СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация к рабочей программе по литературе. 9 класс.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2017) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2018), на основании образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ»; учебного плана МБОУ «Бейская общеобразовательная школа-интернат» на 2019/20 учебный год.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формировании умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности. планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной и др. не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания языкового образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт. УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
Место предмета: рабочая программа по литературе в IX классе рассчитана на 85 учебных часов (2.5 часа в неделю).
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа. различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, со ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательно деятельности;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений
разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература».
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.
Гавриил Романович Державин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.
P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.
А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Обзор.(2ч.)
Николай Михайлович Карамзин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1ч.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады.
Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.
Александр Сергеевич Пушкин (15 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.
Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.
Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).
P.P. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Николай Васильевич Гоголь (8 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Со- ставление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного содержания.
Федор Михайлович Достоевский (3ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.
Антон Павлович Чехов (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чиновника» — эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания. Написание творческой работы с последующим редактированием текста. Проект.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Русская литература XX в. (обзор) (1 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX в. Из русской прозы XX в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX в.. о велуших прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков (43ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Михаил Александрович Шолохов (3ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Исаевич Солженицын (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX в.
Александр Александрович Блок (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.
Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.
Сергей Александрович Есенин (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Той ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.
Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Владимир Владимирович Маяковский (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Марина Ивановна Цветаева (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэт а.
Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Анна Андреевна Ахматова (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Александр Трифонович Твардовский (2ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор) (1 ч)
А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В.А. Соллогуб «Серенада»; Н.А. Некрасов «Тройка»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Проект.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Гораций. Жизнь и творчество (обзор).1ч.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.
Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Данте Алигьери (1ч)
Жизнь и творчество (обзор)
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие понятий).
P.P. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.
Уильям Шекспир (1ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Коррекция | |
План | Факт | |||
1 | 2.09 |
| Литература и ее роль в духовной жизни человека |
|
2 | 4.09 |
| «Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси |
|
3 | 9.09 |
| «Слово о полку Игореве» Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины |
|
4 | 11.09 | | M.B. Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» |
|
5 | 16.09 | | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
|
6 | 18.09 | | Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего |
|
7 | 23.09 | | Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта |
|
8 | 25.09 |
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности |
|
9 | 30.09 |
| Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести |
|
10 | 2.10 | | Русская литература 19 века. Особенности развития. |
|
11 | 7.10 | | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Романтический образ моря в стихотворении «Море». Границы невыразимого в стихотворении «Невыразимое» |
|
12 | 9.10 | | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана».
|
|
13 | 14.10 | | А.С. Грибоедов. История создания, публикации, первых постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
14 | 16.10 | | Смысл названия и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
15 | 21.10 | | Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги |
|
16 | 23.10 |
| Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе |
|
17 | 26.10 | | Образ фамусовской Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
18 | 6.11 |
| Образность и афористичность языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц |
|
19 | 11.11 |
| Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
|
20 | 13.11 | | А.С. Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар» |
|
21 | 18.11 | | Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...» |
|
21 | 20.11 | | Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...» |
|
23 | 25.11 |
| «Евгений Онегин». История создания, особенности жанра. |
|
24 | 27.11 | | Образы главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и лирические отступления |
|
25 | 2.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина |
|
26 | 4.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина |
|
27 | 9.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин» |
|
28 | 11.12 | | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина в зеркале критики |
|
29 | 16.12 |
| А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери» |
|
30 | 18.12 |
| Сочинение по творчеству А. С. Пущкина. |
|
31 | 23.12 | | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности |
|
32 | 25.12 |
| Лермонтов «Герой нашего времени». Главные и второстепенные герои в романе. |
|
33 | 30.12 |
| Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» |
|
34 | 13.01 |
| Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер |
|
35 | 15.01 |
| Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери |
|
36 | 17. 01 | | Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист» и ее философско-композиционное значение |
|
37 | 20.01 | | «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского |
|
38 | 22.01 | | Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно». Чувство трагического одиночества |
|
39 | 24.01 | | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
|
|
40 | 27.01 | | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы; но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Характер лирического героя лермонтовской поэзии.
