СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый»

(МКОУ СОШ № 9 п. Известковый)




Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «__»________2020г

Согласовано

зам. директора по УВР

______Шевченко Г. Ф.

«__»________2020г


Утверждено

Приказом директора №___

от «__»________2020г

Директор____Шумилина Л. С.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 9 класса

(базовый уровень)











Составитель:

Бармина Галина Вадимовна,

учитель







с. Двуречье, 2020 год




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2011г.).

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, ккультурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе

проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных

произведений.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который

усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные

литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление

представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий). Притча (углубление понятия), силлабо- тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма

Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и

писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного

метода и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными

исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Содержание тем учебного предмета.

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.(2) Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин.(2) Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. (2) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.(2) Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 54 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. (2)Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. (8)Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. (15) Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.(11) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. (10)Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский.(2) Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский.(2) Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой.(1) Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. (2)Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 25 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин.(1) Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.(3) Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.(2) Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.(2) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. (1)Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. (2)Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. (1)Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. (2)Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий.(1) Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. (2) Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.(1) Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. (2)Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков(2)

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.

Античная лирика Гай Валерий Катулл.(1) Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. (1)Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери.(2) Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. (2)Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете.(2) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение - 2 ч.


Тематическое планирование


урока

Наименование раздела, тема урока

К-во часов

Введение- 1ч

1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы- 2ч

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве».

1

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов.

1

Из литературы XVIII века-10ч

Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

1

«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего.

1

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

1

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1

Из русской литературы XIX века-54 ч

Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия.

1

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

1

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции.

1

Фамусовская Москва в комедии.

1

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

1

Чацкий в системе образов комедии.

1

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума».

1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

1

«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».

1

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

1

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

1

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа.

1

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе.

1

Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

1

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва».

1

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина».

1

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа.

1

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

1

Анализ повести «Тамань».

1

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера.

1

Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение.

1

Р/р. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи.

1

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. Образ города в поэме.

1

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

1

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

1

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы.

1

Лирические отступления в поэме

1

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа).

1

Р/р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

1

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок».

1

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

1

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему.

1

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

Из русской литературы ХХ века-25 ч

Многообразие жанров и направлений в литературе XX века.

1

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.

1

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

1

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

История создания и судьба повести. Система образов.

1

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению

1

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой.

1

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

1

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

1

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе.

1

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика.

1

Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

1

Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом».

1

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе.

1

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

1

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков.

1

Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека.

1

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

1

Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века.

1

Из зарубежной литературы-10ч

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания.

1

Множественность смыслов поэмы и ее философский характер.

1

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

1

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла.

1

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Итоги года и задания для летнего чтения.

1









Приложение 1.


Количество контрольных, практических работ




Содержание

Кол-во часов

уроки

из них на развитие речи

Из них на контрольные работы(соч,тест)

Введение.

1

1



Литература Древней Руси

2

2


Русская литература ХVIII века

10

9

1


Из русской литературы ХIХ века

54

48

4

2

Русская литература ХХ века.

25

23

2


Из зарубежной литературы

8

8



Повторение

2

2



Итого

102

93

7

2

































Приложение №2.

Аннотация к рабочей программе по литературе 9 класс


Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской⎫ Федерации»;  требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного⎫ общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с учетом:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы по литературе.

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

 • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

 • формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии.

Особенности программы по литературе:

Программа по литературе строится с учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; − требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на изучение литературы.

Срок реализации программы-1 год

Содержание программы представлено следующими темами:

Введение – 1 ч

Литература Древней Руси-2 ч

Русская литература ХVIII века-10 ч

Из русской литературы ХIХ века -54 ч

Русская литература ХХ века-25 ч

Из зарубежной литературы – 8 ч

Повторение- 2ч

Формы текущего контроля.

Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ, контрольные работы, сочинения домашние и классные.

  • Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика),  двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
    Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

Формы промежуточной аттестации. Авторская программа отводит на изучение темы «Русские поэты ХХ века»-25 часов; рабочая программа отводит на изучение темы 24 часа и 1 час на проведение промежуточной аттестации в форме тестирования.

Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.

Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009.

Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений. Сост. Коровина В.Я. и др. – М.: Просвещение, 2009.

Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/


































Приложение 3.

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка

. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5»ставится за сочинение:

 глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

 написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка «4» ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической

литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;

  • «4» - 70 – 89 %;

  • «3» - 50 – 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам

такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы,

  • использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии

  • применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу




Приложение 4.

Контрольная работа № 1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Задание 1

В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.

Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж, центон), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:

А всё Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Задание

1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.

2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе и на какой намекает данный текст?)

3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.

Контрольная работа № 2

Творчество А.С. Пушкина

I. Определите мотивы (темы) лирики А.С. Пушкина.

1. «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»;

2. «Деревня», «Вольность», «Во глубине сибирских руд…»;

3. «Море», «Погасло дневное светило».

4. «Вновь я посетил…», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

II. Из какого стихотворения эти строки?

1. Я твой: я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей…

2. Услышишь суд глупцов и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

3. Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений…

4. И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

III. Определите стихотворный размер приведенного отрывка.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

IV. Укажите количество стоп в стихе.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

V. Напишите ключевую фразу в определении следующих лирических жанров:

1. Ода –

2. Элегия –

3. Сонет –

4. Дружеское послание –

5. Идиллия -

VI. Соотнесите средства художественной выразительности:

1. Не пропадет ваш скорбный труд

И душ высокое стремленье. А. Метонимия

2. Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. Б. Метафора

3. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. В. Эпитет.

4. Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. Г. Сравнение

5. Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где легкокрылая мне изменила радость. Д. Инверсия.

6. Прозрачный лес один чернеет… Е. Олицетворение.

7. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей Ж. Антитеза

Ты ждал, ты звал… я был окован. З. Анафора

VII. Как можно определить пафос вступления к поэме «Медный всадник»?

1. Задумчивый, печальный;

2. Трагический;

3. Философский;

4. Торжественный, горделивый.


Контрольная работа № 3

Творчество М.Ю. Лермонтова


Каков основной мотив лирики Лермонтова?

А) мотив свободы Б) мотив гордого одиночества

В) мотив усталости от жизни

2.Как бы вы определили основной пафос лирики Лермонтова?

А) трагический Б) иронический

В) сатирический

3. Какие отношения складываются между творчеством М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина?

А) отношение преемственности Б) отношения сходства

В) отношения контраста

Почему в стихотворении «Дума» Лермонтов употребляет местоимении «мы», а не «вы»?

А) потому что не отделяет себя от своего поколения

Б) такой прием обусловлен лирическим родом стихотворения

В) благодаря этому приему стихотворение получает трагический пафос

Какое чувство является ведущим в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…»?

А) гордость и независимость

Б) преклонение перед любимой женщиной

В) грусть от разлуки с ней

О каком времени года говорится в следующем фрагменте стихотворения? Выделите наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Основываясь на стихотворениях М.Ю. Лермонтова, прочитанных вами, заполните таблицу

Основные мотивы лирики Названия стихотворений

Прочитайте стихотворение Лермонтова и выполните задания. (см. стр.110 «Хрестоматия…» ч.2)

I. К какому типу лирики относится стихотворение Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»?

А) пейзажная Б) патриотическая В) любовная

4) гражданская

II. Ведущей темой в стихотворении является тема:

А) любви Б) родины В) природы Г) свободы

III Как называется лексическое средство, использованное поэтом в строке: «Там храм оставленный – все храм…»?

А) профессионализм Б) неологизм В) старославянизм Г) диалектизм

IV Лирический герой стихотворения

А) никогда не был влюблен

Б) мечтает о счастливом продолжении любви

В) забыл обо всем

Г) по-прежнему хранит портрет своей возлюбленной

V Укажите название художественного средства, основанного на сопоставлении и использованного в строках: «…но твой портрет/ …Как бледный призрак лучших лет…»

VI Определите размер, которым написано стихотворение, способ рифмовки

Ответы:

1.б 6 лето

2 а 7 -

3 а 8 1в

4 а 2а

5 а 3в

5 сравнение

6 4-х стопный ямб, перекрестный способ


Контрольная работа № 4

Проверочная работа по тексту поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Задание 1. Узнайте героя

1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”;

2. “...герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера”;

3. “...малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом”;

4. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”;

5. из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...”

(Ключ: Ноздрёв, Чичиков, Петрушка, Плюшкин, Манилов)

Задание 2. Узнайте героя

1. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...”;

2. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине”;

3. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”;

4. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...”;

5. “...умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.

(Ключ: Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Манилов, Чичиков)


Задание 3. Определите, на чьём дворе вы оказались


1. “Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер”;

2. “На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние... Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли”;

3. “Вошедши на двор, увидели там всяких собак... Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай...”;

4. “...были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»”;

5. “...изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две”.

