СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Аннотация к рабочей программе по литературе. 9 класс.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы ос­новного общего образования по литературе, автор­ской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2017) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2018), на основании образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ»; учебного плана МБОУ «Бейская общеобразовательная школа-интернат» на 2019/20 учебный год.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием, общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опи­рающийся на принципы единства художест­венной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формировании умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности. планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС; обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не толь­ко на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, со­зданию необходимых условий для ее само­реализации; обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников; выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей; участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада; сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.

Учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной и др. не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания языкового образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт. УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В программе соблюдена системная направлен­ность - курс 9 класса представлен разделами:

  1. Древнерусская литература.

  2. Русская литература XVIII века.

  3. Русская литература XIX века.

  4. Русская литература XX века.

  5. Зарубежная литература.

  6. Обзоры.

  7. Сведения по теории и истории литературы.

Место предмета: рабочая программа по литературе в IX классе рассчитана на 85 учебных часов (2.5 часа в неделю).

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа. различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, со­ ответствующего современному уровню разви­тия науки и общественной практики, учиты­вающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

  • умения самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательно деятельности;

  • умения самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умения определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умения создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умения организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учите­лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз­ решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умения осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведе­ний с эпохой их написания, выявление зало­женных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умения анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе
    литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней; восприятие на слух литературных произве­дений

разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умения пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразитель­ных языковых средств в создании художест­венных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование по­требностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятель­ности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобыт­ный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величай­ший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историче­ская основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская пози­ция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и ос­новная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический про­цесс.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература».

Развитие речи (далее P.P.). Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, ре­форматор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величе­ства государыни императрицы Елисаветы Петров­ны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензиро­вание выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Гавриил Романович Державин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бес­смертии поэта. «Забавный русский слог» Держави­на и его особенности. Оценка в стихотворении соб­ственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензиро­вание выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Обзор.(2ч.)

Николай Михайлович Карамзин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1ч.

Василий Андреевич Жуковский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возмож­ности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуков­ского: сюжетность, фантастика, фольклорное нача­ло, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример пре­ображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народ­ного духа и христианской веры. Светлана — плени­тельный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Фольклоризм литературы (развитие представ­лений).

P.P. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатно­го). Характеристика героев русской романтической баллады.

Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, пуб­ликации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особен­ности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необыч­ный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной ин­триги. Образ фамусовской Москвы. Художествен­ная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл фи­нала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений).

P.P. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.

Александр Сергеевич Пушкин (15 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Про­рок», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои рома­на. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Бе­линский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодей­ства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных по­зиций в сфере творчества. Проект.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Траге­дия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристика сюжета романа, его тематики, проблемати­ки, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Осо­бенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.

Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего вре­мени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мо­тивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонто­ва. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Харак­тер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.

Теория литературы. Психологический роман (раз­витие представлений). Романтический герой (разви­тие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).

P.P. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода ро­мана по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагмен­тов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на про­блемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоциональ­ного содержания.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Мертвые души». История создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Боже­ственной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэ­мы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа ав­тора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Бе­линского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комиче­ском и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издев­ка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемно­го характера с использованием цитирования. Со- ставление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материа­ле и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее те­матики, проблематики, идейно-композиционного содержания.

Федор Михайлович Достоевский (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантази­ям. Роль истории Настеньки в романе. Содержа­ние и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений). Психологизм литературы (развитие представ­лений).

P.P. Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму вы­полнения задания.

Антон Павлович Чехов (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и лож­ные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чи­новника» — эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование ав­тора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств со­здания их образов. Составление плана письменного высказывания. Написание творческой работы с по­следующим редактированием текста. Проект.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Русская литература XX в. (обзор) (1 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX в. Из русской прозы XX в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX в.. о велуших прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история люб­ви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной де­тали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков (43ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Михаил Александрович Шолохов (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Компо­зиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в про­изведении. Сказовая манера повествования. Значе­ние картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Исаевич Солженицын (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление поня­тия).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лири­ческой поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX в.