|
|
41 | 29.01 |
| Сочинение по творчеству Лермонтова. |
|
42 | 31.01 | | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».История создания. Смысл названия поэмы |
|
43 | 3.02 | | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы Мертвые и живые души |
|
44 | 5.02 |
| Образы помещиков в поэме. |
|
45 | 7.02 |
| Сатирическое изображение чиновников. |
|
46 | 10.02 |
| Чичиков — «приобретатель», герой новой эпохи |
|
47 | 12.0 | | «Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя |
|
48 | 14.02 |
| Сочинение по поэме Гоголя. |
|
49 | 17.02 | | «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе .
|
|
50 | 19.02 | | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского |
|
51 | 21.02 |
| А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX в. |
|
52 | 26.02 |
| А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе |
|
53 | 28.02 | | Проект. Составление коллективного иллюстративного сборника рефератов на тему «Образ "маленького человека" в русской литературе XIX в.» |
|
54 | 2.03 | | Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе XX в. |
|
55 | 4.03 | | И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви. |
|
56 | 6.03 | | А.А. Блок. Стихотворения «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. |
|
57 | 11.03 | | Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина» |
|
58 | 13.03 |
| С.А. Есенин. Тема Росси в поэзии поэта. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...» |
|
59 | 16.03 |
| Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. . Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...» |
|
60 | 18.03 | | В.В. Маяковский. Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство Маяковского - поэта
|
|
61 | 20.03 | | В.В. Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества В.В. Маяковского. Стихотворение «Люблю» (отрывок) |
|
62 | 23.03 | | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце» История создания и судьба повести. |
|
63 | 1.04 |
| Смысл названия Система образов повести. |
|
64 | 3. 04 | | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…» |
|
65 | 6.04 | | Особенности поэтики М.И.Цветаевой. Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Родина», стихи о Москве |
|
66 | 8.04 | | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин». Особенности поэтики А.А. Ахматовой |
|
67 | 10.04 | | А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны» |
|
68 | 13.04 | | НА. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст» |
|
69 | 15.04 | | Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завеща ние». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя |
|
70 | 17.04 | | М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека» |
|
71 | 20.04 |
| Образ Андрея Соколова. Широта типизации. |
|
72 | 22.04 | | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака |
|
73 | 24.04 | | Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л. Пастернака. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво» |
|
74 | 27.04 | | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки». |
|
75 | 29.04 |
| «Я убит подо Ржевом...» Широта обобщений в произведении. Глубокий патриотизм. |
|
76 | 4.05 |
| А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). |
|
77 | 6.05 |
| Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» |
|
78 | 8.05 |
| Сила художественной правды в рассказе. |
|
79 | 11.05 |
| Проверочная работа по русской литературе 20 века.
|
|
80 | 13.05 |
| Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор) |
|
81 | 15.05 | | Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. |
|
82 | 18.05 | | Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия» Множественность смыслов поэмы |
|
83 | 20.05 | | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» Общечеловеческое значение героев трагедии. |
|
84 | 22.05 | | И.В. Гёте. «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения |
|
85 | 23.05 | | Поиски справедливости и истинного смысла жизни в трагедии И.В. Гёте «Фауст» |
|
Средства контроля
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
1 | 11.11 | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 |
2 | 18.12 | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 |
3 | 29.01 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 |
4 | 14.02 | Сочинение по поэме Н.В Гоголя «Мертвые души» | 1 |
5 | 11.05 | Контрольная работа по русской литературе 20века | 1 |
Приложение
Контрольная работа по разделу «Русская литература 20 века». 9 класс.
1.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.
А) И.А. Бунин 1) «Собачье сердце»
Б) В.В. Маяковский 2) «О, я хочу безумно жить», «Ветер принёс издалёка»
В) А.А. Блок 3) «А вы могли бы?», «Послушайте!»
Г) М.А. Булгаков 4) «Тёмные аллеи»
2.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.
А) М.И. Цветаева 1) «Можжевеловый куст»
Б) А.А. Ахматова 2) «Вновь Исакий в облаченье»
В) Н.А. Заболоцкий 3) «Идёшь на меня похожий»
3. Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.
А) М.А. Шолохов 1) «Матрёнин двор»
Б) Б.Л. Пастернак 2) «Я убит подо Ржевом»
В) А.Т. Твардовский 3) «Красавица моя, вся стать…»
Г) А.И. Солженицын 4) «Судьба человека»
4. Соотнесите фамилии писателей и направления.
