Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по литературе
для 6 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 06.10.2009 года), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования и УМК «Рабочие программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2013 год.
.
Планируемые результаты:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- оценивать свои и чужие поступки.
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять контроль;
- составлять план текста;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 3 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 6 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 40 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 25 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». «Прекрасное вокруг нас». «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века 2ч.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родинакак источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 23 ч.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 1 ч.
Что читать летом – 1ч.
Итоги года – 1ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Теория | Практика | Контроль |
1. | Книги, которые хочется перечитать | 1 | 1 | | | | |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) | 4 | | | | | |
2. | Обрядовый фольклор | 1 | 1 | | | | |
3. | Пословицы и поговорки | 1 | 1 | | | | |
4. | Древнерусская литература. | 1 | 1 | | | | |
5. | Фольклорный праздник «Осенние посиделки» | 1 | 1 | | | | |
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час) | 1 | | | | | |
6. | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | 1 | | | | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (6 часов) | 6 | | | | | |
7-8 | Русская басня | 2 | 2 | | | | |
9-10 | И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей» | 2 | 1 | | | | |
11-12 | Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик» | 2 | 1 | | | | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (40 часов) | 40 | | | | | |
13. | А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину» | 1 | 1 | | | | |
14. | Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» | 1 | 1 | | | | |
15. | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 1 | 1 | | | | |
16. | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» | 1 | 1 | | | | |
17. | Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 1 | | | | |
18-19. | Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой | 2 | 1 | 1 | | | |
21-22. | Анализ эпизодов романа | 2 | 1 | 1 | | | |
22-23. | Понятие о композиции. Подготовка к сочинению | 2 | 1 | 1 | | | |
24-25. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка» | 2 | 1 | 1 | | | |
26. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи» | 1 | 1 | | | | |
27. | Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» | 1 | 1 | | | | |
28-29. | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес» | 2 | 1 | 1 | | | |
30-31. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 2 | | | 2 | | |
32. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 | 1 | | | | |
33-34. | Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | 2 | 2 | | | | |
35-36. | Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...» | 2 | 2 | | | | |
37. | Ф. И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья» | 1 | 1 | | | | |
38. | А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...» | 1 | 1 | | | | |
39. | Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...» | 1 | 1 | | | | |
40 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | 1 | 1 | | | | |
41. | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» | 1 | 1 | | | | |
42. | Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка» | 1 | 1 | | | | |
43. | Трехсложные размеры стиха | 1 | 1 | | | | |
44-45. | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова | 2 | | 2 | | | |
46. | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои | 1 | 1 | | | | |
47. | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | 1 | 1 | | | | |
48-49. | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 2 | 2 | | | | |
50-51. | Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. | 2 | 2 | | | | |
52. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХвека | 1 | 1 | | | | |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕН XX ВЕКА | 8 | | | | | |
53-54. | А.С. Грин. Феерия «Алые паруса» | 2 | 2 | | | | |
55 | А.П. Платонов. Сказка- быль «Неизвестный цветок» | 1 | 1 | | | | |
56-57. | М.М. Пришвин. Сказка- быль «Кладовая солнца» | 2 | 1 | 1 | | | |
58. | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | 1 | | | | |
59-60. | Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 2 | | 2 | | | |
61. | Произведения о Великой Отечественной войне | 1 | 1 | | | | |
62-63. | Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне | 2 | | | 2 | | |
64. | Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» | 1 | 1 | | | | |
65-66. | Нравственные проблемы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | 2 | 2 | | | | |
67-68. | Нравственные проблемы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | 2 | 2 | | | | |
69-70. | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 2 | 1 | 1 | | | |
71-72. | Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина | 2 | | 2 | | | |
73-74. | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал» | 2 | 2 | | | | |
75. | Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | 1 | | | | |
76-77 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 2 | 2 | | | | |
78-79. | Из литературы народов России | 2 | 2 | | | | |
80-81. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др. | 2 | 2 | | | | |
82. | Легенда об Арионе | 1 | 1 | | | | |
83-84-85. | Гомер. Героическая поэма «Илиада» | 2 | 2 | | | | |
86-87-88. | Героическая поэма Гомера «Одиссея» | 2 | 2 | | | | |
89-90-91-92-93-94. | М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 2 | 2 | | | | |
95-96. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» | 1 | 1 | | | | |
97-98. | Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 2 | 2 | | | | |
99-100-101-102 | А. де Сент- Экзюпери. Сказка- притча «Маленький принц» | 2 | 2 | | | | |
103 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | 1 | | |
104-105 | Что читать летом. Итоги года. | 2 | 2 | | | | |