СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для  9бв  классов  составлена на основе авторской программы  по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература» для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание, М.: «Просвещение»,2014 и УМК «Литература». 9 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений  в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017, входящего в Федеральный перечень учебников на 2019 – 2020  учебный год.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов







УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________ М.Д. Хохлина

Приказ № 01-05/194 от «_30_» августа 2019 г.







Рабочая программа

по литературе

для 9бв классов


на 2019 – 2020 учебный год






Составитель - Федорова Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории








Домодедово

2019 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9бв классов составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература» для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание, М.: «Просвещение»,2014 и УМК «Литература». 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017, входящего в Федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год.


Актуальность создания данной программы на основе указанного УМК заключается в следующем:

  • содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заревской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;

  • предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;

  • разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, сохранены и в рабочей программе.

Данная рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, что составляет 102 часов в год.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:


Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность:

  • понимать ключевые проблемы изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других

' народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценки;

  • интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • понимать образность природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;


1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;

  • анализу достижения цели.

Коммуникативные универсальные действия:

  • воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

  • находить в тексте

    • информацию, необходимую для её решения;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные действия:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные действия:

  • учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные действия:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.


Личностные результаты

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • выражать положительное отношение к процессу познания.


  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки.



Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Из древнерусской литературы

3

Из русской литературы XVIII века

8

Из русской литературы XIX века

54

Из русской литературы XX века

28

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX в

2

Из зарубежной литературы

4

Уроки итогового контроля

2

ИТОГО:

102


Содержание учебного курса литературы 9 класс


Введение (2ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литературное произведение как единое целое (углубление представлений).

Из древнерусской литературы (3ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века (8ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(53 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Особое место при изучении произведений русской и зарубежной литературы уделено теме коррупции в мире.



Календарно-тематическое планирование уроков

урока

Наименования разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректирован-ные сроки прохождения


Литература и её роль в духовной жизни человека

02.09.-06.09.



Литературное произведение как единое целое

02.09.-06.09.



Литература Древней Руси (с повторение ранее изученного). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

02.09.-06.09.



Центральные образы «Слова...»

09.09.-13.09.



Основная идея и поэтика «Слова...»

09.09.-13.09.



Классицизм в русском и мировом искусстве

09.09.-13.09.



М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

16.09.-20.09.



М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

16.09.-20.09.



Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»

16.09.-20.09.



Г.Р.Державин «Памятник»

23.09.-27.09.



Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...»)

23.09.-27.09.



Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». История любви

23.09.-27.09.



Нравственно-философская проблематика повести «Бедная Лиза»

30.09.-04.10.



Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень»

30.09.-04.10.



Рр «Чем современна литература VIII века?»

30.09.-04.10.



Вн. чт. Русские поэты первой половины XIX века

07.10.-11.10



В.А.Жуковский – поэт-романтик

07.10.-11.10



В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады

07.10.-11.10



В.А.Жуковский «Светлана»: образ главной героини

14.10.-18.10.



«Человек необыкновенный». (А.С.Пушкин). Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова.

14.10.-18.10.



«К вам Александр Андреич Чацкий!»

14.10.-18.10.



« Век нынешний и век минувший».

21.10.-25.10.



 «Молчалины блаженствуют на свете».

21.10.-25.10.



«Безумный ко всему…» Трагедия Чацкого. Смысл названия комедии.

21.10.-25.10.



«Всё уже сказано. К счастью, не обо всём ещё подумано» (Станислав Ежи Лец)

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

05.11.-08.11



Контрольная работа по итогам 1 четверти

05.11.-08.11



А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика

05.11.-08.11



А.С.Пушкин Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

11.11.-15.11



А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...»

11.11.-15.11



А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

11.11.-15.11



А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...»

18.11.-22.11.



А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении

18.11.-22.11.



Рр Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина

18.11.-22.11.



А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

25.11.-29.11.



«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»)

25.11.-29.11.



«Татьяна, русская душою…» (анализ 3 и 4 глав романа А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»)

25.11.-29.11.



"И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин")

02.12.-06.12.



Дуэль. «Онегин... убийца?..." (глава 6 романа А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»)

02.12.-06.12.



