СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 9 класс (99 ч в год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

  1. Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «Литература» в 9 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.032014г. №253(С изменениями на 26 января 2016 года) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

4. Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

5. Программы общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.

6. Учебного плана МБОУ «Павловская основная школа» на 201- 201 учебный год.

7. Календарным учебным графиком МБОУ «Павловская основная школа» на 201 - 201 учебный год

8. Основной образовательной программы школы.

2. Используемый УМК

- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.

- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2010.

- В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 9 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2012.

- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Универсальное пособие. М.: Вако, 2011.

- О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. – М.: Экзамен, 2014.

- Литература 9 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. –

Волгоград.: Учитель, 2012.

- Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2014.

- Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2013.

- Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

- В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

- Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В. Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995


3.Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,

  • различные виды пересказа,

  • устные и письменные сочинения,

  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,

  • произведения для заучивания наизусть,

  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к результатам освоения программы по литературе

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ

культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности

и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и

познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных

компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех

её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и

отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора

других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей

19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них

нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к

одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный

пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного

или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств

языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого

произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературы произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному

или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,

вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на

литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных

произведений.

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к

одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный

пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного

или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств

языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого

произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературы произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному

или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,

вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на

литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных

произведений.

4.Планируемые результаты освоения учебного курса

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

• различать фольклорные и литературные произведения;

•обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам;

•традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств: (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

•выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

•устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Владеть компетенциями

  • коммуникативной;

  •  ценностно-смысловыми;

  • личностного саморазвития;

  • информационно-поисковой;

  • рефлексивной;

  • учебно-познавательной


5. Содержание программы

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством,   возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Смоляне в древнерусской литературе. «Повесть о Меркурии Смоленском».

«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы, стихотворный перевод.

Из литературы XVIII века 

Характеристика русской литературы XVIII века как эпохи классицизма. Литературная жизнь Смоленщины 18 – начала 19 веков. Муравьев М.Н. , Шаховской А.А., Хмельницкий

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Крупнейший поэт XVIII века.

Ода «Фелица» (общая характеристика). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». (главы) Критика крепостничества.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Сенти­ментализм.

Стихотворение «Осень».

Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века 

Общая характеристика русской литературы 19 века. «Смоленская тема» в творчестве писателей 19 века. Смоляне в окружении Пушкина. Ф. Тютчев в городе Рославле.

Расцвет русской поэзии. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия. Основные течения в русском романтизме.

Теория литературы. Классицизм, классика, романтизм (начальные представления). Силлабо-тоническое стихосложение.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову.

 «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана». Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Русский быт и обычаи в балладе.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Романтизм (развитие представ­лений).  

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Вос­поминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарова­ние в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элеги­ческих настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратын­ский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагают­ся для самостоятельного прочтения учащимися по индиви­дуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Своеобразие конфликта. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Теория литературы. Персонажи пьесы. Внесценические персонажи пьесы.

Александр Сергеевич Пушкин. Творческий путь поэта. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Основные мотивы лирики (свобода, любовь, дружба, творчество)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Вновь я посетил…», «19 октября»,   «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Романтические произведения А.С. Пушкина.

«Евгений Онегин» -  роман в стихах. Творческая история романа. Своеобразие жанра: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, «русская хандра». Онегин и Автор. Онегин и Татьяна. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». Особенности романа в стихах. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа. Картины родной природы.

«Маленькие трагедии» (обзор)

Теория литературы. Роман в стихах. «Онегинская строфа». Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Трагичность судьбы поэта.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе. Особенности композиции. Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Максим Максимыч. «Двойники Печорина». Женские образы романа. Повесть «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли. Реалистическое  и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман. Роман в пяти повестях.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»История  создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Тема  родины в поэме. Сатирический взгляд на события и героев.

Теория литературы. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира и её виды.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе (обзор).

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести. Черты его внутреннего мира. Содержание и развитие «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Развитие понятия о повести.

А.П.Чехов. Слово о писателе (обзор). «Смерть чиновника». Образ маленького человека в русской литературе XIX века. «Тоска». Тема одиночества в мире.

Теория литературы. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.

Федор Иванович Тютчев. Глубокие философские раздумья о взаимосвязи человека и природы. Эмоциональная напряженность и музыкальность лирики поэта.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья», «Она сидела на полу …»

Афанасий Афанасьевич Фет. Загадочность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Стихотворения. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Это утро, радость эта…»»Какая грусть! Конец аллеи…», «На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…».

Николай Алексеевич Некрасов. Своеобразие лирики поэта: лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность. Гражданские мотивы лирики. Народность.

