УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЯБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей МКОУ «Зябинская СОШ» Протокол № _____ от «____» _______ 20___г. Руководитель ШМО ________М.Ю. Демьянова | СОГЛАСОВАНО Заседание ШМС МКОУ «Зябинская СОШ» Протокол № _____ от «____» _______ 20__ г. Зам. директора по УР ________Н.П. Димитриева | УТВЕРЖДАЮ Приказ № _____ от «___»__________20___г. Директор МКОУ «Зябинская СОШ» МО «Братский район» ________М.А. Лоншакова |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для обучающихся 8 класса
Предметная область «Русский язык и литература»
Разработала:
Киселева А.Н., учитель русского языка и литературы
2018 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 8 классов составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ «Зябинская СОШ». ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России; Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
(Универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД
Умение индивидуально при сопровождении учителя: определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение - работа с текстом: умение находить опорные слова, составлять план, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно популярный); совместно с педагогами сверстниками критически оценивать содержание и форму текста. Развитие умения применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. (прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение индивидуально осознанно при сопровождении учителя использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Умение индивидуально при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения;
выявлять особенности композиции, основной конфликт;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (житие, народная песня, воинская повесть, летопись, комедия, поэма, повесть);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
вести учебные дискуссии по поставленным проблемным вопросам;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, литературно-творческой работы;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать со специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, системой поиска в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться :
работать в важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
анализировать историко-культурный подход в литературоведении;
различать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
научится анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
научится анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русская литература и история.
Устное народное творчество
Исторические и лирические песни как жанр литературы. Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Из древнерусской литературы
«Житие Александра Невского». «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
Из русской литературы XVIII века.
Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.
Из литературы XIX века.
Любовная лирика А.С. Пушкина. Тема «дружества святого" в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча». Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. «Капитанская дочка» как историческая повесть. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина. Тема «русского бунта» и образ Пугачёва. «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинский прозы. Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия, сатирическая направленность произведения. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. «Шинель» - одна из петербургских повестей, её гуманистический смысл. Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Из русской литературы XX века.
И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Певец света –М. Горький. С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему. И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне». Рубрика «Писатели улыбаются». Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи и М. Зощенко. А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Стихи и песни о Великой Отечественной войне. В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №». Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии». Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | № по теме | Тема урока | Количество часов |
1.Введение (1ч.) | 1 |
1 | 1 | Русская литература и история | 1 |
2.Устное народное творчество | 3 |
2 | 1 | Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» | 1 |
3 | 2 | Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, тёмная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метёт…» | 1 |
4 | 3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 |
3. Из древнерусской литературы | 2 |
5 | 1 | «Житие Александра Невского» | 1 |
6 | 2 | Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века | 1 |
4. Из русской литературы XVӀӀӀ века | 4 |
7 | 1 | Д. И. Фонвизин и его время. | 1 |
| | Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии | |
8 | 2 | Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума | 1 |
9 | 3 | Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? | 1 |
10 | 4 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 |
5.Из русской литературы XӀX века | 30 |
11 | 1 | Тестирование за 1 четверть | 1 |
12 | 2 | Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») | 1 |
13 | 3 | Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча» | 1 |
14 | 4 | Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина | 1 |
15 | 5 | Формирование характера Петра Гринёва | 1 |
16 | 6 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
17 | 7 | Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина | 1 |
18 | 8 | Тема «русского бунта» и образ Пугачёва | 1 |
19 | 9 | «Капитанская дочка»- поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в повести. | 1 |
20 | 10 | Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинский прозы | 1 |
21 | 11 | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы | 1 |
22 | 12 | Работа с текстом повести «Пиковая дама» | 1 |
23 | 13 | Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» | 1 |
24 | 14 | Судьба свободолюбивой личности в поэме | 1 |
25 | 15 | Тестирование за 2 четверть | 1 |
26 | 16 | Р/р. Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова - «Мцыри» | 1 |
27 | 17 | Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки | 1 |
28 | 18 | «Ревизор» как социальная комедия | 1 |
29 | 19 | Хлестаков и хлестаковщина. Итоговый тест | 1 |
30 | 20 | Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения | 1 |
31 | 21 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии | 1 |
32 | 22 | Урок контроля по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 |
33 | 23 | «Шинель» - одна из петербургских повестей | 1 |
34 | 24 | Гуманистический смысл повести «Шинель» | 1 |
35 | 25 | Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 |
36 | 26 | Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа. «После бала» | 1 |
37 | 27 | Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении | 1 |
38 | 28 | Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 1 |
39 | 29 | Р/р. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет | 1 |
40 | 30 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 |
6.Из русской литературы XX века | 19 |
41 | 1 | И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | 1 |
42 | 2 | А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст | 1 |
43 | 3 | С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 |
44 | 4 | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. | 1 |
45 | 5 | И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» | 1 |
46 | 6 | Урок внеклассного чтения. М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» | 1 |
47 | 7 | Тестирование за 3 четверть | 1 |
48 | 8 | Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни». | 1 |
49 | 9 | А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 |
50 | 10 | Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов | 1 |
51 | 11 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме | 1 |
52 | 12 | Урок внеклассного чтения. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 |
53 | 13 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 |
54 | 14 | В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
55 | 15 | Р/р. Подготовка к написанию отзыва | 1 |
56 | 16 | Р/р. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне | 1 |
57 | 17 | Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» | 1 |
58 | 18 | Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…») | 1 |
59 | 19 | Тестирование за 4 четверть | 1 |
7. Из зарубежной литературы | 9 |
60 | 1 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 |
61 | 2 | Конфликт любви и семейной вражды в произведении «Ромэо и Джульетта» | 1 |
62 | 3 | У. Шекспир. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) | 1 |
63 | 4 | Работа с текстами сонетов. Анализ. | 1 |
64 | 5 | Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». | 1 |
65 | 6 | Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения | 1 |
66 | 7 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 |
67 | 8 | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман. | 1 |
68 | 9 | Викторина по итогам года | 1 |