СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса Образовательной программы «Школа 2100»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования.

Эта программа ориентирована на использование учебника Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса Образовательной программы «Школа 2100»»


Рабочая программа по литературе для 9 класса

Образовательной программы «Школа 2100»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5–11 кл.» (М.: Баласс, 2010).

Программа рассчитана на 102 часa в год (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение сочинений:

классных – 5,

домашних – 2.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев, Р. Н. Литература. 9 класс. («История твоей литературы»). (Литературное путешествие по реке времени) [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2013.


Общая характеристика учебного предмета

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Структура и содержание рабочей программы

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.
Школьник, освоивший программу 5–8-го классов, имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.
В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).
В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.
Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).
Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5–8-м классах.

Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.
Между основной и старшей школой материал распределен следующим образом: в 9-м классе в целях предупреждения перегрузки учащихся в полном объеме читаются и изучаются произведения XVIII в. и 1-й половины XIX в. Литература середины/конца XIX в. и XX в. в полном объеме изучается в 10–11-м классах. В программе для 9–11 классов не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5–8 классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения художественных произведениях.
В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с «Обязательным минимумом...». Основная часть произведений зарубежной литературы читается в 5–8 классах. Однако авторы считают, что в целях реализации идеи предпрофильного обучения изучение русской литературы необходимо сопровождать параллельными спецкурсами по зарубежной литературе, мировой художественной культуре и пр. (по выбору образовательного учреждения).
Программа рассчитана на 3 ч в неделю для 9-летней основной школы и предполагает возможность выделения дополнительных часов для изучения литературы на предпрофильном уровне.


Основные учебные цели:

1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;

2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.


Требования к уровню подготовки за курс литературы 9 кл.

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.


Учебно-тематическое планирование по литературе

9 класс



Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы



Сочинения

Зачёты

(заучиваний

наизусть)

Сроки изучения тем,

модулей, разделов

Ведение

2





Путешествие 1. Древнерусская литература

9

1

1

1


Путешествие 2. Эпоха Просвещения. Литература XVIII века.

21

2

2

1


Путешествие 3. Писатели первой половины XIX века: многообразие индивидуальностей.

65

6

3

8


Повторение

2

1

1



итого

102

10

7

10



Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Кроме произведений, включенных в Примерную программу по литературе для 9 класса, рабочая программа предусматривает изучение художественных произведений, обозначенных в программе (выделено курсивом).

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 9 класса опирается на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

История:

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Русь в IX – начале XII в.

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX в.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг.

Культура советского общества.

Современная Россия.

Содержание тематического учебного курса


Введение (1 ч).
Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.

Путешествие к истокам.
Древнерусская литература (9 ч)

Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.
«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы «Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.

Эпоха рассудка и Просвещения
Литература XVIII в. (21 ч)

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков.
Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.
М.В. Ломоносов.
Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма.
Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.
Г.Р. Державин.
Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи».
Д.И. Фонвизин.
Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.
Н.М. Карамзин.
Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.

Становление самосознания в русской литературе
Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (65 ч)

Романтизм начала XIX в.
Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.
Д. Шиллер «Перчатка».
Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь...».
Два разных романтических мироощущения.
Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в.
В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.
Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова.
Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского.
Два «Я» лирического героя Батюшкова.
Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.
А.С. Грибоедов.
Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.
История создания «Горе от ума».
Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин.
Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще, быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.
Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.
Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским.
М.Ю. Лермонтов.
Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.
Н.В. Гоголь.
Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.

Обобщение.
Развитие речи.
1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре.
2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.
3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение–рассуждение на литературную тему.
4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.


Литература и средства обучения


Методические пособия для учителя:

Степанов, Н. М. Уроки литературы в 9-м классе по учебнику «История твоей литературы» : методические рекомендации для учителя / Н. М. Степанов ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой . – М. : Баласс, 2013.

Дополнительная литература для учителя:

Айзерман, Л. С. Время понимать: проблемы русской литературы советского периода [Текст]. – М. : Школа-Пресс, 1997.

Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературы в школе [Текст] / Г. И. Беленький. – М. : Просвещение, 1990. – (Библиотека учителя русского языка и литературы).

Белов, С. В. Федор Михайлович Достоевский [Текст] : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.

Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов – редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко // Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. – Киев, 1972. – С. 88–95.

Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно-критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. – Вологда, 1984. – С. 84–93.

Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. – М. : Просвещение, 1958. – С. 5–50.

