«Утверждаю»
Директор школы
_______ Седакова Е.Н.
Приказ № __________
«____»_____2019 г.
«Согласовано»
зам. директора по УР
______ Жмуренкова Ю.А.
«____»_____ 2019 г.
«Рассмотрено»
на заседании М.О. учителей русского языка, литературы и искусства
протокол № _____
_______ Декапольцева В.В.
«____»_____2019 г.
МБОУ «Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Класс: 9
Учитель: Лаврова Наталья Ивановна
Год составления: 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов:
ФГОС ООО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
Образовательной программы общеобразовательного учреждения (утвержденной приказом директора от 28.08.2015 №57/8);
Учебного плана общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ______________№___________)
Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения (утвержден приказом директора от __________№_________)
Примерной программы основного общего образования для 9 класса по литературе и авторской программы (предметная линия учебников) под редакцией В.Я. Коровиной М. «Просвещение»2014 год.
Для реализации данной программы используется учебно- методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной, утвержденный приказом директора общеобразовательного учреждения от_____________№____.
Учебно-методический комплекс (далее УМК) для учителей обеспечивающий обучение предмету Литература в 9 классе, в соответствии с ФГОС, включает в себя:
Учебник литература в 2 х частях под редакцией В.Я. Коровина М. «Просвещение» 2019год.
Программа обеспечивает преемственность обучения предмету с подготовкой учащихся в 5-6 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, созданной с учетом:
Программы духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Фундаментального ядра содержания общего образования по литературе;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Программы развития УУД
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей, изучение литературы в основной общеобразовательной школе:
формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование языковой коммуникативной компетенции, формировании языковой лингвистической компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенции Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где предоставлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Введение», «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из литературы 18 века», «Из литературы 19 века», «Поэзия родной природы в русской литературе19 века», «Из русской литературы 20 века», «Русские поэты о родине и родной природе». «Из зарубежной литературы».
Учебный предмет литература является приоритетным для формирования следующих УУД:
познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать из текста нужную информацию, определять понятия;
регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, формировать учебную задачу, планировать и регулировать свою учебную деятельность;
личностные: осознавать личный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, использовать различные источники информации, уважительное отношение к литературе;
коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение отстаивать свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующей цели: познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету Литература в основной школе отводится 525 учебных часов в год. На обучение предмету Литература в 9 классе отводится 140учебных часов в год из расчета 4 часа в неделю. Из них уроки по развитию речи - 4,
контрольные работы – 5. Авторская рабочая программа по литературе в 9 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной, рассчитана на 105 учебных часов в год. Данная рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Пальцовская СОШ имени Федора Владимировича Журавлева», 35 учебных недель140 часов в год. Увеличено количество часов: из древнерусской литературы-1 час; Из русской литературы 18 века- 4 часа; Из русской литературы 19века -15 часов; Русская литература 20 века- 12 часов; Песни и романсы 19 века-1 час; Из зарубежной литературы – 4 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по литературе в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание. обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивает формирование коммуникативной компетенции
ВВЕДЕНИЕ -1 час
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Из древнерусской литературы – 4часа
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Из русской литературы 18 века – 12 часов
М.В. Ломоносов «Вечернеее размышление о Божьем Величестве», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Елисаветы Петровны»
Г.Р. Державин «Властителям и судьям»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Шедевры русской литературы 19 века.- 65 часов
Поэзия 19 века
В.А. Жуковский «Светлана»
А.С Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк» , «Моцарт и Сальери», «Роман Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Родина», «Дума», «Пророк», «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. « Мертвые души.
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Литература 20 века – 40 часов
А.П. Чехов «Тоска»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
А.А. Блок «Ветер принес из далека…», «О, я хочу безумно жить»
С.А. Есенин. «Вот уж вечер . Роса», «Гой ты , Русь моя родная», «Шаганэ ты моя , Шаганэ!»
В.В. Маяковский «Послушайте!» , «Люблю»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», «Идешь на меня похожий», «Красною кистью»
А.А. Ахматова. Стихи о Петербурге. Из книги «Белая стая», «Из книги Тростник», «Из книги «Вечер войны»
Н.А. Заболоцкий « Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана.»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Б.Л. Пастернак «Во все мне хочется дойти», «Красавица моя, вся стать»
А.Т. Твардовский « Я убит подо Ржевом», «Весенние строчки».