Стихотворения. «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Внимая ужасам войны…»

Теория литературы. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений. Пафос произведения.

Из  русской  литературы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Русская литература 20 века (обзор). Литературная жизнь Смоленщины 20 – 30-х годов 20 века. В. Маяковский, М.Горький, М.Зощенко.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Стилистическое мастерство.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе. М.Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача».

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нра­вится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Александр Трифонович Твардовский. Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие.

Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

И.-В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.



6.Тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Уроки

развития речи

Уроки

внеклассного

чтения

1

Введение

1



2

Из древнерусской литературы

2



3

Из литературы XVIII века

9


1

4

Из литературы ХIХ века

52

12

5

6

Из литературы 20 века

10



7

Русская поэзия 20 века

15

1


8

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков

1


1

6

Из зарубежной литературы

7


3

7

Итоговый урок

1

1


8

Промежуточная аттестация

1




Всего:

99 часов

14

9

                                                                                        

Часов в неделю - 3, в год – 99 ч.

Уроков развития речи – 14.

Уроков внеклассного чтения - 9












7.Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата/

план

Дата/

факт

Тема урока

Примеча

ние

Введение (1 ч )

1

04.09.


Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

ТЛ. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.


Древнерусская литература (2 ч )

2

05.09.


Литература древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Смоляне в древнерусской литературе. «Повесть о Меркурии Смоленском».

ТЛ. Слово как жанр древнерусской литературы.


3

07.09.


Практикум. Художественные особенности «Слова…». Самобытность содержания.


Из литературы 18 века ( 8 ч. + 1 вн.чт )

4

11.09.


Характеристика русской литературы 18 века. Литературная жизнь Смоленщины 18 – начала 19 веков. Муравьев М.Н. , Шаховский А.А., Хмельницкий. Гражданский пафос русского классицизма.


5

12.09.


М.В.Ломоносов – реформатор русского стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве».


6

14.09.


М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия …».

ТЛ. Ода как жанр лирической поэзии.


7

18.09.


Вн.чт. № 1 Г.Р.Державин. Поэт-философ. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира всего. Ода «Фелица» (общая характеристика)


8

19.09.


Практикум. Г.Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Оценка собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии.


9

21.09.


А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». (главы) Критика крепостничества.


10

25.09.


А.Н. Радищев «Путешествие…». Особенности повествования. Т.Л. Жанр путешествия.


11

26.09.


Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Осень». «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.


12

28.09.


Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Т.Л.Сентиментализм (начальное представление).


Из русской литературы 19 века (36 + 12 р/р + 4 вн.чт. ч)

13

02.10.


Общая характеристика русской литературы 19 века. «Смоленская тема» в творчестве писателей 19 века. Смоляне в окружении Пушкина. Ф. Тютчев в городе Рославле


14

03.10.


В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову. Т.Л. Романтизм. Обучение анализу лирического произведения.


15

05.10.


В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры.

Т.Л.Баллада (развитие представлений).


16

09.10.


Вн.ч. № 2 К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», « Есть наслаждение…». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убогий …».

Т.Л. Лирический герой (развитие представлений)


17

10.10.


А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). «Горе от ума». Обзор содержания.


18

12.10.


А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиция комедии. Меткий афористический язык.


19

16.10.


А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий в системе образов.


20

17.10.


Р.Р. № 1. Обучение анализу эпизода драматического произведения


21

19.10.


Р.Р. № 2. И А. Гончаров. « Мильон терзаний». Критика о комедии.


22

23.10.


Р.Р.№ 3. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


23

24.10.


А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта. «Деревня», «Чаадаеву», «К морю».


24

26.10.


А.С. Пушкин. Любовная лирика. « На холмах Грузии…», « Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»


25

30.10.


А.С.Пушкин. Лирика Петербургского периода. Тема свободы, служения Родине, власти. «Анчар», «Деревня», «К морю»


26

31.10.


Практикум. А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»


27

02.11.


Вн.чт.№ 3. А.С. Пушкин. Романтические произведения А.С.Пушкина.


28

13.11.


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Жанр. Сюжет. Онегинская строфа. Т.л. Роман в стихах (начальное представление).


29

14.11


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Обзор содержания. Образ Онегина ( I глава романа) Онегин в Петербурге..Т.Л. Реализм (развитие понятия).


30

16.11


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Онегин в деревне. Трагические итоги жизненного пути.


31

20.11.


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.


32

21.11.


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.


33

23.11


А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


34

27.11.


Р.р.№ 4. Пушкинский роман «Евгений Онегин» в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев).


35

28.11.


Р.р.№ 5. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


36

30.11.


Р.р. № 6. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


37

04.12.


