 | Образ Родины в поэзии А.Блока. РНК. К.Кумпилов (2-3 стихотворения по выбору) | 1 | | | С.111 наизусть, в.6 |
46 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 | | | С.114-121, выраз. чтение по ролям, в.2 (развернутый ответ), наизусть по выбору. |
47 | М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | | | С.122-128, в.1-3, пересказ сюжета |
48 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | | | С.129-138 в.1-5, с.139, в.2 в тетради |
49 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина. | 1 | | | Индивид. задания по вопросам. |
50 | Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М.Зощенко. | 1 | | | С.139-157, пересказ, составить вопросы. Индивид. задания по вариантам |
51 | Сатирическое изображение исторических событий в произведениях Тэффи. М.Зощенко. | | | | С.139-157, пересказ, составить вопросы. Индивид. задания по вариантам |
52 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиция поэмы «Василий Теркин». Теркин- олицетворение национального характера. | 1 | | | С.158-184, в.1-6, С.185 в.1 |
53 | Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа». | 1 | | | Размышления: Картина фронтового быта; сочетание юмора и патетики; С.185 в.2 с.184, наизусть отрывок |
54 | Идейно-художественное своеобразие поэмы Анализ глав «На войне», «О награде». Нравственная оценка героев. | 1 | | | С.185 в.2 с.184, наизусть отрывок |
55 | Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина. | 1 | | | в.13,14-в тетради |
56-57 | Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова,В.Самойлов, М.Джалиль и др.) РНК.Стихи адыгейских поэтов о ВОв. | 2 | | | С.209-219, наизусть по выбору |
58 | А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию. | 1 | | | С.186-209, пересказ сюжета, в.1-3 |
59 | В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. | 1 | | | С.220-236, пересказ эпизодов. Рассуждения: - Роль бабушки в жизни писателя; - Сопоставление с образом бабушки в тв-ве М.Горького. |
60 | Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. РНК. А.Хатков «Дай руку» | 1 | | | С.236 в.2-4, Рассуждение: - Образ учителя |
61 | Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей | 1 | | | С.237-245, выразительное чтение |
62-63 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. | 2 | | | С.237-245, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения |
64 | Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков. | 1 | | | С.250-264, вопросы. Сообщения: - Шекспир – представитель эпохи Возрождения; - Поэтические переводы Шекспира. |
65 | В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения.. | 1 | | | Рассуждения: - Как природа раскрывает чувства героев? - Почему пьесу можно назвать гимном любви? Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать». |
66 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | | | Наизусть сонет (по выбору) |
67 | Ж.-Б.Мольер Особенности произведения «Мещанин во дворянстве» | | | | |
68 | Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман. Итоговый урок. Задание на лето. | 1 | | | С.283-323. вопросы, пересказ эпизодов. Задания в тетради. Индивид. задания. |