Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первоманская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО: «____» ________2018г. Протокол № __________ Руководитель ШМО __________ /____________________ / | Согласовано: «____» ________2018г. Заместитель директора по УВР ______________________ | Утверждено: «____» _________2018г. Приказ №________ _____ Директор школы _____________________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по литературе
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
Составила
Кабанова Т. В.
учитель русского языка
и литературы
высшая категория
2018 год
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, а также на основе нормативных документов: ООП ООО МБОУ «Первоманская СШ», Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 кл), программы по литературе для основной школы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной - 5 –9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение учащимися знаний художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;
развитие навыков устного пересказа; свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
умение давать развёрнутый ответ на вопрос, характеристику героя, отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Формы организации учебных занятий – классно-урочная (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), неурочная (учебное исследование, творческая мастерская, театрализация, индивидуальные занятия, заочная экскурсия, проектная работа).
Формы контроля знаний учащихся: тестирование, сочинения различных жанров, развернутые ответы на вопросы, проекты.
Согласно календарному учебному графику в учебном плане МБОУ «Первоманская СШ» на 2018-2019 учебный год в 8 классе на изучение литературы отведено 68 часов (2 часа в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Полухина В. П., Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение,2015.
Коровина В.Я и др. Литература. 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2015.
Коровина В.Я Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс».
РАЗДЕЛ 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
– осознание российской гражданской идентичности, этнической принадлежности, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владение языком, культурой своего народа; проявление чувства ответственности и долга перед Родиной;
– ответственное отношение к учению; проявление готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
– умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– владение социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
– проявление нравственных чувств и нравственного поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
– проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
– проявление экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
– проявление эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–готовности и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
– участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– осознания эстетической ценности русской литературы;
– оценивания ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявления морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– осуществлять контроль;
– принимать решения в проблемных ситуациях;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– владеть основами саморегуляции;
– осуществлять познавательную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
– вступать в диалог;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные результаты
Введение
Обучающийся научится: осмыслять понятие «художественная литература».
Обучающийся получит возможность научиться: определять характерные черты русской литературы, сформировать интерес к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества.
Устное народное творчество
Обучающийся научится: определять понятия «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, их тематику, роль народной песни в русском фольклоре, «предание», его жанровые особенности.
Обучающийся получит возможность научиться: определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств; объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками.
Из древнерусской литературы
Обучающийся научится: определять понятия «летопись», «житие», «сатирическая повесть».
Обучающийся получит возможность научиться: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией; находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.
Из литературы XVIII века
Обучающийся научится: определять понятия «классицизм»; автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии.
Обучающийся получит возможность научиться: объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии, анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека, объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, анализировать ключевые сцены комедии, отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали).
Из литературы XIX века
Обучающийся научится: определять понятия «романтизм», «реализм»; факты жизни и творчества автора; осмыслять историю создания изучаемых произведений; творческую историю произведений; соотнесённость в произведении исторической правды и художественного вымысла; исторические события, отражённые в произведении; тему и идею произведения, черты романтизма или реализма как литературного направления; особенности жанра, идейно-художественное своеобразие произведения, нравственную проблематику произведения; смысл эпиграфов; особенности жизненной философии героя, духовный мир, мысли и чувства героя; способы и средства раскрытия образа главного героя; замысел автора.
Обучающийся получит возможность научиться: находить и объяснять приметы жанра произведения в его композиции, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения; определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка.
Из русской литературы XX века
Обучающийся научится: выявлять основные тенденции развития русской литературы 20 века; автора, факты его жизни и творческой деятельности; содержание, сюжет, смысл конфликта произведения, его художественную идею, историю создания произведения, героев. Основные тенденции развития русской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет; жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения; авторский замысел.
Обучающийся получит возможность научиться: определять тему произведения, оценивать особенности авторского стиля; объяснять роль пейзажа в произведении, его связь с настроением героев; сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему; давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора; находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы, объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте; определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками, определять реальное и фантастическое в произведении; объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время; написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор.
Из зарубежной литературы
Обучающийся научится: осмыслять факты биографии и творческой деятельности автора в контексте с исторической эпохой; проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений; обстановку, в которой разыгрывается действие произведения; особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств); смысл сюжетной линии в композиции произведения, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов.
