СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 73»






Рассмотрена и рекомендована


УТВЕРЖДЕНА

к утверждению


директором МБОУ «Школа № 73»

на педагогическом совете


____________А.А. Пигина

Протокол № 1 от ______2018


Приказ № __ от ____________2018







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 9 «А» класса








Учебный год

2018-2019

Учитель

Изюмцева Л.С.














г. Ростов-на-Дону

2018

Рабочая программа разработана на основе примерных или рабочих программ по литературе. Примерная программа курса литературы для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. М: "Русское слово" 2014, учебника по литературе для общеобразовательных учреждений в 2-ух частях//Авт.-сост. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев – 8-е издание, испр.и дополн – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014-405с..

Рабочая программа в 9А классе рассчитана на 99 часов (в соответствии с учебным планом 3 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Основными личностными , метапредметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Основными предметными результатами освоения курса «Литература» являются:


В познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений , древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
В коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
В эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета.


Наименование разделов учебной программы

Общее количество часов

Характеристика основных содержательных линий

1

Введение.

2

Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы,

движения. Периодизация литературного процесса. Развитие

литературы от устного народного творчества, древнерусской

литературы, литературы ХVIII, ХIХ и ХХ веков.

2

Из древнерусской литературы. « Слово о полку Игореве».


6

«Слово о полку Игореве…»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных), центральная идея,

значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли;

проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; , психологический параллелизм, олицетворение

3

Русская литература 18 века . М.В. Ломоносов « Ода…» Г.Р. Державин». А.Н. Радищев. Ода « Вольность», « Путешествие из Петербурга в Москву».

6

Основные вехи биографии. Литературная деятельность А.Н. Радищева Ода «Вольность»: новаторство писателя «Путешествие из Петербурга в Москву».

Смысл эпиграфа. Тематика и основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности.)

Гуманизм, антикрепостническая направленность «Путешествия…». Человек и государство, сюжет и система образов. История издания книги. Теория литературы: жанр путешествия



4

Становление и развитие романтизма в 1-четверти 19 в.

К.Н. Батюшков «Мечта». Жанр элегия. В.А. Жуковский « Певец во стане русских воинов», К.Ф. Рылеев. « К временщику». Жанр баллады.

.


5

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики

романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Теория литературы: классицизм, сентиментализм, романтизм как литературное направление; «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия,

баллада, песня, дружеское послание.

5

Из литературы первой половины XIX века

47



А.С. Грибоедов.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. Комедия « Горе от ума».

8

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат.

Комедия «Горе от ума».

Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (И.А. Гончаров и

Д.И. Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, трагикомедия, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии, единс-

тво места, времени и действия); конфликт; монолог, историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы, любовная лирика, свободолюбивая лирика, поэма

« Цыганы», « Повести Белкина»

,роман в стихах « Евгений Онегин».



24

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии:

«К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион»,

«Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),

«Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная

проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика.

Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история,

основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине». «Эн-

циклопедия русской жизни» — В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Теория литературы: жанровое многообразие Пушкинского

наследия; романтизм, романтический герой, романтическая

поэма (развитие представлений); реализм; роман в стихах,

онегинская строфа, лирическое отступление


М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок».

10


Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов

и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта

в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт».

Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить

хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…»,

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни труд-

ную…»).182

Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь

и светские представления, позиция писателя. Внутренняя

связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное

совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место

и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение

главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтизм в литературе; лирический

персонаж и лирический герой; фабула.


Н.В. ГОГОЛЬ

Поэма «Мертвые души».

5


Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые

души»: образы помещиков, новый тип героя, отношение пи-

сателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий

быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие

произведения.

Теория литературы: развитие реализма; вставная повесть;

лирические отступления.

6

Литературный процесс второй половины 19-20 века.

31

.


Ф.И.Тютчев.

1

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и

три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская

лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика, философская

миниатюра


А.А.Фет.

1

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Любовь,

природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи...». Художественное своеоб-

разие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.


Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы..».


2

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике

гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.


Ф.М. Достоевский.

Роман « Бедные люди».


.

4


Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов,

позиция писателя. Развитие темы «маленького человека».

Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Теория литературы: тема «маленького человека»


Л.Н. Толстой.


4


Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: по-

весть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность,

становление личности, основные приемы создания образов.

Теория литературы: автобиографическая проза.



