СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 11 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета "литература" для обучающихся 11 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:


  1. основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

  2. учебника: Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина; под редакцией В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2018.

3. программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016.

4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, уважительного отношения к литературе, к культуре других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в тексте, формулировать выводы;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

1) В познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять жанрово-родовую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею, пафос, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять элементы сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3) В коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать с использованием образных средств и цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать устные монологические высказывания разного типа;

  • уметь вести диалог;

  • написание сочинений и творческих работ, рефератов.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч).

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века.

Иван Алексеевич Бунин (5+1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн (3+1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).


Максим Горький (4+1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии.

Символизм (3 ч).

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (2 ч).

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев.Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм (1+1 ч).

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы(В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок (5 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия(1 ч).

(Обзор).

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин (6 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века (3 ч).

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность(А. Аверченко.«Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский (3+1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (1 ч).

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговскогои др.

Михаил Афанасьевич Булгаков (5 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: отсимволического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов (2 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова (3 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам (1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева (2+1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов (7+1 ч).

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны (2 ч).

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (2 ч)

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч).

Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак (4 часа).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын (2 ч).

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов (1 ч).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч).

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

«Деревенская» проза (4 ч)

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору). Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский (1 ч).

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Авторская песня (2 ч).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

«Городская» проза (1 ч).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Современная драматургия (1 ч).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России (1 ч).

Расул Гамзатов.  (Обзор.)  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов.

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века (1 ч).

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия:Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седаковаи др.

Из зарубежной литературы (4ч).

Джордж Бернард Шоу.«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П„ Чехо­ва на драматургию Д. Б. Шоу, «Английская фантазия на русские темы». астерство писателя в создании инди­видуальных характеров. Труд как созидательная и очи­щающая сила.«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич­ности и его реализации. Характеры главных героев пье­сы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы.Парадокс как художест­венный прием.

Эрнест Миллер Хемингуэй.Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солн­це», «Прощай, оружие!».Повесть «Старик и море» как итог долгих нравст­венных исканий писателя. Образ главного героя — ста­рика Сантьяго. Единение человека и природы. Самооб­ладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк.«Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психо­логический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (за­крепление понятия).



3. Тематическое планирование


Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 11 классе — 105 часа (3 часа в неделю).


Тема урока

ДАТА

Примечание

План

Факт


Введение (1ч)




1

Судьба России в 20 веке.

Характеристика литературного процесса начала 20 века.




2

И.А.Бунин.

Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».




3

«Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».




4

Социально-философские обобщения в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»




5

И.А. Бунин. «Чистый понедельник».




6

Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи»




7

Письменный ответ на вопрос




8

А.И.Куприн.

Жизнь и творчество. Повести «Поединок», «Олеся».




9

А.И.Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет».




10

Мир человеческих чувств в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».




11

Р/Р. Сочинение по направлениям итогового сочинения




12

М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль»




13

М. Горький. Пьеса «На дне».




14

Три правды в пьесе «На дне».




15

Философский аспект пьесы М. Горького «На дне».




16

Р.Р. Письменная работа по творчеству М. Горького.




17

Русский символизм и его истоки.




18

В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма.




19

Лирика поэтов-символистов.




20

Русский акмеизм.




21

Н.С. Гумилев. Слово о поэте.




22

Футуризм как литературное направление.




23

Р.Р. Сочинение по поэзии Серебряного века.




24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.




25

Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика».




26

Тема Родины в лирике Блока.«Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».




27

А.А.Блок. Поэма «Двенадцать».




28

Философская проблематика в поэме А. Блока «Двенадцать».




29

Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.




30

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.«Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери».




31

Тема России в лирике С. Есенина.«Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину».




32

Любовная тема в лирике С. Есенина.«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя,Шаганэ…».




33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина.




34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».




35

Литературный процесс 20-х годов 20 века.




36

Обзор русской литературы 20-х годов.




37

Поэзия 20-х годов.




38

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «А вы могли бы?»«Послушайте!»,«Скрипка и немножко нервно».




39

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,

«Письмо Татьяне Яковлевой».




40

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского«Юбилейное»,«Разговор с финиспектором о поэзии», «Сергею Есенину».




41

Тест по лирике А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.




42

Литература 30-х гг. Обзор.




43

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр.




44

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».




45

«Ершалаимские» главы. Философско-этическая проблематика романа.




46

История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и переходящие ценности.




47

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».




48

Зачетная работа за 1 полугодие.




49

А.П.Платонов. Творческий дебют в Москве: сборники «Епифанские шлюзы» и «Сокровенный человек».




50

А.П. Платонов в конце 20-х годов.




51

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.«Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».




52

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет».




53

А.А. Ахматова. Поэма «Ре­квием».Тема суда времени и исторической памяти.




54

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Обзор.




55

М.И. Цветаева. Основные темы творчества. Тема творчества поэта и поэзии. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину».




56

Тема родины в творчестве М. И. Цветаевой «Тоска по Родине!», «Давно», «Стихи о Москве».




57

Тест по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.




58

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы».




59

Картины жизни донских казаков на страницах ро­мана М.Шолохова. «Тихий Дон».