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.-3часа
Романс и песня , А С. Пушкин «Певец», Е.А. Баратынский «Разуверение»
Ф.И. Тютчев Т.Б., М.Ю. Лермонтов Отчего, А.К. Толстой « Средь шумного бала , случайно»
А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь» К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь»
Б . Ш. Окуджава «Пожелание друзьям .» ,В.С. Высоцкий «Песня о друге»,
К. Я Ваншенкин « Я люблю тебя жизнь.»
Из зарубежной литературы –10 часа
Уильяи Шекспир, Иоганн Вольфган Гете,
Данте Алегьери, Квинг Горацио Флакк
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Ведущая тема при изучении литературы в 9 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность. Курс 9 класса представлен разделами:
Раздел1. Введение 1 ч.
Раздел 2.Из древнерусской литературы – 4 часа
Раздел 3 Русская литература XVIII века. 12ч.
Раздел 4. Русская литература XIX века. 69ч.
Раздел 5.Из русской литературы 20 века. 40ч.
Раздел 6. Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков -3
Раздел 7.Из зарубежной литературы. 10ч.
Виды контроля:
промежуточный: постановка учебных задач и выводы, анализ стихотворений, заучивание наизусть, индивидуальные задания и сообщения, пересказ текста по плану;
итоговый: портфель достижений ученика, проектная деятельность, творческие задания.
В разделах 1-7 дается: перечень
произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Содержание учебного предмета в 9 классе отражено в поурочном планировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Литература (140 часов)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
По программе | Фактическая | | |
| Раздел 1. Введение | 1 | | | | |
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством. | 1 | | | С.3 | |
| Раздел 2 Из древнерусской литературы. | 4 | | | | |
2 | Литература Древней Руси. Слово о полку Игореве- величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. | 1 | | | С.4-8 | |
3 | Центральные образы «Слова…» Образы русских князей . Ярослава как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. | 1 | | | С.10-20 | |
4 | Образ автора. Авторская позиция в «Слове…» | 1 | | | | |
5 | Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения .Переводы . « Слова…» | 1 | | | С.25-33 | |
| Раздел 3 .Из русской литературы 18 века. | 12 | | | | |
6 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.. | 1 | | | С.33-39 | |
| | | | | | |
7 8 | М.В. Ломоносов :жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния». В. М. Ломоносов – ученый , поэт ,реформатор русского литературного языка и стиха. | 1 1 | | | С.43-45 | |
10 | В.М. Ломоносов . «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». «Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещение в произведениях М.В. Ломоносова. | 1 | | | С.45-50 | |
11 | В.Г .Державин . Жизнь и творчество. Идея просвещения и гуманизма в лирике Державина Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские , декламационные декламации. | 1 | | | с.62-71 | |
| | | | | | |
12 | Г.Р .Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог». Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | 1 | | | С.70--72 | |
13 | Тема поэта и поэзии в творчестве Державина. Стихотворения в актерском исполнении. | 1 | | | | |
14 | Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте.. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции античной оды в творчестве Державина. | 1 | | | конспект | |
15 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Сюжет и герои. | 1 | | | С73-83 | |
16 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. . | 1 | | | С.99-102 | |
17 | Н.М. Карамзин «Осень»(урок внеклассного чтения). Осень как произведения сентиментализма. | 1 | | | Образы, конспект | |
18 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Чем современна литература 18 века?» | 1 | | | С.102 вопросы | |
| Раздел 4. Из русской литературы 19 века. | 69 | | | | |
19 | Русские поэты первой половины 19 века .К.Н. Батюшков, В.К. Кюхельбекер, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, Е.А .Баратынский К.Ф. Рылеев. ( урок внеклассного чтения) | 1 | | | С.104-112 | |
20 | В.А. Жуковский – поэт – романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. « Море». | 1 | | | С123-131 | |
21 | Романтический образ моря. Образы моря и неба. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении. | 1 | | | | |
22 | В.А .Жуковский . «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности , встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову. | 1 | | | Конспект с. 135 | |
23 | В.А .Жуковский «Светлана»: черты баллады. Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского. | 1 | | | С.135-140 | |
24 | В.А. Жуковский . Образ главной героини .Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры . Светлана- пленительный образ русской девушки. | 1 | | | С.140 конспект | |
20 | А.С. Грибоедов « Горе от ума» Жизнь и творчество писателя. Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера. | 1 | | | С.141-148 | |