Александр Александрович Блок (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ветер принес издалёка...», «О, весна без кон­ца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, про­никновенное чувство Родины. Своеобразие лириче­ских интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углуб­ление понятий).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение стихотворений, устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алго­ритму выполнения задания.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не пла­чу...», «Край ты мой заброшенный...», «Той ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема Рос­сии — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование вы­разительного чтения. Участие в коллективном диа­логе. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Владимир Владимирович Маяковский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Свое­образие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяков­ский о труде поэта.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углуб­ление понятий).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный анализ стихотворений по алгоритму выпол­нения задания.

Марина Ивановна Цветаева (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Осо­бенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и но­ваторство в творческих поисках поэт а.

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие пред­ставлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щения поэта-мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углуб­ление понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Анна Андреевна Ахматова (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворные произведения из книг «Чет­ки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Сти­хотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Фило­софская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухо­творенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы риф­мовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Александр Трифонович Твардовский (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Ин­тонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тони­ческая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Участие в коллек­тивном диалоге.

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX вв. (об­зор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отче­го»; В.А. Соллогуб «Серенада»; Н.А. Некрасов «Трой­ка»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случай­но...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сур­ков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Призна­ние» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения че­ловека. Проект.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тони­ческая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Гораций. Жизнь и творчество (обзор).1ч.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтиче­ских заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение и устное рецензиро­вание выразительного чтения. Устный и письмен­ный ответ на вопросы с использованием цитирова­ния. Участие в коллективном диалоге.

Данте Алигьери (1ч)

Жизнь и творчество (обзор)

«Божественная комедия» (фрагменты). Множе­ственность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), мораль­ный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение боже­ственной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-фило­софский характер поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятий).

P.P. Устный анализ фрагментов поэмы. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с ис­пользованием цитирования по плану.

Уильям Шекспир (1ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гу­манизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение ге­роев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ миро­вой литературы. У. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по вы­бору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фа­уст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фау­ста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основ­ной идее трагедии. Смысл противопоставления Фау­ста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «

Теория литературы. Драматическая поэма (углуб­ление понятия).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)





















Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Коррекция

План

Факт

1

2.09


Литература и ее роль в духовной жизни чело­века


2

4.09


«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси


3

9.09


«Слово о полку Игореве»

Образы рус­ских князей. Ярославна как идеаль­ный образ русской женщины


4

11.09


M.B. Ломо­носов.

Уче­ный, поэт, реформатор русского ли­тературного языка и сти­ха. Ода «Ве­чернее раз­мышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»


5

16.09


М.В.Ло­моносов. «Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол Ее Величества государыни императри­цы Елисаветы Петровны 1747 года»


6

18.09


Г.Р.Держа­вин. Сти­хотворение «Властите­лям и суди­ям». Тема несправед­ливости сильных мира сего


7

23.09


Г. Р. Держа­вин. Сти­хотворение «Памятник». Традиции Горация.

Мысль о бессмертии поэта


8

25.09


А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности


9

30.09


Н.М. Карам­зин. Повесть

«Бедная Лиза».

Утверждение общечело­веческих ценностей в повести


10

2.10


Русская литература 19 века. Особенности развития.


11

7.10


В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.

Романтиче­ский образ моря в

сти­хотворении «Море».

Границы не­выразимого

в стихотво­рении «Невыразимое»


12

9.10


Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана».



13

14.10


А.С. Грибоедов. История создания, публика­ции, первых постановок комедии

А.С. Грибо­едова «Горе от ума»


14

16.10


Смысл названия и пробле­ма ума в комедии А.С. Грибо­едова «Горе от ума»


15

21.10


Система образов в комедии

А.С. Грибо­едова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги


16

23.10


Комедия А.С. Грибо­едова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе


17

26.10


Образ фамусовской Москвы в комедии

А.С. Грибо­едова «Горе от ума»


18

6.11


Образность и афори­стичность языка комедии А.С. Грибо­едова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании речевых ха­рактеристик действу­ющих лиц


19

11.11


Сочинение по комедии А.С. Грибо­едова «Горе от ума».


20

13.11


А.С. Пушкин. Многооб­разие тем, жанров, мотивов лирики

А.С.Пуш­кина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар»


21

18.11


Одухотво­ренность и чистота любви в сти­хотворениях А.С. Пушки­на «На хол­мах Грузии лежит ноч­ная мгла...», «Я вас лю­бил: любовь еще, быть может...»