60

Проблемы и герои романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».




61

«В мире, расколотом на­двое».




62

Григорий Мелехов в романе «Тихий Дон».




63

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».




64

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».




65

Р/Р. Сочинение по творчеству Шолохова.




66

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».




67

Литература периода Великой Отечественной войны. Проза.




68

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия.




69

Литература 50 – 90-х годов. Проза 60-х годов.




70

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество.




71

А. Т. Твардовский. Лирика.




72

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.




73

Б. Л. Пастернак. Философский характер лирики Пастернака.




74

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».




75

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие романа.




76

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.




77

А. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».




78

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя.




79

Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество поэта.




80

«Деревенская» проза. В.П. Астафьев.





81

Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыбы».




82

В.П. Астафьев. «Печальный детектив».




83

В.Г. Распутин. Жизнь и творчество.




84

Повесть «Прощание с Матёрой».




85

В.Г.Распутин. «Живи и помни»




86

И.А. Бродский. Слово о поэте. Лирика.




87

Авторская песня. Б.Ш. Окуджава.




88

Авторская песня. В.С. Высоцкий.




89

«Городская» проза. Ю.В.Трифонов. «Обмен».




90

А.В. Вампилов. Современ­ная драматургия.




91

Из литературы народов России. Р. Гамзатов.




92

Обзор литературы послед­него десятилетия.




93

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»,




94

Д.Б. Шоу. «Пигмалион».




95

Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!»,«Старик и море».




96

Э.М. Ремарк. «Три товарища».




97

Проблемы и уроки литературы 20 века.




98

Подготовка к к/работе




99

Итоговый контрольный тест




100

Анализ к/работ




101

Обобщение




102

Обобщение




103

Обобщение




104

Обобщающее повторение




105

Обобщающее повторение






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) / Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х ч./О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина; под редакцией В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015.


Дополнительная литература

  1. Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений В 2 ч. / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века 11 кл.: Поурочные разработки. Метод.рекомендации для учителя / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон и др. Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2002.

  3. Беляева Н.В. Литература. 10-11 класс. Проверочные работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  4. В мире литературы. 11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.

  5. Е.И. Замятин. Мы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. М.Г. Павловец, Т.В. Павловец. – М.: Дрофа, 2000.

  6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе: XX в.: 11 класс: 2-е полугодие:Новый комплект уроков. – М.: ВАКО, 2016.

  7. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. I полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2003.

  8. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2006.

  9. Ерохина Е.Л., Аристова М.А., Зуева Е.В. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С 5. М.: Экзамен, 2011.

  10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб.пособие /А.Б. Есин. – М.: Флинта : Наука, 2007.

  11. Жижина А.Д. как постигать язык поэзии: Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1997.

  12. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

  13. .Кунарев А. А., Карпов А. С., Михайлов О. Н. / Под.ред. Журавлева В. П.Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум. – М.: Просвещение, 2008.

  14. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. I полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2010.

  15. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. II полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2011.

  16. Литература: Справ.материалы: Кн. для учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988.

  17. Материалы для устного экзамена по русской литературе за курс средней школы / Сост. В.Г. Петрович. – Архангельск: ЛИЗАКС, 1993.

  18. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.». – М.: Экзамен, 2008.

  19. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. Москвин. – Ростовн/Д: Феникс, 2007.


  1. Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература 20 века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. – СПб.: СМИО Пресс, 2001.

  2. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл. – М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2004.

  3. Преподавание литературы в 11 классе: Методические и справочные материалы. В 2 ч. / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2001.

  4. Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / Сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Русская  литература 20 века. 11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1997.

  6. Русская  литература 20 века. Материалы для выпускного класса. Ч.1. / Сост. Г.С. Меркин. – Смоленск, 1990.

  7. Русская литература 20 века. Учебная книга для учащихся старших классов. В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: СКРИН, Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.

  8. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы.  М.:Уч.-науч. центр «Московский лицей»,1995.

  9. Русская  литература 20 века. Хрестоматия для 11 кл. сред. Шк.: В 2 ч. / Сост. А.В. Баранников и др. – М. Просвещение 1993.

  10. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л. Безносов, В.Ф. Чертов. – М.: Дрофа, 1999.

  11. Серафимова В.Д. Русская литература 20 в. (вторая половина): Учебные материалы: 10-11 кл.: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  12. Трунцева Т.Н. Русский язык и литература. 10-11 классы.Тренажер для подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2013.

  13. Уроки литературы в 11 классе: Кн. Для учителя / В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская, С.Л. Страшнов и др; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2004.

  14. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе 20 века: 11 класс: Кн. для учителя.  – М.: Просвещение, 2001.

  15. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9-й и 11-й классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.


Ресурсы Интернет:

  1. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков

  2. Сайт о стихосложении В.Онуфриева

  3. Сайт о жизни и творчестве С. Есенина http://esenin.ru/

  4. Сайт о жизни и творчестве И. Бунина buninivan.org.ru/

  5. Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/

  6. Сайт о жизни и творчестве А. Ахматовой http://www.akhmatova.org

  7. Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php

  8. Сайт о поэзии «серебряного века» http://www.silverage.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!