СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учителей литературы общеобразовательных школ, работающих в 5 классе по учебнику Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 5 класса



1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX-XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюже­та, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • классные и домашние творческие работы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


2.Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ. (1 ч.)

Художественная литература как искусство слова. Роль книги в жизни человека.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7ч.)

Русский фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

Тема мирного труда и защиты родной земли.

Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных)

Развитие речи. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Мой любимый герой русской народной сказки»

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч.)

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (32 ч.)

Русские басни. Роды и жанры литературы. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века.

И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лиса». Аллегория. Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

Развитие речи. Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

Внеклассное чтение (2). Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

В.А.Жуковский. Слово о поэте. История создания сказки «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Литературные роды.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила».

А.С.Пушкин. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Волшебные события в сказке. Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Урок внеклассного чтения. Сказки А.С.Пушкина.

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Причудливый сюжет. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Повесть «Заколдованное место». «Ночь перед Рождеством». Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей». Мир детства в стихотворении

Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".)

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Герасим и Муму. Счастливый год. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. Сравнение. Гипербола.

Урок развития речи. Сочинение на тему «Духовные и нравственные качества Герасима»

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Жилин и Костылин. Противопоставление двух характеров. Дружба Жилина с Диной. Жилин и Костылин: разные судьбы. Язык художественного произведения. Форма и содержание литературного произведения. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

Развитие речи. Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин».

А.П.Чехова.(по рассказу «Хирургия»). Юмор и сатира в творчестве.

Урок внеклассного чтения. Ранние рассказы Чехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

РУСКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ (3 ч.)

Образы природы в русской поэзии. Образ весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

Образ осени в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки».

Урок развития речи. Конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (15 ч.)

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Маруся и Соня. Путь Васи к правде и добру.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

Т.л. Повесть.

Развитие речи. Путь Васи к правде и добру.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворении Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями».

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. Рассказ «Заячьи лапы». Сравнения и эпитеты.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Крат­кий рассказ о пи­сателе (детство, юность, начало творческого пути). Пьесы-сказки для детей. Художественные особенности пьесы-сказки. «Двенадцать меся­цев»: пьеса-сказка и её народная ос­нова.

А.П.Платонов. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа. Герои рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Становление характера Васютки.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению «Тайга хлипких не любит».

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»

Вн.чтение Произведения о Великой Отечественной войне.

РУССКИЕ ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ 2 ч.

Н.М. Рубцов . Стихотворение «Родная деревня».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)

Муса Джалиль. Баллада Соловей и родник.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Теория литературы. Баллада.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Вн. чтение. Ш. Перро Сказка «Золушка».

Даниэль Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Смелость, находчивость, трудолюбие, жизнестойкость героя в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

Вн. чтение. Р. Киплинг «Маугли»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).

Внеклассное чтение. Мой любимый автор.

Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".




Формы урока: урок изучения нового материала (урок-беседа, урок с использованием учебного кинофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ); урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации; урок контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков; комбинированный урок

Основные виды учебной деятельности: работа с текстами разнообразных литературных жанров (проведение предварительной беседы, включающей в себя актуализацию имеющегося читательского опыта, первичное знакомство с текстом, при котором происходит его общее восприятие, детальное изучение текста с проведением анализа содержания, обобщение прочитанного, прослушивание рассказа, подготовленного учителем или обучающимися, чтение сложных для понимания слов, выполнение упражнений по артикуляции); игровая деятельность и др.







3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


N

Кол-во ч-в

Содержание темы урока

Сроки

Примечание

Календарная дата

Фактич.

дата


1 четверть

1.

1

Введение. Художественная литература как искусство слова.

Роль книги в жизни человека.

04.09




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -7ч. + 1 контр. р.

2.

1

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Русский фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки.

06.09



3.

1

Сказка «Царевна-лягушка».

Встреча с волшебной сказкой. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Образ невесты-волшебницы.

07.09



4.

1

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в характерах и поступках героев.

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

11.09



5.

1

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Волшебная богатырская сказка героического содержания.

13.09



6.

1

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя.

Система образов сказки. Особенности сюжета сказки.

14.09



7.

1

Вн. чтение. Русские народные сказки.

Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных)

18.09



8.

1

Входная контрольная работа.


20.09



9.

1

Работа над ошибками. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»

Обучение домашнему сочинению.


21.09



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

10

1

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

25.09



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА 38 ч.+4 внек.чт.+4 разв.речи

11

1

Русские басни.

Роды и жанры литературы. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века.

27.09



12

1

И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

28.09



13

1

Развитие речи. Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

02.10



14

1

Внеклассное чтение (2). Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

04.10



15

1

В.А.Жуковский. Слово о поэте. История создания сказки «Спящая царевна».

5.10



16

1

Сюжет и герои сказки «Спящая царевна».

Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

9.10



17

1

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Литературные роды.

11.10



18

1

А.С.Пушкин. «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила». Волшебные события в сказке.

12.10



19

1

А.С. Пушкин. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке.

16.10



20

1

Помощники царевны.

