Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от _________ г. № _____ |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель
Еремеева Екатерина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 8 класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ», утвержденной приказом № 97/4 от 30.08.2016г.;
«Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утверждённых решением коллегии МУ «Управление образования Воскресенского муниципального района Московской области», Протокол № 1 от 08.04.2016;
Авторской программой В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляева - М.: «Просвещение», 2016 г. без изменений.
Обучение проходит в рамках системы учебников под ред. В. Я. Коровиной. Для обучения используется учебник «Литература» 9 класс в 2 ч., авт.-сост. В. Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008, 2012 гг.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение предмета «Литература» в 9 классе на этапе основного общего образования отведено 102 часов в год, 3 часа в неделю, из расчёта на 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
у обучающегося будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору профессии с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира;
- формирование уважительного отношения к другому человеку, его культуре, языку, религии; готовность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-социальных норм, правил поведения; участия в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
- основ экологической культуры, необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни, уважительного отношения к членам своей семьи;
- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи, развивать интересы;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, способы решения задач;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Обучающийся получить возможность научиться:
- создавать, применять знаки и символы для решения познавательных задач;
- смысловому чтению;
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать аргументы и отстаивать свое мнение;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные:
Ученик научится:
1) работать с книгой;
2) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
3) выявлять авторскую позицию;
4) выражать свое отношение к прочитанному;
5) выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
6) владеть различными видами пересказа;
7) строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
8) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
2) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
3) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
4) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество(обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество(обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 53 ч.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы(развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный
резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи —значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 29 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя род ная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение
вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 6 ч.
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Литература»
на 2018 – 2019 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ – 016. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 03.09 – 07.09 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.) |
2 | 1 | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. | 03.09 – 07.09 | |
3 | 2 | Центральные образы «Слова…». | |
4 | 3 | Основная идея и поэтика «Слова…». | 10.09 – 14.09 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10 ч.) |
5 | 1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | 10.09 – 14.09 | |
6 | 2 | М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | |
7 | 3 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. | 17.09 – 21.09 | |
8 | 4 | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. | |
9 | 5 | Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. | |
10 | 6 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | 24.09 – 28.09 | |
11 | 7 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | |
12 | 8 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. | |
13 | 9 | ВН.ЧТ. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. | 01.10 – 05.10 | |
14 | 10 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (53 ч.) |
Русские поэты первой половина XIX века (1 ч.) |
15 | 1 | ВН.ЧТ. Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский. | 01.10 – 05.10 | |
Василий Андреевич Жуковский (4 ч.) |
16 | 1 | В. А. Жуковский –поэт-романтик. | 08.10 – 10.10 | |
17 | 2 | В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. | 15.10 – 19.10 | |
18 | 3 | В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. | |
19 | 4 | В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. | |
Александр Сергеевич Грибоедов (7 ч.) |
20 | 1 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). | 22.10 – 26.10 | |
21 | 2 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | |
22 | 3 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | |
23 | 4 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. | 29.10 – 02.11 | |
24 | 5 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. | |
25 | 6 | Р.Р. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | |
26 | 7 | Контрольная работа № 1 по «Слову о полку Игореве», творчеству М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, Н.М.Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова. | 05.11 – 09.11 | |
Александр Сергеевич Пушкин (16 ч.) |
27 | 1 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 05.11 – 09.11 | |
28 | 2 | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». | |
29 | 3 | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». | 12.11 – 16.11 | |
30 | 4 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | |
31 | 5 | А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | |
32 | 6 | А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. | 26.11 – 30.11 | |
33 | 7 | Р.Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина. | |
34 | 8 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | |
35 | 9 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 03.12 – 07.12 | |
36 | 10 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. | |
37 | 11 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. | |
38 | 12 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | 10.12 – 14.12 | |
39 | 13 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор. | |
40 | 14 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | |
41 | 15 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. | 17.12 – 21.12 | |
42 | 16 | Р.Р. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (13 ч.) |
43 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). | 17.12 – 21.12 | |
44 | 2 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. | 24.12 – 28.12 | |
45 | 3 | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | |
46 | 4 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. | |
47 | 5 | Повторный инструктаж по охране труда. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. | 09.01 – 11.01 | |
48 | 6 | Контрольная работа № 2 по лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | |
49 | 7 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 14.01 – 18.01 | |
50 | 8 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | |
51 | 9 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. | |
52 | 10 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. | 21.01 – 25.01 | |
53 | 11 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. | |
54 | 12 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. | |
55 | 13 | Р.Р. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 28.01 – 01.02 | |
Данте Алигьери (1 ч.) |
56 | 1 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). | 28.01 – 01.02 | |
Николай Васильевич Гоголь (7 ч.) |
57 | 1 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. | 28.01 – 01.02 | |
58 | 2 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. | 04.02 – 08.02 | |
59 | 3 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. | |
60 | 4 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. | |
61 | 5 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. | 11.02 – 15.02 | |
62 | 6 | Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. | |
63 | 7 | Р.Р. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Письменный ответ на один из проблемных вопросов | |
Федор Михайлович Достоевский (2 ч.) |
64 | 1 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. | 18.02 – 20.02 | |
65 | 2 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. | |
Антон Павлович Чехов (2 ч.) |
66 | 1 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | 25.02 – 01.03 | |
67 | 2 | А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч.) |
68 | 1 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. | 25.02 – 01.03 | |
69 | 2 | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. | 04.03 – 08.03 | |
70 | 3 | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». | |
71 | 4 | А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины. | |
72 | 5 | С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». | 11.03 – 15.03 | |
73 | 6 | С. А. Есенин. Размышления о жизни, при- роде, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…». | |
74 | 7 | С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. | |
75 | 8 | В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. | 18.03 – 22.03 | |
76 | 9 | В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта. | |
77 | 10 | Контрольная работа № 3 по творчеству М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»), Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | |
78 | 11 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. | 25.03 – 29.03 | |
79 | 12 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. | |
80 | 13 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..» | |
81 | 14 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». | 01.04 – 05.04 | |
82 | 15 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). Стихотворения о родине и о любви. | |
83 | 16 | А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. | |
84 | 17 | Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». | 15.04 – 19.04 | |
85 | 18 | Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | |
86 | 19 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. | |
87 | 20 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. | 22.04 – 26.04 | |
88 | 21 | Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». | |
89 | 22 | Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». | |
90 | 23 | А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. | 29.04 – 03.05 | |
91 | 24 | А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». | |
92 | 25 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. | |
93 | 26 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. | 06.05 – 10.05 | |
94 | 27 | Контрольная работа № 4 по творчеству М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, М. А. Шолохова, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, А. И. Солженицына. | |
95 | 28 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. | |
96 | 29 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. | 13.05 – 17.05 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.) |
97 | 1 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). | 13.05 – 17.05 | |
98 | 2 | У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | |
99 | 3 | И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). | 20.05 – 24.05 | |
100 | 4 | И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | |
101 | 5 | Итоги года и задания для летнего чтения. | |
102 | 6 | Резервный урок | 27.05 | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 102 | - | 4 | - | 6 |
выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/ Е.А.Еремеева /
«______» ______________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2018 г.
Руководитель ШМО _____________ / И.П.Куревлева /
подпись расшифровка подписи