25 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Смысл содержания пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедий ной интриги. | 1 | | | С.149-158 | |
26 | А.С .Грибоедов «Горе от ума». Образ Чацкого . Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. | 1 | | | С.160-163 | |
27 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». Язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. | 1 | | | С.164-168 | |
28 | Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно- историческое и общечеловеческое в произведении. | 1 | | | | |
29 | А.С .Грибоедов «Горе от ума». Критика в пьесе Грибоедова. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | | | конспект | |
30 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. В чем особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума» | 1 | | | Отбор материала | |
32 | Р.р .Написание письменного ответа на один из проблемных вопросов.. В чем особенности конфликта и комедий ной интриги в пьесе «Горе от ума» | 1 | | | С168 вопросы | |
33 | Контрольная работа 1 по творчеству писателей 19 века. | 1 | | | вопросы | |
34 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | С.168 | |
35 | А.С. Пушкин :жизнь и творчество .Лицейские годы. Хронология жизни и творчества поэта Многообразие тем , жанров, мотивов лирики. | 1 | | | С.169-174 | |
36 | А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов. « К Чаадаеву», «К морю». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. | 1 | | | С.175-178 | |
37 | А.С. Пушкин . Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил любовь еще быть может…» Одухотворенность и чистота чувства любви. | 1 | | | С.179-180 наизусть | |
38 | А.С. Пушкин . Тема поэта и поэзии. «Пророк». Раздумье о смысле жизни , о поэзии. | 1 | | | Конспект, образ | |
39 | А.С. Пушкин «Бесы», «Два чувства». Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетенное внутреннее состояние лирического «Я». | 1 | | | С.185-193 | |
40 | А.С .Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии. | 1 | | | Чтение произведения | |
41 | Р.р Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Почему тема памятника является сквозной в русской лирике. | 1 | | | Отбор материала | |
42 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные двумя персонажами трагедии. | 1 | | | С.204 | |
43 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение . | 1 | | | С.250 | |
44 | Творческая история романа. Обзор содержание. История создания. Структура текста .Основная сюжетная линия. | 1 | | | С.253 | |
45 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | | | С.с.254 | |
46 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главные женские образы романа. Татьяна Ларина- главный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | | | С.257конспект | |
47 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Взаимоотношение главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | | | С. образы героев | |
48 | .А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Образ автора. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа. | 1 | | | С.259 | |
49 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | | | конспект | |
50 | Россия и пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. | 1 | | | | |
51 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе. В.Г .Белинский , Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский , философская критика начала 20 века. Писательские оценки. | 1 | | | С.с.250 конспект | |
52 | Р.р. Подготовка к написанию письменного ответа на один из проблемных вопросов. Какова конкретно- историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегина? | 1 | | | Чтение произведения, отбор материала | |
| | | | | | |
53 | Р.р. Написание письменного ответа на один из проблемных вопросов. Какова конкретно- историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегине? | 1 | | | С.250-259 | |
54 | М.Ю. Лермонтов Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров мотивов лирики поэта. | 1 | | | С.260 | |
55 | Тема одиночества. Мотив скитаний , гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории.. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.» Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. | 1 | | | С.261 конспект | |
56 | Образ поэта- пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой …» «Я жить хочу! Хочу печали…» поэтический дар как символ избранности и как источник страданий. | 1 | | | С.262-264 наизусть | |
57 | М.Ю .Лермонтов . Любовь как страсть , приносящая страдания, в лирике поэта. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…» | 1 | | | 266-270 | |
58 | М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта. «Предсказание», «Дума». Тема России и ее своеобразие. | 1 | | | С.с.274 | |
59 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по лирике поэта .В чем трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова? | 1 | | | Отбор материала | |