Обучающийся получит возможность научиться: объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи произведения; определять темы прочитанных произведений, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; определять приемы создания комических ситуаций, их роль в произведении; объяснять конфликт произведения; составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина; строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка; делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях.
РАЗДЕЛ 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество уроков развития речи | Количество проектов | Формы организации учебных занятий |
Урочная | Неурочная |
1 | Введение | 1 | | | | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 2 | | | | 1 | 1 |
3 | Древнерусская литература | 2 | | | | 2 | |
4 | Русская литература XVIII века | 6 | | 2 | | 5 | 1 |
5 | Русская литература XIX века | 30 | 2 | 3 | 1 | 25 | 5 |
6 | Русская литература XX века | 21 | 2 | 3 | 2 | 15 | 6 |
7 | Зарубежная литература | 5 | | | | 4 | 1 |
8 | Итоговый урок | 1 | | | | | 1 |
| Итого | 68 | 4 | 8 | 3 | 53 | 15 |
.
РАЗДЕЛ 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Неурочная форма организации учебных занятий |
| Раздел 1 | Введение – 1 час | | |
1 | | Литература и история | Работа с учебником. Выявление связи истории и литературы. Выявление понятия «Художественный образ» | |
| Раздел 2 | Устное народное творчество - 2часа | | |
2 | | Отражение жизни народа в народных песнях. | Выявление особенностей художественной формы фольклорных произведений. Анализ лирических песен и частушки. Выразительное исполнение частушек и песен. | |
3 | | Предания как жанр русской народной прозы. | Повторение понятия «предание», использование этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями преданий – государственными деятелями. Выявление особенностей содержания и художественной формы преданий. Анализ текста. Устные ответы на вопросы, пересказ содержания. | Творческая мастерская. Составить предание о государственном деятеле 20 века. |
| Раздел 3 | Древнерусская литература -2часа | | |
4 | | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. | Знакомство со статьей учебника. Работа со словарем литературных терминов. Выявление особенностей содержания и формы воинской повести и жития. Анализ текста | |
5 | | «Шемякин суд» как сатирическое произведение17 века. | Анализ текста, иллюстраций к тексту, сопоставление сцен произведения и иллюстрации. Выразительное чтение отрывков | |
| Раздел 4 | Русская литература XVIII века – 6 часов | | |
6 | | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. | Знакомство с основными фактами биографии и творчества писателя, анализ статьи Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин», повторение понятия «драма», «реплика», «ремарка», составление речевых характеристик персонажей. Чтение по ролям, анализ содержания сцен. | |
7 | | РР. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Обучение анализу эпизода драматического произведения | |
8 | | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | Обучение написанию сочинения на литературную тему. Подбор материала для сочинения, подготовка плана сочинения. Письменные ответы на вопросы. Словарная работа. | |
9 | | И.А.Крылов. Слово о поэте. | Закрепление знаний о биографии и основных моментах творчества И.А. Крылова. Закрепление представления о жанровом своеобразии, композиции басен, понятии «морали басни» Анализ текстов, выразительное чтение по ролям. Выявление сатирического изображения в баснях человеческих и общественных пороков. | |
10 | | И.А.Крылов – поэт и мудрец | Представление своих проектов при помощи компьютерных презентаций. Выразительное чтение выбранных басен, их анализ. | Учебное исследование «И.А.Крылов – поэт и мудрец» |
11 | | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. | Знакомство с основными фактами биографии и творчества писателя, Знакомство с характерными жанровыми особенностями думы. Знакомство с исторической основой думы «Смерть Ермака» Прослушивание аудиозаписи. Выразительное чтение думы, её анализ, ответы на вопросы. | |
| Раздел 5 | Русская литература XIX века - 30часов | | |
12 | | А.С.Пушкин. Слово о поэте. | Закрепление знаний о биографии и основных моментах творчества поэта. Составление представления об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе. | |
13 | | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | Обобщение знания об исторической теме в творчестве А.С. Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах). Выразительное чтение отрывков из «Полтавы», их анализ. Ответы на вопросы. | |
14 | | А.С.Пушкин. «История Пугачева». | Составление представления о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Повторение понятия «сопоставительная характеристика» | |
15 | | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. | Знакомство с историей создания произведения и сравнение героев повести с их историческими прототипами, представление индивидуальных сообщений о прототипах произведения «Капитанская дочка» | |
16 | | Гринев: жизненный путь героя. | Обучение устному рассказу. Составление сравнительной характеристики героев. Ответы на вопросы. Анализ эпизодов. | |