Воропаев, В. А. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество [Текст] : в помощь старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Воропаев. – М. : Издательство МГУ, 1998. – 128 с.

Драматургия. А. Островский / сост., коммент., справ. и метод. матер. Н. Мировой. – М. : Олимп : АСТ, 1997.

Есин, А. Б. Русская литература XIX века [Текст] : задачи, тесты, полезные игры / А. Б. Есин. – М., 1997.

Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. – Киев, 1988.

Каплан, И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах [Текст] : пособие для учителя / И. Е. Каплан. – М. : Просвещение, 1964.

Касторская, М. П. Изучение биографии писателя в 5–7 классах [Текст] / М. П. Касторская // Очерки по методике литературного чтения в 5–7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. – М. ; Л., 1951. – С. 120–140.

Классика и современность [Текст] : материалы в помощь учителю литературы. – Архангельск, 1999.

Крайванова, А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе [Текст] / А. Р. Крайванова // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. – Вологда, 1984. – С. 40–46.

М. Ю. Лермонтов в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. – М. : Просвещение, 1976.

Петухова, Т. Н. Изучение биографии Некрасова в 5–7 классах [Текст] / Т. Н. Петухова // Очерки по методике литературного чтения в 5–7 классах средней школы / под ред. А. Д. Александрова. – М. ; Л., 1951. – С. 141–161.

Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе [Текст] : книга для учителя / сост. Е. П. Пронина. – М. : Просвещение, 1985.

Пушкин и духовная культура: традиции и новаторство [Текст] : метод. указания к уроку литературы в средней школе. – M. ; СПб., 1999.

Самойленко, Г. В. Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе [Текст] : пособие для учителя / Г. В. Самойленко [и др.]. – Киев, 1988.

Слово о полку Игореве [Текст] / под ред. Т. Андриановой-Поретц. – М. ; Л., 1950. – (Серия «Литературные памятники»).

Слово о полку Игореве [Текст] : ист.-лит. очерк. – М. : Просвещение, 1976.

Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе [Текст] / М. В. Теплинский. – Киев, 1985.

Тургенев в школе [Текст] : пособие для учителя / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М. : Просвещение, 1981.

Чернова, И. И. Творчество А. Т. Твардовского в школьном изучении [Текст] : учеб. пособие / И. И. Чернова. – Псков, 1999.

Шинина, А. В. Изучение биографии писателя (на материале Л. Н. Толстого) [Текст] / А. В. Шинина // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е. Н. Колокольцева. – М., 1990. – С. 65–82.

Дополнительная литература для учащихся:

Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов [Текст] : книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. – М. : Просвещение, 1984.

А. С. Пушкин : школьный энциклопедический словарь [Текст] / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин ; под ред. Коровина В. И. – М. : Просвещение, 1999.

Граник, Г. Г. Русская литература. От былин до Крылова [Текст] : книга для чтения / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. – М. : Баласс, 2007. – 240 с. : ил.

Древнерусская литература [Текст] : книга для чтения. 5–9 классы / сост., вступ. ст., примеч. Е. Рогачевской. – М. : Школа-Пресс, 1996.

Каплина, В. С высоты шукшинского Пикета [Текст] : книга-репортаж о Шукшинских чтениях. К 70-летию В. М. Шукшина / В. Каплина, В. Брюхов. – Барнаул : ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф. словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 1. / гл. ред. С. И. Самсонов. – М. : Либерея, 1998.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф. словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 2. / гл. ред. С. И. Самсонов. –М. : Либерея, 1999.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биограф. словарь [Текст] : в 3 ч. Ч. 3 / гл. ред. С. И. Самсонов. – М. : Либерея, 2000.

Пушкин и его время, 1799–1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта [Текст] : сб. / предисл. М. Филина. – М. : ТЕРРА, 1997.

Русская литература [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М. : Дрофа, 1998.

Русская литература [Текст] : популярная иллюстрированная энциклопедия / С. В. Стахорский. – М. : Дрофа-Плюс, 2007.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М. : Просвещение, 1990.

Русские писатели. XIX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. – М. : Дрофа, 2000.

Русские писатели. XX век. Биографии [Текст] : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / В. В. Агеносов [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

Русские писатели. Библиогр. словарь [Текст] : в 2 ч. / ред.-сост. П. А. Николаев. – М. : Просвещение, 1990.

