СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 "А"класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 "А"класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Литература»

КЛАСС 9 «а»


Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год









Разработала:


Пажельцева Наталья Николаевна

учитель литературы

МБОУ «Ильичевская СОШ»

















с.Ильичевка, 2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положения­ми:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;

  2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.).

  3. Содержание реализуется с помощью учебника Литература. 5 класс.

Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2019г.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием, общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опи­рающийся на принципы единства художест­венной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художе­ственном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности,

планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения каче­ственного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не толь­ко на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, со­зданию необходимых условий для ее само­реализации;

• обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей;

„ • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творче­ства, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы позна­ния и преобразования внешкольной соци­альной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, пси­хологов, социальных педагогов, сотрудни­честве с базовыми предприятиями, учреж­дениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликон­фессионального состава;

• формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, пере­ход к стратегии социального проектирова­ния и конструирования на основе разработ­ки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания обра­зования, способов организации образователь­ной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социаль­ного развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении об­разовательного процесса и определении об­разовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образователь­ных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарен­ных детей, детей-инвалидов и детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность


В учебном плане на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Всего 102 часа в год.





















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,

ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений

художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной

принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими

собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к

материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый

образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о

книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и

задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами

коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,

построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки

зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её

достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов

сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений

о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических

представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в

систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,

элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных

текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику

различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную

оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,

составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на

части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,

пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом

уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный

текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по

иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности














Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя


Из Древнерусской литературы (3ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия


Из литературы XVIII века (8 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания

Из русской литературы XIX века (54 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа


Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания


Из русской литературы XX века (28 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

«Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия)





Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений)

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания


Из зарубежной литературы (4 ч.)

Античная лирика

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.























Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение (1ч)

1

Литература и её роль в духовной жизни человека

1



Из древнерусской литературы (3ч)

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1



3

Центральные образы «Слова…»

1



4

Основная идея и поэтика «Слова…»

1



Из русской литературы XIII века (8ч)

5

Классицизм в русском и мировом искусстве

1



6

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

1



7

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1



8

Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»

1



9

Г.Р.Державин. «Памятник»

1



10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене

(«Я воздвиг памятник…»)

1



11

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

1



12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»




13

Вн.чт.: Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя

1



14

Р/р.: Контрольное сочинение

1


Из русской литературы 19 века (54ч)

15

Вн.чт.:Русские поэты первой половины XIX века: К.Н. Батюшков, В.К.Кюхельбекер, К.Ф.Рылеев, А.А.Дельвиг, Н.М. Языков, П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский

1



16

В.А.Жуковский – поэт - романтик

1



17

В.А.Жуковский. «Невыразимое»

1



18

В.А.Жуковского. «Светлана»: черты баллады

1



19

В.А.Жуковского. «Светлана»: образ главной героини

1



20

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт . Фамусовская Москва

1



21

А.С.Грибоедов. «Гое от ума»: образ Чацкого

1



22

А.С.Грибоедов. «Гое от ума»: язык комедии

1



23

А.С.Грибоедов. «Гое от ума» в критике

1



24

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

1



25-26

Контрольная работа за I четверть

2



27

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя)

1



28

А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

1



29

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»

1



30

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

1



31

А.С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения 

1



32

А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении

1



34

Р/р.: ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина

1



35

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

1



36

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение 

1



37

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

1



38

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

1



39

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

1



40

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора 

1



41

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

1



42

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

1



43

Р/р.: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1



44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного) 

1



45

Образ поэта - в лирике Лермонтова 

1



46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1



47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта 

1



48

Р/р.: М.Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта 

1



49-50

Контрольная работа за II четверть

2



51

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа 

1



52

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина 

1



53

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

1



54

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско - композиционное значение повести

1



55

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина

1



56

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина

1



57

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

1



58

Р/р.: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос 

1



59

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)

1



60

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы 

1



61

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

1



62

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

1



63

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова




64

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме 

1



65

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

1



66

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Классное контрольное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос по творчеству Гоголя

1



67

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

1



68

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

1



69

А.П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей 

1



70

А.П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе 

1



Из русской литературы XX века (28ч)

71

Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы 

1



72

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе 

1



Из русской поэзии XX века (обзор)

Штрихи к портретам

73

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» 

1



74

А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина»

1



75

С.А. Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»

1



76

С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» 

1



77

С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине»

1



78

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте»

1



79

В.В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

1



80-81

Контрольная работа за III четверть

7



82

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы 

1



83

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести

1



84

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится…», «Откуда такая нежность?..»

1



85

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»

1



86

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «АNNO DOMINI»

1



87

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», «Из поэмы Реквием»

1



88

Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание»

1



89

Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где – то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»

1



90

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы 

1



91

М.А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

1



92

Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» 

1



93

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

1



94

А.Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе: «Весенние строчки», «Урожай», «О сущем» и другие стихотворения

1



95

А.Т. Твардовский. Стихи поэта - воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»

1



96

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика

1



97

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа - притчи

1



98

Промежуточная аттестация по литературе

за курс 9 класса. (Тестирование). Итоги года и задания для летнего чтения

1



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века (обзор)

99

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века

1



100

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века

1



Из зарубежной литературы (4ч)

101

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен)

1



102

И.В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика. И.В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен)

1