Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заревская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________ М.Д. Хохлина
Приказ № 01-05/194 от «_30_» августа 2019 г.
Рабочая программа
по литературе
для 9бв классов
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель - Федорова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Домодедово
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9бв классов составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература» для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание, М.: «Просвещение»,2014 и УМК «Литература». 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017, входящего в Федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год.
Актуальность создания данной программы на основе указанного УМК заключается в следующем:
содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заревской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;
предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;
разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, сохранены и в рабочей программе.
Данная рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, что составляет 102 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Предметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность: |
' народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценки; интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимать образность природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; | 1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц; 2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка; 4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные универсальные учебные действия: Коммуникативные универсальные действия: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Познавательные универсальные действия: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из его частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). | Регулятивные универсальные учебные действия: Коммуникативные универсальные действия: учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные действия: |
Личностные результаты |
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; различать основные нравственно-эстетические понятия; выражать положительное отношение к процессу познания. | уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки. |
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Из древнерусской литературы | 3 |
Из русской литературы XVIII века | 8 |
Из русской литературы XIX века | 54 |
Из русской литературы XX века | 28 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX в | 2 |
Из зарубежной литературы | 4 |
Уроки итогового контроля | 2 |
ИТОГО: | 102 |
Содержание учебного курса литературы 9 класс
Введение (2ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литературное произведение как единое целое (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (3ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века (8ч)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(53 ч)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский
. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетиче
ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Особое место при изучении произведений русской и зарубежной литературы уделено теме коррупции в мире.
Календарно-тематическое планирование уроков
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректирован-ные сроки прохождения |
9б | 9в |
| Литература и её роль в духовной жизни человека | 02.09.-06.09. | | |
| Литературное произведение как единое целое | 02.09.-06.09. | | |
| Литература Древней Руси (с повторение ранее изученного). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 02.09.-06.09. | | |
| Центральные образы «Слова...» | 09.09.-13.09. | | |
| Основная идея и поэтика «Слова...» | 09.09.-13.09. | | |
| Классицизм в русском и мировом искусстве | 09.09.-13.09. | | |
| М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 16.09.-20.09. | | |
| М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 16.09.-20.09. | | |
| Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» | 16.09.-20.09. | | |
| Г.Р.Державин «Памятник» | 23.09.-27.09. | | |
| Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...») | 23.09.-27.09. | | |
| Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». История любви | 23.09.-27.09. | | |
| Нравственно-философская проблематика повести «Бедная Лиза» | 30.09.-04.10. | | |
| Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень» | 30.09.-04.10. | | |
| Рр «Чем современна литература VIII века?» | 30.09.-04.10. | | |
| Вн. чт. Русские поэты первой половины XIX века | 07.10.-11.10 | | |
| В.А.Жуковский – поэт-романтик | 07.10.-11.10 | | |
| В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады | 07.10.-11.10 | | |
| В.А.Жуковский «Светлана»: образ главной героини | 14.10.-18.10. | | |
| «Человек необыкновенный». (А.С.Пушкин). Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. | 14.10.-18.10. | | |
| «К вам Александр Андреич Чацкий!» | 14.10.-18.10. | | |
| « Век нынешний и век минувший». | 21.10.-25.10. | | |
| «Молчалины блаженствуют на свете». | 21.10.-25.10. | | |
| «Безумный ко всему…» Трагедия Чацкого. Смысл названия комедии. | 21.10.-25.10. | | |
| «Всё уже сказано. К счастью, не обо всём ещё подумано» (Станислав Ежи Лец) Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 05.11.-08.11 | | |
| Контрольная работа по итогам 1 четверти | 05.11.-08.11 | | |
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика | 05.11.-08.11 | | |
| А.С.Пушкин Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | 11.11.-15.11 | | |
| А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...» | 11.11.-15.11 | | |
| А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк» | 11.11.-15.11 | | |
| А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...» | 18.11.-22.11. | | |
| А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении | 18.11.-22.11. | | |
| Рр Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина | 18.11.-22.11. | | |
| А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» | 25.11.-29.11. | | |
| «Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») | 25.11.-29.11. | | |
| «Татьяна, русская душою…» (анализ 3 и 4 глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») | 25.11.-29.11. | | |
| "И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин") | 02.12.-06.12. | | |
| Дуэль. «Онегин... убийца?..." (глава 6 романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») | 02.12.-06.12. | | |
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. (анализ 8 главы романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин» | 02.12.-06.12. | | |
| А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 09.12.-13.12. | | |