18.10



21

1

Народная мораль, нравственность в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

19.10



22

1

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

23.10



23

1

Урок внеклассного чтения (2) Сказки А.С. Пушкина.

25.10



24

1

Антоний Погорельский. Биография писателя.

Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Литературная сказка.

26.10



25

1

Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Причудливый сюжет.

30.10



2 четверть


26

1

Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке.

8.11



27

1

Главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители». Сопоставительная характеристика Алеши до получения семечки и после.

9.11



28

1

Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание.

13.11



29

1

Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «Attalea Princeps».

15.11



30

1

Нравственные проблемы сказки.

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

16.11



31

1

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

20.11



32

1

Историческая основа стихотворения «Бородино».

Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

22.11



33

1

Содержание и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

23.11



34

1

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

27.11



35

1

Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место».

29.11



36

1

Реальное и фантастическое повести «Заколдованное место».

30.11


37

1

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

4.12



38

1

Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Начало творческого пути. Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

6.12



39

1

Н.А.Некрасов. Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети».

7.12



40

1

Язык стихотворения «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.

11.12



41

1

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".)

13.12



42

1

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

14.12



43

1

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

18.12



44

1

Герасим и Муму. Счастливый год.

20.12



45

1

Осада каморки Герасима.

21.12



46

1

Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Сравнение. Гипербола.

25.12




3 четверть

47

1

Урок развития речи (4).

Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

(сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства).

10.01



48

1

Урок развития речи (5).

Написание сочинения на тему «Духовные и нравственные качества Герасима».

11.01



49

1

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности.

15.01



50

1

Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Создание рассказа. Сюжет рассказа.

17.01



51

1

Дружба Жилина с Диной.

Язык художественного произведения. Форма и содержание литературного произведения. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

18.01



52

1

Жилин и Костылин: разные судьбы. Противопоставление двух характеров. Теория литературы . Сравнение Сюжет.

22.01



53

1

Развитие речи. Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин».

22.01



54

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. Юмористический рассказ «Хирургия».

24.01



55

1

Речь персонажей как средство их характеристики в рассказе «Хирургия».

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Теория л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

25.01



56

1

Внеклассное чтение. Ранние рассказы Чехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

29.01





РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ 3 ч.

57

1

Образ весны и зимы в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенние воды», «Зима недаром злится…» Образы природы в русской поэзии.

31.01



58

1

Образ осени в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки». Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1.02



59

1

Урок развития речи. Конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе.







ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА. 21 ч. +2ч.вн.чт., 2ч. рав.речи

60

1

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.




61

1

Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник»




62

1

В.Г.Короленко. Слово о писателе. История создания повести «В дурном обществе».




63

1

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».




64

1

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.




65

1

Маруся и Соня.




66

1

Простота и выразительность языка повести.

Теория литературы Повесть. Глава «Кукла» - кульминация повести.




67

1

Развитие речи. Путь Васи к правде и добру.



68

1

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворении Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация кар­тин малой родины как источник ху­дожественного образа. Особенно­сти поэтического языка Есенина.




69

1

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.




70

1

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».




71

1

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Сравнения и эпитеты.




72

1

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Крат­кий рассказ о пи­сателе (детство, юность, начало творческого пути). Пьесы-сказки для детей. Художественные особенности пьесы-сказки. «Двенадцать меся­цев»: пьеса-сказка и её народная ос­нова.




73

1

Положительные и отрицательные герои. Положительные и отрицательные герои. Фольклор­ные традиции в литературной сказке-пьесе. Общ­ность и различие сказки Маршака и народной сказки




74

1

Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы- сказки. Нравствен­ные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпе­ние и легкомыслие.




75

1

А.П.Платонов. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».




76

1

Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова




77

1

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа.




78

1

Герои рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».




79

1

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».




80

1

Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).




81

1

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Тайга хлипких не любит».




82

1

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».




83

1

К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»




84

1

Вн.чтение Произведения о Великой Отечественной войне.




РУССКИЕ ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ 2 ч.

85

1

Н.М. Рубцов . Стихотворение «Родная деревня».






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 1 ч.

86

1

Муса Джалил. Баллада «Соловей и родник».






ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ч. -1ч. контр.работа.

87

1

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». 

Теория литературы. Баллада.




88

1

Подвиг героя во имя сохранения традиций предков в балладе «Вересковый мед». 

Теория литературы. Баллада.




89

1

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».




90

1

Герои сказки «Снежная королева».




91

1

Помощники Герды.




92

1

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке «Снежная королева».




93

1

Вн. чтение. Ш. Перро Сказка «Золушка».




94

1

Даниэль Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо».




95

1

Смелость, находчивость, трудолюбие, жизнестойкость героя в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».




96

1

Джек Лондон. «Сказание о Кише».




97

1

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.




98

1

Вн. чтение. Р. Киплинг «Маугли»




99

1

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.




100

1

Том Сойер и его друзья.




101

1

Развитие речи. Внутренний мир героев М. Твена.




102

1

Обобщение изученного материала за курс 5 класса.




103

1

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).




104

1

Работа над ошибками. Внеклассное чтение. Мой любимый автор.




105

1

Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".