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. (анализ 8 главы романа А. С.Пушкина  «Евгений Онегин»

02.12.-06.12.



А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

09.12.-13.12.



А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

09.12.-13.12.



Рр Подготовка к сочинению по роману в стихах «Евгений Онегин».

09.12.-13.12.



М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Поэтический мир  М.Ю. Лермонтова
«Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова»  (Герцен)

16.12.-20.12.



 «Жизнь моя – я сам» Тема назначения поэта и поэзии в лирике Лермонтова

16.12.-20.12.



М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

16.12.-20.12.



М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

23.12.-27.12.



Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова

23.12.-27.12.



«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе.

23.12.-27.12.



Печорин как представитель портрета поколения.  Загадки образа Печорина. (главы «Бэла», «Максим Максимыч»)

09.01.-17.01.



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя (главы «Тамань», «Княжна Мери»)

09.01.-17.01.



Философско-композиционное значение повести «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»)

09.01.-17.01.



Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

20.01.-24.01.



Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

20.01.-24.01.



М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков

20.01.-24.01.



Рр Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

27.01.-31.01.



Рр Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

27.01.-31.01.



Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

27.01.-31.01.



Образы помещиков.  «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

03.02.-07.02.



Образы помещиков. «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.

03.02.-07.02.



Образы помещиков. Плюшкин – «прореха на человечестве».

03.02.-07.02.



«Кто же он? Стало быть, подлец?» (образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

10.02.-14.02



В. чтение Данте Алигьери «Божественная комедия». Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте Алигьери

10.02.-14.02



Образ России, народа и автора в поэме «Мертвые души»

10.02.-14.02



«Следующая станция – «Мёртвые души». . .(урок обобщения и систематизации знаний)

17.02.-21.02.



Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ главного героя

17.02.-21.02.



Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ Настеньки

17.02.-21.02.



А.П.Чехов «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей

24.02.-28.02.



А.П.Чехов «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе

24.02.-28.02.



Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин «Темные аллеи»: проблематик и образы

24.02.-28.02.



И.А.Бунин «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

02.03.-06.03.



Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принес издалёка...», «О, весна, без конца и без краю...»

02.03.-06.03.



А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина»

02.03.-06.03.



С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...»

09.03.-13.03.



С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...»

09.03.-13.03.



С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине»

09.03.-13.03.



В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!»

16.03.-20.03.



В.В.Маяковский «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

16.03.-20.03.



Контрольная работа за третью четверть

16.03.-20.03.



М.А.Булгаков «Собачье сердце»: проблематик и образы

30.03.-03.04.



М.А.Булгаков «Собачье сердце»: поэтика повести

30.03.-03.04.



М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..»

30.03.-03.04.



М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и России: «Стихи Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»

06.04.-10.04.



А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая», («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме...», «Я спросила у кукушки...»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет...»), «Не с теми я, кто бросил землю...», «Что ты бродишь неприкаянный...»

06.04.-10.04.



А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым...»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово...»)

06.04.-10.04.



Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание»

13.04.-17.04.



Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»

13.04.-17.04.



М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

13.04.-17.04.



М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

20.04.-24.04.



Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу»

20.04.-24.04.



Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всём мне хочется дойти до самой сути...»

20.04.-24.04.



А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем»

27.04.-01.05.



А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...»

27.04.-01.05.



А.И.Солженицын «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика

27.04.-01.05.



А.И.Солженицын «Матренин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи

04.05.-08.05.



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века

04.05.-08.05.



Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века

04.05.-08.05.



Из зарубежной литературы.

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

11.05.-15.05.



Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.




У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных глав)

11.05.-15.05.



У.Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных глав)

11.05.-15.05.



И.-В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных глав)

18.05.-22.05



И.-В.Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных глав)

18.05.-22.05





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№п/п

Наименование

Программы

1

Рабочие программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература» для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М.: «Просвещение»,2016

Учебники

2

«Литература». 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017

Методические пособия

3

Золотарева И.В. Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 4-е изд. – М: ВАКО, 2014

Демонстрационные материалы

4

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова.




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы

Протокол №1 от « 30»_августа 2019 г.

Руководитель ШМО _______________/Е.П.Фёдорова/





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

______________Л.С. Евдокимова

« 30 » августа 2019 г.




17