21

20.11


Слияние личных, гражданских и философ­ских моти­вов в лирике

А.С. Пуш­кина. Сти­хотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...», «Два чувства див­но близки нам...»


23

25.11


«Евгений Онегин». История создания, особенности жанра.


24

27.11


Образы главных ге­роев романа А.С. Пушки­на «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и ли­рические от­ступления


25

2.12


А.С. Пушки­н. «Евгений Онегин». Татьяна — нравствен­ный идеал А.С. Пуш­кина


26

4.12


А.С. Пушки­н. «Евгений Онегин».

Типическое и индиви­дуальное в судьбах Ленского и Онегина


27

9.12


А.С. Пушки­н. «Евгений Онегин».

Автор как идейно-ком­позицион­ный и ли­рический центр рома­на «Евгений Онегин»


28

11.12


А.С. Пушки­н. «Евгений Онегин».

Роман А.С. Пушки­на в зеркале критики


29

16.12


А.С. Пуш­кин. Траге­дия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и зло­действа». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»


30

18.12


Сочинение по творчеству А. С. Пущкина.


31

23.12


М.Ю. Лер­монтов «Герой нашего времени» — первый пси­хологиче­ский роман в русской литературе, роман о не­заурядной личности


32

25.12


Лер­монтов «Герой нашего времени». Главные и второсте­пенные ге­рои в романе.


33

30.12


Лер­монтов «Герой нашего времени». Печорин — «самый лю­бопытный предмет сво­их наблюде­ний»


34

13.01


Лер­монтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер


35

15.01


Лер­монтов «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий. Печо­рин и Вера. Печорин и Мери


36

17. 01


Повесть М.Ю. Лер­монтова «Фаталист»

и ее философско-композиционное значение


37

20.01


«Герой нашего вре­мени»

в кри­тике В.Г. Бе­линского


38

22.01


Основные мотивы лирики М.Ю.Лер­монтова. Стихотворе­ния «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно». Чувство

тра­гического одиночества


39

24.01


М.Ю.Лер­монтов. Стихотворе­ния «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездухов­ном мире.



40

27.01


М.Ю.Лер­монтов. Сти­хотворения «Нет, не тебя так пылко я люб­лю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы; но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предска­зание», «Молитва», «Нищий». Характер лирического героя лермонтовской поэзии.



41

29.01


Сочинение по творчеству Лермонтова.


42

31.01


Н.В. Го­голь. Поэма «Мертвые души».Ис­тория созда­ния.

Смысл названия поэмы


43

3.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система об­разов поэмы

Мертвые и живые души


44

5.02


Образы помещиков в поэме.


45

7.02


Сатирическое изображение чиновников.


46

10.02


Чичиков — «приобрета­тель», герой новой эпохи


47

12.0


«Мертвые души» - поэма о величии России. Первона­чальный за­мысел и идея Н.В. Гоголя


48

14.02


Сочинение по поэме Гоголя.


49

17.02


«Бе­лые ночи».

Тип «петер­бургского мечтателя» — жадного к жизни и одновре­менно склон­ного к не­сбыточным фантазиям в романе .



50

19.02


Роль ис­тории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентимен­тальности» в понимании Ф.М. Досто­евского


51

21.02


А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рас­сказа. Эволюция образа «ма­ленького человека» в литературе XIX в.


52

26.02


А.П. Чехов. Рассказ «То­ска». Тема одиночества в многолюд­ном городе


53

28.02


Проект.

Со­ставление коллектив­ного иллю­стративного сборника рефератов на тему «Образ "ма­ленького человека" в русской литературе XIX в.»


54

2.03


Богатство и разнообра­зие жанров и направле­ний в рус­ской литера­туре XX в.


55

4.03


И.А. Бу­нин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви.


56

6.03


А.А. Блок. Стихотворе­ния «Ветер принес из­далёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен.


57

11.03


Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотво­рение «О, я хочу безумно жить...», цикл «Роди­на»


58

13.03


С.А. Есенин. Тема Рос­си в поэзии поэта. Сти­хотворения «Вот уж ве­чер. Роса...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой забро­шенный...», «Гой ты, Русь моя родная...»


