СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 8 класс (В.Коровин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы и УМК В. Коровина Предназначена для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс (В.Коровин)»

13

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе:

• федерального государственного стандарта основного общего образования;

• примерной программы основного общего образования;

• авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);

• учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017 г.;

• Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы:

поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;

обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности, осмысления литературы как словесного вида искусства, освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;

сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора; развитие функциональной грамотности.

Согласно учебному плану школы на 2018-2019 учебный год на изучение литературы в 8 классе отводится 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю.

Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:

Вн. чт.: 9 ч.

Развитие речи: 8 ч. Классные сочинения: 2

Домашние сочинения: 3



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Личностные УУД:

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.






































Содержание учебного предмета

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.

Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Оте чественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений)

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).





Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во

часов

1



Введение

1

2



Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы ⅩⅧ века

3

5

Из русской литературы ⅩⅨвека,

в том числе:

  • Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

34


1

6

Из русской литературы ⅩⅩвека,

в том числе:

  • Писатели улыбаются

  • Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

  • Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

20


3

2


2

7

Из зарубежной литературы

4

8

Подведение итогов

2


Итого

68




























Календарно-тематическое планирование


п/п

урока в теме

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.



четверть = 16 ч. Вн.чт. - 1 ч. Р.р. – 1 ч.






Введение

1



1

1

Русская литература и история

1





Устное народное творчество

2



2

1

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

1



3

2

Предания как исторический жанр русской народной

прозы. Чтение наизусть

1





Древнерусская литература

2



4

1

Житийная литература. «Житие Александра Невского» (фрагменты): идейно-художественные особенности воинской повести и жития

1



5

2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение

XVII века

1





Из русской литературы ⅩⅧ века

3



6

1

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

1



7

2

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1



8

3

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству Д.И.Фонвизина)

1





Из русской литературы ⅩⅨ века

34



9

1

И. А. Крылов. «Обоз» — басня о войне 1812 года

1



10

2

К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое

произведение

1



11

3

Вн. чт. А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки)

1



12

4

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

1



13

5

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного

героя

1



14

6

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов

романа

1



15

7

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Маши Мироновой. Женские образы в романе

1



16

8

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Пугачева и его окружение. Чтение наизусть






четверть = 14 ч. Вн. чт. – 1 ч. Р.р. - 3 ч.




17

9

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: идейно-художественное своеобразие романа




18

10

Р.р. Классное сочинение №1 ( по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)




19

11

А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча»: темы и мотивы, особенности поэтической формы

1



20

12

Вн. чт. А.С.Пушкин: тема любви в лирике поэта

1



21

13

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

1



22

14

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического

героя. Чтение наизусть

1



23

15

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы

1



24

16

Р.р. Классное сочинению №2 (по творчеству М. Ю. Лермонтова)

1



25

17

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая

комедия

1



26

18

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Чтение наизусть

1



27

19

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Приемы сатирического изображения в комедии

1



28

20

Контрольная работа за первое полугодие

1



29

21

Н. В. Гоголь. «Ревизор»: Хлестаков и хлестаковщина

1



30

22

Р.р. Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. Подготовка к домашнему сочинению №2 (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

1





четверть = 20 ч. Вн. чт. - 2 ч. Р.р. - 2 ч.




31

23

Н. В. Гоголь. «Шинель»: тема «маленького человека»

1



32

24

Н. В. Гоголь. «Шинель»: образ Петербурга

1



33

25

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

1



34

26

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(отрывок): сюжет и герои

1



35

27

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(отрывок): средства создания комического

1



36

28

Н. С. Лесков. «Старый гений»: поэтика, сюжет и нравственная проблематика рассказа

1



37

29

Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои. Чтение наизусть

1



38

30

Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

1



39

31

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №3 (по творчеству Л.Н.Толстого)

1



40

32

Вн. чт. Е.В. Мурашова. «Гвардия тревоги»: нравственная проблематика повести

1





Поэзия родной природы

в русской литературе XIX века (обзор)

1



41

33

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

1



42

34

А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье

1





Произведения русских писателей ⅩⅩ века

20



43

1

И. А. Бунин. «Кавказ»: тема любви

1



44

2

А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой

любви

1



45

3

Р.р. Защита проекта (мультимедийной презентации) по теме «Лики любви в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна»

1



46

4

А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история

и современность

1



47

5

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую

тему. Образ Емельяна Пугачёва

1



48

6

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству

1



49

7

Проверочная работа по итогам третьей четверти

1



50

8

М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика в рассказе

1





IV четверть= 18 ч. Вн. чт. - 5 ч. Р.р. - 2 ч.






Писатели улыбаются

3



51

9

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки): сатирическое изображение исторических событий

1



52

10

Вн. чт. Тэффи. «Жизнь и воротник»: сатира и юмор в рассказе

1



53

11

Вн. чт. М. М. Зощенко. «История болезни»: сатира и юмор в рассказе

1



54

12

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война

1



55

13

Р.р. А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного

героя. Чтение наизусть

1



56

14

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности

композиции поэмы

1





Стихи и песни о Великой Отечественной

войне 1941-1945 годов (обзор)

2



57

15

Р.р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1



58

16

Проект (мультимедийная презентация/ электронный альбом) по теме «Стихи и песни, приближавшие Победу»

1



59

17

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»:

картины военного детства, образ главного героя

1



60

18

Вн. чт. В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель: сюжет, герои, проблематика






Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

2



61

1

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и

о себе

1



62

1

Поэты русского зарубежья о Родине

1





Зарубежная литература

4



63

1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»: герои, сюжет, проблематика трагедии

1



64

2

У. Шекспир. Сонет как форма лирической поэзии

1



65

3

Вн. чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с

чтением отдельных сцен): идейно-художественное своеобразие комедии

1



66

4

Вн. чт. В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман


1





Подведение итогов

2



67

1

Итоговая контрольная работа

1



68

2

Итоговый урок. Задание на лето

1