| А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики | 09.12.-13.12. | | |
| Рр Подготовка к сочинению по роману в стихах «Евгений Онегин». | 09.12.-13.12. | | |
| М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (Герцен) | 16.12.-20.12. | | |
| «Жизнь моя – я сам» Тема назначения поэта и поэзии в лирике Лермонтова | 16.12.-20.12. | | |
| М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» | 16.12.-20.12. | | |
| М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 23.12.-27.12. | | |
| Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова | 23.12.-27.12. | | |
| «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе. | 23.12.-27.12. | | |
| Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина. (главы «Бэла», «Максим Максимыч») | 09.01.-17.01. | | |
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя (главы «Тамань», «Княжна Мери») | 09.01.-17.01. | | |
| Философско-композиционное значение повести «Герой нашего времени» (глава «Фаталист») | 09.01.-17.01. | | |
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 20.01.-24.01. | | |
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 20.01.-24.01. | | |
| М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков | 20.01.-24.01. | | |
| Рр Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 27.01.-31.01. | | |
| Рр Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 27.01.-31.01. | | |
| Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | 27.01.-31.01. | | |
| Образы помещиков. «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка». | 03.02.-07.02. | | |
| Образы помещиков. «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич. | 03.02.-07.02. | | |
| Образы помещиков. Плюшкин – «прореха на человечестве». | 03.02.-07.02. | | |
| «Кто же он? Стало быть, подлец?» (образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души») | 10.02.-14.02 | | |
| В. чтение Данте Алигьери «Божественная комедия». Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте Алигьери | 10.02.-14.02 | | |
| Образ России, народа и автора в поэме «Мертвые души» | 10.02.-14.02 | | |
| «Следующая станция – «Мёртвые души». . .(урок обобщения и систематизации знаний) | 17.02.-21.02. | | |
| Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ главного героя | 17.02.-21.02. | | |
| Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ Настеньки | 17.02.-21.02. | | |
| А.П.Чехов «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | 24.02.-28.02. | | |
| А.П.Чехов «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | 24.02.-28.02. | | |
| Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин «Темные аллеи»: проблематик и образы | 24.02.-28.02. | | |
| И.А.Бунин «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе | 02.03.-06.03. | | |
| Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принес издалёка...», «О, весна, без конца и без краю...» | 02.03.-06.03. | | |
| А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина» | 02.03.-06.03. | | |
| С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...» | 09.03.-13.03. | | |
| С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...» | 09.03.-13.03. | | |
| С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине» | 09.03.-13.03. | | |
| В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | 16.03.-20.03. | | |
| В.В.Маяковский «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | 16.03.-20.03. | | |
| Контрольная работа за третью четверть | 16.03.-20.03. | | |
| М.А.Булгаков «Собачье сердце»: проблематик и образы | 30.03.-03.04. | | |
| М.А.Булгаков «Собачье сердце»: поэтика повести | 30.03.-03.04. | | |
| М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..» | 30.03.-03.04. | | |
| М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и России: «Стихи Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | 06.04.-10.04. | | |
| А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая», («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме...», «Я спросила у кукушки...»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет...»), «Не с теми я, кто бросил землю...», «Что ты бродишь неприкаянный...» | 06.04.-10.04. | | |
| А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым...»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово...») | 06.04.-10.04. | | |
| Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание» | 13.04.-17.04. | | |
| Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» | 13.04.-17.04. | | |
| М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | 13.04.-17.04. | | |
| М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа | 20.04.-24.04. | | |
| Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу» | 20.04.-24.04. | | |
| Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всём мне хочется дойти до самой сути...» | 20.04.-24.04. | | |
| А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» | 27.04.-01.05. | | |
| А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...» | 27.04.-01.05. | | |
| А.И.Солженицын «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика | 27.04.-01.05. | | |
| А.И.Солженицын «Матренин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 04.05.-08.05. | | |
| Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | 04.05.-08.05. | | |
| Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 04.05.-08.05. | | |
| Из зарубежной литературы. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). | 11.05.-15.05. | | |
| Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. | | | |
| У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных глав) | 11.05.-15.05. | | |
| У.Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных глав) | 11.05.-15.05. | | |
| И.-В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных глав) | 18.05.-22.05 | | |
| И.-В.Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных глав) | 18.05.-22.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименование |
Программы |
1 | Рабочие программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература» для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М.: «Просвещение»,2016 |
Учебники |
2 | «Литература». 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2017 |
Методические пособия |
3 | Золотарева И.В. Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 4-е изд. – М: ВАКО, 2014 |
Демонстрационные материалы |
4 | Портреты писателей (русских и зарубежных) Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. |
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей русского языка и литературы
Протокол №1 от « 30»_августа 2019 г.
Руководитель ШМО _______________/Е.П.Фёдорова/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
______________Л.С. Евдокимова
« 30 » августа 2019 г.
17