Из поэзии серебряного века.

6

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.А. Блока

, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм; фольклор и

литература.

М.А. Булгаков . Повесть « Собачье сердце».

.


4

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы. Художественная идея повести. Пафос

произведения и авторская позиция.

Теория литературы: персонаж, имя которого стало нарицательным.


М.А. Шолохов. « Судьба человека».

3

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль

сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи.

Проблема человека на войне.


А.Т. Твардовский.


1

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». 195

Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной

лирике. Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.


А.И. Солженицын. Рассказ

« Матренин двор».

1

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в писательской судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин

двор». Творческая история произведения. Реалии и художественное обобщения в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова. Об-

разы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Теория литературы: реальное и символическое.


Ч.Т. Айтматов. Повесть « Джамиля».


1

Автобиография писателя. Воспоминания о детстве. Этапы

творческого пути. Повесть «Джамиля». Образы главных героев. Национальный характер в изображении писателя. Тема

обновления, нравственного пробуждения личности. Основной

конфликт. Своеобразие композиции. Духовно-нравственная

проблематика повести.

Теория литературы: повесть


В.С. Высоцкий. Авторская песня.


1

Основные вехи творческой биографии. Воспоминания родных

и друзей. Стихотворения, посвященные поэту. Авторская

песня — новое явление в русской литературе XX века. Основные

темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В.С. Высоцкого.

Теория литературы: авторская песня

Тематическое планирование


Раздел учебной программы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Формы текущего контроля

1

Введение




2

Развивать умение работать с учебником литературы; рассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще. Различные виды чтения; устное сообщение.

Диагностические задания: устные опросы, работа по группам.

2

Из древнерусской литературы.

6

Различные виды чте-

ния; изложение с элементами сочинения; устное сообщение;

работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицами.

Выявлять особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности.

Выявлять художественную идею произведения.

Составление кроссворда, Диагностические задания: устные и письменные опросы, тестирование, составление кроссвордов, повторные тесты, сочинения , головоломки, ребусы, шарады, викторины, сочинения, групповая работа с классом.

3

Из русской литературы 18 века.

6

Различные виды пере-

сказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; Составлять простой план. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Составление кроссворда, Диагностические задания: устные и письменные опросы, тестирование, составление кроссвордов, повторные тесты, кроссворды, головоломки, ребусы, шарады, викторины, сочинения, работа по группам.

4

Литература русского романтизма первой четверти 19 века.

5


Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих, духовных норм.

Составление кроссворда, Диагностические задания: устные и письменные опросы, тестирование , сочинения, повторные тесты, головоломки, ребусы, шарады, викторины, работа по группам.

5

Литература первой половины 19 века.

47


Рассматривать особенности композиции и сюжета;

выразительно читать стихотворения наизусть,

составлять план статьи учебника; исследовательская работа

с текстом; составлять план анализа лирического произведения,

прослушивать музыкальные записи; записывать основные положения, проводить поисковую работу о биографии изучаемых писателей, анализировать произведения,

рассматривать особенности композиции и сюжета,

выявлять факторы, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения,

развивать творческие способности, выявлять

гражданскую позицию автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формировать навыки многоуровнего анализа текста

произведений,

знакомиться с исторической эпохой, формировать навыки сопоставительного анализа, пересказывать произведение с элементами цитирования.

Составление кроссворда, Диагностические задания: устные и письменные опросы , тестирование, составление кроссвордов, повторные тесты, сочинения, головоломки, ребусы, шарады, викторины.

6

Литературный процесс второй половины 19 - 20 века.

33


Составлять план статьи учебника; исследовательская работа

с текстом; составлять план анализа лирического произведения,

прослушивать музыкальные записи; записывать основные положения, проводить поисковую работу о биографии изучаемых писателей, анализировать произведения,

рассматривать особенности композиции и сюжета,

выявлять факторы, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения,

развивать творческие способности, выявлять

гражданскую позицию автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формировать навыки многоуровнего анализа текста

произведений,

знакомиться с исторической эпохой, формировать навыки сопоставительного анализа, пересказывать произведение с элементами цитирования.

Тестирование , составление кроссворда, Диагностические задания: устные и письменные опросы, тестирование, повторные тесты, сочинения, головоломки, ребусы, шарады, викторины, работа по группам.

10

Общее количество часов

99


























Календарно – тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Часы

Планируемые результаты

1-2.