А) А.А. Блок, А. Белый, В. Иванов 1) акмеизм
Б) Н. Гумилёв, А.Ахматова, О. Мандельштам 2) символизм
В) М. Цветаева 3)русский авангард
Г) С.Есенин, Н. Клюев 4)крестьянская поэзия
5. Назовите автора, жанр произведений, из которых приведены следующие строки.
А) «…Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…»
Б) «… Я барский пёс, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред злостных демократов…»
В) «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? »
Г) «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»
6. Назовите авторов книг – сборников стихотворений.
А) «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник».
Б) «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь».
7. Какой темой объединены стихотворения А.А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь» ?
8. Назовите писателя, которому решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года присуждена Нобелевская премия по литературе (за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер).
9. Назовите произведение, его автора и жанр.
Впервые напечатано в книге «Тёмные аллеи» в Нью-Йорке в 1943 году, второй раз – в 1946 году в Париже, в 1955 году - в журнале «Новый мир» (1955, № 6).
10. Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).
Появилось в 1925 году, не было тогда опубликовано, но по рукам ходила его рукопись (на родине было напечатано лишь в 1987 году ). Тогда же, в 1925 году, власть почувствовала угрозу для себя от сатиры, направленной против насилия, невежества и революционной демагогии.
11. О каком литературном месте России идёт речь (назовите фамилию поэта)?
А) Шахматово (Солнечногорский район Московской области).
Б) Хутор Загорье (Починковский район Смоленской области).
12) Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).
Популярности произведения в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый по произведению. Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Опубликовано в 1957 году.
13) Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).
1963 год написания. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника». В центре произведения – кризис советской деревни и неузнанный праведник.
14) Назовите термин по определению.
В старину так называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр возник в средневековой Испании, его расцвет пришёлся на 16-17 века. В Россию проник в начале 19 века в качестве небольшого лирического стихотворения на любовную тему и получил здесь широкое распространение.
15) О каком поэте идёт речь?
А) Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи». Борис Пастернак в своём стихотворении сказал о трагическом и мужественном пророчестве поэта, предвидевшего гибель старой культуры, в которой он был воспитан, и сожалевшего о ней, лицом к лицу встретившего «роковые минуты» истории.
Б) М. Горький писал о поэте, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
В) Родилась в семье выдающегося филолога, профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств, мать была страстной музыкантшей. Училась в 4-й Московской гимназии, затем, с 1902 года, во французском интернате в Лозанне (Швейцария).
Г) Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан)…
В 1964 году в Италии ей была вручена литературная премия «Этна-Таормина», в 1965-м Оксфордский университет присвоил ей степень почётного доктора.
Д) Его отец был академиком живописи. Мать - профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Любовь к христианству ему привила русская няня, которая втайне от родителей водила мальчика в православную церковь.
16) Назовите литературное направление по определению.
А) Цель искусства – интуитивное, не рациональное постижение мира с помощью аналогий и соответствий, выступающих знаками, символами. Благодаря символу, художник способен вырваться из повседневности в идеальный мир.
Б) От анг. – образ. Слово-образ не связано с реальностью и самоценно. Резкая критика футуристов за их внимание к политике.
В) Цель – разрушить традиционную систему литературных жанров и стилей, возвратившись к фольклорно-мифологическим «первоначалам» и к представлению о языке как «части природы».
Г) Конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», эстетизация земного и возвращение слову его прямого смысла.
Ответы:
1) а- 4
Б-3
В-2
Г-1
2)а-3
Б-2
В-1
3) 3) а-4
Б-3
В-2
Г-1
4) а-2
Б-1
В-3
Г-4
5) А)рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
Б) повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
В) рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
Г) рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
6) А) А.А. Ахматова
Б) М.И. Цветаева
7) ВОВ 1941-1945 гг.
8) И.А. Бунин
9) Рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
10) Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце».
11) а- А.А. Блок
Б- А.Т. Твардовский
12) рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
13) рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
14) Романс.
15. А- А.А. Блок
Б- С.А. Есенин
В) М.И. Цветаева
Г) А.А. Ахматова
Д) Б.Л. Пастернак
16) А – символизм
Б- имажинизм
В- футуризм Г- акмеизм
4