Ростовская область Сальский район село Шаблиевка
(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 с Шаблиевка.
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка
Приказ от 29.08.2019 г. № 164
Подпись руководителя _________ Д.Э.Жордочкин
(Печать)
Рабочая программа
по литературе
(указать учебный предмет, курс)
основное общее образование 6 «А» класс____________________________________ (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 102
Учитель Каменная Лариса Ивановна
(ФИО учителя)
Программа разработана на основе
Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы: М. «Просвещение» 2011
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1.Пояснительная записка
Цели:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви, уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления о историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи:
1.Восприятие литературы как особой формы культурной традиции.
2.Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3.Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
4.Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5.Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
6.Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
УМК
1. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы: М. «Просвещение» 2011
2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2019
Мультимедийные пособия:
1.Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс. Литература. Мультимедийный курс. Серия: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия».
Образовательные электронные ресурсы:
1.http://litera.edu.ru/ - Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
2.http://window.edu.ru/ - Библитека: единое окно доступа к образовательным ресурсам.
3.http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).
4.http://megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
5.http://hallenna.narod.ru/ - Литература для школьников (портреты и биографии писателей, иллюстрации к произведениям, тесты и презентации к уроку.
6.http://prezented.ru/ - Готовые презентации для школьников и студентов.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Планируемые предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
3.Содержание учебного предмета.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Т
ема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имен», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п.
На примере работы над сочинением о персонаже литературного произведения школьники получают начальные представления о сочинении на литературную тему, учатся составлять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) чтение
Чтение литературных произведений, включенных в программу.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
Внеклассное чтение произведений одного автора.
б) анализ
Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей. Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали. Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов. Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
Определение черт национального характера в образе персонажа.
Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении. Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
Определение типа строфы (двустишие, четверостишие, восьмистишие)
в) развитие устной и письменной речи
Написание изложения с элементами сочинения — характеристики литературного персонажа.
Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
Сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат. Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения)
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 «А» класса
№ п.\п. | Раздел\Тема | Кол-во часов. | Даты | Контроль |
1 | ВВЕДЕНИЕ Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 | 02.09 | |
I 2 | Фольклор Обрядовый фольклор. | 4 1 | 04-11.09 04.09 | |
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | 06.09 | |
4 | Загадки. | 1 | 09.09 | |
5 | Тестовая работа по теме «Устное народное творчество». | 1 | 11.09 | Тестовая работа |
II. 6 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Повесть временных лет». | 2 1 | 13.09-16.09 13.09 | |
7 | «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 16.09 | |
III 8 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. Басня «Муха». | 1 1 | 18.09 18.09 | Чтение по ролям. |
IV | Литература XIX века. | 46 | 20.09-24.01 | |
9 | И. А. Крылов. Басни «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | 20.09 | |
10 | И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей». | 1 | 23.09 | Творческая работа |
11 | Тестовая работа по теме «Басни» | 1 | 25.09 | Тестовая работа |
12 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | 1 | 27.09 | Выразительное чтение |
13 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | 30.09 | Чтение наизусть |
14 | Радостное восприятие природы в стихотворении «Зимнее утро». | 1 | 02.10 | |
15 | А.С.Пушкин. «Зимняя дорога».Тема жизненного пути. | 1 | 04.10 | |
16 | А. С. Пушкин. Цикл повестей «Повести…Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка» | 1 | 07.10 | Выразительное чтение баллады. |
17 | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | 1 | 09.10 | |
18 | Тестовая работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | 11.10 | Тестовая работа |
19 | Анализ тестовой работы. Изображение русского барства в романе «Дубровский» | 1 | 14.10 | |
20 | Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 16.10 | |
21 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в романе. | 1 | 18.10 | |
22 | Защита чести, независимости личности в повести «Дубровский» | 1 | 21.10 | |
23 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | 23.10 | Выборочный анализ эпизода |
24 | Авторское отношение к героям романа «Дубровский» | 1 | 25.10 | |
25 | Любимые страницы романа «Дубровский». | 1 | 06.11 | |
26 | Тестовая работа по роману А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | 08.11 | Тестовая работа |
27 | Анализ тестовой работы. Сказки А.С.Пушкина. | 1 | 11.11 | |
28 | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества в стихотворении «Тучи». | 1 | 13.11 | Наизусть по выбору. |
29 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях «Листок», «На севере диком…» | 1 | 15.11 | Выразительное чтение отрывка |