17 | | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Составление характеристики героини, членов ее семьи. Выяснение характерных черт Маши Мироновой как нравственного идеала А.С. Пушкина. Ответы на вопросы. Анализ эпизодов. | |
18 | | Пугачев и народное восстание. | Сравнение описания пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Выводы об авторской оценке народного восстания. | |
19 | | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». | Ответы на вопросы, сотрудничество в группах, представление выводов, оценка ответов одноклассников | |
20 | | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Анализ эпизодов. Изучение системы образов персонажей, особенностей композиции повести, образа Петербурга. Выразительное чтение, воспроизведение монологических высказываний | Учебное исследование: экранизации и театральные постановки «Пиковой дамы» |
21 | | Контрольная работа по творчеству Пушкина | Ответы на вопросы тестов. | |
22 | | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. | Знакомство с основными сведениями из биографии писателя. Обобщение знаний о месте исторической темы в творчестве Лермонтова | |
23 | | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри - романтический герой | Совершенствование умения характеризовать романтического героя. Выразительное чтение, выполнение эйдос-конспекта. | |
24 | | Композиция поэмы «Мцыри». | Развитие представления о жанре поэмы, изучение особенностей композиции поэмы. Выяснение роли описания природы в поэме. Анализ отрывков, выразительное чтение наизусть. | |
25 | | РР. Подготовка к написанию сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Обучение написанию сочинения на литературную тему. Подбор материала для сочинения, подготовка плана сочинения, подбор цитат. Письменный ответ на вопросы. Словарная работа. | Творческая мастерская |
26 | | РР. Написание сочинения по поэме «Мцыри» | Написание сочинение. Редактирование текста. Проверка ошибок. | |
27 | | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. | Работа с учебником. Знакомство с отдельными страницами биографии писателя, составление представления об исторической теме в творчестве писателя. | |
28 | | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. | Развитие понятия «социальная комедия», знакомство с историей создания комедии. Работа с книгой и дополнительными сообщениями. | |
29 | | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе | Развитие представления о сатире и юморе, составление представления о приемах сатирического изображения чиновников. Анализ эпизодов. Чтение по ролям | |
30 | | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | Знакомство с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина». Развитие представления о сатире и юморе, составление представления о приемах сатирического изображения Анализ эпизодов. Чтение по ролям | |
31 | | Особенности композиционной структуры комедии. | Выявление особенностей композиции комедии. Выявление роли немой сцены. Обучение написанию сочинения на литературную тему. Подбор материала для сочинения, подготовка плана сочинения, подбор цитат. | |
32 | | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в произведении | Обобщение и развитие понятия образ «маленького человека» Анализ эпизодов. Усовершенствование умения характеризовать героя. | Учебное исследование «Маленький человек» в литературе» |
33 | | Мечта и реальность в повести «Шинель». | Анализ эпизодов. Усовершенствование умения характеризовать обстоятельства, место фантастического в повести, составление представления об образе Петербурга | |
34 | | М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. | Знакомство с биографией писателя, выводы о средствах создания комического в произведении. Повторение понятий: сатира, аллегория, фантастика, эзопов язык. Выявление парадоксов в народной жизни, рассуждение о сильных и слабых сторонах народного характера. Выборочное чтение. | |
35 | | РР. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | Совершенствование умения анализировать эпизод. Обучение написанию сочинения на литературную тему. Подбор материала для сочинения, подготовка плана сочинения, цитат. Письменный ответ на вопросы. Словарная работа. | |
36 | | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | Ответы на вопросы тестов. | |
37 | | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Знакомство с биографией писателя. Развитие понятия о жанре рассказа. Составление представления о художественной детали как средстве создания художественного образа. Выразительное чтение, анализ эпизодов, ответы на вопросы, рассуждение о нравственных проблемах в рассказе. | |
38 | | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Проблематика в рассказе «После бала». | Знакомство с биографией писателя, чтение рассказа, анализ проблематики рассказа и образа автора. Развитие понятия «антитеза», приём контраста, формулирование темы, идеи, проблематики произведения, сопоставление эпизодов. Размышление над прочитанным. | Индивидуальное занятие. Создание эйдос-конспекта по произведению «После бала» |