59

16.03


Сквозные образы в лирике С.А. Есе­нина. . Сти­хотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золо­тая...»


60

18.03


В.В. Маяковский. Сти­хотворения «Послушай­те!», «А вы могли бы?». Новаторство Маяковско­го - поэта



61

20.03


В.В. Мая­ковский о труде поэ­та. Своеоб­разие стиха, ритма, сло­вотворчества В.В. Мая­ковского. Стихотворе­ние «Люб­лю»

(отры­вок)


62

23.03


М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце»

История создания и судьба повести.


63

1.04


Смысл названия Система образов повести.


64

3. 04


М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»


65

6.04


Особенно­сти поэтики М.И.Цве­таевой.

Сти­хотворения «Откуда такая неж­ность?», «Ро­дина», стихи о Москве


66

8.04


А.А. Ахма­това. Жизнь и творчество (обзор). Сти­хотворные произведе­ния из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин». Особенно­сти поэтики А.А. Ахмато­вой


67

10.04


А.А. Ахма­това. Сти­хотворные произведе­ния из книг «Подорож­ник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер вой­ны»


68

13.04


НА. За­болоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Сти­хотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжеве­ловый куст»


69

15.04


Н.А. За­болоцкий. Стихотворе­ния «О кра­соте челове­ческих лиц», «Завеща ние». Фи­лософская глубина обобщения поэта-мыслителя


70

17.04


М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа

«Судьба человека»


71

20.04


Образ Андрея Соколова. Широта типизации.


72

22.04


Б.Л. Пастер­нак. Жизнь и творчество (обзор).

Сти­хотворения «Красавица моя, вся стать...», «Переме­на», «Весна в лесу». Фи­лософская глубина лирики Б.Л. Пастер­нака


73

24.04


Приобщение вечных тем к совре­менности в лирике

Б.Л. Пастер­нака.

Сти­хотворения «Во всем мне хочется дой­ти...», «Быть знаменитым некрасиво»


74

27.04


А.Т. Твар­довский.

Жизнь и творчество (обзор).

Сти­хотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки».



75

29.04


«Я убит подо Ржевом...» Широта обобщений в произведении. Глубокий патриотизм.


76

4.05


А.И. Сол­женицын. Жизнь и творчество (обзор).


77

6.05


Образ пра­ведницы в рассказе «Матренин двор»


78

8.05


Сила художественной правды в рассказе.


79

11.05


Проверочная работа по русской литературе 20 века.



80

13.05


Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор)


81

15.05


Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.


82

18.05


Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия»

Множест­венность смыслов поэмы


83

20.05


У. Шекспир.

Трагедия «Гамлет» Общечеловеческое значение героев трагедии.


84

22.05


И.В. Гёте. «Фауст» — философ­ская траге­дия эпохи Просвеще­ния


85

23.05


Поиски справед­ливости и истинно­го смысла жизни в тра­гедии

И.В. Гёте «Фауст»










































Средства контроля



п/п

Дата

Тема

Количество часов

1

11.11

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

2

18.12

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1

3

29.01

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

4

14.02

Сочинение по поэме Н.В Гоголя «Мертвые души»

1

5

11.05

Контрольная работа по русской литературе 20века

1





































Приложение

Контрольная работа по разделу «Русская литература 20 века». 9 класс.

1.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.

А) И.А. Бунин 1) «Собачье сердце»

Б) В.В. Маяковский 2) «О, я хочу безумно жить», «Ветер принёс издалёка»

В) А.А. Блок 3) «А вы могли бы?», «Послушайте!»

Г) М.А. Булгаков 4) «Тёмные аллеи»


2.Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.

А) М.И. Цветаева 1) «Можжевеловый куст»

Б) А.А. Ахматова 2) «Вновь Исакий в облаченье»

В) Н.А. Заболоцкий 3) «Идёшь на меня похожий»


3. Соотнесите название произведений и фамилии их авторов.

А) М.А. Шолохов 1) «Матрёнин двор»

Б) Б.Л. Пастернак 2) «Я убит подо Ржевом»

В) А.Т. Твардовский 3) «Красавица моя, вся стать…»

Г) А.И. Солженицын 4) «Судьба человека»


4. Соотнесите фамилии писателей и направления.