60 | Контрольная работа 2 по творчеству А. С, Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | | | вопосы | |
61 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | С.270 | |
62 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Общая характеристика романа . | 1 | | | С.273-281 | |
63 | «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 1 | | | С.282-284 | |
64 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»( главы «Бэла», «Максим Максимыч». Печорин- «самый любопытный предмет своих наблюдений. | 1 | | | Чтение произведения | |
65 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»( глава «Фаталист»). Философско-композиционное значение повести. Образ Печорина в повести. | 1 | | | С. конспект, чтение произведения | |
66 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» .Дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа. | 1 | | | С.с.283-287 | |
67 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина. | 1 | | | С.299-300 | |
68 | Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа | 1 | | | конспект | |
69 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Оценки критиков. | 1 | | | Образ, конспект | |
70 | Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. | | | | конспект | |
71 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. В чем противоречивость характера Печорина? | 1 | | | Отбор материала | |
72 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Универсально- философский характер. | 1 | | | конспект | |
73 | Н.В. Гоголь .Жизнь и творчество. «Мертвые души» Обзор содержания , история создания поэмы и творчества писателя. | 1 | | | С.332 | |
74 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков. Система образов поэмы. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. | 1 | | | С.338 | |
75 | Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образ города. Сатира на чиновничество. | 1 | | | С.374 | |
76 | Н.В. Гоголь «Мертвые души» Образ Чичикова. Чичиков – приобретатель, новый герой эпохи и антигерой. | 1 | | | С.375 | |
77 | Н.В Гоголь «Мертвые души». Образ России народа и автора в поэме .Мертвые и живые души. Образ народа в поэме. | 1 | | | конспект | |
78 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Жанровое своеобразие поэмы. | 1 | | | С.377 | |
79 | Соединение комического и лирического начала. Поэма в оценке В.Г. Белинского. | 1 | | | конспект | |
80 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Н.В. Гоголя? | 1 | | | Отбор материала | |
81 | Р.р. Написание письменного ответа на один из проблемных вопросов. Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Н.В. Гоголя? | 1 | | | С.377 | |
82 | Ф. М .Достоевский «Белые ночи .Образ главного героя. Слово о писателе. | 1 | | | С.с.378-389 | |
83 | Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно, доброго, несчастного, склонного к небесным фантазиям. | 1 | | | | |
84 | А.П. Чехов . «Смерть чиновника». Проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. | 1 | | | С.ч.2 3-6 | |
85 | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. | 1 | | | | |
86 | А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.. Роль образа города в рассказе. | 1 | | | С.18-24 | |
| Раздел.5 Русская литература 20 века | 40 | | | | |
87 | Русская литература 20 века. Богатство и разнообразие жанров и направлений И.А. Бунин «Темные аллеи.» Проблематика и образы Слово о писателе. | 1 | | | С.31 | |
88 | Печальные истории любви людей из разных социальных слоев в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» | 1 | | | С.31-35 | |
89 | ИА Бунин «Темные аллеи». Мастерство писателя в рассказе». Лиризм повествования. Развитие представления о психологизме литературы. | 1 | | | С.36 | |
90 | А.А. Блок « О, я хочу безумно жить…»Стихотворения из цикла «Родина». Глубокое проникновенное чувство Родины. Образ Родины в поэзии Блока. | 1 | | | С.50наизусть | |
91 | С.А. Есенин . Тема России- главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер…», «Гой ты Русь моя родная…» Слово о поэте. | 1 | | | С.67 | |
92 | Чувство пронзительной любви к родине, ее неброской красоте. | 1 | | | С.68-75 | |
93 | С.А .Есенин .Размышление о жизни, природе, предназначение человека. «Отговорила роща золотая …», «Не жалею, не зову, не плачу…» Народно-песенная основа лирике поэта. | 1 | | | С.80 наизусть | |
94 | С.А. Есенин Стихи о любви.» Письмо к женщине…» Драматизм любовного чувства. | 1 | | | С.88 | |
95 | Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа в творчестве С Есенина. | 1 | | | С89-90 | |
96 | В.В. Маяковский « А вы могли бы?» «Послушайте!» Слово о поэте. | 1 | | | С.91 | |
97 | Новаторство Маяковского – поэта. Маяковский о труде поэта. | 1 | | | С.100 | |
98 | В.В. Маяковский «Люблю», «Прощенье» . Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта. | 1 | | | С.101 | |
99 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 века. | 1 | | | вопросы | |
100 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | С.106 | |
101 | М.А. Булгаков «Собачье сердце» .Поэтика повести. | 1 | | | С.112 | |
