Предисловие. Общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература. Древнерусская литература. Ученик научится: — характеризовать жанровое и тематическое своеобразие литературы Древней Руси. — выразительно читать фрагмент «Слова…» на древнерусском языке. — выразительно читать фрагмент «Слова…» в переводе Н. Заболоцкого и пересказе Н. Рыленкова; — готовить сообщение об истории публикации памятника; — составлять цитатный план статьи учебника; — делать сообщение о сюжетах «Слова…» в других искусствах. — характеризовать образную систему произведения; — определять идею «Слова…» ЛИТЕРАТУРА 18 в. Ученик научится: — конспектировать статью; — находить нужные цитаты в текстах Н. М. Карамзина, Д.И. Фонвизина Г .Р .Державина; — готовить сообщение по выбранной теме; — давать развернутый ответ на проблемный вопрос; Узнавать факты биографии, оказавшие влияние на становление личности поэта. Ученик получит возможность научиться: Работать с разными источниками информации Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Литература русского романтизма первой четверти 19 века. Ученик научится: — характеризовать литературные направления и течения (классицизм, сентиментализм, романтизм); — готовить сообщение о жизни и творчестве одного из писателей конца XVIII — начала XIX века; — составлять план статьи учебника; — записывать основные положения лекции учителя; — самостоятельно формулировать микровыводы и выводы. Литература первой половины 19 века. Ученик научится: — самостоятельно готовить сообщение о сценической истории комедии « Горе от ума»; — подбирать и комментировать материал о сюжетах комедии в других видах искусства; — читать фрагменты комедии по ролям; — выразительно читать наизусть один из монологов Чацкого; — давать сопоставительную характеристику образам комедии Чацкий и Фамусов, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья. — составлять конспект критической статьи; — участвовать в дискуссии; — подбирать, систематизировать краеведческий материал; — готовить устное сочинение («Портрет персонажа»); — писать сочинение-рассуждение; — выявлять элементы классицизма и романтизма в комедии А.С. Грибоедова. — проводить исследовательскую работу с текстом; — выявлять основные фабульные элементы и характеризовать их. — определять художественную идею комедии; Ученик научится: — выразительно читать лирический текст; — готовить сообщение о творчестве одного из поэтов пушкинского круга; — составлять план статьи учебника; — записывать основные положения лекции учителя; — самостоятельно формулировать микровыводы и выводы; — характеризовать мотивы и темы лирики поэтов пушкинского круга и их жанровую принадлежность. — выразительно читать, в том числе наизусть, лирические произведения поэта и фрагменты из романа «Евгений Онегин». — работать с текстами комментариев к роману «Евгений Онегин»; — составлять комментарий к отдельным произведениям А.С. Пушкина и фрагментам романа «Евгений Онегин»; — составлять конспект литературно-критической стать — характеризовать основные элементы художественной системы романа (сюжет, конфликт, образный мир, композиция, контраст как один из ведущих приемов, художественная идея); — характеризовать эволюцию творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму; — видеть место романа «Евгений Онегин» в художественном творчестве А.С. Пушкина; — определять значение творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры; Ученик научится: — выразительно читать стихи и прозу М.Ю. Лермонтова; — готовить сообщение «М.Ю. Лермонтов в искусстве»; — составлять цитатный план к сочинению; — проводить исследовательскую работу с лирическим текстом. — проводить комплексный анализ главы из романа «Герой нашего времени» («Бэла» или «Максим Максимыч»); — писать сочинения различных жанров; — давать сопоставительную характеристику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; — давать сопоставительную характеристику персонажей романа «Герой нашего времени»; — формулировать авторскую позицию; — формулировать личное отношение к событиям и героям произведения. Ученик научится: — проводить исследовательскую работу с фрагментом поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»; — находить в поэме образы-символы и характеризовать их роль; — проводить комплексный анализ текста (на материале одной из глав поэмы); — характеризовать образы помещиков и устанавливать между ними инвариантные связи; — составлять конспект литературно-критической статьи; — создавать устно портрет одного из персонажей; — характеризовать специфику жанра произведения; — подбирать эпиграф к сочинению; — писать сочинение в одном из предложенных жанров; — участвовать в обсуждении проблемного вопроса; Литературный процесс второй половины 19-20 века. Ученик научится: — составлять цитатный план статьи учебника и готовить рассказ по этому плану; — характеризовать образ Ф.И. Тютчева на основе анализа его лирики, с привлечением портретов и фотографий поэта, биографических сведений; — готовить сообщение по статье Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты»; — проводить комплексный анализ двух стихотворений Ф.И. Тютчева; — выразительно читать лирику Ф.И. Тютчева; Ученик научится: — самостоятельно находить биографический материал о А.А. Фете; — готовить сообщение о жизни поэта; — выразительно читать стихотворения А. Фета; — сопоставлять лирику Ф. Тютчева и А. Фета , (на примере двух стихотворений о природе по выбору); — характеризовать особенности гражданской лирики Н.А. Некрасова. — работать со статьей учебника; — проводить исследовательскую работу с текстом; Ученик научится: — характеризовать специфику жанра романа Ф.М. Достоевского « Бедные люди»; — проводить исследовательскую работу с текстом; — готовить сообщение; — характеризовать образы романа; — участвовать в дискуссии; — определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и героям произведения. Ученик научится: — характеризовать развитие образа главного героя трилогии Л.Н. Толстого; — составлять цитатный план для характеристики образа; — производить комплексный анализ одной из глав повести; — готовить сообщение об иллюстраторах повести; — формулировать название темы для сочинения-размышления; — обосновывать свое отношение к поступкам и давать свою оценку духовному миру героя; — определять художественную идею повести. Ученик научится: — сопоставлять два прозаических текста; — выразительно читать романтические произведения М. Горького; — производить комплексный анализ прозаического текста; — формулировать художественную идею произведения; — составлять сложный план характеристики образа-персонажа. Ученик научится: — выявлять художественные особенности стихотворений поэтов Серебряного века; — выразительно читать наизусть; — составлять цитатный план к теме; — составлять тезисный план; — характеризовать элементы стиля литературных течений начала ХХ века; — производить сопоставительный анализ двух стихотворений; — готовить сообщение об одном из поэтов Серебряного века. Ученик научится: — характеризовать образ писателя на основании статьи учебника, портретов М.А. Булгакова ,самостоятельно найденных материалов. — выразительно читать текст, в том числе по ролям; —устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи в процессе работы над повестью; — готовить сообщение об отдельных фактах биографии писателя; — участвовать в дискуссии на социально значимую тему; — находить основные сюжетно-фабульные элементы и характеризовать их роль в содержании повести; Ученик научится: — характеризовать основные сюжетно-фабульные элементы; — анализировать образную систему рассказа; — проводить исследовательскую работу с текстом; — сопоставлять очерк «Наука ненависти» и рассказ «Судьба человека»; — составлять сложный план для устного ответа; — формулировать тему сочинения.; — подбирать материал для заочной литературно-краеведческой экскурсии; — участвовать в обсуждении кинофильма; — определять роль произведения в формировании системы. |