30 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Утес», «Три пальмы». | 1 | 18.11 | |
31 | И.С.Тургенев. Рассказ "Бежин луг". | 1 | 20.11 | |
32 | Герои рассказа, их духовный мир. | 1 | 22.11 | |
33 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | 25.11 | |
34 | Р/Р Сочинение по рассказу «Бежин луг». | 1 | 27.11 | Сочинение |
35 | «Записки охотника» И.С.Тургенева. Рассказ «Певцы». | 1 | 29.11 | Составление плана. |
36 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | 02.12 | |
37 | Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | 04.12 | |
38 | А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь» | 1 | 06.12 | |
39 | «Хотим прекрасное в полёте удержать…» Творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | 09.12 | |
40 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | 11.12 | |
41 | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | 13.12 | |
42 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | 16.12 | |
43 | Тестовая работа по творчеству И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова. | 1 | 18.12 | Тестовая работа |
44 | Н.С. Лесков. Рассказ о писателе. «Левша». Сказовая форма повествования. | 1 | 20.12 | |
45 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | 23.12 | |
46 | Секрет тульских мастеров. Платов и Левша. | 1 | 25.12 | |
47 | Своеобразие языка в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | 27.12 | |
48 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». | 1 | 10.01 | |
49 | Притягательность творчества Н.С.Лескова. | 1 | 13.01 | |
50 | Тестовая работа по творчеству Н.С.Лескова. | 1 | 15.01 | Тестовая работа |
51 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | 1 | 17.01 | |
52 | Речь героев рассказа «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия. | 1 | 20.01 | |
53 | Юмористическая ситуация в рассказе «Лошадиная фамилия». | 1 | 22.01 | |
54 | Р.К. Донские страницы в рассказах А.П.Чехова ("Радость", "Репетитор" и др.) | 1 | 24.01 | Составление плана пересказа. |
V | РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА | 3 | 27.01-31.01 | |
55 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | 27.01 | |
56 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | 1 | 29.01 | |
57 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 1 | 31.01 | |
VI | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. | 19 | 03.02-20.03 | |
58 | А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». | 1 | 03.02 | |
59 | Рассказ «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям. | 1 | 05.02 | |
60 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | 1 | 07.02 | Анализ эпизода сказки |
61 | Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца» | 1 | 10.02 | |
62 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | 12.02 | Пересказ эпизода |
63 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | 14.02 | |
64 | А.С.Грин. Реальность и мечта в повести «Алые паруса». | 1 | 17.02 | |
65 | Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса» | 1 | 19.02 | |
66 | «Под алым парусом». Повесть в оценке критики. | 1 | 21.02 | |
67 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | 26.02 | |
68 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | 28.02 | Чтение наизусть |
69 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта в рассказе. | 1 | 02.03 | Анализ эпизода рассказа |
70 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | 04.03 | Краткий пересказ |
71 | Р/Р Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | 06.03 | Сочинение |
72 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Трудности послевоенного времени. | 1 | 11.03 | |
73 | «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость героя. | 1 | 13.03 | |
74 | Роль учителя в жизни мальчика. Нравственные проблемы рассказа | 1 | 16.03 | |
75 | Тестовая работа по рассказу «Уроки французского». | 1 | 18.03 | Тестовая работа |
76 | Картины военного лихолетья и послевоенных лет в живописи, в стихах, в повестях. | 1 | 20.03 | |
VII | РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА | 10 | 30.03-20.04 | |
77 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | 1 | 30.03 | Чтение наизусть |
78 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | 01.04 | Чтение наизусть |
79 | Н. М. Рубцов.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | 03.04 | Чтение наизусть |
80 | В. М. Шукшин. Особенности героев- «чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критик». | 1 | 06.04 | |
81 | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». | 1 | 08.04 | Краткий пересказ |
82 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | 10.04 | |
83 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе. | 1 | 13.04 | |
84 | Р/Р Сочинение по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 15.04 | Сочинение |
85 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | 17.04 | |
86 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | 20.04 | Сочинение |
VIII | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 16 | 22.04-29.05 | |
87 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | 22.04 | Анализ эпизода |
88 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | 24.04 | |
89 | Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | 27.04 | |
90 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | 29.04 | Чтение наизусть |
91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | 04.05 | |
92 | Гомер. «Илиада» как героическая поэма. | 1 | 06.05 | |
93 | Гомер. Поэма «Одиссея» | 1 | 08.05 | |
94 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». | 1 | 11.05 | |
95 | Проблема истинных и ложных идеалов в романе. | 1 | 13.05 | |
96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | 15.05 | |
97 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | 18.05 | |
98 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | 20.05 | |
99 | Утверждение всечеловеческих истин в сказке «Маленький принц». | 1 | 22.05 | |
100 | Тестовая работа по теме «Зарубежная литература». | 1 | 25.05 | Тестовая работа |
101 | Путешествие по стране Литературии. | 1 | 27.05 | |
102 | Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 | 29.05 | |