01.09

Вводный урок. Великие сеятели разумного, доброго, вечного.

2

Предисловие. Общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература. Древнерусская литература. Ученик научится:

— характеризовать жанровое и тематическое своеобразие литературы Древней Руси.

— выразительно читать фрагмент «Слова…» на древнерусском языке.

— выразительно читать фрагмент «Слова…» в переводе Н. Заболоцкого и пересказе Н. Рыленкова;

— готовить сообщение об истории публикации памятника;

— составлять цитатный план статьи учебника; — делать сообщение о сюжетах «Слова…» в других искусствах.

— характеризовать образную систему произведения;

— определять идею «Слова…»

ЛИТЕРАТУРА 18 в.

Ученик научится:

— конспектировать статью;

— находить нужные цитаты в текстах Н. М. Карамзина, Д.И. Фонвизина Г .Р .Державина;

— готовить сообщение по выбранной теме;

— давать развернутый ответ на проблемный вопрос;

Узнавать факты биографии, оказавшие влияние на становление личности поэта.

Ученик получит возможность научиться:

Работать с разными источниками информации

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Литература русского романтизма первой четверти 19 века.

Ученик научится:

— характеризовать литературные направления и течения (классицизм, сентиментализм, романтизм);

— готовить сообщение о жизни и творчестве одного из писателей конца XVIII — начала XIX века;

— составлять план статьи учебника;

— записывать основные положения лекции учителя;

— самостоятельно формулировать микровыводы и выводы.

Литература первой половины 19 века.

Ученик научится:

— самостоятельно готовить сообщение о сценической истории комедии « Горе от ума»;

— подбирать и комментировать материал о сюжетах комедии в других видах искусства;

— читать фрагменты комедии по ролям;

— выразительно читать наизусть один из монологов Чацкого;

— давать сопоставительную характеристику образам комедии Чацкий и Фамусов, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья.

— составлять конспект критической статьи;

— участвовать в дискуссии;

— подбирать, систематизировать краеведческий материал;

— готовить устное сочинение («Портрет персонажа»);

— писать сочинение-рассуждение;

— выявлять элементы классицизма и романтизма в комедии А.С. Грибоедова.

— проводить исследовательскую работу с текстом; — выявлять основные фабульные элементы и характеризовать их.

— определять художественную идею комедии; Ученик научится:

— выразительно читать лирический текст;

— готовить сообщение о творчестве одного из поэтов пушкинского круга;

— составлять план статьи учебника;

— записывать основные положения лекции учителя;

— самостоятельно формулировать микровыводы и выводы;

— характеризовать мотивы и темы лирики поэтов пушкинского круга и их жанровую принадлежность.

— выразительно читать, в том числе наизусть, лирические произведения поэта и фрагменты из романа «Евгений Онегин».

— работать с текстами комментариев к роману «Евгений Онегин»;

— составлять комментарий к отдельным произведениям А.С. Пушкина и фрагментам романа «Евгений Онегин»;

— составлять конспект литературно-критической стать

— характеризовать основные элементы художественной системы романа (сюжет, конфликт, образный мир, композиция,

контраст как один из ведущих приемов, художественная идея);

— характеризовать эволюцию творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму;

— видеть место романа «Евгений Онегин» в художественном творчестве А.С. Пушкина;

— определять значение творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры;

Ученик научится:

— выразительно читать стихи и прозу М.Ю. Лермонтова;

— готовить сообщение «М.Ю. Лермонтов в искусстве»;

— составлять цитатный план к сочинению;

— проводить исследовательскую работу с лирическим текстом.

— проводить комплексный анализ главы из романа «Герой нашего времени» («Бэла» или «Максим Максимыч»);

— писать сочинения различных жанров;

— давать сопоставительную характеристику произведений

А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

— давать сопоставительную характеристику персонажей романа «Герой нашего времени»;

— формулировать авторскую позицию;

— формулировать личное отношение к событиям и героям произведения.