39 | | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». | Знакомство с понятием «психологизм». Анализ эпизодов рассказа. Усовершенствование умения выявлять особенности композиции рассказа, умения устного рисования. Рассуждение о психологизме рассказа, анализ ответов одноклассников. | |
40 | | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | Анализ эпизодов рассказа. Рассуждение о прочитанном, диалог. Выявление нравственных проблем рассказа. | |
41 | | Проект «Родная природа в творчестве поэтов 19 века» | Представление своих проектов. Выразительное чтение стихов наизусть, рассказ об истории создания стихов. Анализ и оценка работы одноклассников. | Проект |
| Раздел 6 | Русская литература XX века - 21час | | |
42 | | А.П.Чехов. Слово о писателе. Психологизм рассказа «О любви» | Расширение знания биографии писателя. Повторение понятия «трилогия». Выводы о психологизме рассказа. | |
43 | | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | Расширение знания биографии писателя. Усовершенствование умения выявлять проблематику рассказа. Рассуждение о высоком предназначении любви в жизни человека, об отрицательном нравственном аспекте суицида. | Проект «Ради любви…!» О подвигах ради любви в жизни и в литературе. |
44 | | А.И.Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени». | Расширение знания биографии писателя. Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику рассказа, развитие понятия фабулы и сюжета. | |
45 | | РР. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | Знакомство с приемами урока – диспута. Подготовка к спору. Рассуждение по теме диспута, адекватное восприятие высказываний оппонентов, грамотное возражение им. Выводы. Письменный ответ на вопросы. Словарная работа. | Диспут |
46 | | А.А.Блока. «Россия». Образ России и её истории. | Расширение знания биографии писателя. Рассуждение об образе России в стихотворении «Россия» Усовершенствование умения выразительного чтения | Учебное исследование «Россия в творчестве разных поэтов» |
47 | | С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | Расширение знания биографии писателя. Развитие понятия о драматической поэме. Усовершенствование умения выразительного чтения. Работа с учебником. Ответы на вопросы. | |
48 | | Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре и в литературе | Воспроизведение индивидуальных сообщений, работа в группах. Демонстрация сформированности интеллектуальных общеучебных умений. | Конференция |
49 | | РР. Подготовка к сочинению. «Образ Пугачева в фольклоре и в литературе. | Обучение написанию сочинения на литературную тему. Подбор материала для сочинения, подготовка плана. | |
50 | | И.С.Шмелев. Слово о писателе. | Знакомство с биографией писателя. Работа с учебником, чтение и анализ эпизодов из рассказа. Повторение понятия «автобиографичность, дневниковые записи», работа с новыми словами. | |
51 | | М.А.Осоргин. Реальность и фантастика в рассказе «Пенсне» | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование навыка выборочного чтения по проблемному вопросу. Повторение понятия «метафора и олицетворение» и подбор примеров из текста. Усовершенствование знаний о жанре фантастического рассказа и рассказа с фантастическими элементами. | |
52 | | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом». | Воспроизведение «коллекции» сатирических журналов 19-20 вв. Усовершенствование знаний о видах комического. Работа с учебником, ответы на вопросы. | |
53 | | Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | Ответы на вопросы тестов. | |
54 | | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». История создания. | Знакомство с биографией поэта. Усовершенствование навыка анализа поэтического текста, работа с учебником, воспроизведение индивидуальных сообщений. | |
55 | | Василий Теркин – защитник родной страны. | Работа с главами текста. Обучение устному рассказу, выразительное чтение. Усовершенствование умения характеризовать героя. Выяснение, в чем новаторство характера образа Василия Теркина. | |
56 | | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Усовершенствование навыка анализа композиции поэмы. Выразительное чтение выбранных фрагментов. Анализ языка поэмы. Выяснение смысла использования просторечий в поэме. | |
57 | | А.А.Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Знакомство с биографией поэта, работа с текстом. Ответы на вопросы. Просмотр отрывков из фильма, сравнение фильма и произведения. | |
58 | | РР. Конкурс чтецов. Стихи песни о Великой Отечественной войне | Выразительное чтение наизусть, представление иллюстраций к стихам. Оценивание выступления одноклассников | Конкурс |
59 | | В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Знакомство с биографией писателя. Работа с главами текста. Усовершенствование навыка анализа проблематики рассказа. Повторение понятия «автобиографические произведения» | |
60 | | Великая Отечественная война в литературе 20 века | Пересказ произведений о Великой Отечественной войне в прозе, прочитанных дома, работа с художественными текстами. Обмен впечатлениями, Просмотр отрывков из фильмов без звука, озвучивание их. | |
61 | | Проект «Русские поэты и поэты русского зарубежья о Родине, родной природе». | Представление проектов различными способами. Выразительное чтение стихов наизусть. Оценивание презентаций одноклассников. Выводы. | Проектная работа |