(Ключ: у Плюшкина, у Собакевича, у Ноздрёва, у Манилова, у Коробочки)

Задание 4. Узнайте героя


1. “Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу”;

2. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом”;

3. такой человек “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены”;

4. “В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко”;

5. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...”

(Ключ: Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Чичиков, Плюшкин)


Задание 5. Узнайте героя

1. “Должно сказать, что подобное явление редко встречается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернётся помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства”;

2. “Кроме страсти к чтению, он имел ещё два обыкновения, составлявшие две другие его характеристические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди”;

3. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”;

4. “Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы”;

5. “...чиновники... рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо _____ , если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона”.

(Ключ: Плюшкин, Петрушка, Манилов, Ноздрёв, Чичиков)


Задание 6. Узнайте хозяина

1. “Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить”;

2. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”;

3. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка”;

4. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе”;

5. “Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»”

(Ключ: Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич)


Задание 7. Вставьте пропущенные слова

1. “...Та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истёртым клеёнкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чашек, как ___________”;

2. “Бесчисленны, как ___________, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его”;

3. “Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как _________”;

4. “Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся ___________”;

5. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в _________________, дороги везде бархатные...”;

6. “Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как ___________”;

7. “...автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всём, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как ___________ “;

8. “Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как ___________ ”. (Ключ:

1) птиц на морском берегу;

2) морские пески;

3) труба;

4) носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета;

5) в рай;

6) сахар;

7) немец;

8) лепёшка).

Задание 8

1. Кого “насмерть” не любил учитель Павлуши “за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»”?

а) Пушкин; б) Крылов; в) Державин; г) Гоголь.

2. С какими успехами закончил Чичиков училище?

а) удовлетворительно; б) хорошо; в) отлично; г) не закончил.

3. Когда преподавателя, “любителя тишины и поведения”, выгнали из училища, какую помощь оказал ему Павлуша?

а) никакой; б) взял на себя его содержание; в) дал пятак серебра; г) дал тысячу рублей.

4. Кем были родители Чичикова?

а) дворяне; б) крестьяне; в) это неизвестно.

5. Отец советовал Павлуше: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а _________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.

а) подруга; б) мать; в) копейка; г) Родина.

6. Что помогало Чичикову добиваться повышения по службе?

а) ум; б) поведение; в) деньги; г) связи.

7. Кто был “грозой и отчаянием всего польского жидовства”?

а) Ноздрёв; б) Чичиков; в) Шамшарёв; г) Гоголь.

8. “Именно, пронесли слухи, что Чичиков не более, не менее, как ...”

а) миллиардер; б) миллионщик; в) мультимиллионер; г) нищий.

9. Каким словом предлагает назвать Чичикова автор?

а) подлец; б) герой; в) вор; г) приобретатель.

Шкала оценивания

Каждый ответ равен 1 баллу.

9 баллов — “отлично”;

8 баллов — “хорошо”;

7–6 баллов — “удовлетворительно”;

менее 6 баллов — “неудовлетворительно”.















Приложение 5.

Демонстрационный вариант промежуточной аттестации.

1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе учеников 9 класса.

Работа проверяет литературоведческую компетенцию обучающихся (знания о литературе; умение применять литературоведческие знания в работе с литературном материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности литературоведческой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением литературных норм. Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности. Выполнение учащимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в 9 классе, государственным требованиям к уровню подготовки по литературе.

2.Документы, определяющие содержание и параметры контрольной работы – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной; М.- «Просвещение» - 2010 - Учебник:Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях \ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. М.: Просвещение, 2010

Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания литературы.

Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1(задание А1-10) – тест.

Часть 2 (задания В1 – 4) – задания с кратким ответом.

Часть 3 (задание С) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Количество заданий

часть 1 – 10

часть 2 – 4

часть 3 – 1 итого: 15

Максимальный первичный балл

Часть 1 -10

Часть 2- 8

Краткий ответ

Часть 3-3

Развернутый ответ .Итого-21

Типы заданий

Часть 1 - Тест с выбором ответа

Часть 2 - Краткий ответ

Часть 3 - Развернутый ответ.

Продолжительность промежуточной контрольной работы по русскому языку. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации по литературе в 9 классе

Система оценивания выполнения контрольной работы в целом

% от макс.балла

отметка

Баллы

91-100%

5

19-21

71-90%

4

15-18

50-70%

3

11-14

Менее 50%

2

0-10


Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации по литературе в 9 классе

Вариант 1.

1. О ком из русских писателей известно? Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку,

отстранив от воспитания его родного отца. Мальчик рос болезненным, и бабушка не раз возила его на кавказские воды… Поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Участвовал в боевых действиях.