Ученик научится:

— проводить исследовательскую работу с фрагментом поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»;

— находить в поэме образы-символы и характеризовать их роль;

— проводить комплексный анализ текста (на материале одной из глав поэмы);

— характеризовать образы помещиков и устанавливать между ними инвариантные связи;

— составлять конспект литературно-критической статьи;

— создавать устно портрет одного из персонажей;

— характеризовать специфику жанра произведения;

— подбирать эпиграф к сочинению;

— писать сочинение в одном из предложенных жанров;

— участвовать в обсуждении проблемного вопроса; Литературный процесс второй половины 19-20 века. Ученик научится:

— составлять цитатный план статьи учебника и готовить рассказ по этому плану;

— характеризовать образ Ф.И. Тютчева на основе анализа его лирики, с привлечением портретов и фотографий поэта, биографических сведений;

— готовить сообщение по статье Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты»;

— проводить комплексный анализ двух стихотворений Ф.И. Тютчева;

— выразительно читать лирику Ф.И. Тютчева; Ученик научится:

— самостоятельно находить биографический материал о А.А. Фете;

— готовить сообщение о жизни поэта;

— выразительно читать стихотворения А. Фета;

— сопоставлять лирику Ф. Тютчева и А. Фета , (на примере двух стихотворений о природе по выбору);

— характеризовать особенности гражданской лирики Н.А. Некрасова.

— работать со статьей учебника;

— проводить исследовательскую работу с текстом;

Ученик научится:

— характеризовать специфику жанра романа Ф.М. Достоевского « Бедные люди»;

— проводить исследовательскую работу с текстом;

— готовить сообщение;

— характеризовать образы романа;

— участвовать в дискуссии;

— определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и героям произведения.

Ученик научится:

— характеризовать развитие образа главного героя трилогии Л.Н. Толстого;

— составлять цитатный план для характеристики образа;

— производить комплексный анализ одной из глав повести;

— готовить сообщение об иллюстраторах повести;

— формулировать название темы для сочинения-размышления;

— обосновывать свое отношение к поступкам и давать свою оценку духовному миру героя;

— определять художественную идею повести.

Ученик научится:

— сопоставлять два прозаических текста;

— выразительно читать романтические произведения М. Горького;

— производить комплексный анализ прозаического текста;

— формулировать художественную идею произведения;

— составлять сложный план характеристики образа-персонажа.

Ученик научится:

— выявлять художественные особенности стихотворений

поэтов Серебряного века;

— выразительно читать наизусть;

— составлять цитатный план к теме;

— составлять тезисный план;

— характеризовать элементы стиля литературных течений начала ХХ века;

— производить сопоставительный анализ двух стихотворений;

— готовить сообщение об одном из поэтов Серебряного века.

Ученик научится:

— характеризовать образ писателя на основании статьи учебника, портретов М.А. Булгакова ,самостоятельно найденных материалов.

— выразительно читать текст, в том числе по ролям;

—устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи в процессе работы над повестью;

— готовить сообщение об отдельных фактах биографии писателя;

— участвовать в дискуссии на социально значимую тему;

— находить основные сюжетно-фабульные элементы и характеризовать их роль в содержании повести;

Ученик научится:

— характеризовать основные сюжетно-фабульные элементы;

— анализировать образную систему рассказа;

— проводить исследовательскую работу с текстом;

— сопоставлять очерк «Наука ненависти» и рассказ «Судьба человека»;

— составлять сложный план для устного ответа;

— формулировать тему сочинения.;

— подбирать материал для заочной литературно-краеведческой экскурсии;

— участвовать в обсуждении кинофильма;

— определять роль произведения в формировании системы.

3

03.09

Роды и жанры литературных произведений

1

4.

08.09

Д.Р.Л. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

5.

08.09

Патриотический пафос произведения «Слово о полку Игореве»

1

6.

10.09

Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения.

1

7

15.09

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

8

15.09

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

9

17.09

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

1

10

22.09

М.В. Ломоносов « Ода…»

1

11.

22.09

Г.Р. Державин – поэт и гражданин.

1

12.

24.09

«Путешествие из Петербурга в Москву» Н.А. Радищев

1

13.

29.09

«Путешествие из Петербурга в Москву» Н.А. Радищев

1

14

29.09

Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века.

1

15

01.10

ОГЭ. Комплексный анализ текста - итоговое собеседование

1

16.

06.10

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века.

1

17.

06.10

К.Н. Батюшков – основатель «школы гармонической точности».

1

18.

09.10

Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского

1

19.

13.10

Обучение анализу лирического текста. Практикум

1

20.

13.10

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

21.

15.10

Литература первой половины 19 века. А.С. Грибоедов. Личность и судьба.

1

22.

20.10

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия.

1

23.

20.10

«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии.

1

24.