102 | Поэтика Булгакова – сатирика. Гуманистическая позиция автора. Прием гротеска в повести. | 1 | | | С.113 | |
103 | М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…» «Бабушке», «Откуда такая нежность?..» Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | | | С.114 | |
104 | М.И. Цветаева Стихи о поэзии и о России «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | 1 | | | С.120 наизусть | |
105 | Образы родины и Москвы в лирике М.И. Цветаевой. | 1 | | | С.126 | |
106 | А.А. Ахматова Стихи из книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник». Слово о поэте. Стихи о родине и о любви. | 1 | | | С.127 | |
107 | А.А. Ахматова Стихи из книга «Тростник». Стихи о поэте и поэзии | 1 | | | С.138 наизусть | |
108 | Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. | 1 | | | С.140 | |
109 | Н.А. Заболоцкий . Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание…» Слово о поэте. | 1 | | | С.148 | |
110 | Тема гармонии с природой , ее красоты и бессмертия в творчестве Н.А. Заболоцкого. | 1 | | | | |
111 | Н.А. Заболоцкий .Тема любви и смерти в лирике поэта. «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст…», «О красоте человеческих лиц…» | 1 | | | С.159 | |
112 | Философская глубина обобщений поэта- мыслителя. | 1 | | | | |
113 | М.А. Шолохов «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба родины. | 1 | | | С.170 | |
114 | Образ главного героя , простого человека , воина, труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека. | 1 | | | С.175-180 | |
115 | М.А. Шолохов «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. | 1 | | | С.185 | |
116 | Композиция рассказа. Автор и рассказчик. Смысл названия рассказа. Реализм Шолохова. | 1 | | | С.190 | |
117 | Б.Л. Пастернак Стихи о природе и любви: «Красавица моя , вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» Слово о поэте Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. | 1 | | | С.198 | |
118 | Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Пастернака. | 1 | | | С.207-210 | |
119 | А.Т. Твардовский . Стихи о родине о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем». Слово о поэте. | 1 | | | С.214 | |
120 | Раздумья о родине и о природе в лирике А.Т.Твардовского, интонация и стиль стихотворений. | 1 | | | конспект | |
121 | А.Т. Твардовский . Стихи поэта- воина. «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» Образ воина в стихотворении. Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | | | С.232 | |
122 | А.И. Солженицын «Матренин двор.» Слово о писателе. | 1 | | | С.248 | |
123 | Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика. | 1 | | | | |
124 | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ Матрены, особенности жанра рассказчика- притчи. | 1 | | | С.284 | |
125 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. | 1 | | | | |
126 | Контрольная работа по творчеству М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой. | 1 | | | вопросы | |
127 | Анализ контрольной работы | 1 | | | вопросы | |
| | | | | | |
| Раздел 6 . Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 века. | 3 | | | | |
128 | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства, выражающий переживания, мысли и чувства человека. | 1 | | | С.290 | |
129 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 20 века. | 1 | | | С.292 | |
130 | Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и ее отражение в «военном романсе». | 1 | | | | |
| Раздел 7 .Из Зарубежной литературы . | 10 | | | | |
131 | У. Шекспир «Гамлет». Образ главного героя. Слово о поэте. | 1 | | | С.336 | |
132 | Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.. Образ Гамлета. Одиночество Гамлета. | 1 | | | С.337 | |
133 | У Шекспир Гамлет . Тема любви в трагедии. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | 1 | | | С.338 | |
134 | Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | | | С.340 | |
135 | И.В. Гете «Фауст». Сюжет и проблематика. Слово о поэте. | 1 | | | С.345 | |
136 | «Фауст» как философская трагедия.. Борьба добра и зла в мире. | 1 | | | С.350 | |
137 | И. В. Гете «Фауст». Идейный смысл трагедии. | 1 | | | С.356 | |
138 | « Пролог на небесах»- ключ к основной идее трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вангера. | 1 | | | | |
139 | И.В. Гете «Фауст» . Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра. | 1 | | | Чтение произведения | |
140 | Итоги года и задания летнего чтения. Выявление уровня литературного развития. | 1 | | | Чтение на лето. | |
| Итого 140 часов | | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Поурочные разработки по литературе 8 класс автор И.В. Золотарева С.М. Аникина М. «ВАКО» 2005 г.
Русская литература. Кн. для учителя. Автор И.Н. Агекян «Минск. Современный литератор», 2002 год.
Учебник литература в 2 х частях под редакцией В.Я. Коровина М. «Просвещение» 2015 год.
Библиотечный фонд.
Фотоальбомы по литературе писателей и поэтов 19- 20 веков
Портреты
Интернет – ресурсы.
0