Вн.чт.№ 4. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства. Т.Л. Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).


38

05.12.


М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Тема одиночества. «Парус», «И скучно и грустно…».

Т.л. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологический роман (начальные представления)


39

07.12.


М.Ю.Лермонтов. Тема поэта-пророка и поэзии. «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта».


40

11.12.


М.Ю.Лермонтов. Тема любви. « Нет, не тебя так страстно я люблю». Адресаты любовной лирики.


41

12.12.


М.Ю.Лермонтов. Тема Родины. «Дума», «Родина». Характер лирического героя.


42

14.12.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Бела»


43

18.12.


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». «Максим Максимыч».


44

19.12.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Княжна Мери».


45

21.12.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань».


46

25.12.


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Фаталист». Композиционно-философское значение.


47

26.12.


Р.р. № 7. Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.


48

28.12.


Р.р.№ 8. Изложение с элементами сочинения по повести М.Ю.Лермонтова из главы «Княжна Мери».


49

11.01.


Р.р.№ 9. Изложение с элементами сочинения по повести М.Ю.Лермонтова из главы «Княжна Мери».


50

15.01.


Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел. История создания. Жанр. Композиция.Т.л. Понятие о герое и антигерое. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.


51

16.01.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Система образов. Манилов. Коробочка.


52

18.01.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Ноздрев. Собакевич.


53

22.01.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души Плюшкин. Образы чиновников.


54

23.01.


Практикум. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как новый герой и антигерой. Образ Чичикова.


55

25.01.


Н.В.Гоголь. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.


56

29.01.


Р.р. № 10. Поэма «Мертвые души в оценке В.Г.Белинского.


57

30.01.


Р.р. № 11. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( или изложение с эл. соч.)


58

01.02.


Р.р.№ 12. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( или изложение с эл. соч.)


59

05.02.


Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести. Черты его внутреннего мира.


60

06.02.


Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Роль истории Настеньки в повести. Содержание и развитие «сентиментальности» в понимании Достоевского. Т.Л. Развитие понятия о повести.


61

08.02.


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Образ маленького человека в русской литературе XIX века.


62

12.02.


А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества в мире. Т.Л. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.


63

13.02.


Вн.чт. № 6 Поэзия XIX века (1 ч. вн. чт.) Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.


64

15.02.


Контрольная работа «Русская литература 19 века»


Русская литература XX века (10ч)

65

19.02.


Русская литература 20 века (обзор). Литературная жизнь Смоленщины 20 – 30-х годов 20 века. В. Маяковский, М.Горький, М.Зощенко.


66

20.02.


И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


67

22.02.


Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи» Лиризм повествования.


68

26.02.


М.А.Булгаков. Слово о писателе. М.Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача».


69

27.02.


М.А.Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия. Приём гротеска в повести. Т.л. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий)


70

01.03.


М.А.Булгаков «Собачье сердце». Проблематика и образы. Социально-философская сатира.


71

05.03.


М.А.Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.


72

06.03.


Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Т.л. Реализм в художественной литературе.


73

12.03.


А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.


74

13.03.


Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи.

Т.л. Притча (углубление понятия)


Русская поэзия 20 века (14 ч + 1 р/р)

75

15.03.


Урок – концерт. Русская поэзия Серебряного века.


76

19.03.


А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», « Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя.


77

20.03.


А.А.Блок «О доблестях, о подвиге, о славе…». Образы и ритмы поэта.


78

22.03.


С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…».


79

02.04.


Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. « Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.


80

03.04.


В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения. Своеобразие стиха, ритма, интонаций, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


81

05.04.


М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.


82

09.04.


Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.


83

10.04.


Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.


84

12.04.


А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.


85

16.04.


Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.


86

17.04.


Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе о любви.


87

19.04.


Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».


88

23.04.


А.Т.Твардовский «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Т.л. Виды рифмы. Способы рифмовки (углубление представлений)


89

24.04.


Р.р. № 13. Зачётное занятие по русской лирике 20 века.


Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков ( 1 вн.чт.)

90

26.04.


Вн.чт.№ 7. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков


Зарубежная литература (5 + 3 вн.чт.+ 1 р/р)

91

30.04.


Вн.чт. № 8. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».


92

03.05.


Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).


93

08.05.


У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных глав).


94

10.05.


Вн.чт. № 9. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.


95

14.05.


И.В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

Философско-драматическая поэма.


96

15.05.


Промежуточная аттестация (тестирование)


97

17.05.


Вн.чт. № 10. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.


98

21.05.


И.В.Гёте «Фауст». Т.л. Философско-драматическая поэма. К.Г. Флакк «К Мельпомене»


99

22.05.


Р.р. № 14 Зачётное занятие. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года.