А) А.А. Блок, А. Белый, В. Иванов 1) акмеизм

Б) Н. Гумилёв, А.Ахматова, О. Мандельштам 2) символизм

В) М. Цветаева 3)русский авангард

Г) С.Есенин, Н. Клюев 4)крестьянская поэзия


5. Назовите автора, жанр произведений, из которых приведены следующие строки.

А) «…Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…»

Б) «… Я барский пёс, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред злостных демократов…»

В) «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? »

Г) «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»


6. Назовите авторов книг – сборников стихотворений.

А) «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник».

Б) «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь».


7. Какой темой объединены стихотворения А.А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь» ?


8. Назовите писателя, которому решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года присуждена Нобелевская премия по литературе (за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер).


9. Назовите произведение, его автора и жанр.

Впервые напечатано в книге «Тёмные аллеи» в Нью-Йорке в 1943 году, второй раз – в 1946 году в Париже, в 1955 году - в журнале «Новый мир» (1955, № 6).


10. Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).

Появилось в 1925 году, не было тогда опубликовано, но по рукам ходила его рукопись (на родине было напечатано лишь в 1987 году ). Тогда же, в 1925 году, власть почувствовала угрозу для себя от сатиры, направленной против насилия, невежества и революционной демагогии.


11. О каком литературном месте России идёт речь (назовите фамилию поэта)?

А) Шахматово (Солнечногорский район Московской области).

Б) Хутор Загорье (Починковский район Смоленской области).


12) Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).

Популярности произведения в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый по произведению. Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Опубликовано в 1957 году.

13) Назовите произведение, его автора и жанр (о каком произведении идёт речь?).

1963 год написания. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника». В центре произведения – кризис советской деревни и неузнанный праведник.

14) Назовите термин по определению.

В старину так называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр возник в средневековой Испании, его расцвет пришёлся на 16-17 века. В Россию проник в начале 19 века в качестве небольшого лирического стихотворения на любовную тему и получил здесь широкое распространение.

15) О каком поэте идёт речь?

А) Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи». Борис Пастернак в своём стихотворении сказал о трагическом и мужественном пророчестве поэта, предвидевшего гибель старой культуры, в которой он был воспитан, и сожалевшего о ней, лицом к лицу встретившего «роковые минуты» истории.

Б) М. Горький писал о поэте, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

В) Родилась в семье выдающегося филолога, профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств, мать была страстной музыкантшей. Училась в 4-й Московской гимназии, затем, с 1902 года, во французском интернате в Лозанне (Швейцария).

Г) Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан)…

В 1964 году в Италии ей была вручена литературная премия «Этна-Таормина», в 1965-м Оксфордский университет присвоил ей степень почётного доктора.

Д) Его отец был академиком живописи. Мать - профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Любовь к христианству ему привила русская няня, которая втайне от родителей водила мальчика в православную церковь.

16) Назовите литературное направление по определению.

А) Цель искусства – интуитивное, не рациональное постижение мира с помощью аналогий и соответствий, выступающих знаками, символами. Благодаря символу, художник способен вырваться из повседневности в идеальный мир.

Б) От анг. – образ. Слово-образ не связано с реальностью и самоценно. Резкая критика футуристов за их внимание к политике.

В) Цель – разрушить традиционную систему литературных жанров и стилей, возвратившись к фольклорно-мифологическим «первоначалам» и к представлению о языке как «части природы».

Г) Конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», эстетизация земного и возвращение слову его прямого смысла.



Ответы:

1) а- 4

Б-3

В-2

Г-1

2)а-3

Б-2

В-1

3) 3) а-4

Б-3

В-2

Г-1


4) а-2

Б-1

В-3

Г-4


5) А)рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Б) повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»

В) рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»

Г) рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»


6) А) А.А. Ахматова

Б) М.И. Цветаева


7) ВОВ 1941-1945 гг.

8) И.А. Бунин

9) Рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи».

10) Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце».

11) а- А.А. Блок

Б- А.Т. Твардовский

12) рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

13) рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

14) Романс.

15. А- А.А. Блок

Б- С.А. Есенин

В) М.И. Цветаева

Г) А.А. Ахматова

Д) Б.Л. Пастернак

16) А – символизм

Б- имажинизм

В- футуризм Г- акмеизм



4