22.10

Фамусовское общество. Анализ сцены бала.

1

25.

27.10

Смысл названия комедии «Горе от ума».

1

26.

27.10

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.

1

27.

2 четв

10.11

ОГЭ. Итоговое собеседование. И.А. Гончаров «Мильон терзаний».

1

28.

10.11

Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума».

1

29.

12.11.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

30

17.11

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

1

31

17.11.

Дружба и друзья в лирике поэта.

1

32.

19.11

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

1

33.

24.11

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

1

34.

24.11

Любовная лирика А.С. Пушкина.

1

35.

26.11

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

1

36.

01.12

Образы природы в лирике А.С. Пушкина

1

37.

01.12

Анализ лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина.

1

38.

03.12

Романтические поэмы Пушкина.

1

39.

08.12

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия.

1

40.

08.12

Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина.

1

41.

10.12

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров.

1

42.

15.12

История создания романа «Евгений Онегин».

1

43.

15.12

Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения.

1

44.

17.12

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге. Анализ эпизода.

1

45.

22.12

Онегин в деревне. Идейное своеобразие образа.

1

46.

22.12

Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна. Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа.

1

47.

24.12

«Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью».

1

48.

3четв

12.01

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов.

1

49.

12.01


ОГЭ. Итоговое собеседование. Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

50

14.01.

ОГЭ. Итоговое собеседование. Р/р. Анализ творчества Александра Пушкина.

1

51.

19.01.

ОГЭ. Итоговое собеседование. Р/р. Идейное своеобразие затронутых тем Пушкина А.С.

1

52.

19.01

Пролог к жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…».

1

53.

21.01

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1

54.

26.01

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

55.

26.01

Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

56.

28.01

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа.

1

57.

02.02

«Странный человек» Г.А.Печорин.

1

58.

02.02

Печорин как «портрет поколения».

1

59.

04.02.

ОГЭ Итоговое собеседование. Р.Р. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

1

60.

09.02

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист».

1

61.

09.02


Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

62.

11.02

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. По страницам изученных произведений.

1

63.

16.02

Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации.

1

64.

16.02

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов.

1

65.

18.02

Чичиков и понятие «чичиковщина».

1

66.

25.02

Образ Родины в поэме «Мёртвые души».

1

67.

02.03

Литература второй половины XIX века. Эмоциональное богатство поэзии Ф.И. Тютчева.

1

68.

02.03

Эмоциональное богатство поэзии А.А.Фета.

1

69.

04.03

Эмоциональное богатство поэзии Н.А. Некрасова.

1

70-71.

09.03

09.03

Р.Р. Эмоциональное богатство поэзии Н.А. Некрасова. (письменный анализ любого лирического произведения).

2

72.

11.03

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

73.

15.03

Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

74.

15.03.

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского.

1

75.

18.03.

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского.

1

76.

4 чет.

01.04

Р.Р. Анализ повести «Бедные люди».

1

77.

06.04

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность».

1

78.

06.04

Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность».

1

79.

08.04.

Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь».

1

80.

13.04.

Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь».

1

81.

13.04

Литература XX века. Обзор. Р/р. Анализ стихотворений поэтов XX века.

1

82.

15.04

А. Блок. «В поэтической мастерской поэта»

1

83.

20.04

С. Есенин. Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта.

1

84.

20.04

В. Маяковский. Новаторство поэта.

1

85.

22.04

А. Ахматова. Судьба и творчество

1

86.

27.04

М. Цветаева. Жизнь и творчество.

1

87.

27.04

М.А. Булгаков. Творческий и жизненный путь писателя.

1

88.

29.04

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба.

1

89.

04.05

М.А. Булгаков. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

1

90.

04.05

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Современный взгляд на произведение.

1

91

06.05

М. Шолохов. Донской писатель. Жизнь и творчество.

1

92.

11.05

М. Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)

1

93.

11.05

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…»,

1

94.

13.05

А.И. Солженицын. Рассказ « Матренин двор».

1

95.

18.05

Рассказ «Матренин двор». Идейное своеобразие.

1

96.

18.05

Ч.Т. Айтматов. Своеобразие повести «Джамиля».

1

97.

20.05

В.С. Высоцкий. Бардовская песня.

1

98.

25.05

Подведение итогов года. «Вот и подошел к концу учебный год»

1

99

25.05

Рекомендуемая литература на лето.

1

Общее количество часов


99