62 | | Контрольная работа за год | | |
| Раздел 7 | Зарубежная литература - 5часов | | |
63 | | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | Знакомство с биографией писателя. Усовершенствование знаний о драматическом произведении. Развитие представления о конфликте как основе сюжета. Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику. | Творческая мастерская – выразительное чтение трагедии по ролям |
64 | | Сонеты У.Шекспира. | Формирование знания о сонете как лирической форме. Выразительное чтение сонетов Шекспира. Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику произведений. Работа со словарем литературных терминов | |
65 | | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и буржуа. | Знакомство со страницами биографии писателя. Усовершенствование знаний о драматическом произведении, о роли комического в драматургии. Развитие понятия о классицизме, о сатирическом, Выводы об общечеловеческом звучании комедии. Выразительное чтение по ролям, анализ текста | |
66 | | Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство | Знакомство со страницами биографии писателя. Усовершенствование знаний о сатирическом произведении. Усовершенствование знаний о жанре фантастического произведения. Усовершенствование умений выявлять нравственную проблематику произведений | |
67 | | В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман | Знакомство со страницами биографии писателя. Усовершенствование знаний о рыцарском романе. Усовершенствование знаний о жанре исторического, рыцарского романа. Выразительное чтение отрывков. Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику произведения. | |
| Раздел 8 | Итоговый урок -1 час | | |
68 | | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | Обобщение и систематизация знаний. Работа по группам, ответы на вопросы, оценивание своей работы и работы одноклассников. | Игра-квест |
Раздел 5
ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | наличие |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
| Стандарт основного общего образования по литературе (базовый уровень) | Д |
| Примерная программа основного общего образования (базовый уровень) по литературе | Д |
| Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под ред. Коровиной В.Я.- М.: Просвещение, 2011 | Д |
| Коровина В.Я. и др. Литература 8 класс. Учебник.– М.: Просвещение,2015. | К |
| Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы. | Д |
| Дидактические материалы по всему курсу литературы -Коровина В.Я и др. Литература. 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2015. -Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидакт. материалы по литературе: 8 класс. — М. Просвещение, 2008. - Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразов. организаций — М.: Просвещение, 2016. | Ф |
| Методические пособия по литературе для учителя: -Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразов. организаций. – М.: Просвещение, 2014. -Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии под ред. В.Я.Коровиной. 8 класс.- М.: Изд-во ВАКО, 2016. -Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику Коровиной В.Я.и др.«Литература. 8 класс» - М.: Изд-во «Экзамен», 2015. - Турьянская Б. И. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: Изд-во «Русское слово — РС», 2011. | Д |
| Справочно-энциклопедическая литература Словарь литературоведческих терминов Словарь юного литературоведа CD-R Энциклопедия русской литературы CD-R Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия | Д |
2 | Печатные пособия | |
| Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы | Д/Ф |
| Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д |
3 | Информационно-коммуникативные средства | |
| - CD-R. Энциклопедия русской литературы. - CD-R. Классики русской литературы.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт». - CD-R. Писатели России.- Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт». - CD-R Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) - Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Интернет-ресурсы: Библиотеки: -Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru - Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru - Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info - Сервер «Литература» (объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал «Словесность» - http://www.litera.ru - http://litera.edu.ru - Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru -Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре -http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Электронные наглядные пособия: - Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm - Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/ - Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/ | Д Д/Ф |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
| Видеофильмы: - «Капитанская дочка» - «Пиковая дама» - «Ревизор» - «Ромео и Джульетта» | Д |
| Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д |
| Слайды (презентации) по литературе (биографии писателей) | Д |
5 | Технические средства обучения | |
| АРМ учителя: | Д |
| Средства телекоммуникации (Интернет) | Д |