Степанов, Н. М. Тетрадь по литературе. 9 классе : (к учебнику «История твоей литературы») [Текст] / Н. М. Степанов, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2013.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиограф. справочник. Ч. 1. А–Л / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст] : биобиблиограф. справочник. Ч. 2. М–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2002.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиограф. справочник. Ч. 1. А–М / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2005.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен [Текст] : биобиблиограф. справочник. Ч. 2. Н–Я / Г. Н. Тубельская. – М. : Школьная библиотека, 2006.

Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. И. Новиков, Г. А. Шкловский. – М. : Педагогика-Пресс, 1998.

Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература [Текст]. – Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2000.

Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература [Текст]. – Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература [Текст] .– Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.

Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература [Текст]. Ч. 2 : XX век / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.

Энциклопедия литературных героев [Текст]. – М. : Агроф, 1997.

Я познаю мир. Литература [Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М. : ООО «Фирма Изд-во АСТ», 1988.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л. О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века

http://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

Академик Дмитрий Сереевич Лихачев

http://likhachev.lfond.spb.ru

Белинский Виссарион Григорьевич

http://www.belinskiy.net.ru

Булгаковская энциклопедия

http://www.bulgakov.ru

Герцен Александр Иванович

http://www.gercen.net.ru

Гоголь Николай Васильевич

http://www.nikolaygogol.org.ru

Гончаров Иван Александрович

http://www.goncharov.spb.ru

Грибоедов Александр Сергеевич

http://www.griboedow.net.ru

Добролюбов Николай Александрович

http://www.dobrolyubov.net.ru

Достоевский Федор Михайлович

http://www.dostoevskiy.net.ru

Жуковский Василий Андреевич

http://www.zhukovskiy.net.ru

Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.tolstoy.ru

Карамзин Николай Михайлович

http://www.karamzin.net.ru

Крылов Иван Андреевич

http://www.krylov.net.ru

Куприн Александр Иванович

http://www.kuprin.org.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.lermontow.org.ru

Островский Александр Николаевич

http://www.ostrovskiy.org.ru

Некрасов Николай Алексеевич

http://www.nekrasow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

http://www.aleksandrpushkin.net.ru

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

http://www.saltykov.net.ru

Толстой Лев Николаевич

http://www.levtolstoy.org.ru

Тургенев Иван Сергеевич

http://www.turgenev.org.ru

Тютчев Федор Иванович

http://www.tutchev.net.ru

Фонвизин Денис Иванович

http://www.fonvisin.net.ru

Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.chernishevskiy.net.ru

Чехов Антон Павлович

http://www.antonchehov.org.ru

Средства обучения

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII–XIX вв.».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».

4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В. И. Даль).

5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Репродукции:

1. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи».

2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

1. М. Ю. Лермонтов.

2. Н. В. Гоголь.

3. Ф. М. Достоевский.

4. Л. Н. Толстой.

5. А. А. Блок.

6. С. А. Есенин.

7. В. В. Маяковский.

8. Поэты Серебряного века.

Альбомы раздаточного материала по литературе:

1. М. Ю. Лермонтов.

2. Л. Н. Толстой.

3. Н. В. Гоголь.

4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на СD, DVD:

1. CD «Английская и американская литература» (DVD-box).

2. CD «Библиотека мировой литературы» вып. 1 (DVD-box).

3. CD «Библиотека русской классики» вып. 1–3 (DVD-box).

4. CD «Древнерусская культура: литература и искусство» (DVD-box).

5. CD «Мифы Древней Греции».

6. CD «Русская драматургия: от Сумарокова до Хармса» (DVD-box).

7. CD «Русская литература 8–11 классы».

8. CD «Русская литература от Нестора до Маяковского» (DVD-box).

9. CD «Русская поэзия (XVII–XX вв)» (DVD-box).

10. Аудиокниги (комплект CD).

Видеофильмы на DVD:

1. «А. С. Пушкин Лицейские годы».

2. «Древнерусская литература 10–11кл.».

3. «Из истории русской письменности – 2».

4. «Классики русской литературы».

5. «В мире русской литературы –1».

6. «В мире русской литературы –2».

7. «Биографии писателей – 1».

8. «Биографии писателей – 2».

9. «Писатели России».

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

УО – устный ответ

Т – тест

КР – контрольная работа

СД – свободный диктант

С – сочинение

ДC – домашнее сочинение

ПР – практическая работа

ДПР – домашняя практическая работа

СР – самостоятельная работа

ДСР – домашняя самостоятельная работа

И – изложение