Проявил себя храбрым и блестящим офицером. Погибает совсем молодым, в возрасте 27 лет.

1) М.Ю.Лермонтов

2) А.С.Пушкин

3) А.С.Грибоедов

4) Н.В.Гоголь

2. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем

действующим лицам.

а) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

б) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

в)«Мертвые души» Н. В. Гоголя

3. Героем какого произведения является Александр Андреевич Чацкий? а)«Мертвые души»

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

в) «Ревизор»

г) «Горе от ума»

4. Кто из «Капитанской дочки» подарил Пугачёву заячий тулуп?

А) Савельич Б) Миронов В) Гринёв Г) Швабрин

5.Где получил образование герой романа «Евгений Онегин» Владимир Ленский?

А) в России Б) В Америке В) в Германии Г) во Франции

6.Определите пары «автор — произведение».

1) А. С. Пушкин

2) М. Ю. Лермонтов

3) Н. В. Гоголь

4)А. С. Грибоедов

5) Н. М. Карамзин

А ) «Герой нашего времени»

Б) «Бедная Лиза»

Г) «Евгений Онегин»

Д) «Горе от ума»

Е) «Мёртвые души»

7.Какую главную деталь в портрете Печорина в «Герое нашего времени» выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки Б) глаза, которые не смеялись В) правильной формы нос

8. Эзопов язык – это:

а) художественное преувеличение

б) иносказание

в) художественное сравнение

9.Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя

а) роман б) поэма в) повесть г) песнь

10.Какой художественный прием использует автор в этой строке: «Прозрачный лес один чернеет…»

А) олицетворение В) эпитет Б) инверсия Г) аллегория

Часть 2.

11.Определите, кому из героев «Евгения Онегина» соответствуют эти характеристики: «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».

12.Назовите имя, отчество Шарикова из «Собачьего сердца».

13. О ком из комедии «Горе от ума» Софья говорит: «Не человек, змея!»

14.Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа,

строящийся на описании его внешности?

Часть 3.

15. Объясните смысл названия романа М.Ю.Лермонтова«Герой нашего времени», как это объяснил сам автор. Прокомментируйте свой ответ.

Вариант 2.

1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:

А) 1799 – 1837 Б) 1814 – 1841 В) 1795 – 1825

2. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба, Б) Молчалина, В) Чацкого, Г) Софью.

3. Кто из героинь романа «Евгений Онегин»: «Дика, печальна, молчалива,… она в семье своей родной казалась девочкой чужой …»:

А) Татьяна Б) няня Татьяны В) Ольга Г) помещица Ларина в девичестве

4. Кому из героев пьесы «Горе от ума» принадлежат следующие выражения, ставшие

афоризмами: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»

1) Чацкий 2) Софья 3) Молчалин

5.Кто из героев романа «Герой нашего времени» задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий Б) Печорин В) Вернер

6.Каким образом бабушка в произведении Достоевского «Белые ночи» удерживала Настеньку дома?

А) запирала в комнате Б) привязывала к лавке В) пришпиливала платье булавкой

7. О ком из героев «Мёртвых душ» эти слова «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»:

А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич Г) Ноздрев

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» выражено в

определении жанра:

1) Комедия 2) Трагедия 3) Трагикомедия

9.Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений

Онегин».

а) классицизм б) сентиментализм в) реализм г)романтизм

10.Какой художественный прием использует А.С.Пушкин в строчках:

«Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

А) олицетворение В) эпитет Б) инверсия Г) аллегория

Часть 2.

11.Определите, кому из героев одного из произведений А.С.Пушкина соответствуют эти характеристики:«Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

12.Назовите имя, фамилию главного героя рассказа «Судьба человека».

13. Назовите фамилию ещё одного помещика из «Мёртвых душ»: Манилов, Коробочка,

Ноздрев, Плюшкин.

14.Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения – это….

Часть 3.

15.Почему роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. Прокомментируйте свой ответ.

ОТВЕТЫ.

9 кл. Литература

1 вар

1.1, 2.б, 3.г, 4.в, 5.в, 6.1г, 2А, 3Е, 4Д, 5Б; 7.Б, 8.Б, 9Б, 10В, 11.Татьяна, 12.Полиграф Полиграфович,

13. Чацкий, 14.портрет

2 вар

1. Б, 2. В, 3. А, 4. 1, 5.Б, 6.В, 7. В, 8. 1, 9. В, 10. В, 11. Онегин 12. Андрей Соколов

13. Собакевич 14.композиция