Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №54 г.Улан-Удэ» на 2019-2020 гг., авторской рабочей программы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева (М.: Просвещение, 2016). Преподавание обеспечивается учебником: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе и рассчитано на 3 часа в неделю /102 часа в год.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
•постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
•поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
•овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
•использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
•обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
•обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
•взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
•выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
•организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
•участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
•включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
•социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
•сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
•формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования,развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
•учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
•разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
Из древнерусской литературы (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия памятника, проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…» .
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Из литературы XVIII века (10 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.
Из русской литературы XIX века (56 ч.)
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений)
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». История создания. Публикации первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам..».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских, гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи-значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из русской литературы XX века (29 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу…», ««Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Родина», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание» Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.А.Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою…»); Н.А.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»); А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А. Заболоцкий. «Признание» и др.
Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (2 ч.)
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт).«Гамлет»-«пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небес», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст»-философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире, как движущая сила его развития, динамика бытия. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах»-ключ к основной идее трагедии.
Итоговый смысл трагедии- «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата |
по плану | по факту |
| | Введение (1 ч) | | |
| 1. | Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. | | |
| | Из древнерусской литературы (3 ч) | | |
2. | 1. | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | | |
3. | 2. | Центральные образы «Слова о полку Игореве». | | |
4. | 3. | К Входная контрольная работа. Основная идея и поэтика «Слова о полку Игореве». | | |
| | Из русской литературы XVIII века (10 ч) | | |
5. | 1. | Классицизм в русском и мировом искусстве. | | |
6. | 2. | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | | |
7. | 3. | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | | |
8. | 4. | Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». | | |
9. | 5. | Г.Р. Державин. «Памятник». | | |
10. | 6. | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…») | | |
11. | 7. | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | | |
12. | 8. | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы. | | |
13. | 9. | Внеклассное чтение. Н.М.Карамзин «Осень» и другие произведения писателя. | | |
14. | 10. | Рр Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века. | | |
| | Из литературы XIХ века (56 ч) | | |
15. | 1. | Внеклассное чтение. Русская поэзия первой половины XIX века. | | |
16. | 2. | В.А.Жуковский- поэт-романтик. | | |
17. | 3. | Внеклассное чтение. В.А.Жуковский «Невыразимое» | | |
18. | 4. | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады. | | |
19. | 5. | В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. | | |
20. | 6. | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). | | |
21. | 7. | А.С.Грибоедов. «Горе о ума»: проблематика и конфликт. | | |
22. | 8. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва. | | |
23. | 9. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | | |
24. | 10. | А.С.Грибоедов «Горе от ума»: язык комедии. | | |
25. | 11. | А.С.Грибоедов «Горе от ума» в критике. | | |
26. | 12. | Рр Классное сочинение. А.С.Грибоедов «Горе от ума». | | |
27. | 13. | К Контрольная работа по произведениям «Слово о полку Игореве», Д.И.Фонвизина «Недоросль», Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова. | | |
28. | 14. | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | | |
29. | 15. | А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». | | |
30. | 16. | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | | |
31. | 17. | А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» | | |
32. | 18. | А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | | |
33. | 19. | А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. | | |
34. | 20. | Рр Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А.С.Пушкина. | | |
35. | 21. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Цыганы». | | |
36. | 22. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» | | |
37. | 23. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | | |
38. | 24. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романы. | | |
39. | 25. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. | | |
40. | 26. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | | |
41. | 27. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора. | | |
42. | 28. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | | |
43. | 29. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. | | |
44. | 30. | Рр А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | | |
45. | 31. | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. | | |
46. | 32. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. | | |
47. | 33. | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | | |
48. | 34. | М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. | | |
49. | 35. | Рр М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. | | |
50. | 36. | К Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина роман в стихах «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова. | | |
51. | 37. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. | | |
52. | 38. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бела», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | | |
53. | 39. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | | |
54. | 40. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. | | |
55. | 41. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. | | |
56. | 42. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. | | |
57. | 43. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков. | | |
58. | 44. | Рр М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: письменный ответ на проблемный вопрос. | | |
59. | 45. | Внеклассное чтение. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). | | |
60. | 46. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. | | |
61. | 47. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образы помещиков. | | |
62. | 48. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образ города. | | |
63. | 49. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образ Чичикова. | | |
64. | 50. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. | | |
65. | 51. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: специфика жанра. | | |
66. | 52. | Рр Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Классное контрольное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов. | | |
67. | 53. | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. | | |
68. | 54. | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. | | |
69. | 55. | А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | | |
70. | 56. | А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. | | |
| | Из русской литературы ХХ века (29 ч) | | |
71. | 1. | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. | | |
72. | 2. | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. | | |
73. | 3. | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» | | |
74. | 4. | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина». | | |
75. | 5. | С.А.Есенин. Тема России- главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». | | |
76. | 6. | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» | | |
77. | 7. | С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине» | | |
78. | 8. | В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | | |
79. | 9. | В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». | | |
80. | 10. | К Контрольная работа №1 по творчеству М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»), Н.В.Гоголя, АП. Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В.Маяковского в формате ОГЭ. | | |
81. | 11. | К Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»), Н.В.Гоголя, АП. Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В.Маяковского в формате ОГЭ. | | |
82. | 12. | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. | | |
83. | 13. | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. | | |
84. | 14. | М.И.Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?». | | |
85. | 15. | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». | | |
86. | 16. | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). | | |
87. | 17. | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). | | |
88. | 18. | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание». | | |
89. | 19. | Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | | |
90. | 20. | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. | | |
91. | 21. | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. | | |
92. | 22. | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». | | |
93. | 23. | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». | | |
94. | 24. | А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. | | |
95. | 25. | А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит под Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» | | |
96. | 26. | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика, образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. | | |
97. | 27. | К Итоговая контрольная работа по литературе. | | |
98. | 28. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков (обзор). | | |
99. | 29. | Р/р Выразительное чтение стихотворений и песен наизусть. | | |
| | Из зарубежной литературы (2 ч) | | |
100. | 1. | У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя. (обзор с чтением отдельных сцен). | | |
101. | 2. | И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика. (обзор с чтением отдельных сцен) | | |
| | Урок контроля (1 ч) | | |
102. | 1. | Повторение. Итоги года и задания для летнего чтения. | | |
11